"Коррекционная ритмика для детей с задержкой психического развития и умственно отсталых детей"
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Камышева Кристина Валентиновна

"Коррекционная ритмика для детей с задержкой психического развития и умственно отсталых детей"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx15.52 КБ

Предварительный просмотр:

"Коррекционная ритмика для детей с задержкой психического развития и умственно отсталых детей"

Система музыкально-ритмических движений оказывает положительное влияние на функциональную деятельность организма. Созданная Швейцарским музыкантом и педагогом Ж. Далькрозом система музыкально-ритмического воспитания, получившая широкое распространение вначале XX века, в Европе. Используется и в настоящее время как в работе с нормально развивающимися детьми, так и с детьми с проблемами в развитии, основывается на  взаимосвязи музыки и движения, оказывающих положительное воздействие друг на друга. Эта связь обеспечивает формирование у детей как музыкально-ритмических навыков (ритмического, динамического, тембрового музыкального слуха, способности различать форму, характер музыкального произведения), музыкальной памяти, внимания, так и двигательных навыков, которые обеспечивают согласование средств музыкальной выразительности и передачу их в различных движениях  в играх, плясках, упражнениях.

Вне зависимости от направления дефектологической подготовки (логопедия, олигофрено-, сурдо-, тифло- педагогика) в образовательных организациях следует особое внимание уделить коррекционной ритмике.

Коррекционная ритмика- это общее понятие, своеобразный вид кинезитерапии, основанной на взаимосвязи музыки, движения, слова, где организующим началом служит ритм. В зависимости от специфики и варианта нарушения развития детей она подразделяется на ритмику: логопедическую ( для детей с нарушением речи),  фонетическую ( для детей с нарушением слуха), коррекционную ( для детей с нарушением зрения, с задержкой психического развития, умственной отсталостью).

Коррекционные возможности музыкального искусства в различных его сочетаниях ( с движениями, с театрализованной деятельностью) по отношению к ребенку с проблемами  проявляются, прежде всего, в том, что оно выступает источником позитивных переживаний ребенка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения, обеспечивает формирование музыкальной культуры и осуществления коррекции отклонений в познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферах, создает условия для социальной адаптации.

Практика использования музыкально-ритмических движений показывает, что чем раньше они используются в коррекционной работе с детьми с проблемами ( в форме ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов), тем выше результаты в развитии у ребенка речевой функции, произвольной деятельности, моторики, пластичности, выразительности  движений, невербальной коммуникации, а также в развитии музыкальных способностей.

Движения под музыку как вид музыкальной деятельности складывается из двух компонентов:

- музыкально-ритмических навыков ( умения передавать движениями средства музыкальной выразительности: темп, ритм, динамику, форму и т. д.);

- навыков выразительных движений ( основных, гимнастических с предметами и без них, сюжетно-образных, танцевальных);

Комплексное обследование ребенка и определение имеющихся нарушений является необходимым условием для начала коррекционной работы средствами ритмики. Наряду с обследованием познавательной и эмоционально-волевой сфер детей перед использованием ритмики в коррекционной работе осуществляется обследование моторики детей с проблемами. Для правильного построения работы по коррекции психомоторики необходимо вычленять структуру поражения, а затем формировать плохо развитые или отсутствующие "контингенты движений", при этом учитывая группу детей ( возбудимых или заторможенных). Двигательное беспокойство, нетерпеливость, отвлекаемость, эмоциональная возбудимость  и неустойчивость составляют клиническую картину возбудимых, а вялость, адинамичность, бедность движений характеризуют картину заторможенных детей.

Организация, построение, содержание, коррекционная направленность занятий ритмикой для детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью обусловливаются структурой нарушений детей данной категории, где присутствуют отклонения в психических функциях, эмоционально-волевой сфере, моторике. В связи с этим в занятия по ритмике включаются такие направления как:

-коррекция психических функций, где средствами ритмики осуществляется коррекция внимания ( его переключаемости, устойчивости, распределения), памяти (слуховой, зрительной), воображения           (воссоздающего, творческого), восприятия ( слухового, зрительного, пространственного);

-коррекция эмоционально-волевой сферы, где дети овладевают языком "выразительных движений";

-коррекция моторной сферы, где ведется работа по развитию пластики тела, ритмичности, координации движений, ориентировки в пространстве, преодолению глобальных синкинезий;

Структура занятий может складываться из таких частей, как ритмическая разминка, ритмическая гимнастика, ритмический калейдоскоп, ритмическое прощание.

Развитие движений в сочетании с музыкой и словом представляет целостный коррекционно-воспитательный процесс.

Список используемой литературы

1. Гринер В.А.  "Логопедическая ритмика для дошкольников": Уч. пед. гиз., М., 1958 г.

2.Руднева С., Фиш Э. "Ритмика. Музыкальное движение" М., 1972 г.

3.Миронова С.А. "Обучение и воспитание дошкольников с нарушением речи": М., 1987 г.

4.Власова Т.А.  " Обучение и воспитание детей с недостатками в физическом и умственном развитии":М., 1970 г.  

5 Бернштейн Н. А. "Очерки по физиологии движений":М., 1966 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью

Данный материал залежался в моем ноутбуке, конечно же не я его составила, но и автора данного материала я не знаю. Но это очень полезный материал для всех педагогов и психологов в том числе. Так что, ...

логопедическая работа в коррекционной группе для детей с задержкой психического развития

логопедическая работа в коррекционной группе для детей с задержкой психического развития...

Психологические особенности детей с задержкой психического развития и с умственной отсталостью

Задержка психического развития (ЗПР)- замедление темпа психического развития преодолеваемое с возрастом при специфически организованном обучении. Для ЗПР характерны мозаичность и парциальн...

Особенности развития детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью

Особенности развития детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью ...

Влияние музыки на развитие детей с задержкой психического развития и умственной отсталости дошкольного возраста.

Влияние музыки на развитие детей с задержкой психического развития и умственной отсталости дошкольного возраста....

Особенности речевого и психического развития развития умственно отсталых детей

Особенности речевого и психического развития  развития умственно отсталых детей...