План работы педагога-психолога
методическая разработка по коррекционной педагогике

Осипова Елена Петровна

 План работы педагога-психолога на год в соответствии с годовыми задачами ДОО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 22»

 Перспективный план работы

педагога-психолога МБДОУ «Детский сад КВ № 22»

Осиповой Е.П. на 2017-2018 уч. год

Информационная справка.

Педагогический коллектив работает по «Основной образовательной программе дошкольного образования МБДОУ «Д/с КВ № 22» с применением  парциальных, авторских программ.

Основные направления деятельности МБДОУ «Д/с КВ № 22» – непрерывное единство физического и психического здоровья, охрана жизни и укрепление здоровья, обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка.

 Цель профессиональной педагогической деятельности: сохранение и укрепление психологического здоровья воспитанников, развитие и коррекция познавательной, коммуникативной и эмоциональной сферы посредством психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса.

Для реализации поставленной цели определила следующие задачи:

1. Изучить психологические  особенности детей дошкольного возраста для своевременного выявления проблем и определения индивидуального маршрута каждого ребенка.

2. Разработать и реализовать программы игровых коррекционно-развивающих занятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, развитие и коррекцию познавательной, коммуникативной и эмоциональной сферы.

         3. Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение детей с особенностями развития в освоении адаптированной образовательной программы.

 4. Способствовать укреплению психологического здоровья детей раннего возраста через совместные детско-родительские занятия в период адаптации к условиям детского сада;

         5. Оптимизировать взаимодействие с участниками образовательного процесса (педагогами и родителями) через разные виды деятельности.

ГРУППЫ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

п/п

Направление работы

Содержание работы

Сроки проведения

1.

Психопрофилактическое

Проведение коммуникативных игр  в группе

Работа с детьми из неблагополучных семей. Проведение коррекционных занятий, практикумов, консультаций для родителей, педагогов

Наблюдение за поведением детей в свободной и непосредственно образовательной  деятельности в период адаптации к условиям  ДОО

Ноябрь

В течение года

В течение года

3.

Диагностическое

Психолого-педагогическое обследование

(Н. Павлова, Л. Руденко «Экспресс-диагностика в детском саду», Стребелева Е.А. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» , по запросу)

Ноябрь,

 май

4.

Организационное

Составление плана занятий по развивающее-коррекционной работе (групповой, индивидуальной)

Сентябрь, октябрь

5.

Коррекционно-развивающее

Развивающе-коррекционная работа в группе (индивидуальная или подгрупповая)

(А. С. Роньжина «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению», В. Шарохина «Коррекционно-развивающие занятия в младшей группе»)

Октябрь - ноябрь


СРЕДНЯЯ ГРУППА

п/п

Направление

 работы

Содержание работы

Сроки проведения

1.

Психопрофилактическое

Работа с детьми из неблагополучных семей. Проведение коррекционных занятий, практикумов, консультаций для родителей, педагогов

В течение года

Наблюдение за детьми средней группы

В течение года

2.

Диагностическое  

 Проведение психолого-педагогического обследования  детей средней группы (по запросу, по методике Стребелевой  Е.А. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста»,  по запросу)

Октябрь, январь. апрель

4.

Организационное

Подбор методов и методик обследования, составление плана занятий по коррекционно-развивающей работе

(индивидуальной)

Октябрь

5.

Коррекционно-развивающее

Развивающе-коррекционная работа

с детьми средней группы

(индивидуальные занятия)

Октябрь - Апрель


СТАРШАЯ ГРУППА

п/п

Направление

 работы

Содержание работы

Сроки проведения

1.

Психопрофилактическое

Коррекционно-развивающие занятия (групповые, индивидуальные занятия)

Октябрь,

 март

2.

Диагностическое

 

Проведение обследования, подбор диагностических методик, интерпретация данных.

Диагностика развития личности:

- личностное развитие (тревожность)

Составление психолого-педагогической характеристики группы («Социометрия», Н. Павлова, Л. Руденко «Экспресс-диагностика в детском саду»  Стребелева  Е.А. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста)  

Октябрь, апрель

3.

Организационное

Комплектование подгрупп и составление плана занятий по развивающее-коррекционной работе.

Октябрь

4.

Коррекционно-развивающее

Коррекционно-развивающая работа в старшей группе (индивидуальная, групповая)

(В. Шарохина «Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе», Катаева Л.И. «Коррекционно-развивающие занятия», программа Ю.В. Останкова «Система коррекционно-развивающей работы по подготовке детей к школе»)  

Октябрь - апрель

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

п/п

Направление

 работы

Содержание работы

Сроки проведения

1.

Психопрофилактическое

Работа с детьми из неблагополучных семей. Проведение коррекционных занятий, практикумов, консультаций для родителей, педагогов

 

В течение

 года

2.

Диагностическое

 

Проведение диагностических методик, интерпретация данных.

Составление психолого-педагогической характеристики группы.

Октябрь, январь, апрель

3.

Организационное

Комплектование подгрупп и составление плана занятий по развивающее-коррекционной работе.

Октябрь

4.

Коррекционно-развивающее

Коррекционно-развивающая работа по подготовке детей к школе

(В. Шарохина «Психологическая подготовка детей к школе», Катаева Л.И. «Коррекционно-развивающие занятия», программа Ю.В. Останкова «Система коррекционно-развивающей работы по подготовке детей к школе»)  

Октябрь - апрель

КОНСУЛЬТАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

п/п

Название

Содержание работы

Дата

I.

Проведение консультаций для педагогов ДОУ

1. Консультация для педагогов младших групп «Адаптация детей к ДОО».

Сентябрь

2. Консультация для педагогов

«Сопровождение детей с ОВЗ».

3. Консультация  «Кризис трёх лет»  

Октябрь

4. Консультация  «Агрессивный ребенок»

5. Собеседование с педагогами по результатам психолого-педагогического обследования.

6. Развитие сенсорных эталонов у младших дошкольников

Ноябрь

7. Административное совещание «Итоги адаптации детей младшего дошкольного возраста»

8.  Консультация  «Психолого-педагогическая готовность детей к школьному обучению».

Декабрь

9. Консультация «Формирование произвольности поведения»

Январь

10.  Консультация  «Психологическое здоровье педагога».

Февраль

11. Консультация «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников»

Март

12. Административное совещание «Результаты психолого-педагогического  обследования».

Апрель

13. Планирование деятельности на 2018-2019г. (анкетирование педагогов, собеседование).

Май

II.

Посещение занятий

Посещение занятий, проводимых педагогами ДОУ

 (все возрастные группы).

В течение

уч. года

III.

Работа с родителями

1.Индивидуальные беседы с родителями.

Анализ семей по социальным группам.

В течение

уч. года

2. Участие в  родительских собраниях.

3. Проведение родительских гостиных.

Проведение  совместных детско-родительских  занятий (по запросу)

4. Оформление родительских уголков, размещение стендовых консультаций.

5. Индивидуальные, групповые консультации с родителями (по плану, по запросу).

 В течение года

Консультация «Помощь родителей в период адаптация детей к  дошкольному учреждению», «Особый ребенок».

Сентябрь-октябрь

Психологическая готовность детей к школьному обучению.

Ноябрь

Влияние семьи на развитие ребёнка.

Декабрь

Социально-эмоциональное развитие детей.

Январь

Индивидуальные особенности развития детей (застенчивый, гиперактивный, агрессивный, медлительный, тревожный и т.д.)

Февраль

Развитие познавательных способностей дошкольников.

Март

Правовое воспитание ребёнка

Апрель

Семейная игротека

Май


РОДИТЕЛЬСКИЕ ГОСТИННЫЕ.

Цель: повышение компетентности  родителей через совместную практическую деятельность

Месяц

Группа

Мероприятие

Сентябрь

По запросу

 «Деятельность педагога-психолога в ДОО». Презентация родительского клуба «Мы вместе»

Октябрь

Младший, ранний возраст

«Развитие детей раннего возраста»

 «Адаптация детей к условиям ДОО»

Ноябрь

Средний возраст

«Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах воспитания и развития детей. Стили семейного воспитания»

Январь

Средний возраст

«Развитие мелкой моторики»

Февраль

Подготовительная группа

«Психологическая готовность ребёнка к школе.  Критерии готовности ребенка к школьному обучению».

«Кризис 7 лет»

Март

Младший

«Основные психологические особенности развития ребенка с рождения до 3 лет. Кризис трёх лет»

Апрель. май

По запросу родителей

 «Личностные особенности развития детей»

Родительский клуб «Мы вместе»

Детско-родительские занятия (2 полугодие)

Цель: повышение компетентности  родителей по вопросам воспитания и развития детей раннего и младшего дошкольного возраста через совместную практическую деятельность

Месяц

Группа

Мероприятие

Январь

Средний

 возраст

НОД «Творческая мастерская»  с  воспитателем

(развитие мелкой моторики, умение работать в группе)

Февраль

Старший  возраст

КВЕСТ  «Скоро в школу»   с логопедом, с физинструктором (подготовка к школьному обучению)

Март

Младший

 возраст

НОД  «Мышки-шалунишки»  с воспитателем, логопедом

(преодоление кризиса трех лет)


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА

п\п

Содержание

Сроки выполнения

1.

Перспективное планирование.

Сентябрь

2.

Организация психолого-педагогического обследования.

В течение

года

3.

Оформление кабинета психолога.

Сентябрь

4.

Изготовление дидактического, наглядного материала для коррекционно-развивающей  работы с детьми.

В течение

года

5.

Приобретение учебной и методической литературы.

В течение

года

 

  6.

Подбор материала для консультативной работы

В течение

года



Предварительный просмотр:

План работы педагога-психолога Осиповой Е.П.

  МБДОУ «Детский сад КВ № 22»

  на 2017-2018 уч.г. (ежемесячный)

 Цель профессиональной педагогической деятельности: сохранение и укрепление психологического здоровья воспитанников, развитие и коррекция познавательной, коммуникативной и эмоциональной сферы посредством психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса.

Для реализации поставленной цели определила следующие задачи:

1. Изучить психологические  особенности детей дошкольного возраста для своевременного выявления проблем и определения индивидуального маршрута каждого ребенка.

2. Разработать и реализовать программы игровых коррекционно-развивающих занятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, развитие и коррекцию познавательной, коммуникативной и эмоциональной сферы.

         3. Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение детей с особенностями развития в освоении адаптированной образовательной программы.

 4. Способствовать укреплению психологического здоровья детей раннего возраста через совместные детско-родительские занятия в период адаптации к условиям детского сада;

         5. Оптимизировать взаимодействие с участниками образовательного процесса (педагогами и родителями) через разные виды деятельности.

Сентябрь, 2017 год

Задача

Реализация

Срок

проведения

Основания

Необходимый ресурс

Ответствен-ный

Ожидаемый результат

Диагностическое направление:

Изучить психологические  особенности детей дошкольного возраста для определения индивидуального маршрута каждого ребенка.

•психолого-педагогическое обследование при поступлении в д/с;

• обследование при переходе на новый возрастной этап;

• выявление детей «группы риска»;

•ознакомительные беседы с родителями;

01.09.2017-30.09.2017

план педагога-психолога ДОУ

методические, материально-технические, организационные

педагог-психолог

формирование групп для профилактичес-ких и коррекционно-развивающих  индивидуальных и групповых занятий

Коррекционно-развивающее направление

С

Способствовать успешной адаптации воспитанников к условиям дошкольной организации  

• организация коммуникативных игр с воспитанниками раннего возраста

сентябрь

план педагога-психолога ДОО

методические, материально-технические, организационные

педагог-психолог,

воспитатели

гр. раннего возраста

психологическая помощь в период адаптации

Консультативно-просветительское направление

Способствовать развитию личности и индивидуальности ребенка посредством  организации сотрудничества с родителями в вопросах воспитания и обучения детей

Консультация для родителей:

• «Помощь родителей в период адаптации ребёнка к ДОУ»

• «Особый ребёнок».

Консультация для педагогов:

«Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОО»

Консультация для педагогов

«Сопровождение детей с ОВЗ».

сентябрь

план педагога-психолога ДОО

методические, материально-технические

педагог-психолог

психологическая помощь

Организационно-педагогическая  деятельность

Организовать сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ посредством сотрудничества с родителями

 оказание помощи в период адаптации:

• составление рекомендаций по предупреждению эмоциональных перегрузок детей в период адаптации;

• изучение документации для определения направлений инд.работы;

• ознакомительные беседы с       родителями

• разработка индивидуальных (для детей с ОВЗ), групповых планов, программ сопровождения  

план педагога-психолога ДОО

методические, материально-технические, организационные

педагог-психолог

рекомендации для родителей в период адаптации к ДОУ, подготовке к обучению в школе

формулирование запроса для психолого-педагогического обследования детей

индивидуальные, групповые планы, программы сопровождения

Методическая деятельность

Способствовать формированию у педагогов  потребности в психологических знаниях, желание использовать их в интересах ребенка и собственного развития

консультация для педагогов:

• Индивидуальные консультации по запросу педагогов (заполнение анкет по запросам педагогов)

сентябрь

по запросу педагогов

методические, материально-технические, организационные

педагог-психолог

психологическая

помощь

Обобщение собственного опыта работы. Самообразование.

  • Работа по теме самообразования «Сопровождение воспитанников с ОВЗ»
  • Участие в работе ГМО
  • подбор литературы по теме:
  • «Организация работы педагога-психолога с  детьми с ТНР»

сентябрь

по плану

педагога-психолога

методические, материально-технические

педагог-психолог

повышение компетентности по  теме

Октябрь, 2017 год

Задача

Реализация

Основания

Необходимый ресурс

Ответствен-ный

Фиксируемый результат

Диагностическое направление:

Провести  психолого-педагогогическое  обследование воспитанников  дошкольного возраста

• Обследование развития познавательной сферы, определение актуального уровня развития;

• Эмоционально-личностное развитие;

• Изучение межличностных отношений детей старшего возраста:

 «Социометрия»

в течение месяца

план педагога-психолога ДОО, по запросу

методические, материально-технические, организационные

педагог-психолог

Выявление возможных причин отклонений в развитии познавательной,

социальной, эмоционально-личностной сферы

Коррекционно-развивающее направление

Сопровождение воспитанников с ОВЗ посредством занятий с использованием элементов игротерапии

Способствовать успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО

посредством проведения совместных детско-родительских занятий

Индивидуальные,

групповые коррекционно-развивающие занятия

• организация совместных детско-родительских занятий

в течение месяца

в течение месяца

план педагога-психолога ДОО

план педагога-психолога

запрос родителей

методические, материально-технические, организационные

методические, материально-технические, организационные

педагог-психолог

педагог-психолог,

воспитатели

гр. раннего возраста

психологическая помощь

адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

Консультативно-просветительское направление

Способствовать повышению компетентности  родителей по вопросам воспитания и обучения детей дошкольного возраста

стендовая консультация для педагогов:

1.«Кризис трёх лет»;

2. Консультация  «Агрессивный ребенок»;

Собеседование с педагогами и родителями по результатам психолого-педагогического обследования.

Организация работы родительского клуба

«Мы вместе»:

консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОО»

в течение месяца

Индивидуально, по запросу

По запросу педагогов, родителей

методические, материально-технические

педагог-психолог

методист

 повышение психологической компетентности родителей, педагогов

Организационно-педагогическая  деятельность

Организовать психологическое сопровождение детей по подготовке к школе; развитию психических функций, предупреждению проблем эмоционально-личностной сферы

 Составление групп коррекции:

• по подготовке к школе

• развитию психических функций

• эмоционально-личностной  сферы

• разработка индивидуальных  программ сопровождения

До 15.10.2016

план педагога-психолога ДОУ

методические, материально-технические, организационные

педагог-психолог

формирование групп для профилактических и коррекционно-развивающих  индивидуальных и групповых занятий

 

Методическая деятельность

Способствовать повышению компетентности педагогов

Познакомить педагогов с  разными формами работы с родителями

Разработать образовательную программу для воспитанников с ОВЗ, индивидуальные программы сопровождения

Консультации для педагогов:

  • «Педагогическое

сопровождение детей с ОВЗ» (по возрастным группам);

•   Индивидуальные и групповые консультации по запросу педагогов  родителей

Практикум для педагогов и родителей: «Совместные детско-родительские занятия в период адаптации к ДОУ» (в рамках деятельности родительского клуба)

Участие в работе ПМПк

Разработка программ (индивидуальных, адаптированной образовательной  программы для детей  с ОВЗ)

В течение месяца

В течение месяца

В течение месяца

план педагога-психолога

по запросу

по запросу администрации ДОУ, родителей

По плану ПМПк

методические, материально-технические

методические, материально-технические

педагог-психолог,

методист

Методист,

педагог-психолог,

учитель-логопед

Члены ПМПк

 

повышение психологической компетентности педагогов

Разработка индивидуальных программ сопровождения, образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ

Обобщение собственного опыта работы. Самообразование.

  • Работа по теме самообразования «Сопровождение воспитанников с ОВЗ»

 

  • Участие в работе городской проблемной группы «Сопровождение детей с ОВЗ», ГМО

  • подбор литературы по теме:

 «Организация работы с родителями воспитанников с ОВЗ»

В течение месяца

по плану

педагога-психолога

методические, материально-технические

педагог-психолог

повышение компетентности

Ноябрь  2017 год

Задача

Реализация

Основания

Необходимый ресурс

Ответствен-ный

Фиксируемый результат

Диагностическое направление:

Провести психолого-педагогическую диагностику в интеллектуальном и личностном развитии детей раннего возраста с целью оказания психологической помощи, наблюдение

  • Обследование развития психических процессов, адаптация к условиям ДОО детей раннего возраста

план педагога-психолога ДОО, по запросу

методические, материально-технические, организационные

педагог-психолог

психологическая

помощь,

рекомендации для педагогов по работе детьми раннего возраста

Коррекционно-развивающее направление

Способствовать психологическому развитию детей в соответствии с возрастной нормой

1. Коррекционно-развивающие и психопрофилактические групповые и индивидуальные занятия по подготовке к школе, развитию психических функций, социально-эмоциональной сферы

•организация совместных детско-родительских занятий

план педагога-психолога ДОУ

методические, материально-технические, организационные

педагог-психолог

повышение уровня готовности детей к обучению в школе;

развитие психических функций в соответствии с возрастом

Консультативно-просветительское направление

Способствовать повышению компетентности  родителей по вопросам воспитания и обучения детей дошкольного возраста

участие в проведении родительских собраний

• консультация, педагогическая гостиная

«Психолого-педагогическая  готовность ребёнка к школе. Критерии готовности» «Кризис 3 лет»

Организация работы родительского клуба

«Мы вместе»

по запросу

методические, материально-технические, организационные

педагог-психолог

Повышение компетентности родителей по организации деятельности с  детьми

Организационно-педагогическая  деятельность

Разработать групповые (индивидуальные) программы сопровождения

• разработка групповых (индивидуальных) программ

По необходимости

методические, материально-технические, организационные

педагог-психолог

Создание программ сопровождения

Методическая деятельность

Повысить компетентность педагогов по работе с проблемными детьми

Индивидуальные и групповые  консультации для педагогов по программам сопровождения

Консультация для педагогов: 

Развитие сенсорных эталонов у младших дошкольников Административное совещание «Итоги адаптации детей младшего дошкольного возраста»

план педагога-психолога ДОУ

по запросу

методические, материально-технические, организационные

педагог-психолог

Повышение компетентности педагогов по работе с проблемными детьми

Обобщение собственного опыта работы. Самообразование.

  • Работа по теме самообразования «Сопровождение воспитанников с ОВЗ»

 

  • Участие в работе ГМО педагогов-психологов

  • подбор литературы по теме:

 «Организация работы с родителями детей раннего возраста»

по плану

педагога-психолога

методические, материально-технические

педагог-психолог

повышение компетентности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

План - схема календарного плана для воспитателей младших групп

План - схема календарного плана для воспитателей младших групп составлена в соответствии с программой "Детство". План включает четыре направления развития ребенка, ежедневно планируется три индивидуа...

Перспективный план коррекционно-развивающей работы, календарный план НОД по подготовке к обучению грамоте, развитию речи в группе комбинированной направленности для детей с ТНР старшего возраста

Из опыта работы, представлена план-программа по разделам : развитие словаря, формирование и совершенствование грамматического строя речи, развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языко...

Интегрированный план НОД по Экологии на квартал подготовительная группа, план составлен согласно новым стандартам

Данный  интегрированный план составлени по программе "От Рождения до школы"...

Перспективный план для воспитателей по ознакомлению детей 5—7 лет с национально—региональным компонентом. (План работы и смены развивающей среды в «Уголке Малой Родины»)

Пояснительная  записка.Воспитание  чувства  патриотизма  и  толерантности  у  дошкольников—процесс  сложный  и  длительный.  Эта  весьма...

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы. Перспективный план по познавательному развитию во второй младшей группе. План работы с семьёй

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы.ТемаСодержаниеЦельФорма организацииВодаД/Упражнения:«Помоем ручки», «Умоем куклу»,«Плавают кораблики», «П...