Конспект логоритмического занятия с использованием русского народного фольклора и музыкальной фольклорной логоритмики "Как мы Осень ловили"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Ребята приходят в деревню, в гости к Хозяюшке. Она рассказывает им шутки - прибаутки, сказочку про Сергиюшко. Ребята отправляются с Сергиюшко на поиски Осени...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sergiyushko.docx27.99 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект логоритмического занятия с использованием русского народного фольклора и  музыкальной фольклорной логоритмики

в подготовительной группе « Как мы Осень ловили

Задачи: развивать все компоненты устной речи (лексическую сторону, грамматический строй речи, произносительную и просодическую сторону речи, связную речь) в различных формах и видах детской деятельности; пополнять и активизировать словарь детей по теме «Природа», « Быт», «Старина». Закреплять умение образовывать относительные прилагательные, дифференцировать понятия «прибаутка», «ватага» и «погреб» « амбар»; развивать у детей слуховое внимание, общую, мелкую и артикуляционную моторику, мимику, координацию речи с движением, чувство ритма, физиологическое и речевое дыхание, умение петь и правильно брать дыхание, умение владеть своим голосом; приобщать к музыкальному искусству, развивать у детей музыкальность, сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.

Оборудование: Сергиюшко - русская народная тряпичная кукла.

Ход: Вход под русскую народную музыку «Комаринская»

Хозяйка встречает гостей – «красных девиц и молодцев» в дверях.

Хозяюшка:    Проходите гости дорогие!

                         Милости просим на вечерочку.

                          Красному гостю - красное место. Проходите, будьте как дома.

Звучит "Комаринская" (плясовые наигрыши по материалам Г. В. Емельяновой).

Муз. рук – ль:  Подул ветер-осенщик,

                            Принёс с собой осеницу- пасмурную, холодную, дождливую погоду.

                            А уж дождь полил - все лунки залил.

Ох, и хорошо же у нас осенью в деревне!

Урожай собран, убран в закрома по амбарам, по погребам! Особых дел нет. За окном ветер задувает, дождь такой, что все звери попрятались по норам, птицы на юг улетели.

Всё намыли, пирогов с капустой напекли, да вот со сказкой  и играми  скоротаем вечерок.

Сказка, сказка, прибаутка,
Рассказать ее — не шутка,
Чтобы сказочка сначала
Словно реченька журчала,
Чтоб к концу и стар и мал
От нее не заскучал.

Хозяюшка:      Слушайте,   гости дорогие.  Шутки-прибаутки
• Жил-был старик. У старика был колодец, а в колодце — елец (рыбка). Тут и сказке конец.
• Жили-были два гуся, вот и сказка вся.

Потешила я вас, гости дорогие. Теперь пора и сказочку сказывать.

В одной деревне жил-был мальчик Сергиюшко. Был он маленький. Все уйдут на работу, а он дома сидит. В солнечный осенний денек вышел он во двор. Хорошо на улице: листья золотые на ветру дрожат, трепещут, падают, тихонько кружась, укрывают землю разноцветным ковром.

Распевка с движениями  «Листопад»

Листопад, листопад!                 Дети ритмично качают поднятыми руками вправо – влево.

Листья кружатся, летят.            Постепенно опускают руки, фиксируя доли.

Листопад, листопад!                 Хлопают ладонями по коленям.

Под ногами шуршат.                Потирают ладонями друг о друга.

Муз. рук – ль:   Видит Сергиюшко: села на дерево у крыльца птичка-невеличка. И говорит ему пташечка:

— Дай мне крошечку хлебца, может, я тебе и сама пригожусь.

Паренек положил крошечек на крылечко. Слетела пташечка, застучала клювиком, клюет крошки. Только и слышно: тук-тук-тук да тук-тук-тук.

Ритмическая игра «Тук-тук»

Дети прохлопывают ритмический рисунок за педагогом, проговаривая ритмослоги.

Тук, тук, туки-тук.

Туки-туки-туки-тук.

Туки-тук, туки-тук.

Туки-туки, тук, тук.

Туки, тук, тук, тук.

Тук,туки,туки,тук.

Хозяюшка:    Поклевала птичка крошек и улетела. А ребята собрались в  лес по грибы, да по ягоды. Заплакал Сергиюшко, уговорил ребят взять его с собой. Так и пошли все вместе, ватагой. Все ребятишки хорошие, дружные.

Коммуникативная игра «Повернись и поздоровайся»

(по Д. Вину, А. Оулдфилд) (Дети встают в круг и выполняют движения под песню)

Смотрим, кто справа, Дети поворачивают голову вправо и отставляют вправо

правую руку, затем ставят её на пояс.

Смотрим, кто справа, Повторяют движение 1-йстрочки.

Это — наш друг, Приветственно наклоняют голову.

И скажем вместе: «Привет!» Хлопают правой ладонью по левому плечу ребенка, стоящего

справа.

А кто там слева? Повторяют те же движения влевую сторону.

.А кто там слева?

Это — наш друг,

И скажем вместе: «Привет!»

Муз. рук – ль:    Пришли на полянку, стали ягоды-грибы собирать.

Пальчиковая игра «По грибы»

Раз, два, три, четыре, пять!                Дети ритмично сжимают и раз сжимают пальцы.

Будем мы грибы искать.   

Первый гриб — боровик,                 Массируют фалангу большого пальца (от ногтя к                  

Полезай в лукошко!                           к основанию пальца).

Подосиновик стоит                            указательный палец,

На высокой ножке.

Подберезовик нашли                         средний.

Под березой прямо.

А масленок прячется —                     безымянный.

Вот какой упрямый!

На пеньке нашли опят                       мизинец.

Целый маленький отряд.

Полную корзинку                              Переплетают пальцы, сделав «корзинку».

Набрали мы грибов. 

Принесем, почистим,                        Потирают ладони друг о друга.

Сварим — Делают круговые движения указательным пальцем по ладони другой руки.

Суп готов!                                          Вытягивают руки вперед.

Муз. рук – ль:   Сергиюшке маленькому ребята не велят далеко отходить — заблудиться в лесу можно. Сделали ему берестяной коробок под ягодки да велели покрикивать ребятам все время.

Ритмическая игра «Эхо» 

Муз. рук – ль:   Сергиюшко кликал ребятам, кликал, а сам все дальше отходил и очутился на тропочке. Идет по ней и видит сидят на ветвях березы птицы щеглы и разговаривают

( скороговорка)

(Дети проговаривают сначала в медленном темпе, потом все быстрее и быстрее.)

Щегол в гнезде щеглят считал,

Щегол считалку щебетал:

«Щегленок — раз, щегленок — два».

Счастливей в роще нет щегла.

Хозяюшка:         Идет Сергиюшко дальше, видит: белка на елке сидит и шишку грызет. 

Логопедическая гимнастика

1.Губы вытянуть вперед, не закрывая зубы. Удерживать их в таком положении 5—10 с. Упражнение вырабатывает движение губ вперед, укрепляет мышцы губ, развивает их подвижность.

2. Улыбнуться, открывая зубы. Удерживать губы в таком положении 5—10 с. Упражнение вырабатывает умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы, укрепляет мышцы губ, способствует их подвижности.

3. Рот закрыть. Надавить языком на внутреннюю сторону щеки так, чтобы появился «орешек» за щекой. Упражнение развивает произвольные движения языка, укрепляет мускулатуру языка и щек.

Пошёл мальчик  дальше. А где дом искать? Заблудился. Деревья стоят высокие, качаются, скрипят на ветру.

Игра «Деревья»

Скрипит старое дерево. (Дети произносят «а-а-а…» – штро-бас на связках.)

Воет ветер в кроне деревьев. (Пропевают «у-у-у…», делая glissandoсверху вниз от самого низкого до самого высокого регистра.)

Шелестят листья на ветру. (Поизносят «ш-ш-ш…» на продолжительном выдохе.)

Падают на землю острые иголки с елок. (Произносят «а,а,а,…» в разных регистрах с показом высоты звука рукой.)

Страшным голосом ухает филин. (Произносят «у-ух» : 1-й слог самым низким,2-й слог – самым высоким голосом.)

Муз. рук – ль:  Уже темнеет, вылетела на охоту Совушка-сова.

Сейчас мы узнаем кто будет Совушка - сова ( со считалкой):

Сёмка тощий,
Не валися!
Стёпка толстый,
Берегися!
Савка шустрый,
Становися!
Санька слабый,
Оставайся!
Сенька малый,
Не качайся!
Родион,
Поди вон!

( Игра «Совушка – сова»)(Дети встают  вокруг «совы» и вместе с ней выполняют движения)

Совушка – сова,                         Качают головой вправо – влево

Большая голова,                         Прижимают ладони к щекам.

На пеньке сидит,                        Полуприседают, отводят руки назад.

Головой вертит,                         Качают головой вправо и влево.

Глазками хлоп – хлоп,               Сжимают и разжимают пальчики.

Ножками топ – топ,                   Топают ногами.

- Совушка – совушка,                Качают головой.

Большая голова,                         Прижимают ладони к щекам.

Где ты живала?                           Вытягивают правую руку вперёд,

Где ты бывала?                           Вытягивают левую руку вперёд,

«Сова»

- Живала я, совушка,

Большая головушка,

В тёмных лесищах,                    Поднимают руки вверх.

В глубоких дуплищах,              Соединяют руки над головой.

Мышек, птичек видала,             Руки под козырёк

Ночью всех догоняла,                Хлопок в ладоши.

Муз. рук – ль:  Вот-вот ночь наступит. Страшно стало Сергиюшке. А тут подлетела к нему птичка-невеличка, та самая пташка, которую он крошками угостил. Птичка велела мальчику идти за ней, сама впереди летит, путь указывает.

Игра «Не заблудись»

Дети легко бегут на носках за ведущим, выполняя команды педагога: бег по кругу, поворот кругом, бег парами, по диагонали и т.д.

Хозяюшка:    Увидел Сергиюшко ребят, поблагодарил птичку и побежал к ним. А ребята обрадовались, что малыш нашелся. Сергиюшко  и хороводы стали водить.

Русский народный хоровод «На горе-то калина»

Хозяюшка:    Вернулись из леса ребята с грибами, ягодами. Поели, попили да спать легли.

- Где щи, да каша, там и место  наше!

- За общим столом еда вкуснее (Дети ложатся на спину на ковер, закрывают глаза и отдыхают.)

Музыкальный руководитель  поёт колыбельную:

Ой, люли, люли, люли!

Прилетели журавли.

Журавли-то мохноноги,

Не нашли пути-дороги.

Они сели на ворота,

А ворота скрип-скрип...

Не будите Сергиюшко,

Сергиюшко спит-спит.

Хозяюшка:          Тут заика вбёг в избу, наелся, напился и спать повалился. Когда зайка проснётся, тогда и сказка начнётся……


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по сенсорике с использованием русского народного фольклора <<Снеговики в гостях у ребят>>

Конспект по сенсорике с использованием русского народного фольклора <<Cнеговики в гостях у ребят>>...

Использование русского народного фольклора на музыкальных и логоритмических занятиях с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно  объясняет ...

Использование русского народного фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмики

Отклонения в развитии детей стихийно не преодолеваются, требуется специально организованная систематическая работа.Лучшим способом организации логоритмической работы является сотрудничество специалист...

Конспект логоритмического занятия по мотивам русской народной сказки «Зимовье зверей»

Конспект логоритмического занятия по мотивам русской народной сказки «Зимовье зверей» Оборудование Фонограмма лирической народной мелодии в исполнении оркестра русских народных инстру...

План самообразования «Развитие чувства ритма у детей с использованием русского народного фольклора на музыкальных занятиях в ДОУ»

 В плане прописаны: цель, задачи, предполагаемые результаты, актуальность. Он разбит на три этапа работы: организационно-ознакомительный, практический, обобщающий....