Самообразование на тему «Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий»
методическая разработка (подготовительная группа)

Белова Мария Николаевна

Самообразование на тему «Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста  с помощью игровых технологий»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sam._kommunikativnye_navyki_2018-2019_2.docx45.02 КБ

Предварительный просмотр:

        МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

   ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №9 «ТОПОЛЁК»

141667, Московская область, Клинский район,

с. Спас-Заулок, улица Центральная, дом 20,

телефон: 8 (49624) 5 – 22 – 49

План работы по самообразованию

 по теме:

   «Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста

 с помощью игровых технологий» на 2018-2019 у.г.

 воспитателя первой квалификационной категории

Беловой Марии Николаевны

Тема: «Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий»

Актуальность:

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Единственный язык, который легко даётся детям – это язык ИГРЫ. Именно игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях. Без игры жизнь ребёнка невозможна!

Игры разнообразны по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов — от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

Таким образом, к феномену игры стоит относиться как к уникальному явлению детства. Игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, само реализоваться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития личности.

Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли, активизирует и повышает познавательный интерес, вызывает эмоциональный подъём, способствует развитию творчества, помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.

Цели:

  • Создать полноценную  мотивационную основу для формирования педагогического мастерства.
  • Повысить собственный уровень знаний.
  • Подобрать средства, необходимую литературу.
  • Опираться на определённую научную концепцию в достижении образовательных целей.
  • Эффективно  применять полученные знания в образовательном процессе.

Задачи:

  • Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературой.
  • Разработать перспективный план работы с детьми.
  • Подготовить диагностику на начало и конец учебного года

  • Изучить роль игр в социально – коммуникативном развитии детей дошкольного возраста;
  • Повысить уровень коммуникативных умений, развитие воображения

         воспитанников;

  • Повысить педагогическую компетентность педагогов и родителей в  вопросах  коммуникативного и речевого развития детей дошкольного возраста.

Ожидаемый результат:

  •   Повышен собственный профессиональный уровень знаний в вопросах

    формирования коммуникативных умений воспитанников;

  •   Сформирован уровень необходимых коммуникативных умений

   воспитанников,  они имеют развитое воображение, что позволяет свободно

        вступать и развивать общение, взаимодействовать со сверстниками и

        взрослыми, соблюдать правила и культуру общения;

  • Повышен уровень педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах коммуникативного и речевого развития детей.

Основными направлениями

 моей педагогической работы являются:

  • Применение развивающие игры с детьми по овладению знаниями и

представлениями о различных средствах коммуникации;

  • Чтение художественной литературы для развития эмоциональной сферы

воспитанников;

  • Широкое использование театрализованных игр и специальных упражнений

     для целенаправленного формирования социально-коммуникативных навыков;

  • Активное включение родителей в процессы воспитания и развития детей,

повышения уровня педагогической компетенции.

1 этап: Установочный

Постановка целей и задач, подбор литературы, поиск материалов по данной

         теме.

2 этап: Теоретический

1.Работа с детьми:

  • мониторинг по образовательной области «Социально – коммуникативное

          развитие»;

  •  внедрить в работу план по формированию коммуникативных способностей,

     развитию воображения и приобщения воспитанников к художественной

    литературе;

  •  внедрить материалы по теме «Использование художественного слова в  режимных моментах по лексическим темам для детей 6 -7 лет»,

    «Перечень художественной литературы для чтения детям, «Комплекс игр по формированию коммуникативных умений воспитанников.

.

2.Работа с родителями:

  • Ознакомление родителей с целями и задачами работы  дошкольного

       учреждения, целями и задачами моей работы по формированию коммуникативных                         умений воспитанников через игру.

  • Повышение психолого-педагогических знаний родителей по проблеме общения (родительские собрания, консультации, семинары, тренинги.);
  • Включение родителей в непосредственное общение с детьми (совместные детско-родительские проекты и пр.);
  • Привлечение родителей к оформлению предметно-развивающей среды в ДОУ и дома.

 

3.Самореализация

  •  Работа с методической литературой;
  •  Подготовка материала для повышения компетентности педагогов и родителей в вопросах формирования у детей коммуникативных умений;
  •  Систематизация игр  направленных на развитие  коммуникативных умений, в               соответствии с возрастом воспитанников.

3 этап: Практический

1.Работа с детьми:

 В течение года участие воспитанников  во всероссийских,

       международных, окружных, муниципальных  конкурсах.

 

4 этап: Презентация опыта работы.

  • Разработка методических рекомендаций, демонстрация опыта работы.  
  • Подведение итогов проекта;
  • Обобщение опыта работы по формированию коммуникативных компетенций детей   старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи;
  • Разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей по совершенствованию различных форм общения.

     

       

        План работы по формированию коммуникативных умений

Месяц

Тема

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

«Развиваем коммуникативные способности детей»

1.Ознакомление с возрастными особенностями детей.

2.Изучение литературы

3.Анкетирование родителей

1.Памятка для педагогов на тему: «Социально–коммуникативная компетентность ребенка»   2.Консультация для родителей  на тему: «Роль игры в жизни ребёнка»

Октябрь

«Игровые технологии как часть учебного процесса»


.Оформление папки – передвижки

 1.Сообшение для  педагогов на тему:    «Развитие мышления у детей дошкольного возраста»     .           2.Консультация для родителей     на тему: «Играйте вместе с детьми»

Ноябрь

«Игра в семье»

.Оформление картотеки

1.Работа по оформлению картотеки игр на развитие творческого воображения  детей.

 2. Подборка игр «Играем дома и в детском саду»

Декабрь

«Игра в жизни ребёнка»

1.Помощь в организации предметно-развивающей среды

 1.Памятка  для педагогов на тему: «Необходимые  условия для социально - коммуникативного развития детей»

 2. коммуникативные игры

Январь

«Круглый стол»

Обмен опытом родителей

1.Консультация для родителей

 « Особенности коммуникации детей дошкольного возраста»

 2 .Разработка родительского  собрания  «Игра - мир общения ребенка»

Февраль

«Творческая мастерская»

 

Организация родителей и педагогов для совместной деятельности

 1.Консультация для педагогов на тему: «Создание условий для  развития  социально -   коммуникативных навыков».

2. Акция для родителей по изготовлению дидактического материала.

3.Подбор игрового  материала,  направленного  на социализацию детей

Март

«Что значит быть успешным»

Консультация с психологом о подборе игр социально-коммуникативного характера

  1.Консультация для педагогов на тему: «Развитие познавательного интереса, через использование дидактических игр с развивающим материалом»

Апрель

«Формируем творческую личность»

Мастер-класс

 1. Обмен опытом: педагогическая   копилка. « Бумагопластика: Бумажная кукла Чиогами»

 2. Акция для родителей «Игрушка своими руками»

Май

«Создание банка данных инновационных методов»

 1.Оформление картотеки 

 2.Анализ уровня знаний и представлений воспитанников по предлагаемой теме 

1.Игры на  развитие социально-коммуникативных навыков.

2.Игры на усвоение  основ  правовых знаний

3.Логические игры 

4.Игры, развивающие внимание

 и память.

                                            

ВЫВОДЫ:

          В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобная деятельность     объединяет детей общими впечатлениями,  переживаниями, эмоциями. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в  различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.

       Результаты диагностики показали, что на начальном этапе работы   относительно  высокий уровень показали 7 детей (31%), на среднем уровне были знания у10 детей (44%), совсем низкий уровень – у 6 детей (25%). Заключительная диагностика показала, что знания детей систематизировались, обогатился активный словарь за счет введения новых слов на познавательных занятиях и употребления их  в играх,  значительно расширился кругозор  детей.  

Результаты итоговой  диагностики: высокий уровень показали  18 детей (79%) , средний уровень -  5 человек(21%), низкий уровень:  0 детей (0%)

       Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и       использовании игровых форм и методов работы, а также включении в проект заинтересованных взрослых -  педагогов и родителей,  детям вполне доступно овладение коммуникативными навыками.

Литература:

  •   Федеральный государственный стандарт РФ Дошкольного Образования 2013 г.
  •  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года
  •  Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? - Москва: АСТ, 2009.
  • Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-7 лет: Пособие-конспект для практических работников ДОУ. / Авт.-сост.    И.А.Пазухина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. 
  •  Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / под ред. Н.Е.Вераксы.  – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  •  Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. - М.: Книголюб, 2006.
  •  Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары-практикумы, тренинги, рекомендации / авт.-сост. А.В.Ненашева, Г.Н.Осинина, И.Н.Тараканова. - Волгоград: Учитель, 2011.
  •  Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Развитие коммуникативных способностей и социализация детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
  •  Монина, Г.Б. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители) / Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс. - СПб.: Речь, 2005.
  • Павлов И.В. Общение с ребёнком: тренинг взаимодействия. - СПб.: Речь, 2008.
  • Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005.
  • Панфилова М.А. Лесная школа: коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников.– М.: Сфера, 2002.
  • Предшкольное образование и система работы с родителями / С.Ю. Прохорова, Н.В.Нигматуллина, Е.В.Белоногова, Л.Я.Белянина. – М.: АРКТИ, 2009
  • Развивалки для подготовки к школе:  развивающие игры для детей / авт.-сост. С.В.Водолазькая. – М.: Эксмо, 2009.
  • Рогалёва Н.А. Психологический клуб для родителей в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010
  • Фопель К. Привет, ручки! Подвижные игры для детей 3-6 лет: Пер. с нем. – М: Генезис, 2005.
  • Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду: пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Е.Г.Юдина, Г.Б.Степанова, Е.Н.Денисова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2006
  • Касаткина Е. И. «Игра в жизни дошкольника». - М. , 2010.
  • Касаткина Е. И. «Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ». //Управление ДОУ. - 2012. - №5.
  • Карпюк Г. А. «Реализация права ребенка на игру». //Старший воспитатель. - 2007 - №6.
  • Пенькова Л. А. , Коннова З. П. «Развитие игровой активности дошкольников»
  • Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии», М. 2006.
  • Н.Е. Щуркова «Практикум по педагогической технологии», М. 2001
  •  Шмаков С.А. «Игры учащихся – феномен культуры», – М.: Новая школа, 1999.
  • Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac158.htm
  • Источник: http://doshvozrast.ru/igra/igrarolevaya05.htm
  • Источник: http://doshvozrast.ru/igra/igrarolevaya02_4.htm
  • Источник: http://doshvozrast.ru/igra/igrarazviv02.htm
  • Источник: http://doshvozrast.ru/rabrod/konsultacrod04.htm

             Тезаурус:

          Игровые технологии – это педагогический процесс, при котором происходит  качественное изменение воздействия на обучаемого.

  Концептуальность педагогической технологии предполагает, что каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему: «Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий»

Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли, активизирует и повышает познавательный интерес, вызывает эмоциональный подъём, способствует развитию творче...

Лэпбук, как средство развития социально-коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста

С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и наибол...

Тема Самообразования на 2022-2023 учебный год "Развитие социально-коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий"

     Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.Единственный язык, который легко даёт...

Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий»

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.Единственный язык, который легко даётся детям – это язык И...

План по самообразованию на тему: "Развитие элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.Задачи:- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.- составить...

Самообразование «Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий»

Самообразование «Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий»...