Опыт работы по теме:«Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня в игровой деятельности».
презентация по коррекционной педагогике

Караханян Наталья Анатольевна

Опыт работы по теме:«Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня в игровой деятельности». 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Опыт работы по теме: «Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня в игровой деятельности». Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17» Караханян Наталья Анатольевна Учитель-логопед МКДОУ «Д/с №17»

Слайд 2

Вопросом изучения коммуникации детей с ОНР занимались: нарушение собственного речевого развития может служить причиной возникновения проблем при общении. О.Е. Грибова говорит о том, что коммуникация является одним из основных условий развития ребенка. О.С. Павлова считает, что для детей с общим недоразвитием речи характерны замкнутость, резкость, застенчивость, зажатость, скованность, безразличие, повышенная чувствительность, эмоциональная возбудимость, агрессивность. Т.Б. Филичева выявлено, что одним из препятствия для общения является не сам дефект, а то, как ребенок реагирует на него, как он его оценивает. Волкова Л.С говорит о том, что у детей с ОНР возникают проблемы речевого развития на самых ранних этапах становления речи. Следовательно, и коммуникативные навыки у таких детей нарушены. А при недостаточном общении ребенка со взрослыми и сверстниками темп развития психических и когнитивных процессов у них значительно замедляется. . М.И. Лисина

Слайд 3

Не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. В Федеральных государственных общеобразовательных стандартах ДО игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка – дошкольника. Право на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка Цель игровой технологии

Слайд 4

ОНР И спользование в речи неадекватных грамматических форм Употребление слов в неточном значении Н еспособность оценивать высказывания других. В озвращения к ранее сказанному. М ногочисленные повторения. О тсутствие широкого применения адекватных форм коммуникации И зобилие необоснованных пауз в речи

Слайд 5

Теоретической базой исследования является концепции М.И Л и синой . М.И. Лисина считает, что: «…процесс становления у детей первой функции речи, т.е. овладения речью как средством общения, в течение первых 7 лет жизни (от рождения и до поступления в школу) происходит в три основных этапа . Теоретическая база

Слайд 6

1 этап 2 этап 3 этап М.И. Лисина. На первом этапе ребёнок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем. Д овербальный этап. На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребёнок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Э тап возникновения речи. Третий этап охватывает всё последующее время вплоть до 7 лет, когда ребёнок овладевает речью и всё более совершенно и разнообразно использует её для общения с окружающими взрослыми. Э тап развития речевого общения

Слайд 7

Экспериментальные исследования общения детей М.И. Лисиной позволили выделить четыре формы общения у детей от рождения до семи лет. Каждая форма общения характеризуется рядом параметров, из которых главными являются ведущие мотивы.

Слайд 8

3 лет - 4 5-6 лет 6 м - 3 лет Определение ведущей формы общения ребенка с ОНР со взрослыми. Ведущий мотив общения – деловой: взрослый как партнёр по игре, образец для подражания, эксперт по оценке умений и знаний. Ведущая потребность – потребность в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Ситуативно-деловая Ведущий мотив общения – познавательный: взрослый как эрудит, источник познания.Ведущая потребность – потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве и уважении. Внеситуативно -личностная Ведущий мотив общения – личностный: взрослый как целостная личность, обладающая знаниями Ведущая потребность - потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве . Внеситуативно -познавательная

Слайд 9

Данные эксперимента по определению ведущих форм общения свидетельствуют о том, что детям с ОНР, свойственна ситуативно-деловая форма общения. Она оказалась ведущей у 4 из 10 обследованных детей. Внеситуативно -познавательная форма общения характерна 2 детям и внеситуативно -личностная форма оказалась ведущей у 3 детей. Один ребенок набрал одинаковую сумму баллов в ситуативно-деловой и внеситуативно -познавательной ситуациях. Детям с нормальным речевым развитием характерны внеситуативно -личностная форма общения 6 детей из 10 обследованных; внеситуативно -познавательная является ведущей у 3 детей из 10. Один ребенок набрал одинаковую сумму баллов в ситуативно-деловой и внеситуативно -познавательной ситуациях. Анализ протоколов показал, что дети с ОНР выбрали в первую очередь игру.

Слайд 10

Ведущие формы общения у детей с ОНР 3 уровня и детей с нормальным речевым развитием, (в %)

Слайд 11

Такие неудовлетворительные результаты навели на разработку направлений, которые бы способствовали развитию коммуникативных навыков у детей с ОНР старшого возраста. А также считаю условиями успешного развития коммуникативных навыков, использование игровых технологий. Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией , доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка.

Слайд 12

Новизна опыта Игровые технологии строю как целостное образование, охватывающее определенную часть образовательного процесса, которые пронизаны идеями развивающего и проблемного обучения.

Слайд 13

Создание мотивации на общение и приобретение коммуникативных навыков. Ознакомление детей со средствами и способами общения. Развитие коммуникативных умений межличностного взаимодействия, самоконтроля в общении.

Слайд 14

Адресная направленность Педагоги Родители Мы постаралась максимально привлечь родителей к активному участию, добились полного осознания проблемы и активного стремления. Провели анкетирование родителей: «Культура речевого общения», консультации: «К каким проблемам в общении приведет ребенка любовь к гаджетам». Опыт может быть использован каждым педагогом дошкольного учреждения.

Слайд 15

Результативность работы

Слайд 16

Работа по развитию коммуникативных навыков дошкольников позволяет учителю-логопеду: - создать атмосферу уважения к свободе и достоинству каждого ребенка как маленького, но полноправного человека; - создать условия для развития личности каждого ребенка, используя деятельностный подход в организации совместной образовательной деятельности; - обеспечить атмосферу психологического комфорта; - обеспечить эффективную образовательную деятельность с детьми, стратегию и тактику совместной деятельности с родителями.

Слайд 17

Самая большая роскошь на свете - это роскошь человеческого общения. Антуан де Сент-Экзюпери


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Развитие вокально - певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы по ознакомлению с произведениями русского фольклора»

Здесь представлен мой опыт работы по теме: «Развитие вокально - певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы по ознакомлению с произведениями русского фольклора». ...

Опыт работы по теме: «Развитие социально – коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Опыт работы по теме: «Развитие социально – коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»...

План по самообразованию на тему: «Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий»

Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли, активизирует и повышает познавательный интерес, вызывает эмоциональный подъём, способствует развитию творче...

Обобщение опыта работы по теме "Развитие художественно-эстетических способностей у детей дошкольного возраста через детский дизайн"

Работа с детьми старшего дошкольного возраста строится на работе студии детского дизайна....

Проектная работа на тему: «Развитие и реализация музыкальных способностей детей дошкольного возраста через музицирование»

Игра на детских музыкальных инструментах - один из видов исполнительской деятельности, которая является одной из форм приобщения детей дошкольного возраста к совместному коллективному музицированию. Е...

Самообразование на тему «Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий»

Самообразование на тему «Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста  с помощью игровых технологий»...