Особенности речевого и психического развития развития умственно отсталых детей
презентация по развитию речи

Белянская Наталья Андреевна

Особенности речевого и психического развития  развития умственно отсталых детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_rechevogo_razvitiya_umstvenno_otstalyh_detey.pptx302.63 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности речевого и психического развития развития умственно отсталых детей

Слайд 2

Для умственно отсталых детей характерным является: позднее развитие речи, отдельные слова появляются в 2-3 года, фразовой речью дети начинают овладевать лишь после 4-5 лет. В связи с медленно развивающимися дифференцировочными условными связями в области речеслухового анализатора умственно отсталый ребенок : долго не различает звуки речи, не дифференцирует слова, произносимые окружающими, в связи с чем недостаточно точно и четко воспринимает чужую речь.

Слайд 3

Развитие речи у умственно отсталых детей Для того чтобы ребенок умел воспроизводить сложный комплекс артикуляторных движений, необходимо нормальное развитие речевой моторики. Развитие как общей, так и речевой моторики у умственно отсталых детей протекает замедленно, недифференцированно .

Слайд 4

Развитие речи у умственно отсталых детей В связи с общим недоразвитием аналитико-синтетической деятельности у умственно отсталых детей с большим трудом формируются языковые обобщения, замедленно усваиваются закономерности языка. Л.Г.Парамонова выделяет несколько причин большой распространенности нарушений звукопроизношения у умственно отсталых детей. 1) общее недоразвитие познавательной деятельности оказывает свое отрицательное влияние на ов­ладение звуковым составом речи. 2)большое количество нарушений звукопроизношения определяется недоразвитием фонематического восприятия, процесса дифференциации, различения фонем. 3 ) недоразвитие как общей, так и речевой моторики. Формирование правильного произношения звуков речи невозможно без достаточного развития тонких, координированных, точных движений речевого аппарата, а у большой части умственно отсталых детей встречаются значительные нарушения общей и речевой моторики: параличи, парезы, гиперкинезы и т.п 4) аномалии в строении артикуляторного аппарата.

Слайд 5

Развитие речи у умственно отсталых детей У детей- олигофренов имеется недоразвитие и лексико-грамматического строя речи. Наблюдается большая разница между объемом пассивного и активного словаря - активный словарь гораздо меньше по объему. многие номинативные слова употребляются в активном словаре неточно. отмечается неточность употребления самых простых слов, отсутствие дифференциации в обозначении сходных предметов. пальто, шубу, плащ некоторые дети называют словом пальто.

Слайд 6

Развитие речи умственно отсталых детей В речи умственно отсталых наблюдаются вербальные замены. В основном дети заменяют слова, близкие семантически, обозначающие предметы одной группы. При этом названия нескольких сходных предметов заменяются одним наиболее употребительным словом. Причинами неточности в употреблении слов у умственно отсталых детей являются трудности дифференциации, различения самих предметов. У многих детей отсутствуют слова обобщающего характера (мебель, посуда, обувь, одежда, овощи, фрукты). Дети неправильно обозначают детенышей животных (ще­нок - " собачоночек ", "собачонок", " шененок "; жеребенок - "лошаденок"). используют лишь незначительное количество слов, обозначающих признаки предмета, цвета (красный, синий, зеле­ный), величины предметов (большой - маленький), вкус (сладкий - горький).

Слайд 7

Развитие речи умственно отсталых детей Недоразвитие грамматического строя речи проявляется в большом количестве аграмматизмов , трудности выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений. У умственно отсталых детей младшего школьного возраста наблюдаются нарушения в синтаксических структурах предложений, недостаточно развиты морфологические обобщения, процессы словоизменения и словообразования. усвоение падежей умственно отсталыми детьми осуществляется в основном в той же последовательности, что и у детей с нормальным интеллектом, но в значительно поздние сроки.

Слайд 8

Развитие речи у умственно отсталых детей Падежные окончания множественного числа усваиваются труднее, чем падежные окончания единственного числа. Долгое время неусвоенными оказываются типы склонений. В некоторых случаях смешиваются окончания родительного падежа множе­ственного числа различных склонений ("много рыбаков", по аналогии с много домов). Особенно трудным для умственно отсталых детей является усвоение согласования прилагательного с существительным среднего рода Несформированность функции словообразования проявляется в трудностях образования прилагательных от существительных, уменьшительно-ласкательных форм существительных. В основном дети пользуются суффиксальным способом сло ­ вообразования , но количество суффиксов, использующихся для словообразования, невелико (- ик , - очек , -чик, - онок , - ёнок , - ок , - ят -, -к-).

Слайд 9

Развитие речи у умственно отсталых детей Наиболее характерными для младших школьников являются простые нераспространенные предложения. Встречающиеся распространенные предложения включают чаще всего только прямое дополнение (Мальчик везет санки), иногда обстоятельства места (Дети идут в школу). В связной речи В связной речи умственно отсталых детей часто встречаются назывные, а также неполные предложения. В предложениях отсутствует либо подлежащее, либо сказуемое, либо и подлежащее и сказуемое.

Слайд 10

Развитие речи у умственно отсталых детей недоразвитие фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи у разных категорий умственно отсталых детей различно. у некоторых детей это недоразвитие носит менее выраженный характер. У них не нарушена произносительная сторона устной речи, не отмечаются выраженные и стойкие аграмматизмы . Однако с точки зрения семантики и лексико-грамматического оформления их речь все же отличается от речи детей с нормальным интеллектом прежде всего примитивностью, недоразвитием сложных семантических и грамматических уровней формирования речи. Таким образом, в этом случае общая картина недоразвития устной речи обусловлена в основном умственной отсталостью, недоразвитием аналитико-синтетической деятельности.

Слайд 11

Развитие речи у умственно отсталых детей Речевые нарушения у умственно отсталых детей очень разнообразны по своим проявлениям. Симптоматика речевой патологии определяется как степенью умственной отсталости, так и наличием локальной патологии речевых систем, нарушением деятельности речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Слайд 12

Группы умственно отсталых детей выделяют две основные группы умственно отсталых детей: 1)умственно отсталые дети с недоразвитием речи; 2) умственно отсталые дети с атипичной олигофренией, осложненной речевыми нарушениями. У второй группы умственно отсталых детей, кроме общего недоразвития речи, связанного с умственной отсталостью, имеется и специфическая речевая патология (дизартрия, ринолалия , алалия и т.д.).

Слайд 13

Умственные действия Умственное действие в процессе своего формирования проходит ряд этапов. На первом этапе оно осуществляется с опорой на внешние средства, отмечается "материализация действия". Умственное действие здесь выступает в форме развернутого внешнего действия, внешнее действие является максимально развернутым по составу операций. На втором этапе умственное действие осуществляется с опорой на устную речь. Развернутая практическая деятельность постепенно сокращается. На этом этапе ребенок производит счетные операции устно, без опоры на внешние действия с предметами. на третьем этапе действие еще более сокращается, т.е. выполняется на другом уровне, во внутреннем, умственном плане. Здесь происходит интериоризация действия, превращение его во внутреннее, умственное. Ребенок осуществляет счетные операции в уме, про себя.

Слайд 14

Недоразвитие познавательной деятельности умственно отсталых детей, позднее развитие речи, ее качественное своеобразие (бедность словаря, дефектное произношение, неточное, малодифференцированное слуховое восприятие звуков речи, низкий уровень фонематического развития, несовершенство лексико-грамматического строя), психопатологические особенности этих детей отрицательно сказываются на овладении навыком чтения.

Слайд 15

Особенности эмоциональной сферы повышенная возбудимость или, наоборот, инертность; трудности формирования интересов и социальной мотивации деятельности с трудом формируются высшие чувства настроение, как правило, неустойчивое поведение крайне непоследовательное, случайное, поступки недостаточно целенаправленны, импульсивны, отсутствует борьба мотивов ребенок бурно радуется тогда, когда нужно было бы лишь улыбнуться, не умеет сдержать гнев и агрессию, когда следовало бы лишь рассердиться

Слайд 16

Нарушения в физическом развитии Дисплазии, деформации формы черепа и размеров конечностей, нарушение общей, мелкой и артикуляционной моторики, трудности формирования двигательных автоматизмов Психомоторное недоразвитие проявляется в непродуктивности и недостаточности последовательных движений, в двигательном беспокойстве, суетливости, движения бедны, угловаты

Слайд 17

Личность Низкий уровень осознанности мотивов, мотивы бедны и ситуативный Ограниченность представлений об окружающем мире, примитивность интересов, потребностей слабая дифференцированность в развитии межличностных отношений, со 2 класса начинают складываться отношения, основанные на личных симпатиях, но они еще избирательны и ситуативны На систему межличностных отношений влияет состояние ребенка, дефект умственного и физического развития Формирование самооценки запаздывает – в среднем звене наиболее адекватна

Слайд 18

Внимание Внимание – это сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект, что предполагает повышение уровня сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности Внимание является базовым психическим процессом, «питающим» все другие психические функции и виды деятельности. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мышления и воображения

Слайд 19

внимание у УО Сопровождается чрезмерной отвлекаемостью. Причем у одних детей через 10-15 мин работы наблюдаются двигательное беспокойство, подвижность, другие становятся вялыми и пассивными. Произвольное внимание УО Низкий уровень произвольного внимания связан с недоразвитием волевых качеств УО детей. Для них характерна также неспособность распределения внимания между различными объектами. Это обнаруживается в таком поведении ребенка, как нетерпение, задавание не относящихся к теме урока вопросов, выкрикивание отдельных реплик. Требуются большие усилия для привлечения внимания, фиксации, оно нестойкое, легко истощается. Это создает УО ребенку большие трудности и препятствия при овладении школьной программой, элементами самообслуживания.

Слайд 20

внимание У так называемых возбудимых олигофренов особенно резко проявляется отвлекаемость, двигательная расторможенность, в то время как у заторможенных детей эти черты выражены в меньшей мере С возрастом, у учеников вспомогательной школы несколько возрастает объем произвольного внимания, его устойчивость и возможность распределения, однако по длительности активной концентрации они значительно уступают своим нормально развивающимся сверстникам

Слайд 21

Ощущение и восприятие Недостаточное развитие восприятия не позволяет получить правильное представление об окружающем и себе самом. Недостаточно улавливается сходство и различие между предметами и явлениями,, не ощущаются оттенки цветов, ошибочно оцениваются глубина и объем различных свойств предметов. УО детям значительно больше времени требуется, чтобы воспринять предлагаемый материал, с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, медленный темп узнавания букв, цифр Им трудно различать объекты мало различающиеся по цвету, величине, форме

Слайд 22

Ощущение и восприятие Для УО учеников свойственна узость зрительного восприятия, которая уменьшает их возможности ознакомления с окружающим миром, а также отрицательно влияет на овладение чтением Отмечается узость объема восприятия, УО ребенок видит лишь тот объект, который в поле его зрения Не улавливают смысла в сложных сюжетных картинках Трудности восприятия пространства Сложным является восприятие времени

Слайд 23

Память Обучение УО детей в большей мере опирается на процессы памяти, которые обеспечивают им приобретение новых сведений, дают возможность овладевать различными областями знаний. Память заключается в запечатлении, сохранении и последующем узнавании или воспроизведении того, что было у человека в прошлом опыте.

Слайд 24

Память Объем запоминаемого детьми с УО материала существенно меньше, чем у их нормально развивающихся сверстников. Чем более абстрактным является подлежащий запоминанию материал, тем меньшее его количество запоминают УО дети. Точность и прочность запоминания детьми и словесного и наглядного материала низкая. Воспроизводя его, они многое пропускают, переставляют местами элементы, составляющие единое целое, нарушая их логику, часто повторяются, привносят новые элементы, основываясь на случайных ассоциациях. Память УО отличается замедленностью, непрочностью, неточностью воспроизведения, информация быстро забывается Неразвито логическое опосредованное запоминание, в то же время механическая память может оказаться сохранной

Слайд 25

Память Слабость памяти УО проявляется в трудностях не столько получения, сохранения, сколько ее воспроизведения Воспроизведение – сложный процесс, требующий большой волевой активности и целенаправленности Воспроизведение УО носит бессистемный характер, характерная особенность – привнесение того, что не было при запоминании, трудности при воспроизведении словесного материала Свойственна эпизодическая забывчивость – она связана с переутомлением н.с ., из-за общей ее слабости Чаще наступает состояние охранительного торможения, поэтому очень важно соблюдать режим дня и отдыха Большие затруднения воспоминания о внутренних логических связях и обобщенных словесных объяснениях Важно модифицировать повторения, устанавливая таким образом разнообразные связи между новым и уже известным детям материалом. Определенную помощь при запоминании может оказать смысловая группировка материала, а также соотнесение слов с соответствующими картинками или другим наглядным материалом.

Слайд 26

Мышление Мышление представляет собой обобщенное, опосредованное отражение внешнего мира и его законов, общественно обусловленный процесс познания, наиболее высокий его уровень. МЫШЛЕНИЕ Наглядно-действенное Наглядно-образное Словесно-логическое

Слайд 27

Мышление Мышление УО Конкретное, непоследовательное, стереотипное, некритичное сложность понимания причинно-следственных связей УО ребенок не планирует свою активность по этапам, не пытается заранее предвосхитить последствия своих действий, при этом он может хотеть стать учителем, врачом, летчиком, не учитывая своих возможностей не может самостоятельно оценить свою работу характерны сниженная активность, тугоподвижность мыслительных процессов УО дети обычно начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без плана действия Физиологической основой недоразвития мышления является нарушение аналитико-синтетической деятельности коры полушарий г.м ., недоразвитие второй сигнальной системы и ее взаимодействия с первой сигнальной системой

Слайд 28

Мышление УО Анализ предметов проводят бессистемно, пропуская важные свойства Не умеют выделять главное в предметах, сравнение по несущественным признакам Затрудняются находить сходное и различное в предметах и явлениях Не понимают своих неудач, довольны собой и своей работой

Слайд 29

Обучение и корекционная работа Принцип системности в коррекционной работе с умственно отсталыми детьми обеспечивает направленность на устранение или сглаживание причин отклонений в психическом развитии ребенка. Успех такого пути коррекции базируется на результатах диагностического обследования .

Слайд 30

Обучение и корреционная работа УО дети Ставят перед собой невысокие цели и довольствуются минимальным успехом, хотя могут достичь большего. Взрослые непреднамеренно могут потворствовать этой приобретенной беспомощности. Например, если ребенок считается отстающим, взрослые менее склонны настаивать на его упорстве в достижении цели Развитие отношения к учению у детей с УО происходит медленно и неустойчиво Педагогическая оценка является фактором формирования положительного отношения к учению, если уч-ся правильно понимают содержание оценки и критерии оценивания Доброжелательное отношение педагогов к ученикам – одно из условий, формирующих положительную учебную направленность учеников

Слайд 31

Коррекционная и развивающая работа С ребенком С родителем С кругом общения Главной целью коррекционного обучения является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речевого развития умственно отсталых детей

Презентация об особенностях речевого развития умственно отсталых детей....

Реферат "Особенности формирования игровой деятельности умственно-отсталых детей "

Выявить и изучить особенности игровой деятельности умственно-отсталых детей. Усовершенствование руководства игрой умственно-отсталых детей....

"Коррекционная ритмика для детей с задержкой психического развития и умственно отсталых детей"

quot;Коррекционная ритмика для детей с задержкой психического развития и умственно отсталых детей"...

Особенности речевых расстройств и их устранения у умственно отсталых детей; у детей с задержкой психического развития.

1 вопрос  Особенности речевых расстройств и их устранения у умственно отсталых детей; у детей с задержкой психического развития.Умственное и речевое развитие ребенка тесно связаны между собой, но...