Обучение в сотрудничестве подростков с ограниченными возможностями здоровья
статья на тему

Шаргородская Любовь Вадимовна

 

В России с каждым годом растет процент рождаемости детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), поэтому остро встает вопрос эффективного обучения таких детей. На современном этапе в связи с разнообразной структурой дефектов и количеством детей с ОВЗ активно используются нетрадиционные методы обучения.

Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Оно также отражает личностно-ориентированный подход. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya1.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Шаргородская Л.В., Пацюк С.И.

Обучение в сотрудничестве подростков с ограниченными возможностями здоровья

Друзья мои! Идите твёрдыми шагами

                                                по стезе, ведущей в храм согласия,

                                           а встречаемые по пути препоны

                                           преодолевайте с мужественною

                 кротостью льва.

Козьма Прутков

В России с каждым годом растет процент рождаемости детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), поэтому остро встает вопрос эффективного обучения таких детей. На современном этапе в связи с разнообразной структурой дефектов и количеством детей с ОВЗ активно используются нетрадиционные методы обучения.

Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Оно также отражает личностно-ориентированный подход. [1, С. 27]

Идеи обучения в сотрудничестве на протяжении всего времени развиваются усилиями многих педагогов во многих странах мира, ибо сама идея обучения в сотрудничестве чрезвычайно гуманна по самой своей сути, и следовательно — педагогична. [1, С. 26]

Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах использовалось в  педагогике очень давно. Идея обучения в группах относится к 20-м годам XX столетия. Но разработка технологии совместного обучения в малых группах началась лишь в 1970-е годы. Первые описания этого метода появились в печати в конце 1970-х — начале 1980-х годов в разных странах мира (Великобритания, Канада, Западная Германия, Австралия, Нидерланды, Япония, Израиль и др.). [1, С. 25]

Основная идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов из университета Джона Хопкинса (Р. Славин, 1990), университета Миннесота (Роджерс Джонсон и Дэвид Джонсон, 1987) и группой Дж.Аронсона (1978, Калифорния), а также группой Шломо Шаран из Тель-Авивского университета, Израиль (1988). Идеологии обучения в сотрудничестве в Северной Америке, с одной стороны, в Израиле и Европе — с другой, несколько отличаются. Вместе с тем, их объединяют общие принципы и подходы. В Америке обучение в сотрудничестве в большей мере нацелено на формирование определенных навыков, умений, усвоение понятий, академических знаний, предусмотренных программой. В Израиле и в Европе такое обучение в большей мере ассоциируется с проектной деятельностью на уроках, с организацией дискуссий. [1, С. 25]

Благодаря такому виду обучения усваивается большой объем материала за короткий промежуток времени, воспитывается ответственность, дети учатся говорить, слушать и слышать друг друга, развиваются межличностные отношения. Практика показывает, что вместе учиться не только легче, но и значительно эффективнее. Причем, важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу решить любые проблемы, разделить радость успеха и горечь неудачи – так же естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни.  

Обучение в сотрудничестве – это совместное обучение, в результате которого учащиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а, не потребляя их уже в готовом виде. Надо также иметь в виду, что целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития. Очень важен здесь эффект социализации, формирования коммуникативных умений. Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Ученики благодаря обучению в сотрудничестве и помощи педагога учатся взаимодействовать в группе с любым партнером или партнерами, вежливо и доброжелательно общаться, работать активно, серьезно относясь к полученному заданию.

В рамках курсов «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе» и «Использование нетрадиционных методик и технологий в специальном образовании» по учебным планам подготовки студентов дефектологического профиля был разработан проект по обучению в сотрудничестве детей с ограниченными возможностями  здоровья  на занятиях по географии на тему: «Путешествие по странам», который учитывал специфику этого метода обучения. Входе создания проекта мы ставили перед собой задачу познакомить сокурсников не только с особенностями организации и построения образовательного процесса с детьми с ОВЗ в школе, но и раскрыть наличие арсенала специальных путей и средств в разрешении проблемы развития, умение выстраивать индивидуальный образовательный маршрут, а также познакомить с принципами организации работы обучения в сотрудничестве.

Занятие по географии на тему: «Путешествие по странам» можно проводить как в реальных, так и в виртуальных условиях (надомное дистанционное обучение). Большое количество детей, подростков в связи со своей спецификой дефекта находятся на домашнем обучении. Нами был рассмотрен лишь один из вариантов дистанционного обучения.

Кольский полуостров расположен на крайнем северо-западе Европейской части России. В связи со специфическими особенностями рельефа в   Мурманской области  многие районы находятся на отдалении друг от друга – возникают трудности с транспортом, и, следовательно,  трудности с доставкой детей с ОВЗ в образовательные учреждения, поэтому мы разработали, на наш взгляд, эффективный способ обучения при помощи компьютерных и Интернет-технологий.

При проведении реального занятия следует придерживаться следующих принципов организации работы:

  1. Педагогу необходимо специально распланировать помещение: по периметру  кабинета должны располагаться компьютеры с выходом в Интернет для того, чтобы ученики могли найти нужную им информацию, в середине необходимо разместить четыре стола для работы за ними творческих групп, при этом, педагог садится за отдельный стол и наблюдает за участниками творческих групп; 

Схема         1.  Планировка помещения.

  1. В среднем могут принимать участие 20 человек;
  2. Нужно разделить учащихся на 4 творческие группы по 5-6 человек;
  3. Учащиеся должны распределить все задания между собой и определить для себя оптимальное время для выполнения каждого задания;
  4. Ученики могут задавать друг другу вопросы по обсуждаемому материалу;
  5. Педагог после занятия ставит одну оценку на всю группу.

При проведении виртуального занятия следует придерживаться следующих принципов организации работы:

  1. Ученикам с ОВЗ необходимо иметь персональный компьютер;
  2. Каждому ученику следует иметь Интернет-выход;
  3. Для того, чтобы связаться с педагогом и другими участниками творческих групп каждому ученику необходимо иметь веб-камеру;
  4. С помощью веб-камеры ученики могут задавать друг другу вопросы по обсуждаемому материалу.

Занятие по географии на тему «Путешествие по странам» было разработано для детей, учащихся в седьмом классе. С помощью этого занятия мы хотели выработать у учащихся знания о многообразии стран в мире, их характерных особенностях, национальных традициях, а так же развивать у школьников умение обобщать, систематизировать и анализировать, работать с Интернет-ресурсами и воспитывать ответственность за свои действия.

Девизом творческих групп является: «Помогая другим, мы учимся сами!». Перед проведением занятия педагог переносит презентацию на заданную тему на каждый компьютер, с которым будут работать ученики. Для надомного обучения педагог также переносит презентацию на персональный компьютер каждого ученика с ОВЗ, с которой они работают самостоятельно, а через телемост дети обмениваются впечатлениями.  Также педагог определяет смешанные группы учащихся с разной успеваемостью, при этом эти группы не должны быть постоянными при изучении других  тем и проведении других занятий, и рассаживает учеников за рабочие места.

Ученики должны распределить время так, чтобы его хватило для поиска ответов, на предложенные в презентации вопросы, и для защиты своих проектов, выступления перед остальными творческими группами. Каждой группе дается по одной стране (Египет, Германия, Мексика, Япония) и перечень вопросов, на которые они должны ответить с помощью Интернет - источников. Чтобы не возникли конфликты между творческими группами учащихся,  выбор стран проводится с помощью жеребьевки. Творческим группам предоставляется презентация, содержащая сведения об общей картине мира с отмеченными на ней странами и локальное их расположение, предоставляются иллюстрации национальных костюмов, гербов и флагов всех стран по отдельности, а так же ученики могут прослушать национальные гимны каждой страны.

Столы в  середине компьютерного класса предназначены для того, чтобы участники творческих групп могли  распределять между собой вопросы и обсуждать ответы. Во время работы ученики взаимодействуют, советуются, общаются, помогают друг другу. В конце обсуждения учащиеся выступают с докладами перед всем классом по очереди, защищая свой проект. В конце самого занятия (занятий) проводится викторина для проверки и закрепления полученных знаний, которая состоит из заданий на сопоставление картинок, интересных фактов, полученных в результате докладов всех групп. В обучении в сотрудничестве важен вклад каждого члена творческой группы, следовательно, педагог ставит одну оценку на каждую группу.

При проведении  виртуального занятия, педагог предварительно высылает на почту каждому ученику с ОВЗ презентацию на заданную тему, указав определенную страну. Педагог выступает в качестве модератора. Модератор - это лицо, отвечающее за соблюдение участниками установленных норм поведения, управляющий процессом. Ученик при помощи Интернет-источников отвечает на вопросы, которые указаны в презентации по заданной стране. При помощи таких программ, как «Skype», «ooVoo» можно связаться с педагогом и другими участниками творческого процесса, организуется телемост. Телемост - совокупность технических и организационных мер, направленных на обеспечение двусторонней аудио и видеосвязи между двумя и более удалёнными объектами средствами телевизионной техники, спутниковой или какой-либо другой связи. Один из видов групповой телекоммуникации.

Участники творческого процесса  при помощи технического оборудования и установленных программ связи могут обсуждать между собой вопросы,  дискутировать, рассуждать и защищать свой проект перед педагогом. Оценка ставится каждому из учащихся.

После того, как было разработано занятие по географии на тему: «Путешествие по странам», мы предварительно, в рамках курса «Использование нетрадиционных методик и технологий в специальном образовании», провели его на студентах, чтобы окончательно убедиться в эффективности обучения в сотрудничестве.   Были организованы четыре творческие группы в компьютерном классе. Студенты дружно обсуждали все вопросы, распределяли их между собой, взаимодействовали друг с другом, работали за компьютерами и активно выступали перед другими участниками творческих групп. Никто не остался в стороне, студенты были довольны проведением занятия, получили массу удовольствия и мощный эмоциональный заряд.

Таким образом, обучение в сотрудничестве – эффективный метод проведения занятий, он учит детей взаимодействовать друг с другом,

общаться и помогать своим партнёрам.

Список литературы:

  1. Бухаркина М.Ю. Новые педагогические  и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /  М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров, Е.С. Полат, под ред. Е. С. Полат. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 272 с.
  2. Моисеева М.В. Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. В. Моисеева, А. Е. Петров, Е.С. Полат,  под ред. Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 400 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игровые приемы в обучении изо - деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)"

Данный материал будет полезен воспитателям, педагогам, которые работают с детьми с ОВЗ. С помощью определенной системы игровых приемов, используемых в изо - деятельности, можно достигнуть наилучших ре...

Эссе «Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации»

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно- технического прогресса во все ее сферы диктует, нам, педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспи...

Авторская разработка инновационно-экспериментального проекта по теме: «Мягкая школа. Сенсорная реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья»

Проект направлен на решение одной из самых главных на сегодняшний день проблем в социальной сфере - успешную адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья в современный социум посредством сво...

Особенности детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье рассмотрены особенности детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья....

«Физическое и психическое здоровье – основа успешного обучения в школе детей с ограниченными возможностями здоровья»

   Готовить ребенка  с ОВЗ к школе – это значит не только обеспечить  количество определенных представлений, но и формировать качественные мыслительные способности. И ...

Тренинг развития коммуникативных навыков у подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Формирование коммуникативных навыков у подростков с ограниченными возможностями здоровья, умения сотрудничать и принимать других....