конспект ККРЗ
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа)

В материале содержится авторский конспект ККРЗ для детей среднего дошкольного возраста с ЗПР, разработанный для участия в конкурсе "Педагогические достижения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_konkurs.docx735.75 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 комбинированного вида

                   Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Сценарий комплексной непрерывной образовательной деятельности

для детей среднего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития)

Форма проведения: подгрупповая.

Тема: «Зачем Колобку нос?»

 

                                 

                                                               Учитель-дефектолог: А.А. Антюфеева

Санкт-Петербург

2019 год


Цель: Расширение представлений о частях тела/лица человека, их функциях.

Задачи:     

Область «Познавательное развитие» 

1.Формировать умение описывать объект, выделяя его существенные признаки с опорой на графическую схему и без нее.

2.Расширить представления детей о функциях носа и рук через организацию элементарных опытов.                     

3.Формировать навык механического счета с наглядной опорой (в пределах 5).

4.Продолжать формировать представления детей о форме (круг), величине (большой\маленький), цвете и количестве (один\много)

«Социально –коммуникативное развитие»  

1.Развивать умение детей взаимодействовать со взрослыми и сверстниками во время образовательного процесса.

2.Формировать эмоциональную отзывчивость в ответ на предложенную ситуацию.                                            

3.Способствовать формированию таких нравственных качеств, как готовность прийти на помощь, отзывчивость.

                                                                                                

«Речевое развитие»

1.Расширение и активизация словаря (номинативный, предикативный, атрибутивный)

2.Формировать навык образования уменьшительно-ласкательной формы имен существительных единственного числа

3. Формировать навык образования качественных прилагательных

4.Способствовать пониманию предлога «под»

 

«Художественно-эстетическое развитие»

1.Продолжать вызывать интерес к сказочным персонажам после знакомства с литературным произведением

2.Развивать интерес к конструктивно-модельной деятельности, используя детали-липучки

 «Физическое развитие»                                                                                                 

1.Формировать навык согласования речи с движением.

2.Развитие общей моторики и ориентировки в схеме собственного тела

         

Коррекционно – развивающие:

1.Развитие непроизвольного внимания.                                                                        

2.Развитие памяти; тактильного и зрительного восприятия.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций:

-с изображением частей тела/лица,

-ягод и фруктов;

-рассматривание частей тела/лица в зеркале;

- рассматривание и обследование настоящих фруктов и ягод;

-проведение игр, способствующих расширению сенсорного опыта

Индивидуальная работа: формирование навыка образования уменьшительно-ласкательной формы имен существительных единственного числа с Расулом М.

Материалы к непрерывной образовательной деятельности:

Пластиковые банки (3 шт) «с джемом», мячи разного цвета и размера (4 шт), 1 большой желтый мяч «Колобок», карточки-схемы, коврограф, детали-липучки (части лица) для коврографа, настоящие фрукты и ягоды (банан, апельсин, клубника), «волшебный мешок», непрозрачные пластиковые стаканы с мякотью фруктов и ягод для игры «Угадай по запаху», мешочки с песком и камнями (массажная дорожка «Волшебные камни»), желтый обруч («полянка»),  вязаная шапочка для мяча «Колобок», коробка с кварцевым песком, искусственные кленовые листья .

Современные информационные и педагогические технологии: Сенсорная интерактивная панель «Солнышко» (игра «Дорожки»); игровая технология, здоровьесберегающие технологии (технология активной сенсорно-развивающей среды), технология исследовательской деятельности и элементы ТРИЗ (элементарный опыт)

Примерный ход совместной непрерывной образовательной деятельности:

деятельность педагога

деятельность детей

Организация детей перед занятием

Дефектолог взаимодействует с подгруппой детей в игровом пространстве во время динамической паузы. Сидя на коврике педагог и дети выполняют гимнастику-приветствие «Доброе утро»

-Ребята, чтобы настроение было весь день хорошим, давайте разбудим все наше тело, садитесь скорее на коврик!

-  Доброе утро, глазки!

-Вы проснулись?

(Потереть глазки, сделать из пальчиков бинокль и посмотреть друг на друга).

-Доброе утро, ушки!

-Вы проснулись?

Погладить ушки, приложить ладошки за ушками (изобразить уши слона).

-Доброе утро, ручки!

-Вы проснулись?

Погладить рукой руку, похлопать в ладоши.

-Доброе утро, ножки!

-Вы проснулись?

 Погладить ножки, встать на коленки, руки – в упоре перед собой и постучать носочками по ковру.

-Доброе утро, дети!

-Вы проснулись? 

(Поднять руки вверх)

Дети садятся на коврик

-Да!

-Давайте!

Дети выполняют действия по –подражанию, проговаривают слова зарядки вместе с педагогом

-Доброе утро! -Доброе утро, глазки!  -Да! -Проснулись!

Трут глазки, делают из пальчиков бинокль и смотрят друг на друга

-Доброе утро! -Доброе утро, ушки!

-Да!

-Проснулись!

Гладят ушки, прикладывают ладошки за ушками (изобразить уши слона).

Доброе утро! -Доброе утро, ручки!

-Да!

-Проснулись!

Поглаживают рукой руку хлопают в ладоши

Доброе утро! -Доброе утро, Ножки!

-Да!

-Проснулись!

Поглаживают ножки, встают на коленки, руки – в упоре перед собой и стучат носочками по ковру

-Доброе утро!

-Мы проснулись!

Поднимают руки вверх

Мотивация

Дефектолог сообщает детям, что он хотел с ними поиграть в еще одну интересную игру,

но потерял очень нужный для нее предмет и забыл, как он называется

Дефектолог просит детей помочь ему, отгадав

загадку-описание:

-Как замечательно мы разбудили друг друга и наши части тела и лица! А теперь давайте поиграем?!

-Ой, а я вдруг забыла, как называется предмет, который мне нужен для игры, что же мне делать?

-Ребята, а вы умеете отгадывать загадки?

-Поможете мне отгадать, что это за предмет?

- Я помню только признаки: этот предмет круглый,

прыгает, скачет, его можно пинать и бросать друг другу. Им любят играть дети.

-Что это за предмет? Вы узнали?

Дефектолог хвалит детей и предлагает им отправится на поиски корзины с мячами, сообщая как она выглядит

- Как хорошо вы умеете отгадывать загадки!

-Точно! Как я могла забыть?

 –Вы верно назвали этот предмет, и я вспомнила где его оставила! 

-Я положила его в красную корзину с мячами, давайте найдем ее! 

-Да! Давай!

-Давайте!

-Поиграем!

-Да!

Дети отгадывают загадку

-Да!

–Умеем!

-Да, умеем!

-Поможем! -Да!

-Да, поможем!

-Это игрушка!

-Игрушка!

-Мячик!

-Шарик!

-Шар!

-Это мячик!

-Мяч!

-Это мяч!

-Давай!

-Давайте!

-Да!

-Давай искать!

Проблематизация

После поиска корзины в игровом помещении (педагог направляет поиск детей) дети с педагогом заходят в комнату для занятий/спальню и находят корзину, в которой лежит 5 мячей.

Дефектолог обращает внимание на то, что мячей у него целая корзинка.

-Ребята, посмотрите, вот же корзина с мячами!

-Сколько в ней мячей?

-Один или много?

-Давайте их пересчитаем!

-А нам же нужен один, не будем спешить, и рассмотрим их!

-Возьмите по одному мячу, только держите их крепко, а то вдруг они волшебные и и убегут от нас! (желтый мяч- Колобок дефектолог берет себе).

Дефектолог помогает детям составить описание мячиков

-Какой у тебя мяч?

-Да, верно!

-А еще какой?

-А еще?

…….

-Какие замечательные мячики! Только моего точно здесь нет, мой был другой, волшебный! Как же теперь его найти?

-Ой, смотрите, под корзиной что-то еще лежит, может это записка или подсказка? Давайте ее мне скорее!

Педагог предлагает по схеме составить описание и выбрать нужный мяч.

-Я такая забывчивая, даже записку себе оставила. Давайте посмотрим на схему внимательно:

 -Вот этот значок слева обозначает цвет моего мяча

-Какой это цвет?

-Этот значок обозначает форму.

-Какой формы мой мяч?

-Этот значок обозначает размер - большой /маленький.

-Какого размера мой мяч?

Педагог еще раз просит назвать все признаки мяча по- порядку и посмотреть на найденные мячи в поисках нужного

-Давайте еще раз по порядку назовем все признаки нашего мяча:

-Он желтый, круглый, большой!

-Есть такой мяч?

-Да, правильно!

-Вот же он у меня в руках! Ой, это и не мяч вовсе!

Дефектолог обращает внимание детей, что на мячике есть глаз.

-Колобок, это ты? Что с тобой случилось? Где все твои части лица?

 (педагог говорит «голосом» Колобка).

Он расстроен, потому что хотел поиграть с ними и   угостить разным джемом, но пока бежал по дорожке из магазина с мешком фруктов для него, потерял все свои части лица, он просит ребят помочь их найти.

-Ох, Колобок, конечно мы тебе поможем!

-Правда, ребята?

-Поможем Колобку?

Дети находят корзину, пересчитывают мячи

-Вот она! Нашли! Мы нашли!

-Много!

-Один!

-Давай! Давайте!

-1,2,3,4,5

Дети берут по 1 мячу в руки и составляют описание

-Красивый!

-Круглый!

-Большой!

-Маленький!

-Синий!

-Зеленый

-Желтый!

-Красный!

-Синий, круглый, маленький

-Красный, круглый, маленький

-Зеленый, круглый,

….

Дети находят схему под корзиной, отдают дефектологу

-Желтый!

-Это желтый!

-Он круглый!

-Круглый!

-Большой!

-Он большой!

-Он желтый, круглый, большой!

-Желтый,круглый,большой!

-Круглый, желтый!

-Желтый, большой!

-Большой!

-Да! Поможем!

-Поможем!

-Мы поможем!

Динамическая пауза

Дефектолог обращает внимание детей на то, что он видит дорожку, по которой бежал Колобок, и что им спешить не следует,

-А вот и дорожка, по которой бежал Колобок. Но мы бежать не будем, а аккуратно будем наступать на камешки то левой, то правой ногой, чтобы добраться до того места, где Колобок потерял свои части лица.

Педагог просит детей построится за ним друг-за другом, дети и дефектолог вместе маршируют по «камням», высоко поднимая ноги, чередуя левую и правую ноги.

Доходят до коробки «полянки» с песком и находят части лица, педагог предлагает взят по одной, затем отправится по дорожке обратно.

дети и дефектолог вместе маршируют по «камням», чередуя левую и правую ноги.

находят части лица, берут по одной, затем отправляются по дорожке обратно.

Целеполагание

Педагог предлагает подойти к волшебному «зеркалу» (Коврограф) вместе с колобком, чтобы прикрепить все части лица на место.

В это же время, за спиной у детей педагог приклеивает на мяч части лица

Дефектолог говорит голосом, Колобка, он благодарит

ребят за помощь и предлагает назвать части лица ласково.

-Давайте назовем все части лица ласково!

-Покажите, где у вас глаза? ....

……

-Ой, а чего же нет у Колобка?

-Нет носа, верно!

-Колобок, где же ты его потерял?

Включается запись, Колобок сообщает, что нос он потерял под кучей листвы.

Педагог предлагает найти нос.

за спиной у детей педагог надевает на мяч «шапочку» с частями лица».

Дети поочередно прикрепляют «части лица»

Дети называют части

лица с уменьшительно-

ласкательным

суффиксом:

-глаза-глазки,

-рот-ротик,

-щёки-щёчки,

-брови-бровки,

Дети замечают, что у

Колобка нет носа

- Носа!

-Нос пропал!

-Нет носа!

-Носика!

-Ушей!

Дети находят нос под кучей листвы возле «дома Колобка» (стол с материалами для элементарного опыта) и прикрепляют его к плоскостному изображению колобка в волшебном зеркале.

Планирование будущей деятельности.

«Колобок» благодарит детей, говорит, и предлагает им скорее  отправится к нему на кухню, чтобы помочь достать фрукты из мешка, пока он отдохнет и придумает для них новую игру.

 Дети вместе с педагогом отправляются к Колобку домой «на кухню».

Дефектолог предлагает присесть на стульчики.

На столе стоит мешок, непрозрачные стаканчики и банки для джема с картинками ягод и фруктов.

Дети вместе, с помощью педагога называют джем, которым хотел их угостить Колобок

-Какой джем собирался варить Колобок?

-Из апельсина какой?

-Из банана какой?

-Из клубники какой?

Педагог сообщает, что фрукты для джема в темном мешке и мы их не видим, а сам мешок заколдован, и достать фрукты из него можно только носом.

Педагог удивлен и самостоятельно пытается «открыть» носом мешок. У него ничего не получается.

Спрашивает детей:

- Как же быть?

-Что же колобок имел ввиду?

-Может нам нужно узнать по запаху каждый фрукт?

-А какая часть тела нам поможет различить запахи фруктов?

-Чем мы будем нюхать?

-Правильно! Верно!

-А какая часть тела нам поможет найти фрукты в мешке, если он темный?

-Чем мы будем их трогать, ощупывать?

-Правильно! Верно!

Дети вместе с педагогом подходят к «кухне» (стол с материалами для элементарного опыта и стульчики), садятся на стульчики.

-Апельсинка

-Апельсинин

-Апельсиновый

-Банановый

-Бановый

-Бананный

-Клубничевый

-Клубничка

-Клубничкин

-Клубничный

Дети рассуждают

-Понюхать!

-Узнать запах!

-Да!

-Давай!

-Давайте!

-Запах!

-Нос! Носом! Носик!

-Глаза! Руки! Ручки!

-Руками!

Реализация плана

  Дети сидят на стульчиках, педагог поочередно просит детей понюхать по одному стакану с размельченным фруктом/ягодой и просит по запаху назвать фрукт, затем найти его в волшебном мешке и положить в нужную банку.

Педагог хвалит ответы детей и инициирует рассуждение

-Ребята, как вы здорово справились и нашли все фрукты по запаху!

 

-Так для чего нам нужен нос?

(задает наводящие вопросы)

-А для чего нужны руки?

(задает наводящие вопросы)

 

-Нюхать! –Чтобы нюхать!

-Мы нюхаем!

-Чтобы трогать! – Чтобы найти! Рисовать!

Оценка, рефлексия

- Колобок, мы все фрукты для джема смогли отыскать!

-Ребята были очень внимательны во время нашего приключения (педагог дает дифференцированную оценку деятельности каждого ребенка во время элементарного опыта)

-Ребята, а давайте вспомним что с нами сегодня приключилось?

-Что я потеряла?

-Мы нашли корзину с мячами?

-А желтый мячик оказался кем?

-Кто был среди мячиков?

-Кто был в корзине?

-Да, верно, Колобок

-Что случилось с Колобком?

-Что потерял Колобок?

-Да, верно.

-А теперь Колобок отдохнул и предлагает вам поиграть с ним в игру, которую он придумал.

Там нам опять понадобятся наши руки и еще глаза.

(показ игры на сенсорной интерактивной панели)

-Мяч! Мячик

-Да! -Мы нашли!

-Колобок!

–Там был Колобок!

-Он потерял нос! Он потерял глаз! Он потерял рот!

-Он потерял брови!

-Потерял носик!

- Потерял глаз!

- Потерял брови!

-Все потерял1

-Нос сломался!

-Носик сломался!

C:\Users\Asta\Pictures\Saved Pictures\IMG_20191210_092602.jpgC:\Users\Asta\Pictures\Saved Pictures\IMG_20191210_092625_HHT.jpgC:\Users\Asta\Pictures\Saved Pictures\IMG_20191210_092618.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия (ККРЗ) для детей с ЗПР «Сентябрьский букет»

Данный конспект ККРЗ разработан на основе интеграции изучаемого детьми материала в образовательных областях:«Познавательное развитие» (познавательно – исследовательская деятельн...

Конспект ККРЗ учителя-дефектолога с детьми подготовительной к школе группы с задержкой психического развития «Осенние заботы»

План – схема непрерывной  комплексной коррекционно-развивающей образовательной деятельности учителя-дефектолога с детьми подготовительной к школе группы с задержкой психического развития&la...

1. Конспект по рисованию 2. Конспект по конструированию 3. Конспект по математике. 4. Конспект по окружающему миру.

Тема1. Рисование "Осенний пейзаж. Дождь" (05.10.2021)2. Окружающий мир «Такие разные, такие важные ». бытовые предметы и техника. Их значение в жизни человека. (11...

ККРЗ "Семья"

Комплексное корекционно-развивающее занятие по теме "Семья"для группу компенсирующей направленности (для детей с ЗПР),проводится психологом и дефектологом....