Использование русского народного фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмики
материал по коррекционной педагогике

Татаринова Оксана Владимировна

Отклонения в развитии детей стихийно не преодолеваются, требуется специально организованная систематическая работа.

Лучшим способом организации логоритмической работы является сотрудничество специалистов детского сада: логопеда, музыкального руководителя, воспитателей, инструктора по физическому воспитанию.

У каждого свой вид деятельности, но цель у всех общая- развитие и воспитание ребенка.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №23 «АЛЕНУШКА»

ЦПМСС «Со-Действие»

141613, Московская область,

г. Клин, ул. Самодеятельная, д.2

Тел.: 8(49624)2-35-95

                                                                                                fediukina.nadejda2012@yandex.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУССКОГО НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА

 НА ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ,

ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ 

Выступление на педагогическом совете на тему:

«Использование игровых технологий в образовательной  области социализации»

Музыкальный руководитель

Татаринова Оксана Владимировна

14.11.2017г.

       ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУССКОГО НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА

 НА ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ,

ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ 

Актуальность

Для воспитания полноценной личности необходимо устранить все то,что мешает свободному общению ребенка с коллективом.

Остро встает вопрос о значимости фонетически правильной речи с поступлением ребенка в школу.

Коррекция звукопроизносительной стороны речи при дизартрии вызывает определенные трудности, поскольку связано с поражением центральной нервной системы. Учителю-логопеду необходимо выбрать наиболее оптимальную адекватную коррекционную методику с учетом резервных компенсаторных возможностей каждого ребенка в отдельности.

Одной из форм активной терапии, благотворно действующей как на физическое,так и на психическое развитие ребенка с речевыми нарушениями ,является логопедическая ритмика.

 Логоритмические занятия - метод, опирающийся на связь слова, музыки и движения.

 Цель логоритмического воздействия - преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге - адаптация к условиям внешней среды.

 

 Качественный состав старшей логопедической  группы

     Исходя из поставленных целей и задач мы обратились к народной культуре, к русскому фольклору. В русском фольклоре особенным образом сочетается слово и музыкальный ритм, напевность .

Русские народные игры, хороводы, пляски, народные песни, частушки, потешки, скороговорки, сказки, загадки, заклички, пословицы, поговорки являются богатейшим источником физического, познавательного и нравственного развития детей.                          

Сотрудничество специалистов

 

Отклонения в развитии детей стихийно не преодолеваются, требуется специально организованная систематическая работа.

Лучшим способом организации логоритмической работы является сотрудничество специалистов детского сада: логопеда, музыкального руководителя, воспитателей, инструктора по физическому воспитанию.

У каждого свой вид деятельности, но цель у всех общая- развитие и воспитание ребенка.

Логопед задает лексическую тему, составляет конспект занятия, проводит занятие.

Музыкальный руководитель подбирает музыку, музыкальные дидактические игры, упражнения, танцы, песни, участвует в проведении занятий.

Воспитатель проводит подготовительную работу по заданию логопеда, разучивает с детьми пальчиковые игры, стихи и движения, разучивает подвижные игры.

Родители разучивают речевой материал с ребенком дома

hello_html_6cdb58df.png

Структура логоритмического занятия

Этапы    

Содержание этапа 

Организационный

 Организация детей. Введение в игровую ситуацию. Вводные упражнения

Основная часть

Пение. Исполнение музыкальных скороговорок, песен.

Упражнения, регулирующие мышечный тонус.

Речевые упражнения с движениями ,с музыкальным сопровождением и без.

Упражнения на развитие слухового внимания, фонематического слуха, дыхания, голоса, артикуляции.

Упражнения, воспитывающие чувство музыкального ритма,  координации движений.

Подвижные игры

Игра на музыкальных инструментах

Танцевальные упражнения. 

Заключительная часть

Заключительные упражнения.

Завершение игровой ситуации.

Оценка детской деятельности.

Виды деятельности на логоритмических занятиях

 

  • устное народное творчество
  • песенное творчество
  • танцевальное творчество
  • игра на музыкальных инструментах
  • театрально-игровой фольклор

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем

их к общечеловеческим нравственным ценностям. Повторяя за взрослым потешку в движении, у ребенка вырабатывается ритм, он лучше усваивает потом музыкальный ритм. С первых дней учим слушать народную музыку, знакомим с народными инструментами, которые приносят на занятия любимые герои петушок, лисичка, зайчик. Обучаем детей навыкам игры на инструментах, умениям проиграть ритм для персонажа.

В работе с песнями используем разные жанры: колыбельные, лирические, исторические. При разучивании дети вовлекаются в активное взаимодействие-

играют, поют, танцуют, проявляя свой индивидуальный характер и способности. При этом усваиваются народные традиции в ненавязчивой форме на основе народной педагогики . В песнях встречаются редко употребляемые слова, старинные обороты (коромысло, поленья, млада, по сигачкам, рассыплюся яблоней). Обьясняя детям их значение, пропеваем их медленно, скороговорчато, громко, тихо.

В народных закличках, попевках много протяжных звуков. Это дает возможность работать в игровой форме над артикуляцией. Пением имитируем звучание балалайки, дудочки и т. д., укрепляя мышцы языка, гортани.

Разучивая хороводы, дети узнают, что они бывают разные: плясовые, драматические, орнаментальные, игровые. Они сами придумывают движения, мимику, жесты.

В групповых танцах ребенок учится красиво двигаться, учится понимать язык музыки.

В обучении игре на народных инструментах знакомим с элементами игры

(напр. игра на ложках «камушком», «солдатиком»),выкладываем ритм мелодий , создаем свои. Ритмы закрепляем хлопками, шлепками, притопами.

Организация занятий предполагает активное участие, всех детей, а использование различных фольклорных форм позволяет привлекать к участию обычно пассивных и застенчевых.

ЛИТЕРАТУРА

  • Аникин В, И  К мудрости ступенька. М.,  1988.
  • Аникин В. П.   Русские народные пословицы, поговорки,загадки и детский фольклор. М., 1957.
  • Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. М.: Издательство «Просвещение», 1985.
  • Григорьев В. М. Народные игры и традиции в России. М.,1994.
  • Заплетися, плетень. Русские народные песни и хороводы// Сост.  В. Агафонников.  М.,  1973.год
  • Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. М.: ТЦ Сфера, 2005.
  • Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2003.

 

  • Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа.Санкт-Петербург,1994
  • Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду//Под ред. А. В. Орловой. Владимир, 1995.
  • Савицкая Н.М. Логоритмика  для малышей 4-5 лет Издательство «КАРО  «Санкт-Петербург  2009
  • Сельский хоровод. Игры, танцы, упражнения, стихи и загадки//Сост.  С. Бекина.  М.,  1987. Шмаков С. А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование русского народного фольклора на музыкальных и логоритмических занятиях с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно  объясняет ...

сценарий музыкального развлечения для старших дошкольников "Праздник русской берёзки" с использованием русско- народного фольклора

"Праздник русской берёзки" приурочен к празднованию дня Святой Троицы. Этот праздник имеет на Руси древние корни, гармонично воссоединяет в себе традиции христианства и язычества. Цель развлечения поз...

Методическая разработка "Использование русского народного фольклора на занятиях кружка « Весёлая логоритмика»"

Использование русского народного фольклора на занятиях кружка « Весёлая логоритмика»Кружок  рассчитан на детей 3-4 лет. Дети второй младшей группы, начавшие посещать детский сад, совс...

Конспект логоритмического занятия с использованием русского народного фольклора и музыкальной фольклорной логоритмики "Как мы Осень ловили"

Ребята приходят в деревню, в гости к Хозяюшке. Она рассказывает им шутки - прибаутки, сказочку про Сергиюшко. Ребята отправляются с Сергиюшко на поиски Осени......

План самообразования «Развитие чувства ритма у детей с использованием русского народного фольклора на музыкальных занятиях в ДОУ»

 В плане прописаны: цель, задачи, предполагаемые результаты, актуальность. Он разбит на три этапа работы: организационно-ознакомительный, практический, обобщающий....