Коррекционная программа по снижению уровня тревожности и агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Ломаева Татьяна Владимировна

Коррекционная программа по снижению уровня тревожности  у детей старшего дошкольного возраста.

 

Цель работы состояла в снижении уровня тревожности  у детей старшего дошкольного возраста.

 

Формы и методы работы:

1.Метод игровой коррекции: ролевые игры, психогимнастика, подвижные игры, игры-драматизации.

2. Арт-терапия: рисуночная, музыкотерапия, элементы танцевальной терапии, творческое рассказывание.

3. Метод модификации поведения.

4. Релаксационный метод.

 

Работу с детьми следует проводить в шести направлениях:

1.Формирование атмосферы доверия.

2. Повышение самооценки

3. Обучение умению снимать мышечное напряжение.

4. Отработка навыка уверенного поведения в конкретных ситуациях.

5. Снятие страхов.

6. Снижение уровня агрессивности и тревожности.

7.  Рекомендации педагогам и родителям по работе с тревожными и агрессивными детьми

 Коррекционная программа составлялась с учетом 4 этапов коррекции.

1. Ориентировочный этап:

· установление эмоционально - позитивного контакта с ребенком

· ориентирование ребенка в обстановке игровой комнаты, правилах и нормах

 · знакомство участников группы

 · установление первичных взаимоотношений

 

2. Этап объективирования трудностей развития и конфликтных ситуаций.

· актуализация и реконструкция конфликтных ситуаций

 · объективирование конфликтов в игре, коммуникации, рисовании

· диагностика особенностей поведения в конфликте и трудностях

· эмоциональное отреагирование ребенком чувств и переживаний, связанных с прошлым негативным опытом.

3. Конструктивно - формирующий этап.

· формирование адекватных способов поведения в конфликте

 · развитие коммуникативного компонента

 · развитие способностей к осознанию себя и своих возможностей

 · позитивация образа – Я

 · расширение чувств и переживаний

· формирование способностей к произвольной регуляции

· преодоление эмоционально - личностного эгоцентризма

4. Обобщающе - закрепляющий этап

 · обобщение сформированных способов коммуникации

· перенос нового опыта в реальную жизнедеятельность.

Принципы коррекционной программы:

 - принцип одобрения и принятия,

 - принцип свободы самовыражения.

 - принцип возрастного соответствия применяемых приемов и методов.

Нормы и правила:

· в игровой комнате всем должно быть хорошо - поэтому нельзя драться, обзывать и дразнить других участников занятий

· в игровой комнате нельзя ломать и портить игрушки, нельзя уносить их с собой

 · когда говорит кто-то один, его нельзя перебивать.

Рекомендуется организовывать встречи 2 раза в месяц.

Ожидаемый результат: улучшение эмоционального состояния,  усвоение новых образцов поведения у детей старшего дошкольного возраста.

 

 

1 встреча.

 Цель: Снятие эмоциональной напряженности. Создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе.

  Знакомство.

Дети садятся в кружок, тренер держит в руках мячик и объясняет всем, что говорит только тот, кто держит в руках этот предмет. Затем каждый по кругу называет свое имя и повторяет имена предыдущих детей.

Затем проводится вариант игры «Как тебя зовут?». Каждый держащий мяч в руке называет свое имя и бросает мяч тому, кому хочет. Получивший мяч продолжает игру таким же образом.

Игры - знакомства направлены на развитие памяти и коммуникативных способностей.

 

Игра «Мое имя»

Цели: идентификация себя со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я».

Дети вместе с психологом сидят в кругу.

 Ведущий задает вопросы, дети по кругу отвечают.

- Тебе нравится твое имя?

- Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как?

При затруднении в ответах ведущий называет ласкательные производные от имени ребенка, а тот выбирает наиболее ему понравившиеся. Ведущий говорит:

"Известно ли вам, что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое. Когда вы подрастете и пойдете в школу, имя подрастет вместе с вами и станет полным, например: Ваня - Иван, Маша Мария, а потом, когда вы станете совсем взрослыми, вас будут называть Иван Сергеевич, Мария Игоревна" и т.д.

 

Игра «Угадай, кого не стало»

Цель: развитие внимания, наблюдательности, принятие детьми друг друга.

Дети должны догадаться, кто вышел из комнаты, и описать его.

 

Игра «Ты - лев!».

Цель: повышение самооценки, уверенности в себе.

«Закрой глаза, представь льва - царя зверей: сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут как тебя, у него твое имя, твои глаза, твои руки, ноги, тело. Лев - это ты!».

 

Игра «Брыкание»  

 Цель: ослабление негативных эмоций, эмоциональная разрядка и снятие мышечного напряжения.

 Ребенок ложится на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко  поднимаются. Постепенно увеличивается и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит: «Нет», увеличивая интенсивность удара.

 

Расслабление

Дети садятся или ложатся на пол в удобной для себя

позе. Ведущий говорит: "Устраивайтесь поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза и послушайте, что происходит вокруг и внутри вас. Произнесите свое имя сначала так, как вас зовут сейчас, а потом так, как вас будут звать, когда вы вырастете. Почувствуйте, какие у вас красивые имена, они только ваши".

По окончании упражнения дети встают в круг, держатся за руки, каждый говорит соседу "до свидания", назвав его "взрослым" именем.

 

2 встреча.

Цель:  повышение самооценки, развитие уверенности

Приветствие.  «Дружба начинается с улыбки».

Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую улыбку.

 

Игра: «Врасти в землю».

Цель: снятие психоэмоционального напряжения у детей, повышение самооценки, развитие уверенности.

Попробуй сильно - сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулачки, крепко сцепи зубы. Ты - могучее крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветры тебе не страшны. Это поза уверенного человека.

 

Игра «За что меня любит мама».

Цель: - повышение самооценки.

Все дети сидят в кругу. Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама. Затем можно попросить одного из детей повторить, за что любит мама каждого из присутствующих. При затруднении другие дети могут ему помочь. После этого целесообразно обсудить с детьми, приятно ли было им узнать, что все что они сказали, другие дети запомнили. Нужно прийти к выводу, что мамы их любят за то, что они есть.

 

 Игра: «Сломанная кукла».

Цель: - расслабление мышц, развитие уверенности.

Иногда игрушки ломаются, но им можно помочь. Изобрази куклу у которой оборвались веревочки, крепящие голову, шею, руки, тело, ноги. Она вся «разболталась», с ней не хотят играть, потряси всеми разломанными частями одновременно. А сейчас собирай, укрепляй веревочки - медленно, осторожно соедини голову и шею, выпрями их, теперь расправь плечи и выпрями руки, подыши ровно и глубоко и на месте будет туловище, ну и выпрями ноги. Все - куклу починил ты сам, теперь она снова красивая, с ней все хотят играть.

 

Игра «Я умею»

Цель: повышение самооценки, развитие уверенности, уменьшение тревожности.

Ведущий предлагает похвастаться, что мы умеем делать. Сейчас каждый из вас по очереди встанет на стульчик и скажет, что он умеет делать, а остальные все вместе эхом повторят, что умеет ваш товарищ.

 

Техника каракулей.

Цель: - снятие напряжения, повышение самооценки, формирование навыков уважительного отношения к другим развитие терпеливости.

На полу кладется лист ватмана, дети садятся вокруг него, всем раздаются фломастеры разных цветов (два человека не могут использовать одинаковый цвет). Затем кто - нибудь из детей начинает рисовать на листе каракули беспорядочные непрерывные линии. Затем следующий ребенок, исходя из собственных представлений, пытается дорисовать созданные каракули. Он имеет право любым способом повернуть лист. Надо следить за тем, чтобы каждый, рисуя в порядке очереди, вносил в рисунок лишь минимальные

 изменения, тогда все поучаствуют в создании композиции несколько раз. Затем проводится обсуждение того, что каждый видит в рисунке.

Взрослый должен похвалить каждого за полученный результат.

 

Расставание. Рефлексия занятия, рассказ каждого ребенка, что ему понравилось и чтобы он хотел изменить.

 

3 встреча

Цель: Развитие умения выражать различные эмоциональные состояния. Развитие умения говорить о своих негативных переживаниях, снятие страхов  

 

Приветствие: броуновское движение (под музыку).

Дети двигаются по комнате как хотят (ходят, бегают, прыгают), когда музыка заканчивается (ее останавливает психолог), они должны остановится и сказать добрые приветственные слова находящимся по близости детям.

Игра продолжается до тех пор, пока все не поздороваются друг с другом.

 

Игра «Зеркало».

Цель: расслабление мышц, раскрепощение, чувство принадлежности к группе.

 Детям предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал. Одна половина группы - зеркала, другая разные зверушки. Зверушки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы - зеркала должны точно отражать движения и выражения лиц зверушек.

 

Сценка по произведению К.И. Чуковского «Тараканище»

 Цель: развитие умение выражать различные эмоциональные состояния, имитация преувеличенного чувства страха.

Ведущий предлагает детям исполнить сценки, где звери пугались страшного и усатого тараканища, используя при этом выразительные движения: задрожать от страха, спрятаться, убежать и Т.д.

По окончании инсценировки ведущий просит объяснить пословицу «У страха глаза велики».

 

Упражнение «Расскажи свои страхи»   

 Цель: выявление реальных страхов детей; развитие умения говорить о своих негативных переживаниях открыто в кругу сверстников; формирование социального доверия.

Начинает рассказывать о своих страхах взрослый:

«Когда Я был таким маленьким, как вы, то...» Затем спрашивает: «А у вас такое бывало? Кто еще боится чего-то, расскажите!» Дети по желанию рассказывают о ситуациях, когда им было страшно. Ведущий каждый раз просит поднять руку тех, у кого было что-то похожее.

(Ведущий должен следить, чтобы сюжеты рассказов не повторялись, обговорите все возможные детские страхи: темноты, одиночества, смерти, чужих людей, животных, злых сказочных героев и т.д.) Специфика данного упражнения состоит в том, что в этой программе оно проводится в условиях темноты, что позволяет вызвать сам страх и узнать эмоции, которые испытывает ребенок в данный момент.

 

«Выбиваем пыль»

 Цели: снятие напряженности, ослабление негативных эмоций.

  Каждому  участнику дается «пыльная» подушка. Он должен, усердно колотя руками, хорошенько ее «почистить».

 

Игра «Дракон кусает свой хвост»

 Цели: снятие напряженности, невротических состояний; развитие сплоченности группы.

Звучит веселая музыка. Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый ребенок - «голова» дракона, последний - «хвост». «Голова» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом».

 

Расставание.

Дети становятся в круг, улыбаются друг другу и прощаются до следующей встречи.

 

 

4 встреча.

Цель: Уменьшение тревожности, развитие уверенности в себе.  Развитие умения выражать различные эмоциональные состояния. Развитие умения говорить о своих негативных переживаниях.

 

Приветствие. Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую улыбку.

 

 Ведущий вспоминает сказку «Три поросенка» (введение в игру).

Игра «Займи свой домик».

 Цель: создание положительного эмоционального фона, чувство принадлежности к группе

Дети садятся на стульчики, расположенные по кругу, - «поросята» прячутся в свои домики. Но им очень хочется погулять, побегать, порезвиться и похрюкать. По сигналу взрослого (музыка, бубен и др.) «поросята» выбегают и веселятся. Но наступает вечер, пора возвращаться домой. По сигналу взрослого дети спешат в свои «домики».

Пока «поросята» играли, ветер унес чей-то соломенный домик (взрослый незаметно убирает один стульчик в процессе детского веселья). Но шустрый «поросенок» занимает домик своего соседа, и кто-то остается без домика. Игра повторяется до тех пор, пока не останется один самый шустрый «поросенок».

 

Сценки на произведение «Три поросёнка»

 Цели: развитие умение выражать различные эмоциональные состояния, имитация преувеличенного чувства страха.

Ведущий предлагает детям исполнить сценки.

 Этюды: «Поросенок», «Испуганный поросенок», «Веселый поросенок» (мимика, пантомимика, интонации).

  Этюды: «Волк»,  «Веселый волк», «Испуганный волк» (мимика, пантомимика, интонации).

   

Придумывание детьми продолжения сказки «Три поросёнка»

Ведущий предлагает детям придумать смешного, доброго продолжения сказки.

 

Упражнение «Кулачок»

Цель: способствовать осознанию эффективных форм поведения.

 Дать ребенку в руку фантик или фольгу и попросить его сжать кулак крепко-крепко. Когда ребенок раскроет кулак, его рука расслабится, а на ладошке получится какая-нибудь фигурка.

 

 Комплекс «Музыкальная мозаика»

 Цели: ауторелаксация, развитие умения двигаться в такт музыкальным фрагментам разных темпов.

Звучит плавная музыка, под эту музыку движения детей мягкие, текучие, переходящие одно в другое; под импульсивную - резкие, сильные, четкие, рубящие; под лирическую - тонкие, изящные, нежные; под спокойную, тихую музыку все стоят без движения и «слушают» свое тело.

Расставание. Дети становятся в круг, улыбаются друг другу и прощаются до следующей встречи.

 

 

5 встреча.

Цель: Преодоление негативных переживаний, ослабление негативных  эмоций.

 

Приветствие. Детям сидящим в кругу предлагается пропеть приветствие:

«Доброе утро, Саша (улыбнуться и кивнуть головой), доброе утро, Маша…(называют имена детей по кругу),  доброе утро, Татьяна Владимировна!

Затем все поднимают руки пропев: «Доброе утро, Солнце, доброе утро небо, (разводят руки в стороны ) доброе утро всем нам! (опускают руки).

 

Упражнение «Паровозик»

Цель: повышение уверенности в себе, чувство принадлежности к группе

Участники выстраиваются друг за другом, руки на плечах стоящего впереди. Впереди стоящий выполняет роль машиниста локомотива.

Он с открытыми глазами, а остальные с закрытыми глазами. Машинист ведет состав.

По команде ведущего начинается движение, вначале медленно, а потом убыстряется. Выполняющий роль машиниста должен провести состав так, чтобы вагончики, остальные участники, не разомкнули сцепку.

Упражнение можно повторять два, три раза, меняя машиниста.

 

 

Этюд «Смелые ребята»

 Цель: преодоление негативных переживаний, воспитание уверенности в себе.

Дети выбирают водящего - он страшный дракон. Ребенок становится на стул и говорит грозным голосом:

«Бойтесь меня, бойтесь!»' Дети отвечают: «Не боимся мы тебя!» Так повторяется 2-3 раза. От слов детей дракон постепенно уменьшается, (ребенок спрыгивает со стула), превращается в маленького воробышка. Начинает чирикать, летать по комнате.

 

Упражнение «Ладошку ребенка возьму и потрясу».

Цель: снижение выраженности агрессивных реакций через стимуляцию взрослым телесного контакта и переключения агрессивного ребенка на иное состояние.

Взрослый подходит к ребенку берет за ладонь двумя руками и трясет: «Расслабляйся, рука, расслабляйся и больше не кусайся», «Эй, рука, трясись, трясись, только больше не дерись!»

Правило-ограничение: нельзя трясти руку другого слишком сильно или резко дергать, провоцируя тем самым у ребенка агрессивность или протестное поведение.

 

Комплекс «На лесной поляне»

Цель: снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов, ауторелаксация.

Ведущий предлагает детям представить, что они попали на залитую солнцем поляну. На нее со всех сторон сбежались и слетелись лесные жители - всевозможные букашки-таракашки.

Звучит ритмичная, задорная музыка. Кузнечики высоко подпрыгивают, сгибают лапки, лягаются, весело скачут по поляне. Бабочки порхают с цветка на цветок.

Жучки жужжат и перелетают с травинки на травинку.

Гусеницы ползают между стеблей. Задорные муравьишки-непоседы снуют туда-сюда.

 

Игра « Тень»

Цель: развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности.

Звучит фонограмма спокойной музыки. Дети разбиваются на пары. Один ребенок - путник, другой - его тень. Последний старается точь-в-точь скопировать движения путника, который ходит по помещению и делает разные движения: неожиданные повороты, приседания, нагибается сорвать цветок, подобрать красивый камушек, кивает головой, скачет на одной ножке и т.п.

 

Обсуждение

Ведущий обсуждает с детьми их самочувствие во время двух последних игр. Было ли им уютно в своих ролях? Что хотелось сделать во время игры? Как изменить ситуацию? Какую роль было исполнять сложнее?

Было ли страшно? Если нет, то почему?

 

6 встреча.

Приветствие.  «Доброе утро!»

Сценка по произведению  Н. Носова «Живая шляпа».

 Цели: развитие умение выражать различные  эмоциональные состояния, имитация преувеличенного чувства страха.

Ведущий предлагает детям исполнить сценку.

 Этюд: Мальчик боится.

 Он неподвижно сидит на стуле и со страхом смотрит на шляпу...  

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ: голова откинута назад и втянута в плечи.

МИМИКА: брови идут вверх, глаза расширены, рот раскрыт, как для восклицания.

 

 Игра «Жмурки».

Цель: - снятие напряжения, стимуляция   положительных эмоций у детей.

Водящему завязывают глаза шарфиком. Дети передвигаются по комнате в хаотическом порядке. Задача водящего поймать кого-либо из детей и угадать кого поймал. Дети могут подсказывать свое место нахождения каким-либо сигналом.

 

Этюд по сценке из мультфильма «Котенок по имени Гав»

Цель: помочь преодолеть негативные переживания.

Ведущий предлагает отправиться в мультфильм «Котенок по имени Гав". Котенок в грозу забрался на чердак и сидит там один, дрожа от страха. Все кругом грохочет, а он не убегает и даже приглашает своего друга щенка Шарика «побояться вместе". Дети обсуждают поступки персонажей, затем разыгрывают сценку. На роли персонажей мультфильма выбирают детей, обнаружившие страх грозы, одиночества.

 

Игра «Мышь и мышеловка».

Цель: определить тактику выхода из трудной ситуации.

Все встают в круг, плотно прижимаются друг к другу ногами и бедрами, плечами и обнимаются за пояс - это мышеловка. Водящий в кругу. Его задача всеми возможными способами вылезти из мышеловки: отыскать «дыру», уговорить кого-то раздвинуть играющих, найти другие способы действий, но выбраться из создавшейся ситуации.

Предупреждение: - взрослый следит, чтобы «ноги» мышеловки не пинались, не делали больно мышке.

если взрослый замечает, что мышонок загрустил и не может выбраться, он регулирует ситуацию, например: «Давайте все вместе поможем мышонку, расслабим ножки и ручки, пожалеем его»

 

Игра «Маски»

Цель: снятие страхов, эмоциональная разрядка и снятие мышечного напряжения.

  Необходимы краски и бумага, липкая лента. На бумаге рисуются страшные маски, затем каждый участник примеряет себе любую, остается в ней какое-то время, можно потанцевать «дикие» танцы, побегать, погоняться друг за другом. Затем происходит ритуал снятия масок, все берутся за руки, улыбаются друг другу, можно плавно потанцевать.

 

 

Упражнение «Снежная баба»

Цель: снижение напряженности, расслабление.

 «Представь, что ты снежная баба. Ты огромная, красивая, тебя вылепили из снега. У тебе есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и ты стоишь на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и ты чувствуешь, что таешь. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Ты превращаешься в лужицу, растекшуюся по земле».

 

Расставание. Рефлексия занятия, рассказ каждого ребенка, что ему понравилось, и чтобы он хотел изменить.

 

 

7 встреча.

Цель: формирование положительной «Я-концепции», самопринятия, уверенности в себе.

 

Приветствие. Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую улыбку.

 

Игра «Молчок»

Цель: коррекция поведения с помощью ролевых игр.

Ведущий читает стихотворение А. Бродского «Новичок».

 

В детский сад пришел Молчок

Очень робкий новичок.

Он сначала был несмел

С нами песенок не пел.

А потом, глядим, привык:

Словно зайка - скок да прыг.

До чего же осмелел:

Даже песенку запел.

Ребенок, исполняющий роль Молчка, сначала робко сидит на стуле, затем, согласно тексту, преображается в смелого: прыгает со стула, а потом поет какую-нибудь знакомую песенку.  

 

Игра «Комплименты»

 Цели: помочь ребенку увидеть свои положительные стороны; дать почувствовать, что его понимают и ценят другие дети.

Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, ребенок говорит: «Мне нравится в тебе...» Принимающий кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно!» Упражнение продолжается по кругу. После упражнения желательно обсудить, что чувствовали участники, что неожиданного они узнали о себе, понравилось ли им дарить комплименты.

 

Игра «Сказочная шкатулка»

 Цель: формирование положительной «Я-концепции», самопринятия, уверенности в себе.

Ведущий сообщает детям, что Фея сказок принесла свою шкатулку - в ней спрятались герои разных сказок. "Вспомните своих любимых персонажей и расскажите, какие они, чем они вам нравятся, опишите, как они выглядят: какие у них глаза, рост, волосы, что у вас с ними общего. А теперь с помощью волшебной палочки все превращаются в любимых сказочных героев:  Золушку, Карлсона, Винни-Пуха, Буратино, Красную Шапочку, Мальвину. Выбирайте любой персонаж и покажите, как он ходит, танцует, спит, смеется и веселится.

 

Игра «Волшебное колечко»

Цель: коррекция негативного образа "Я», снятие тревожности, неуверенности в себе.

Ведущий говорит: "Вот колечко из сказочной шкатулки, это не простое колечко, а волшебное. Если надеть его на мизинец, станешь маленьким-маленьким - это твое прошлое. Если надеть его на средний палец, останешься самим собой - это твое настоящее. Если надеть колечко на указательный палец, станешь большим, сильным и красивым - это твое будущее. Кто хочет путешествовать во времени?» Если ребенок выбирает "прошлое», он садится на корточки или сворачивается клубочком, а остальные ребята гладят его, укачивают, баюкают... Если ребенок выбирает "настоящее», то ему предлагается оценить то, что с ним происходит, с помощью жеста ("в моей жизни все хорошо» - большой палец вверх, «в моей жизни не все хорошо» - большой палец вниз). Если же он выбирает «будущее», то закрывает глаза и фантазирует - что интересного и увлекательного случится в его жизни.

 

 

  Упражнение : «Под веревку подлезай и Мишку забирай!»

Цель: стимуляция переживания чувства успеха и  произвольных усилий, уверенности в себе; осознание особенностей, причин конфликтного поведения между детьми.

 

Взрослый предлагает детям достать (спасти) игрушку Мишку, при этом приговаривает: «Под веревку подлезай! Веревку не задень! Мишку за6ери!»

 «Кто не заденет веревку, тот и молодец!»

Правила-ограничения:

· нельзя касаться веревки, когда подлезаешь под нее;

· нельзя держать веревку ненатянутой;

· нельзя опускать веревку, когда под нее подлезает сверстник.

При этом взрослый спрашивает детей: «Что будет, если нарушать правила в игре?», «Почему так поступил тот или иной ребенок?», «А еще почему?», «А как ты поступил бы на его месте?» и т. п.

 

Варианты игры:

· взрослый считает: «Раз, два, три, на счет три Мишку забери! Если Мишку на счет три не забираешь, то игру снова начинаешь!» ;

· можно не подлезать под веревку, а перешагивать или перепрыгивать, как через забор, но не касаясь забора; · чтобы игра была интереснее, можно предложить сразу нескольким детям подлезать под веревку;

· вместо Мишки может быть несколько игрушек на разном удалении от веревки-препятствия;

· вместо веревки можно использовать палку;

· конец веревки можно привязать к стене, стулу. Перелезать надо так, чтобы не задеть веревку и не сбить предмет.

 

Упражнение «Кто себя погладит так же, как я себя?»

 Цели игры:

. Стимуляция гуманных чувств к самому себе; положительное подкрепление себя;

· Стимуляция  положительных эмоций у детей;

· Стимуляция  телесного контакта с собственным телом.

 

  «Глажу по руке себя! Это я! Это я!»

«Глажу себя, обнимаю, хорошим при всех называю!»

 «Хвалю себя и трогаю, вам предложу, попробую!»

 «Погладь себя, как я»;

«Я себе сама любимая!»

 «К себе прикасаюсь, хвалюсь и улыбаюсь!»

Варианты игры:

 взрослый демонстрирует ребенку необычные, неожиданные, сочетанные способы касания, поглаживания, постукивания по частям собственного тела.

  Перечень игровых действий телесного контакта с частями тела:

1) Руки.

 Ладони, пальцы свои ласкаю, ощупываю и приговариваю: «Хорошие лапки, мягкие ладошки, как у кошки!»; Жму руки себе, как будто здороваясь сам с собой, и приговариваю: «Здравствуй, Саша, здравствуй!»;

2) Локти.

Ладонями локти свои обнимаю и хорошим себя при всех называю;

Пытаюсь, чтобы локти поздоровались, и говорю: «Здравствуйте, мои хорошие локти!»

  3)Уши.

 Дотрагиваюсь и говорю: «Это хорошие уши, мои самые хорошие уши!»  

  4) Нос.

 Нос свой поглаживаю и приговариваю: «Хорошая нюхалка, хорошая!» Переносицу тру и на других задумчиво гляжу;

  5) Волосы.

 Волосы себе поправляю и красивой себя называю;

  6) Кулак.

 Глажу или тру кулак о кулак и приговариваю: «Не сердись кулак, не  сердись!»;

17) Щеки.

Надую щеки и ладонями по ним  шлепну и скажу: <<Замечательные щечки, хорошие щечки!»; Пощелкаю, по барабаню по надутым щекам и скажу «Хорошая щечка не сдувается, как  упругий барабан!»

 18) Глаза.

 Ладонями глаза свои прикрою и скажу: «Отдыхайте, глазки мои, наверное вы  устали?» 

Содержание игры: Взрослый в поле внимания ребенка выполняет действия контакта с со6ственным телом, сопровождая их речью.

Правило-ограничение: нельзя использовать действия, стимулирующие у детей нездоровый интерес к со6ственному телу.

 

Расставание. Рефлексия занятия, рассказ каждого ребенка что ему понравилось и чтобы он хотел изменить.

 

 

8 встреча

Цель: повышение уверенности в себе, в своих силах, ослабление негативных эмоций.

 

Приветствие.

Рисунок «Я в будущем»

Цель:   преодоления замкнутости, дать ребенку перспективу на будущее и уверенность в своих силах.

 Ребенку дается задание нарисовать себя таким, каким он видит себя в будущем. Обсуждая с ним рисунок, спросите, как он будет выглядеть, как он будет себя чувствовать, какими будут его отношения с родителями, братом или сестрой, с одноклассниками, с друзьями.

 

Игра: Закончи предложение.

Цель:  повышение уверенности в себе, в своих силах

 Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:

Я хочу...

Я умею...

Я смогу...

Я добьюсь...

Каждого ребенка можно попросить объяснить тот или иной ответ.

 

Упражнение «Лепим сказку»

Цель: развитие и закрепление навыков совместной деятельности; смещение «энергии кулака» - расслабление руки при помощи работы с пластилином, что косвенным образом позволяет реализовать агрессивные чувства.

 Детям предлагается всем вместе слепить какую-нибудь сказку. При подборе сказки важно учесть, что в ней должно быть достаточно много героев, чтобы каждый ребенок мог лепить одного из них. Перед игрой дети обсуждают фрагмент, который они собираются изобразить, и соотносят друг с другом свои замыслы.

 

Игра «Смак»

Цель: повышение уверенности в себе 

Для этой игры можно использовать любые подсобные материалы

Ребенку предлагается представить себе, что он самый лучший повар на свете и его пригласили выступить в телевизионной передаче «Смак», чтобы продемонстрировать способы приготовления самых изысканных блюд. Для этой игры необходимо выбрать ведущего передачи (им может быть взрослый). Желательно также, чтобы присутствовали и зрители. Упражнение помогает развить уверенность в себе и освоить некоторые способы общения в присутствии большого количества людей, а также оно тренирует умение вести разговор.

 

Игра: «ЧЕХАРДА» 

Цель: снимает мышечные зажимы, страх прикосновений и робость, укрепляет опору и расширяет свободу движений.

 Один ребёнок стоит на четвереньках, следующий разбегается и пытается его перепрыгнуть. Если застрял на спине, то так там и остается. Следующий разбегается и прыгает на образовавшуюся кучу, и так далее до последнего участника. 

 

Упражнение «Поза кучера»

 Попробуйте принять следующую позу.

Центр тяжести приходится на таз или седалищную кость. Поясница при этом выпрямлена, а верхняя часть туловища слегка согнута и напоминает согнутую спину кошки. Голова расслаблена и опущена перпендикулярно тазу, а не бедренной кости. В противном случае будет сдавлен живот. Ноги расставлены на уровне плеч, руки без упора лежат на коленях, причем кисти свободно свисают между бедрами:

подобно кучеру, который расслабился, расслабил поводья, и его лошади бредут сами собой.

Если запястья расслаблены, то это верный признак того, что положение тела выбрано правильно.

Участники принимают «позу кучера». Ведущий должен проконтролировать

 

Расставание. Рефлексия занятия, рассказ каждого ребенка, что ему понравилось, и чтобы он хотел изменить.

 

 

9 встреча

Цель: повышение уверенности в себе, снятие напряжения, снятие страхов

 

Приветствие. «Доброе утро!»

Этюд «Стойкий оловянный солдатик»

Цели: помощь в снятии страхов; развитие уверенности в себе.

Ведущий читает сказку Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». Затем дети разыгрывают сценку по сказке. Предлагают другой финал сказки и разыгрывают его.

 

Сценка «Ночные звуки»

Цель: помощь в снятии страхов, имитация преувеличенного чувства страха

Утёнок убежал с птичьего двора. Ночь застает его в лесу. К тому же испортилась погода, пошел дождь, поднялся ветер. Деревья громко скрипели и гнули ветви под напором ветра почти до земли, а утенку казалось, что его хватают большие темные и мокрые лапы. Перекликались филины, а утенок думал, что это кто-то кричит от боли. Долго метался утенок по лесу, пока нашел себе местечко, где можно было спрятаться.

В комнате приглушается свет, все дети, кроме ребенка-утенка, изображают деревья, коряги и пеньки, они принимают угрожающие позы и издают громкие, пугающие звуки: завывают, ухают и т. п.

Утенок прячется в маленькой пещерке (под столом).

он сжимается в комочек и дрожит.

Когда перестает звучать музыка, включают свет.

 

Игра «Доверяющее падение».

Цель: - установление эмоционального контакта снятие напряжения, страха.

Все участники встают в круг (небольшой) и вытягивают вперед руки. В кругу стоит ребенок, который начинает падать в любую сторону. «Круг» не дает ему упасть и мягко передает из рук в руки. Ребенок не отрывает ног от пола, не переступает, может закрыть глаза.

Обсуждение: что каждый почувствовал когда стоял в кругу, когда падал.

 

 Игра «Брыкание».

Цель: снятие напряжения, эмоциональная разрядка.

 Участники разбиваются на пары. Один лежит на полу, другой стоит напротив. По команде стоящий наваливается руками на согнутые в коленях ноги лежащего. Лежащий сопротивляется «нападению» и при этом громко кричит «Нет!». Упражнение длится 1-2 минуты, затем пары меняются ролями.

Предостережение: - «нападающий» давит только руками, а не телом защищающийся брыкается только ногами, без помощи рук.

 

Игра «ПАСТУШОК»

Цель: повышение уверенности в себе, снятие страхов.

 Игра проводится   в просторном помещении. Ведущий берет в руки какой-либо музыкальный инструмент (дудочку, барабан, бубен), он – «пастух», все остальные участники – «овечки». Им завязываются глаза. Музыкант, наигрывая, медленно перемещается по комнате и ждет, когда все его «овечки» соберутся вместе. Если кто-то заблудился, он начинает играть громче. Когда вся «отара» соберется, выбирается новый «пастух».

 

 

Игра «ХУДОЖНИКИ-НАТУРАЛИСТЫ»

Цель: раскрепощение, создание положительного эмоционального фона.

 Возьмите большой лист белой бумаги или кусок старых обоев и положите на клеенку или газеты. Перед играющими поставьте блюдца с жидкими красками. Разрешите себе и ребенку рисовать не кисточками, а пальцами, кулачками, ладошками, локтями, ногами, щечками, носиком. Сюжет рисунка можно выбрать любой: «Падают листья», «Следы невидимых зверей», «Фантастическая планета», «Разноцветная мозаика» и т. д.

Замечание: после упражнения желательно хорошо помыться, вспоминая те ощущения раскрепощения, свободы и радости, которые все почувствовали.

Хорошо проводить это упражнение на природе перед купанием и отмывать всем вместе друг друга.

 

Расставание. Рефлексия занятия, рассказ каждого ребенка, что ему понравилось, и чтобы он хотел изменить.

 

 

10 встреча

Цель: Определение и передача эмоциональных состояний.

Разминка

Упражнение на развитие мимических движений: поднять брови, опустить брови, нахмурить брови, сжать и надуть губы, опустить уголки губ, улыбнуться, наморщить нос и Т.д. Желательно, чтобы дети выполняли упражнение перед большим зеркалом.

 

Этюд «Страшный зверь»

 Цели: коррекция поведения с помощью ролевых игр.

Ведущий читает стихотворение В. Семерина «Страшный зверь».

Прямо в комнатную дверь

Проникает страшный зверь!

у него торчат клыки

И усы топорщатся,

у него горят зрачки

испугаться хочется!

Хищный глаз косится,

Шерсть на нем лоснится...

Может, это львица?

Может быть, волчица?

Глупый мальчик крикнул:

- Рысь!

Храбрый мальчик крикнул:

- Брысь!

Дети, получившие роли кошки, глупого и храброго мальчиков, действуют согласно тексту. (Модификация игры: подключаются все дети - все вместе изображают персонажей стихотворения.)

 

Рисование по теме этюда

Цель: развитие умения передавать эмоциональное состояние через художественный образ.

Когда дети закончили рисовать, ведущий предлагает им выбрать самый удачный рисунок и рассказать, чем ему понравился именно этот рисунок.

 

Этюд «Ласка»

 Цель: развитие умения выражать чувства радости, удовольствия.

Звучит музыка А. Холминова "Ласковый котенок".

Дети разбиваются на пары: один - котенок, второй его хозяин. Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к хозяину тем, что трется головой о его руки.

 

«Минута шалости»

 Все дети превращаются в пушистых озорных котят, которые бегают, прыгают, кувыркаются, жмурятся на солнышке от удовольствия.

 

Упражнение «На что похоже настроение?».

Участники игры по очереди говорят, на что похоже их сегодняшнее настроение. Начать лучше взрослому «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко, а твое?». Взрослый обобщает - какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, смешное, веселое.

 

Комплекс «Волшебный сон»

Цель: саморасслабление.

Ведущий просит детей закрыть глаза и читает стихи:

Реснички опускаются...

Глазки закрываются...

Мы спокойно отдыхаем (2 раза),

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Напряженье улетело...

и расслаблено все тело (2 раза),

 Будто мы лежим на травке,

На зеленой мягкой травке...

Греет солнышко сейчас..

Руки теплые у нас...

Жарче солнышко сейчас...

Ноги теплые у нас...

Дышится легко... ровно... глубоко...

(Длительная пауза.) ,

Мы спокойно отдыхали,

 Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать! Крепче кулачки сжимаем

 Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Дети открывают глаза. Стихотворение читается медленно, тихим голосом, с длительными паузами, под спокойную, расслабляющую музыку.

 

 

11 встреча

Цель: развитие групповой сплоченности, социального доверия

Приветствие. Броуновское движение (под музыку).

Дети двигаются по комнате как хотят (ходят, бегают, прыгают), когда музыка заканчивается (ее останавливает психолог), они должны остановится и сказать добрые приветственные слова находящимся по близости детям.

Игра продолжается до тех пор, пока все не поздороваются друг с другом

 

 

Игpa «РИСУНОК ПО КРУГУ» 

Цель: развитие групповой сплоченности и навыков совместной деятельности; преодоление трудностей в общении; формирование чувства принадлежности к группе, умения сотрудничать; развитие связной речи.

  Психолог предлагает: «Возьмите по одному альбомному листу. Подумайте, что бы вы хотели нарисовать. А теперь за одну минуту нарисуйте то, что вы задумали. (Дети рисуют.) Затем передайте свой листочек соседу справа. И опять одну минуту вы будете рисовать, но уже на листочках ваших товарищей. Нарисовать уже можно совсем другую картинку.

 Делаем это до тех пор, пока ваш листочек не окажется опять у вас. Рассмотрите внимательно свою картинку и составьте рассказ по ней».

 

Игра «КОРАБЛИК» 

Цель: снятие страхов, повышение уверенности в себе.

Необходимо небольшое одеяло.   Одеяло это «корабль», красивый «парусник». Дети – «матросы». Один ребенок – «капитан». «Капитан» любит свой «корабль» и верит в своих «матросов». Игрой руководит  взрослый. Он объясняет «капитану» задачу – быть в центре «корабля», в момент сильной качки он должен громким голосом дать «матросам» команду «Бросить якорь!», или «Стоп, машина!», или «Все наверх!», чтобы спасти «корабль» и «матросов». Затем «матросы» берутся за края одеяла и начинают медленно раскачивать «корабль». По команде ведущего «буря!!» качка усиливается. «Капитану» напоминают о его задаче. Как только он громким голосом прокричит команды, «корабль» спокойно опускается на пол, «капитану» все жмут руку и хвалят его.

 

Игра «Слепой и поводырь»

Цель: развитие внимания друг к другу, социального доверия.

Дети могут оставаться в парах, на которые они разбились в предыдущей игре, или образовать новые.

Один - «слепой», другой - его «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия. Препятствия созданы заранее (шкафы, столы, стулья). У слепого завязаны глаза. Цель поводыря - провести слепого так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся. После прохождения маршрута участники меняются ролями. Для повышения интереса можно менять маршрут.

 

Игра «РЫБАКИ И РЫБКА» 

Цель: снятие страхов, повышение уверенности в себе.

 Два участника - «рыбки». Остальные встают парами лицом друг к другу в две линии, берут друг друга за руки – это «сеть». Рыбка хочет выбраться из сети, она знает, что это опасно, что впереди свобода. Она должна проползти на животе под сцепленными руками, которые при этом усердно задевают ее по спине, слегка постукивают по ней, щекочут. Выползая из «сети», «рыбка» ждет свою подругу ползущую за ней, они берутся за руки и становятся «сетью». Процесс смены ролей повторяется 2 – 3 раза.

ПРЕДУПЕЖДЕНИЕ: движения сети должны быть в меру агрессивными

 

Упражнение «ОЧИЩЕНИЕ ОТ ТРЕВОГ»

Милый друг, согласись, что иногда ты очень устаешь и тебе хочется отдохнуть (Пауза). Ляг удобно, закрой глаза и постарайся представить себе необычное путешествие. Давай собирать мешок. Положим в него все, что тебе мешает: все обиды, слезы, ссоры, грусть, неудачи... Завяжем его и отправимся в путь. (Пауза.) Мы вышли из дома, где ты живешь, на широкую дорогу... Путь наш далек, дорога тяжела, мешок давит на плечи, устали и стали тяжелыми руки, ноги. О-ох! Как хочется отдохнуть! Давай так и сделаем. Снимем мешок, ляжем на землю.

Глубоко вдохнем: вдох (задержать на 3 секунды) - Выдох (подождать 3 секунды) - повторить З раза. Чувствуешь, как пахнет земля? Свежий запах трав, аромат цветов наполняет дыхание. Земля забирает всю твою усталость, тревоги, обиды, наполняет тело силой, свежестью (пауза). Ты встаешь, надо идти дальше. Подними мешок, почувствуй - правда ведь, он стал легче?. Ты идешь по полю среди цветов, стрекочут кузнечики, жужжат пчелы, радостно поют птицы. (Пауза.) Впереди прозрачный ручеек. Вода в нем целебная, вкусная. Ты наклоняешься к нему, опускаешь ладошки в воду и пьешь с удовольствием чистую и прохладную водичку. Чувствуешь, как она плавно растекается по всему телу, очищает горлышко, животик... Внутри приятно и свежо, ты ощущаешь легкость и свободу во всем теле… Хорошо! Войди в воду. Она приятно ласкает ноги, пяточки, ступни, пальчики... Ты прыгаешь с камушка на камушек, тебе легко, мешок не мешает, он становится легче и легче. (Пауза.) Разноцветные брызги разлетаются и блестящими капельками освежают лицо, лоб, щеки, шею, все тело, Вот здорово!

Ты легко перебрался на другой берег. Никакие препятствия тебе не страшны! (Пауза.) На гладкой зеленой травке стоит чудесный белый домик.

Дверь открыта и приветливо приглашает тебя войти. Ты входишь в домик. Перед тобой печка, можно посушиться. Ты садишься рядом с ней и рассматриваешь яркие язычки пламени.

Они весело подпрыгивают, танцуя; подмигивают угольки. Приятное тепло ласкает личико, руки, тело, ноги... (Пауза.) Становится уютно и спокойно. Добрый огонь забирает все твои печали, усталость, грусть... Твой мешок опустел. (Пауза.) Ты выходишь из дома... Довольный и успокоенный, ты с радостью вдыхаешь свежий воздух. Легкий ветерок ласкает волосы, шею, все тело.

Тело будто растворяется в воздухе становится легким, невесомым. Тебе очень хорошо. Ветерок заполняет мешок радостью, добром, любовью...

Все это богатство ты отнесешь домой и поделишься им со своими родными, друзьями, знакомыми: (Пауза не менее 30 секунд.) Теперь ты можешь открыть глаза и улыбнуться – ты  дома, и мы все тебя очень лю6им...

 

Расставание. Рефлексия занятия, рассказ каждого ребенка, что ему понравилось, и чтобы он хотел изменить.

 

12 встреча

Цели: формирование мотивации на успех и адекватного отношения к неуспеху; обучение умению сотрудничать; развитие волевой регуляции.

 Приветствие. «Готовимся к турниру»

 Ведущий объявляет детям, что у нас сегодня состоится турнир, и нужно разделиться на две команды.

Ведущий совместно с детьми придумывает название командам, выбирает капитанов. За правильно выполненное задание команда будет получать часть разрезной картинки. Команда, которая сможет собрать из частей целое изображение, будет победителем турнира.

 

Игра «Пчелы и змеи»

Ведущий предлагает вам сыграть в игру под названием «Пчелы и змеи». Одна команда - пчелы, другая - змеи. Каждая команда должна выбрать себе короля. Оба короля выходят за дверь, а ведущий прячет два предмета, которые короли должны будут отыскать.

Король пчел должен искать мед, а змеиный король яйцо. Пчелы и змеи должны помогать своим королям. Все пчелы должны жужжать. Чем ближе король подходит к меду, тем сильнее жужжат пчелы, чем дальше отходит король, тем пчелы жужжат тише. Змеи помогают своему королю шипением. Кто же из королей окажется первым?

 

 Игра «Обезьянки»

Ведущий предлагает поиграем в обезьянок, которые любят кривляться и подражать друг другу.

Участники команд, чередуясь, показывают различные движения. Участники противоположной команды повторяют движения.

Ах, как хорошо, что все опять стали нормальными мальчиками и девочками.

Смену позиций можно провести несколько раз, при этом кривляния осуществляются сначала только лицом, потом телом, голосом, дыханием.

 

 «Сделай неправильный рисунок из правильного»

Ведущий заранее готовит черно-белый рисунок, на котором изображен ребенок в обычной ситуации: на уроке, с мамой за ручку.

Командам даются два одинаковых рисунка, фломастеры. Каждой команде нужно из правильного рисунка сделать неправильный.

 

Игра «Снежки»

  В просторном помещении накидываются ватные «снежки»;

Представив, что в предстоящем «сражении» обязательно победить, участники игры пытаются нападать и защищаться, кидая «снежки». Каждый должен собрать больше трофеев, а свои запасы беречь.

 

 Упражнение «Толкалки»

Цель: учить детей анализировать свою агрессию через игру и позитивное движение; учить соизмерять свои силы, используя для игры все свое тело, учить следовать правилам и контролировать энергичность своих движений.

Анализ упражнения:

- Насколько тебе понравилась игра?

- Кого ты выбрал себе в партнеры?

- Ты толкался из-за всех сил?

- Когда вы  играли, ты больше толкал …(Петю) или больше сопротивлялся?

- Вы с …(Петей) оба действовали честно?

- Что ты придумал чтобы победить?

- Ты толкался во всю силу или сдерживал себя? Почему?

- Что ты сейчас чувствуешь по отношению к …(Пете)?

 

Релаксация «Улы6ка»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Психолог предлагает сесть удобнее, опереться на спинку стула. Включается медленная приятная музыка.

«Дети, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Закройте глаза и послушайте меня: другой человек есть радость для тебя... Окружающий мир есть радость для тебя... Теперь откройте глаза и посмотрите на природу. Каждый из вас всегда радость для другого... Берегите себя и другого берегите... Уважайте, любите всё, что есть на Земле!

Спасибо всем за работу, за то, что вы есть! Спасибо!»

 

Расставание.

 

                                        Литература:

 

1. Болсуновская М. Победить страх, - Школьный психолог  № 4,

16-28/02/2005. с. 14

2. Кочубей Б., Новикова Е. Как «лечить» тревожность? Семья и школа N2 12, 1988.

3. Алексеева Г. М. Преодоление поведенческих нарушений у детей дошкольного возраста, - Психолог в детском саду № 2, 2007. с.3

4. Чижова С. Ю., Калинина О. В. Детская агрессивность / Ярославль:

Академия развития, 2002. - 160 с. стр. 86

5. Романов А. А. Игровые задачи как средство коррекции расстройств поведения и эмоций у детей, - Дошкольная педагогика /Январь Февраль/ 2003

6. Лютова Е. К., Монина Г. Б.Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми, - М.: Генезис, 2000 г.

7. Савченко М. Уверенность, - Школьный психолог № 4 16-28/02/2005. стр. 29

8. Степанова В. А. Эмоции в рисунке, - Психолог в детском саду № 4 /2003. стр. 46

9. Пшеничный А. Я не боюсь жить по - новому, - Школьный психолог № 12  16-30/06/2006, стр. 20

10. Чистякова М. И. Психогимнастика, - М. 1995

11. Романов А. А. Направленная игротерапия, Дошкольное образование № 1 2003 г., стр. 32

12. Костина Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми, С.Пт. 2001 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема передового педагогического опыта: «Игротерапия, как средство снижения уровня тревожности у детей среднего дошкольного возраста»

Игра, как установлено в отечественной психолого - педагогической литературе, имеет исключительное значение для психического развития ребенка и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Име...

Снижение уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста

Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, чтобы поставить “точный” диагноз и тем более “приклеить ярлык”, а в оказании посильной и ...

Психолого-педагогические условия снижения уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Статья написанная по материалам выпускной квалтфикационной работы....

развитие коммуникативных способностей как фактор снижения уровня конфликтности у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ

В данной статье раскрывается значение общения ребенка со сверстниками для его развития, самооценки.  Обозначены причины проблем межличностных отношений, намечены возможные пути решения конфликтны...

Коррекционная программа по снижению уровня агрессии у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью «Ежики»

В данной работе был проведен обширный теоретический анализ литературы по проблемам исследования, проанализированы причины, механизмы и формы проявления агрессивности у детей старшего дошкольного возра...

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО СНИЖЕНИЮ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЁГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

Статья посвящена исследованию агрессивности у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью умственной отсталости, предлагается описание диагностических методик, направленных на выявление особ...

Программа психолого - педагогического сопровождения по теме: «Снижение уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи посредством песочной терапии»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Солнышко» муниципального образования г. Обь Новосибирской области...