проект "Театральная деятельность как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста"
проект по коррекционной педагогике (младшая группа)

Быстрицкая Анна Александровна

Проект на один учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_teatralnaya_deyatelnost.docx35.5 КБ

Предварительный просмотр:

КУ «Урайский специализированный Дом ребенка»

ПРОЕКТ НА ТЕМУ:

«Театральная деятельность как средство социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста»

ГРУППА №8 «МЫШАТА»

на 2018-2019 учебный год

Подготовила воспитатель гр.№8:

Быстрицка А.А.

г. Урай

2018г.

Актуальность

В современном социокультурном пространстве дошкольнику, чтобы стать легко адаптирующимся, коммуникабельным, необходимо овладеть коммуникативными навыками.

Нельзя обучать детей общению без различных видов деятельности, так как в них у детей происходит взаимодействие друг с другом.

Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребенка происходит в дошкольный период, ведь первый опыт общения во многом определяет характер отношения к себе и другим, к миру в целом. Коммуникативные способности – это те способности, которые можно и нужно развивать. Другими словами детей нужно учить умению общаться, учить культуре общения.

В дошкольном возрасте дети очень любознательны, у них есть желание познавать окружающий мир. Поэтому это самый благоприятный период для развития у детей творческих способностей. Занятия по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста играют важную роль в формировании личности ребенка. Дети, обладающие творческими способностями, имеют более устойчивую психику, более общительные и коммуникабельны.

Театр – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Исследованием развития и руководства театрализованными играми детей дошкольного возраста занимались Д.В.Менджерицкая, В.Ф.Ширяева, Н.В.Карпинская, Л.С.Фурмина, Т.Н.Караманенко, С.Л.Новоселова, Н.А.Ветлугина, Л.В. Артемова и др. Все они считают театрализованную игру (игру-драматизацию) предэстетической деятельностью, усматривая в ней источник художественного творчества.

Театрализованная игра, по словам О.Акуловой является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре также осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Автор выделяет значение театрализованной игры и для речевого развития – совершенствования диалогов и монологов, освоение выразительности речи

Поэтому театрализованная деятельность стала значительным помощником в развитие коммуникативных способностей дошкольников. Занятия, включающие в себя театрально-игровую деятельность, способствуют развитию творческих и речевых способностей детей.

Театрализованная деятельность даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть коммуникативный и творческий потенциал взрослого человека.

Участники проекта: дети разновозрастной группы, воспитатели.

Продолжительность: длительный. Данный проект осуществляется в течение 8 месяцев (с сентября по май)

Цель проекта:

 создание условий для развития социально-коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста средствами  театрализованной деятельности.

Задачи проекта:

  • Подобрать методики и с их помощью определить  уровень социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста;
  • Создать предметно-развивающую среду в группе  по направлению деятельности;
  • Обеспечить взаимосвязь театрализованной игры с другими видами детской деятельности в едином педагогическом процессе;
  • Развивать у детей интерес к театрализованной игре; потребность заниматься ею в самостоятельной деятельности;
  • С помощью театрализованных игр обогащать опыт социальных и коммуникативных навыков в соответствии возраста детей
  • Организовать творческое взаимодействие в совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Ожидаемые результаты:

1.Создание благоприятных условий для раскрытия личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала через приобщение детей к театрализованной деятельности;

2.Приобретение детьми опыта социальных и коммуникативных навыков поведения в соответствии возраста детей:

  • посредством речи налаживать контакты, взаимодействовать со сверстниками, объединяться со сверстниками для игры в группы из 2-3 человек;
  • иметь положительный настрой на соблюдение элементарных правил поведения;
  • проявлять доброжелательность, откликаться на эмоции близких людей и друзей, делать попытки пожалеть сверстника;
  • эмоционально заинтересованно следить за развитием действия в играх-драматизациях, кукольных спектаклях;
  • самостоятельно выбирать игру для совместной деятельности;
  • использовать полученный в процессе игры социальный опыт применительно к повседневной жизни.

3.Создание системы перспективного планирования по театрализованной деятельности;

4.Партнерские взаимоотношения с семьями в рамках совместной работы над проектом (изготовление костюмов, атрибутов для игр, совместное проведение праздников, выпуск газеты);

5.Личностный профессиональный рост педагога.

Методы формирования социально-коммуникативных умений и навыков ребенка:

  • театрализованные игры;
  • игры – драматизации;
  • игры в кукольный театр;
  • инсценирование сказок, рассказов, мини – сценок;
  • обогащение зрительного театрального опыта;
  • сюжетно-ролевые игры.        

Основными условиями реализации проекта являются:

  • Создание обстановки эмоционального благополучия;
  • Творческий подход к содержанию образования;
  • Вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов;
  • Наличие ресурсного обеспечения для театральной деятельности.

Развивающая предметно-пространственная среда и материально-техническое обеспечение:

  • Настольные и напольные ширмы разных размеров.
  • Плоскостные деревянные, пластмассовые или картонные фигуры персонажей сказок.
  • Декоративные украшения (солнце, тучи, деревья, елки, дома, печка и т.п.)
  • Наборы кукол для пальчикового театра, куклы бибабо, рукавички с изображением мордочек животных, мягкие модули, игрушки, изображающие персонажи сказок.
  • Книги с картинками.
  • Магнитная доска, фланелеграф.
  • Музыкальные тонирующие инструменты.
  • Костюмы, маски, элементы костюмов.

Реализация проекта

1 ЭТАП

Подготовительный (сентябрь - октябрь)

1.Выбор темы проекта, изучение методической литературы, информации в интернет-источниках по теме проекта.

2.Разработка пакета методических материалов по театрализованной деятельности .

3.Проектирование предметно-развивающей среды для детских занятий театрализованной деятельностью.

2 ЭТАП

Основной (ноябрь – апрель) Примерное тематическое планирование

Дата проведения

Задачи

Предварительная работа

Использованные материалы

Ноябрь

1 неделя

Знакомство с театром

Сказка «Курочка ряба»

Вызвать интерес к театрализованной деятельности; развивать эмоционально-чувственную сферу детей, побуждая их к выражению свих чувств, и общению; учить вслушиваться в стихотворный текст и соотносить его смысл с выразительными движениями под музыку; активизировать речь.

Чтение и рассматривание картинок сказки «Курочка ряба»

Декорация русской избы; театральная куклы (бабка, дед, яичко, курочка,

мышка)

Ноябрь

2-3 неделя

Выставка

«В гостях у сказки»

. Творческое развитие детей, расширять представление о театральной деятельности, социализация детей.

Беседа с детьми на тему: твоя любимая сказка;

Чтение русских-народных сказок

Книги разных сказок, театральные куклы, декорации для сказок

Ноябрь

4 неделя

Осенний праздник

«В гости к игрушкам»

Помочь сделать детский праздник незабываемым, развивать эмоциональную сферу ребенка, оставить яркий след в его душе.

Беседа на тему: твоя любимая игрушка.

Беседа: Что такое праздник?

Разные игрушки, коробка, корзинки, леденцы-«Петушок», куклы-марионетки «Собачки»

Декабрь

1 неделя

Инсценировка

Сказка «Теремок»

Научить выражать эмоции через движение и мимику; познакомить со сказкой «Теремок»; побуждать к активному восприятию сказки; учить внимательно, слушать сказку до конца и следить за развитием сюжета; активизировать словарный запас

Чтение сказки «Теремок».

Рассматривание иллюстраций по сказке «Теремок».

Игры-упражнения «Кто как кричит»

Хоровод – игра «Мыши на лугу».

Ширма- норка мышки; театральные куклы (мышка, лягушка, лиса, заяц, волк, медведь) и декорации для сказки  теремок

Декабрь

2 неделя

В театре кукол

Знакомить с искусством театра; дать представление о его атрибутике (афиша, зрительный зал, билеты), учить правилам поведения в театре; учить настраиваться на восприятие сказки с первых звуков музыкального вступления, внимательно слушать сказку; учить рассказывать о своих первых впечатлениях сразу по окончании спектакля.

Беседа о театре.

Показ презентаций на тему: «Какие бывают театры», «Театры мира»

Ширма; куклы, декорации, афиши, билеты

Декабрь

3- 4 неделя

Новогодний праздник «Три поросенка»

Порадовать детей, создать сказочную атмосферу занятия; расширить круг воспринимаемых музыкально-драматических образов; побуждать к двигательной активности.

Беседа о новогоднем празднике.

Чтение сказки «Три поросенка»

Костюмы трех поросят, волка; волшебный клубочек;.

Январь

1 неделя

Зайцы на полянке

Побуждать к образному воплощению роли; учить выразительно двигаться; дать интонационно-образное представление о сказке «Заяц-Хваста»; учить выразительной мимике и движениям в играх-этюдах.

Чтение сказки «Заяц-Хваста».

Беседа по сказке.

 Этюды «Зайцы веселятся», «Зайцы увидели охотников».

Декорации снежной полянки; шапочки зайцев для подвижной игры; книга со сказкой «Заяц-Хваста» в обработке А. Толстого.

Январь

2 неделя

Показ настольного и кукольного театра

Сказка «Три медведя»

Знакомство с разновидностями театра, формирование навыка выразительности речи и интонаций

Чтение сказки «Три медведя»

Беседа по сказке «Три медведя»

Декорация русской избы; театральная куклы (медведи, маша)

Январь

3 неделя

Инсценировка

«Три медведя»

Развитие специальных игровых умений, воспитание интереса детей к театрализованной игре

Повторение и пересказ детьми сказки «Три медведя»

Костюмы трех медведей, детская посуда.

Январь

4 неделя

Игра-ситуация «Морозные деньки»

Дать эмоциональный заряд бодрости, радости восприятия наступившей зимы; вовлечь в игровую ситуацию, побуждать к импровизации.

Просмотр картинок «Одежда людей зимой», «Дети гуляют зимой»

Беседа на тему: «Что мы надеваем зимой?»

Кукла Даша в зимней одежде

Февраль

1-2 неделя

Разучивание игр

«Движение героев сказки»

«Угадай по движению»

«Угадай по ритму»

«Угадай по музыке»

Учить угадывать по выразительному исполнению движений героев.

Чтение русских-народных сказок

Бубенчики, металлофон, запись голосов животных

Февраль

3 неделя

Инсценировка

«Зимой, у печки-жарко.»

Приобщать детей к русской национальной традиции; учить инсценировке; учить взаимодействовать друг с другом в игровом сюжете.

Просмотр картинок русской народной одежды;

Беседа на тему: «Быт и традиции народов севера зимой»

Декорация русской избы (половички, веник, почка. Чугун, ухват, стол, самовар, чашки, лавочки); народные костюмы; сервировка для чая; подарки для детей (лепные лошадки, мягкие игрушки зайки и цыплята).

Февраль

4 неделя

«Ловкий

Мышонок»

Дать прикладное понятие о колыбельной; приобщить детей к колыбельной песне; будить воображение детей; познакомить со сказкой В. Бианки, учить отвечать на вопросы по содержанию; вовлечь в игровой сюжет; учить самостоятельно действовать в игре.

Рассказывание сказки

В. Бианки «Лис и мышонок».

Игра «Мышиная зарядка».

Книга со сказкой В. Бианки «Лис и мышонок»; шапочки и лиса и мышат; мягкие игрушки (лис, мышонок); колыбелька для мышонка.

Март

1 неделя

Сюжетно-ролевая игра «У куклы Кати день рождения»

Дать представление о том, как вести себя на дне рождения; побуждать детей к активности и инициативности; вызывать положительные эмоции; способствовать импровизации; учить вступать в игре в диалог.

Беседа на тему: «Как нужно вести себя в гостях»

Просмотр картинок на тему: «Чайная посуда», «Праздничный стол»

 Куклы; сервированный игрушечный стол; подарки для танцев (гномов, снежинок).

Март

2-3 неделя

Сказка на фланелеграфе «Мамины

Детки», показывают дети

Развивать сопереживание, чуткое отношение к другому; учить показывать сказку на фланелеграфе; учить пересказывать содержание знакомой сказки; дать заряд положительных эмоций в этюдах и играх; побуждать к воплощению в игровой образ.

Чтение сказки «Кошка и котята»

Показ сказки «Мамины дети» на фланелеграфе воспитателем

Этюды «Котята просыпаются», «Котята резвятся», «Котята охотятся за мышкой».

 Хоровод-игра «Как кошки расплясались».

Мягкая игрушка кошка; фланелеграф и картинки к сказке «Кошка и котята»; шапочки кошек для подвижной игры.

Март

4 неделя

«Путешествие в деревню к бабушке»

Учить детей вступать во взаимодействие в сюжетно-ролевой игре и распределять  роли; развивать двигательную активность детей; учить внимательно слушать сказку, следить за сюжетом; дать представление о театре игрушек на ковре.

Просмотр картинок и беседа на тему: «Путешествие на автобусе в деревню.»

Чтение сказка «Простоквашино».

Беседа по сказке.

Игра «Едим на автобусе»

Атрибуты для сюжетно-ролевой игры (костюм бабушки, дедушки, шофера); декорации деревни

Апрель

1-2 неделя

Шутки и

потешки

Приобщить детей к русской народной традиции; показать возможности лепной свистульки; познакомить со сказкой в театре лепной игрушки; побуждать детей к ролевому воплощению; учить отчетливо и эмоционально говорить прибаутки и потешки.

Декорации русской избы; лепные свистульки для театра игрушек (барашек, лошадка, птичка); русские костюмы для детей и взрослых.

1. В гости в избу.

2. Сказка в театре лепной игрушки «Лошадка –златогрива и баран-круторог».

3. Пляска под рус. нар. мелодию «Как под горкой, под горой».

Апрель

3 неделя

Инсценировка любимых сказок «Вспомни сказку»

Будить воображение детей; развивать память; вызывать ассоциации; учить пересказывать сказку с помощью предметов (игрушек); учить отвечать на вопросы по содержанию сказки; развивать эмоциональную сторону речи детей; создавать эмоционально- положительный настрой на сказку.

Просмотр презентации «Путешествие в магазин игрушек».

Чтение знакомых сказок

Беседа:»Мой любимый сказочный герой»

Декорации деревянного домика, игрушки персонажей героев знакомых сказок

Апрель

4 неделя

Весенний утренник

«Путешествие в весенний лес»

Учить передавать эмоции и чувства к происходящим переменам в природе весной посредством театрального и музыкального творчества( песенное, танцевальное, инструментально).

Рассматривание картинок с весенними пейзажами.

Беседа на тему: «Признаки весны»

Костюм «Красной шапочки», волка, бабушки, медведя, ежат, декорации для леса, музыкальные инструметы.

3 ЭТАП

Итоговый (май)

1. Презентация проекта в виде театрализованного представления.

2.  Проведение итоговой диагностики уровня сформированности социально-коммуникативных навыков детей.  

3. Обобщение опыта работы на педагогическом совете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театральная деятельность, как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Театральная студия. Опыт работы. Дополнительное образование....

Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.

Дети дошкольного возраста обладают большими потенциальными возможностями для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства, которые заставляют волноваться, сопереживать ...

Лэпбук, как средство развития социально-коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста

С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и наибол...

План самообразования воспитателя "Сюжетно-ролевая игра как средство развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"

План самообразования воспитателя по теме "Сюжетно- ролевая игра как средство развития социально - коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста....

Проект "Сюжетно- ролевая игра как средство развития социально- коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"

Проект "Сюжетно- ролевая игра как средство развития социально- коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"...