Консультация для родителей "Криотерапия как средство развития мелкой моторики детей с ОВЗ"
консультация по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Слажнева Оксана Александровна

Выступление на клубе "Компетентный родитель"- знакомство с нетрадиционными методами развития мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krioterapiya.docx66.2 КБ
Файл obyavlenie_na_klub.docx48.54 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ  «Детский сад комбинированного вида №1 Сибирячок».

Консультация для  клуба

 «Компетентный родитель»

«Криотерапия как средство развития

мелкой моторики

детей с ОВЗ»

http://msk.obninskiy.net/uploads/images/c/5/5/0/3/bcaad01b4c.jpg

                                                                                                        Консультацию подготовила

                                                            воспитатель первой

                                                                             квалификационной категории

                                                     Слажнева О.А.

                                                                                                                                                                                                                       

г.Бердск, 2019

Криотерапия как средство развития мелкой моторики детей с ОВЗ

Цель: Познакомить участников клуба с нетрадиционными методами развития мелкой моторики рук (криотерапией).

Оборудование:   Су-Джоки, льдинки с замороженными внутри бусинками, крашенные пищевым красителем, бумажные полотенца.  

В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант.

Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому развитие мелкой моторики имеет большое значение для развития ребенка.

Развивая мелкую моторику, совершенствуется не только ловкость и точность рук, но и развивается мозг ребенка, творческие способности, фантазия и речь.

Существует большое количество традиционных методов развития мелкой моторики: пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук, графические упражнения, игры на развитие тактильного восприятия. Эти методы подробно изучены и широко представлены в педагогической литературе и активно используют в коррекционно – развивающей работе. Интересным для меня стало обратить внимание именно на нетрадиционные методы, малораспространенные.

Сегодня я познакомлю вас с одним из нетрадиционных методов развития мелкой моторики, который я  с недавних пор начала  использовать  в своей работе. Это – криотерапия.

Криотерапия (от латинского "крио" - холод и "терапия" – лечение, воздействие). Этот метод пришел в коррекционную педагогику из медицины, которая успешно использует его в лечении и оздоровлении. Это лечение холодом. Но в нашем случае оздоровительный эффект дает не холод, а контраст высокой и низкой температур попеременно, другими словами, воздействие на кисти рук низких и высоких температур попеременно, контрастная терапия. Благодаря этому приходит в норму мышечный тонус, мелкие мышщы сокращаются. Все эти аспекты способствуют совершенствованию более тонких движений кисти рук, ведет к выполнению четких движений, как следствие развивается двигательная зона и улучшается процесс развития речи.

    Проведение криотерапии  также не требует специальной и долгой подготовки. Для занятий используют ледовые фигурки, кубики.  Чтобы приготовить различные форменные ледовые фигуры  мы используем специальные формы для замораживания. В качестве формочек применяют стандартные квадратные отсеки, формы из-под конфет, формочки для выпечки (зайчики, мишки, круги, цветочки, полумесяцы и другие). Для приготовления льда специалисты наливают воду в формы. Для того, чтобы детям было более интересно манипулировать с ледяными кубиками, можно придать им цвет, разнообразную форму или просто поместить «секретик» в замороженный кусочек льда. Я сделала свои льдинки многоразовыми, заполнила маленькие шарики водой, и теперь после занятия шарики снова отправляются замораживаться, что облегчает дальнейшую подготовку. Методика показана при детском церебральном параличе, синдроме Дауна, аутизме, задержке речевого развития на фоне стрессовых ситуаций.

Криотерапия имеет свои противопоказания – это эписиндром и часто и длительно болеющие дети и свою методику проведения. Криотерапия проводится в три этапа:

  1. КРИОКОНТРАСТ - на этом этапе детям дается по кусочку льда и  перебирают его в ладошках в течение 10-15 секунд. Затем кладем кусочек льда на тарелку и согреваем руки, это можно сделать в тазике с теплой водой или на бутылке с горячей водой 10-15 секунд. Затем снова берем в руки лед, и такой криоконтраст проводится три раза. (Берем льдинку и в течении10-15 секунд перебираем в руках над тарелочкой, чтобы не капало на пол, можно проговаривать слова: « Льдинку нежно я пожму и в тарелку положу» Теперь нам нужно согреть руки так как мы взрослые можем согреть руки простым потиранием рук друг об друга. Поскольку перед нами стоит чисто ознакомительная задача, а не оздоровительная то проделывать процедуру криоконтраста трижды мы не станем.   Перейдем к следующему этапу.)
  2. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА – На этом этапе мы проводим любую пальчиковую гимнастику, которую знают ваши дети. Так как у нас сейчас осень я предлагаю придумать действие к данному тексту:

Мы сегодня рано встали

За грибами в лес пошли.

Грузди, рыжики, волнушки

В кузовочке принесли.

Теперь переходим к третьему этапу это-

     3 РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ на этом этапе мы проводим массаж рук при помощи предметов различных фактур. Это могут быть  Су-Джок шарики, шишки, массажные мячи, аппликатор Кузнецова).  Данная технология  позволяет достичь детям определенных результатов.

  • Дети легче усваивают и самостоятельно выполняют сложные пальчиковые комбинации.
  • Легче и быстрее происходит развитие графических и изобразительных умений.
  • Лучше развивается память и мышление.

Благоприятное воздействие оказывает криотерапия и на эмоциональную сферу: у детей стабилизируется эмоциональный фон, ослабевает психоэмоциональное напряжение, формируется положительный настрой на занятие.

Метод криотерапии способствует развитию не только мелкой моторики, но и интеллектуальной сферы детей. Играя в игры со льдом, дети учатся выполнять многоступенчатую инструкцию, развивается произвольная регуляция, возрастает познавательная активность и интерес к занятиям, а также происходит оздоровление организма.

Из практики, могу сказать, что занятия, на которых используются игры со льдом, проходят более продуктивно и материал усваивается лучше и быстрее, а также у ребят сохраняется интерес до конца занятия.

Мастер-класс

 «Иглотерапия и криотерапия – развиваем мелкую моторику рук»

Цель: Познакомить участников фестиваля методического мастерства с нетрадиционными методами развития мелкой моторики рук (криотерапией и иглотерапией)

Оборудование:   Модули аппликатора Кузнецова, льдинки с замороженными внутри бусинками, крашенные пищевым красителем, бумажные полотенца.  

Добрый день уважаемые коллеги! Хочу представить вам мастер- класс на тему:

«Иглотерапия и криотерапия – развиваем мелкую моторику рук»

СЛАЙД№1

В наш век глобальной компьютеризации с каждым годом увеличивается число детей, которые имеют значительные отклонения в развитии речи. Дети большую часть свободного времени проводят за всевозможными гаджетами, забыв про обычные детские игры, которые зачастую дают больше развития чем современные технологии. Учеными доказано, что тренировка тонких движений пальцев оказывает большое влияние на развитие речи детей. Актуальность выбранной мной темы для  мастер-класса объясняется необходимостью знать и уметь применять на практике простые методы развития мелкой моторики воспитателями ДОУ.

СЛАЙД№2

Существует большое множество методов развития мелкой моторики. Условно их можно разделить на традиционные и нетрадиционные методы. С традиционными методами мы все хорошо знакомы и ежедневно применяем их в своей практике. Это и всевозможные шнуровки и штриховки, мозаики и т.д. А вот нетрадиционные методы мы применяем не всегда, т.к они кажутся нам сложными в применении и требующие много подготовки. К таким методам можно отнести:

  • Су-Джок терапию
  • Криотерапию
  • Иглотерапию
  • Пальчиковый и теневой театр
  • Все нетрадиционные художественные техники( аппликация из природного материала, оригами, рисование пальчиками, пластилинография и т.д)

Мне хочется подробнее познакомить Вас с двумя нетрадиционными методами развития мелкой моторики, которые я применяю в своей педагогической практике. Они не требуют специальной и большой подготовки. Эти методы очень полюбились не только мне но и моим детям. Речь пойдет о КРИОТЕРАПИИ и ИГЛОТЕРАПИИ.

СЛАЙД№3

Итак, первый метод – Иглотерапия. Дословно переводится, как лечение иглами. Конечно, иглы мы брать не станем. Проводится эта терапия при помощи аппликатора Кузнецова – лечебный игольчатый профилактический массажер. Разработан в виде сборной конструкции, элементом которой является игольчатый модуль. Он очень хорош как стимулятор развития мелкой моторики, аппликатор при помощи большого количества иголок создает мощный поток нервных импульсов, идущих от конечностей в головной мозг. Иглотерапия имеет противопоказания в применении это наличие папиллом и других нарушений кожного покрова в месте соприкосновения аппликатора с поверхностью кожи.  Знакомство ребенка с аппликатором начинаю с ладоней. Сидя за столом кладу свои ладони на аппликатор , ребенок проделывает то же самое на своем аппликаторе. Ребенок самостоятельно регулирует силу прижатия ладоней к аппликатору, он должен чувствовать легкое покалывание и тепло в зоне соприкосновения с аппликатором. Ни в коем случае недопустимо, чтобы дети испытывали болезненные ощущения и дискомфорт. Как правило им нравятся полученные ощущения и они воспринимают процесс занятия как игру. Но для того чтобы игра оказывала развивающее действие она должна содержать задания. Например ребенок должен по- разному касаться поверхности массажера:

  • То  всей ладошкой
  • То одним пальчиком скачем по тропинке
  • То еле-еле касаемся поверхности
  • То сильно прижимаем ладошки к поверхности массажера

Как,  наверное, вы успели заметить - особой подготовки к проведению данной методики не требуется. Даже сам процесс перебирания отдельных модулей аппликатора уже оказывает оздоровительный эффект.

Отдельные модули можно использовать по - разному:

  • Искать отдельные модули в сухом бассейне
  • Использовать модули, как фишки в настольной игре

Следующий метод развития мелкой моторики – это КРИОТЕРАПИЯ

СЛАЙД№4

Это лечение холодом. Но в нашем случае оздоровительный эффект дает не холод, а контраст высокой и низкой температур попеременно, другими словами говоря, воздействие на кисти рук низких и высоких температур попеременно, контрастная терапия. Благодаря этому приходит в норму мышечный тонус, мелкие мышщы сокращаются. Все эти аспекты способствуют совершенствованию более тонких движений кисти рук, ведет к выполнению четких движений, как следствие развивается двигательная зона и улучшается процесс развития речи.

    Проведение криотерапии  также не требует специальной и долгой подготовки. Нам понадобятся только кусочки льда, которые вы можете заготовить на несколько раз. Криотерапия имеет свои противопоказания – это эписиндром и часто и длительно болеющие дети и свою методику проведения. Криотерапия проводится в три этапа:

  1. КРИОКОНТРАСТ - на этом этапе детям дается по кусочку льда и  перебирают его в ладошках в течение 10-15 секунд. Затем кладем кусочек льда на тарелку и согреваем руки, это можно сделать в тазике с теплой водой или на бутылке с горячей водой 10-15 секунд. Затем снова берем в руки лед, и такой криоконтраст проводится три раза. Для того чтобы было интереснее играть с кусочками льда их можно подкрасить пищевыми красителями или заморозить маленькую игрушку, можно добавить аромомасло (если уверены в том, что у детей нет аллергических реакций) Теперь вытираем руки бумажным полотенцем и переходим ко второму этапу это:
  2. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА – На этом этапе мы проводим любую пальчиковую гимнастику, которую знают ваши дети. Так как у нас сейчас осень я предлагаю придумать действие к данному тексту:

Мы сегодня рано встали

За грибами в лес пошли.

Грузди, рыжики, волнушки

В кузовочке принесли.

Теперь переходим к третьему этапу это-

     3 РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ на этом этапе мы проводим массаж рук при помощи предметов различных фактур. Это могут быть  Су-Джок шарики, шишки, массажные мячи, аппликатор Кузнецова).  Представленные мною в мастер-классе, нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук, используются мною в педагогической практике довольно давно и позволяют достичь детям определенных результатов.

  • Дети легче усваивают и самостоятельно выполняют сложные пальчиковые комбинации.
  • Легче и быстрее происходит развитие графических и изобразительных умений.
  • Лучше развивается память и мышление.

Криотерапия и иглотерапия - изначально имеют медицинскую направленность. Это значит, что положительный эффект от их использования доказан не только педагогами но и медицинскими исследованиями.

   А сейчас уважаемые коллеги, предлагаю Вам пройти все три этапа криотерапии на практике. Все этапы, которые будем проходить,  выводятся на экране.

СЛАЙД№5

1 этап      КРИОКОНТРАСТ

Берем льдинку и в течении10-15 секунд перебираем в руках над тарелочкой, чтобы не капало на пол, можно проговаривать слова: « Льдинку нежно я пожму и в тарелку положу» Теперь нам нужно согреть руки так как мы взрослые можем согреть руки простым потиранием рук друг об друга. Поскольку перед нами стоит чисто ознакомительная задача, а не оздоровительная то проделывать процедуру криоконтраста трижды мы не станем.   Перейдем к следующему этапу  

СЛАЙД№6

2 этап  ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Так как у нас сейчас осень я предлагаю придумать действие к данному тексту:

Мы сегодня рано встали

За грибами в лес пошли.

Грузди, рыжики, волнушки

В кузовочке принесли.

Продемонстрируйте гимнастику, которая у вас получилась.

Теперь переходим к третьему этапу  

СЛАЙД№7

3 этап РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ

Проводим массаж при помощи аппликатора Кузнецова. Я предлагаю вам придумать задания для массажа на аппликаторе. Перед вами лежат массажные дорожки, сделанные из модулей аппликатора, придумайте и озвучьте задания для проведения массажа. Через минуту мы выслушаем ваши версии.

СЛАЙД№8

На этом у меня все, я надеюсь, что мои методы пригодятся вам в вашей деятельности. Большое спасибо за внимание и сотрудничество.



Предварительный просмотр:

C:\Users\Vadim\Desktop\055.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Оригами как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»

Занятия по оригами вносят вклад в психическое развитие детей. Они способствуют развитию пространственных представлений, практическому освоению некоторых представлений, физических закономерностей, позн...

Консультация «Пальчиковый театр как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста»

Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя....

Консультация для родителей «Пластилинография - как средство развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста»

В данной статье кратко раскрывается понятие пластилинографии. Необходимость занятий пластилинографией для развития мелкой моторики пальцев рук, даются советы по правильному выбору материалов для занят...

Консультация «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей»

В период дошкольного детства происходит активное развитие ребенка. Особенно совершенствуется мелкая моторика кисти руки ребёнка, оказывающее влияние на развитие всех когнитивных фу...

Консультация «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей».

Консультация«Пальчиковые игры как средство развитиямелкой моторики у детей»....

Консультация для родителей на тему: «Кинетический песок, как средство развития мелкой моторики детей»

Данную консультацию я посвятила знакомству родителей с одним из новых универсальных средств развития детей - кинетическому песку. В дошкольном возрасте особое внимание стоит уделить развитию мелкой мо...

консультация "Пальчиковый театр, как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. "

В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Исследуя ее ученые доказали, что уровень развития детской речи находится в прямо...