Мастер-класс для педагогов «Секрет талантливых дошколят или кинезиология на все случаи жизни»
консультация по коррекционной педагогике

Тесля Ирина Сергеевна

 «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_kineziologiya_moy.docx26.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение

Центр развития ребенка-детский сад №10 г. Россоши

Мастер-класс для педагогов

«Секрет талантливых дошколят

или кинезиология на все случаи жизни»

                                                                            Составила и провела:

                                                                             воспитатель ВКК Тесля И.С.

РОССОШЬ 2020

«Секрет талантливых дошколят

или кинезиология на все случаи жизни»

(мастер-класс для педагогов)

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов в области применения здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

  • познакомить педагогов с современной  здоровьесберегающей технологией;  
  • раскрыть значение использования данной технологии в учебно-воспитательном  процессе;

• заинтересовать их в обучении приёмам и методам работы с детьми

Ход мастер – класса:

  1. Вступление. СЛАЙД №2

Многие учёные отмечают: «мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный».

Справедливо и мнение, что «из всех наслаждений, отпущенных человеку, самое изысканное — шевелить мозгами». Мы с вами тоже будем сегодня «шевелить мозгами».

- Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.

- К сожалению, все чаще и чаще в ходе диагностических мероприятий выявляется большое количество детей с минимальными мозговыми дисфункциями (30% от общего числа), которые проявляются нарушениями речи, мышления, изменениями качеств человеческой психики. Кроме неспособности усваивать новый материал у таких детей наблюдаются и другие нарушения: инфантильность, агрессивность, неловкость движений.

Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных технологий развития и воспитания детей в условиях образовательного учреждения.

СЛАЙД №3 К таким технологиям относится образовательная кинезиология или гимнастика для мозга. Она отлично зарекомендовала себя в системе образования ведущих стран мира.

 СЛАЙД №4 Данная методика разработана психологом Полом Дэннисоном еще в 60-х годах. Пол Дэннисон не просто психолог, а педагог по образованию. Отсюда и методика «Гимнастика мозга». Он очень много практиковал с детками, которым ставили диагноз «слабоумие».  И практиковал успешно, доказав, что любого ребенка можно «включить».

Гимнастика мозга – это уникальный метод, при котором развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Нас раньше учили нужно вначале подумать, а потом сделать. Так вот, можно иначе, если речь идет о методах в кинезиологии. Начните вначале работать руками, ногами и телом, как умные мысли сами начнут посещать голову. Многочисленные исследования в этой области доказали стопроцентную правоту этих слов. Как следствие - кинезиология прочно внедряется в педагогическую практику.

Суть упражнений состоит в том, что они позволяют создавать новые нейронные связи и улучшают совместную работу двух полушарий головного мозга. А что происходит, когда левое полушарие работает в полную силу с правым и наоборот? Правильно – крепнет интеллект и расширяется разум.

- Всем нам известно, что человеческий мозг состоит из двух полушарий.

слайд №5 Обычно у человека одно из полушарий является доминирующим и это проявляется в различии способа переработки информации. Люди с доминирующим левым полушарием обладают логическим складом ума. А творческие личности – это люди с доминирующим правым полушарием.

- Я предлагаю вам прямо сейчас определить, какое полушарие доминирует именно у Вас. Для этого мы сейчас воспользуемся одной из методик определения функциональной асимметрии полушарий (тест Павлова).

слайд №6 - На экране набор слов. Разделите эти слова по 3 слова на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее.

Оценка результатов: (слайд)

слайд №7 Если Вы разделили слова по 1 варианту, а именно:

1-я группа – «карась», «орел», «овца».

2-я группа – «бегать», «плавать», «летать».

3-я группа – «шерсть», «перья», «чешуя».

То у вас преобладает логическое мышление, у вас мыслительный тип и доминирует левое полушарие.

слайд №8 Если Вы разделили по 2 варианту, а именно: (слайд)

1-я группа  – «карась», «плавать», «чешуя».

2-я группа  – «орел», «летать», «перья».

3-я группа  – «овца», «бегать», «шерсть».

То у вас образное мышление, у вас художественный тип и доминирует правое полушарие.

Какие результаты бы Вы не получили, никогда не поздно начать тренировать свой мозг, чтобы оба полушария головного мозга стали равноценно развиты.

Для детей самый благоприятный период  интеллектуального развития – это возраст до 12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.

Развитие межполушарного взаимодействия является основой интеллектуального развития ребенка. В этом может помочь – кинезиология, целями которой является:

слайд №9

        развитие межполушарного взаимодействия,

        синхронизация работы полушарий,

         развитие мелкой моторики,

         развитие памяти,

         внимания,

         речи,

         развитие мышления.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.

слайд №10  Виды кинезиологических упражнений: (перечисляю на слайде)

слайд №11 Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

"Задуть свечу". (Выполнить с коллегами)

Ребенок представляет, что перед ним стоит 5 свечек. Ему нужно задуть сначала большой струей воздуха одну свечу, затем этот же объем воздуха распределить на 5 равных частей, чтобы задуть все.

слайд №12 Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

«Глаз - путешественник». Развесить в разных углах и по стенам группы различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение - стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет, названный воспитателем.

слайд №13 Телесные упражнения.  

При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.

«Колено - локоть».

Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8-10 раз.

слайд №14 Растяжки.

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

слайд №15 “Тряпичная кукла и солдат”.

Исходное положение - стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.

слайд №16 Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

ДЛЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ УСЛОВИЯ:

Упражнения необходимо проводить ежедневно. С начала детям с раннего возраста учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному.

· занятия проводятся утром;

· занятия проводятся ежедневно, без пропусков;

· занятия проводятся в доброжелательной обстановке;

· от детей требуется точное выполнение движений и приемов;

· упражнения проводятся стоя или сидя за столом;

· упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;

· длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.

Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.

Кинезиологическая тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму и, что особенно важно с нейропсихологической точки зрения, является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

Предлагаю выполнить несколько упражнений

Упражнения для развития мелкой моторики рук.

слайд №17 «Колечко»

Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя кольцо с большим пальцем указательный, средний и т.д.; в обратном порядке – от мизинца к указательному пальцу.

слайд №18 «Кулак-ребро-ладонь»

Ребенку показывают три положения ладони на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга: ладонь, сжатая в кулак, - ладонь ребром – выпрямленная ладонь. Упражнение выполняют сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками.

слайд №19 «Лезгинка»

Ребенок сжимает левую руку в кулак, большой палец отставляют в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Ладонью правой руки прикоснуться к мизинцу левой. Менять положение правой и левой рук, добиваясь высокой скорости смены положений (6-8 раз).

слайд №20 «Ухо –нос»

Взяться левой рукой за кончик носа, правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук.

слайд №21 Одной из форм кинезиологических упражнений является зеркальное рисование. Это рисование двумя руками одновременно. Для этого можно использовать различные кинезиологические тренажеры (На слайде)

Такое рисование очень увлекательно и полезно (и не только для детей).

Во-первых, с его помощью можно познакомить ребенка с симметрией,

во-вторых, оно развивает мелкую моторику, пространственное мышление, воображение и,

в-третьих, повышает способность ребенка к самоконтролю, сосредоточению.

Кроме того, рисование двумя руками является отличной зарядкой для мозга, так как задействуются оба полушария одновременно.

Используя такие задания в практике, отмечаю у детей повышение работоспособности, активизацию познавательных процессов.  Приглашаю трех человек, мы попробуем рисовать зеркально

Берём 2 карандаша и ставим в центр картинки. Необходимо обводить одновременно 2 руками. Именно это и даёт полезный эффект. В данный момент у вас включается и правое, и левое полушарие, а значит мозг развивается.

Подводя итог, следует отметить, что регулярное выполнение комплексов кинезиологической гимнастики способствует активизации межполушарного взаимодействия, синхронизации работы полушарий. Оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта и улучшает состояние физического здоровья и социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а главное способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников. Такой подход позволяет наполнить наше ежедневное общение с дошкольниками новыми играми, несущими в себе важнейшее коррекционно-развивающее значение.

Я подготовила для вас небольшие буклеты, в которых вы найдете некоторые кинезиологические упражнения, они помогут вам в вашей работе и пригодятся для вас самих.

Кинезеологическая самостоятельная коррекция в домашних условиях за 5 минут.

Как только вы почувствовали, что вас охватывает страх, паника или вы

испугались, нужно сразу:

- Сделать 12 глубоких вдохов через нос и выдохов через рот. По

возможности, лучше сделать это сидя, может вначале немного закружиться голова.

Потом сделать себе самому позу ФОП, для простоты назовем ее лобнозатылочная.

Вам необходимо обхватить свою голову руками самому так, чтобы одна ваша рука

лежала у вас на лбу, а другая на затылке.

Держите руки до тех пор, пока не сделаете глубокий вдох и пока тело не

выпрямится, а головане отклонится немного назад.

Еще один знак, что коррекция прошла успешно – равномерное синхронное

биение в двух точках на лбу и в двух на затылке.

 Все утверждают, что после того, как вы подержали СВОЮ ГОЛОВУ В СВОИХ РУКАХ, вы успокаиваетесь, страх полностью уходит, и вы начинаете адекватно оценивать проблему.

 Счастье – внутри нас! Помните это!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс «Секрет талантливых дошколят или кинезиология на все случаи жизни» (кинезиологические упражнения)

Упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания.Упражнения необходимо ...

Мастер – класс для педагогов на тему: «Секрет талантливых детей или кинезиология на все случаи жизни»

 15.02.2021 Цель мастер - класса:Познакомить педагогов с новой современной здоровьесберегающей технологией - кинезиологией.Задачи:привлечь педагогов к результативному воспитательно-образов...

Мастер – класс Секрет талантливых дошколят или кинезеология на все случаи жизни.

Цель мастер - класса: Познакомить педагогов с новой современной здоровьесберегающей технологией - кинезиологией....

Мастер -класс «Секрет талантливых дошколят или кинезиология на все случаи жизни»

Мастер - класс раскрывает особенности применения кинезиологических упражнений в процессе коррекционно-образовательной работы учителя-логопеда с детьми по устранению нарушений в речевой сфере.  ...

«Секрет талантливых дошколят или кинезиология на все случаи жизни» (мастер-класс для педагогов)

Цель мастер - класса:Познакомить педагогов с новой современной здоровьесберегающей технологией -с кинезиологией.Задачи:...

«Секрет талантливых дошколят или кинезиология на все случаи жизни» (мастер-класс для педагогов)

Цель мастер - класса:Познакомить педагогов с новой современной здоровьесберегающей технологией -с кинезиологией.Задачи:...