Мастер -класс «Секрет талантливых дошколят или кинезиология на все случаи жизни»
материал по логопедии

Ветрова Елена Валерьевна

Мастер - класс раскрывает особенности применения кинезиологических упражнений в процессе коррекционно-образовательной работы учителя-логопеда с детьми по устранению нарушений в речевой сфере.

      Применение в логопедической практике кинезиологических упражнений имеет практическую значимость для развития речи детей, потому что такая оригинальная система игр и упражнений помогает активизировать деятельность речевых зон в коре головного мозга. Уровень развития речи детей напрямую зависит от уровня формирования мелкой моторики и тонких движений пальцев рук. В кинезиологии особое внимание уделяется таким упражнениям, которые используют одновременные разнотипные движения рук, их регуляция осуществляется на уровне головного мозга: «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», особенно нравится детям зеркальное рисование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klas_po_kitnezenologii.docx32.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский2 сад комбинированного вида №59

МАСТЕР- КЛАСС

для педагогов

«Секрет талантливых дошколят

или кинезиология на все случаи жизни»

 

Подготовила и провела:

Учитель-логопед Ветрова Е.В.

С.Каменское, 2018 г.

Секрет талантливых дошколят

или кинезиология на все случаи жизни» (мастер-класс для педагогов)

Рука является вышедшим наружу

головным мозгом‖ И. Кант

 Ум ребенка находится

на его пальцах. В.А. Сухомлинский

Цель мастер - класса:

Познакомить педагогов с новой современной здоровьесберегающей технологией -с кинезиологией.

 Цель: раскрыть суть здоровьесберегающей технологии «Кинезиология» и ее роли в развитии дошкольников.

Задачи: 

  • привлечь педагогов к результативному воспитательно-образовательному
  • процессу;  заинтересовать их в обучении приѐмам и методам работы с детьми,;
  • расширить, углубить знания педагогов об инновационной
  • здоровьесберегающей технологии «кинезиология»;  практическое овладение кинезиологическими методами для последующего
  • применения в практической деятельности.

 Ожидаемые результаты мастер-класса 

Понимание участниками мастер-класса актуальности данной технологии; практическое освоение кинезиологических методик и упражнений; активизация познавательной деятельности участников мастер-класса; повышение уровня профессиональной компетенции педагогов по основным аспектам демонстрируемой деятельности;

рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.

План проведения мастер-класса:

  1. Теоретическая часть. Презентация.

Актуальность использования метода кинезиологии в работе с детьми дошкольного возраста Особенности развития интеллекта старших дошкольников. О причинах, порождающих отставание в развитии. Кинезиологические методы.

Знакомство с картотекой кинезиологических упражнений.

  1. Практическая часть Презентация.

 Комментированный показ кинезиологических методов в форме практического занятия с участниками мастер-класса путем непосредственного контактного обучения основным приемам, упражнениям представляемой деятельности.

  1. Рефлексия. Самоанализ проведенного мастер-класса. Вопросы участников мастер-класса к учителю – логопеду. Вопросы к участникам мастер-класса. Общая дискуссия.

Ход мастер – класса

 Прежде, чем начать свой мастер – класс, я предлагаю вам, уважаемые коллеги, зарядиться положительными эмоциями, а для этого мы с вами отправимся в лес. Ведь где как не в лесу можно прекрасно отдохнуть. Сядьте, пожалуйста, удобно и закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. В самой чаще у реки стоит скамейка, присядьте на неѐ. Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: прошѐл дождь, пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения и чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. 

Пусть они будут с вами на протяжении всего мастер – класса.

А сейчас хорошо отдохнувшие, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс по теме «Секрет талантливых дошколят или кинезиология на все случаи жизни».

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребѐнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем содержательнее и полноценнее развитие.

Свой МК хочется начать с притчи.

Шѐл человек по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звѐзды. Казалось, на песке - миллионы морских звѐзд, берег был буквально усеян ими на много километров. -Зачем ты бросаешь эти морские звѐзды в воду? - спросил человек, подходя ближе. Мальчик посмотрел на человека, промолчал в ответ, не прекращал своего занятия. - Оглянись! Здесь миллионы морских звѐзд, берег просто усеян ими, неужели ты все будешь бросать в море, ведь твои попытки ничего не изменят! Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил еѐ в море Тогда человек тоже поднял звезду и бросил еѐ в море. Потом ещѐ одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной не спасѐнной души. И тогда мальчик воскликнул, посмотрите, мы спасли все звездочки, сделали их счастливыми!!!

Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Один из методов решения этих задач, который меня заинтересовал, является метод кинезиологии.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. И именно эти упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта. Всем нам известно, что человеческий мозг состоит из двух полушариев. Обычно у человека одно из полушарий является доминирующим и это проявляется в различии способа переработки информации. Люди с доминирующим левым полушарием обладают логическим складом ума. А творческие личности – это люди с доминирующим правым полушарием. 

Я предлагаю вам прямо сейчас определить, какое полушарие доминирует именно у Вас. Для этого мы сейчас воспользуемся одной из методик определения функциональной асимметрии полушарий (тест Павлова).

Разложите карточки по 3 на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее. Оценка результатов: Если Вы разложили карточки по 1 варианту, а именно:

1-я группа карточек – «карась», «орел», «овца».

2-я группа карточек – «бегать», «плавать», «летать».

3-я группа карточек – «шерсть», «перья», «чешуя». То у вас преобладает логическое мышление, у вас мыслительный тип и доминирует левое полушарие.

Если Вы разложили карточки по 2 варианту, а именно:

1-я группа карточек – «карась», «плавать», «чешуя».

 2-я группа карточек – «орел», «летать», «перья».

3-я группа карточек – «овца», «бегать», «шерсть». То у вас образное мышление, у вас художественный тип и доминирует правое полушарие. Какие результаты бы Вы не получили, никогда не поздно начать тренировать свой мозг, чтобы оба полушария головного мозга стали равноценно развиты.

Так вот роль кинезиологии заключается в том, чтобы синхронизировать работу обоих полушариев, передавать информацию из одного полушария в другое. Детский сад – это одна большая семья, и в нашей многодетной семье много разных детей, в том числе и есть плохо говорящие дети. Они, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение со сверстниками, снижается познавательная активность. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития ребѐнка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит на формировании личности в целом. Конечно, каждый из нас по отдельности не сможет помочь детям с тяжелыми речевыми дефектами, но если мы объединимся, то сможем сделать для этих детей гораздо больше. Поэтому, нам, педагогам, в чьих руках находится детство, очень важно сделать нашу большую семью счастливой. Очень важно отметить, что в логопедической работе с такими детьми по устранению речевых нарушений, учителя – логопеды пользуются не какой – то одной универсальной и чудодейственной технологией, а комплексной системой, направленной в первую очередь на сохранение здоровья малыша, на коррекцию речевого нарушения и на личностное развитие. Преодоление этих нарушений с такими детьми возможно только через создание здоровье сберегающей среды и правильного выбора форм, методов и приѐмов работы.

    В своей работе я активно использую как традиционные, так и нетрадиционные методы:

-артикуляционная гимнастика,

 -пальчиковая гимнастика,

 -су-джок терапия,

 -дыхательная гимнастика,

-биоэнергопластика.

Несомненно, что все перечисленные методы являются составляющими здоровьесберегающих технологий. Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:

-улучшение внимания, памяти, мышления,

-повышение способности к произвольному контролю,

 -улучшение общего эмоционального состояния,

 -повышение работоспособности, уверенности в себе,

-стимулируются двигательные функции,

-снижает утомляемость,

-улучшаются пространственные представления,

-развивается дыхательный и артикуляционный аппарат,

-стимулируется речевая функция,

 -улучшается соматическое состояние.

 Здоровьесберегающие технологии – это специально организованное взаимодействие детей и педагога; процесс, направленный на обеспечение физического, психического, речевого и социального благополучия детей.    В практической деятельности выделяется 3 вида современных здоровьесберегающих технологий:

1.Технология сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная, расслабляющая.

2.Технология обучения здоровому образу жизни: проблемно – игровые (игротерапия, игротренинги), коммуникативные игры, массаж, точечный массаж.

3.Коррекционные технологии: кинезиология, технология воздействия цветом, технология коррекции речи, психогимнастика, фонетическая ритмика, артикуляционная гимнастика, биоэнергопластика, су – джок терапия.

Остановимся лишь на нескольких приѐмах здоровьесберегающих технологий, которые я использую в работе, и которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей

Моторика – совокупность двигательных реакций (общая моторика, мелкая моторика кистей и пальцев рук, артикуляторная моторика). Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека есть центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, они расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответсвующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Существует ряд кинезиологических упражнений, которые улучшают мыслительную деятельность, развивают межполушарное взаимодействие, мелкую моторику, память, внимание, речь, мышление.

Я предлагаю Вам выполнить несколько простых, но действенных упражнений вместе со мной.

РАСТЯЖКИ

1. «Снеговик» Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала ―тает‖ и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

2. «Дерево». Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

3. «Тряпичная кукла и солдат». Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.

 4. «Свеча». Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

 5. Дышим носом. Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начать упражнение с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторить 7 раз.

6. Ныряльщик. Исходное положение: ноги врозь, руки опущены. Задержка дыхания. Сделать глубокий вдох и задержать дыхание так долго, насколько это возможно, 3—4 раза.

7. Следующая форма кинезиологических упражнений, с которой я бы хотела вас сегодня познакомить – это глазодвигательные упражнения, которые позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. (Выполнение глазных упражнений по системе Владимира Филипповича Базарного) «Взгляд влево вверх» Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углом в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на «прямо перед собой». (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку, и упражнение повторяется. «Горизонтальная восьмерка». Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев, хорошо выдвинутым изо рта языком.

ТЕЛЕСНЫЕ

1. «Перекрѐстное марширование». Сделайте 6 пар перекрѐстных движений, маршируя на месте и касаясь левой рукой правого бедра и наоборот.

 2. «Мельница». Выполняйте так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно, с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. При этом касайтесь рукой противоположного колена, пересекая среднюю линию тела. Время упражнения 1-2 минут, дыхание произвольное.

3. «Паровозик». Правую руку положить на левую надкостную мышцу, одновременно, делая 10-12маленьких кругов, согнутой в локтевом суставе левой рукой, плечом вперед, затем столько же назад. Поменяйте позиции рук и повторите упражнение, также не отрывая взгляд от пересечении линий.

4. «Ухо-нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

5."Кулак - ребро – ладонь" — последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе). Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь), Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).

6. «Лезгинка» - левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук.

7. «Колечко» - Ожерелье мы составим, маме мы его подарим. Поочерѐдно перебирать пальцы рук, соединяя с большим последовательно указательный, средний, безымянный, мизинец. Упражнение выполняется в прямом и обратном порядке.

8. Массаж ушей. Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начать упражнение с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторить 7 раз.

9.Двумя пальцами правой руки массировать круговыми движениями лоб, а двумя пальцами левой руки – подбородок. Считать до 30.

10.Сжимать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем, ослабляя сжатие кулака, делают вдох. Повторить 5 раз. Выполнение с закрытыми глазами удваивает эффект. Таких простых, но очень действенных упражнений очень много.

       Еще одной формой кенизиологических упражнений является зеркальное рисование. Это рисование двумя руками одновременно. Здесь мне хочется вернуться к теме моего опыта. Как вы помните, он связан с экологическими сказками. Вот поэтому я вам предлагаю сейчас упражнение «Рисуем экологическую сказку». Перед вами лист бумаги, приклейте его скотчем к столу, чтобы он не скользил, возьмите в обе руки по карандашу. Я буду рассказывать вам сказку, а ваша задача нарисовать тот объект, название которого услышите. В лесу прекрасном и большом Стоит березка белоствольная, А в ее ветвях живет Птица щедрая и вольная. Вылетает из гнезда она с раннего утра. Целый день в лесу летает – насекомых собирает. Чтоб деревья и цветы Быть здоровыми могли. Лес свой любит, солнцу рада. Разве это не отрада? Хотя с виду незаметная, Птичка эта не приметная. Дом свой птичка покидает, Когда осень наступает, Ведь скоро зима придет И еды в лесу она уже не найдет Поближе к людям лежит ее путь, Они ей помогут, не дадут погибнуть Смастерят кормушки, Насыпят крошек, Чтоб поела птичка немножко. Обратите внимание на ваши рисунки.

Надеюсь, вы лишний раз убедились, что одно из полушарий у вас, все - таки, доминирует, так как вам не удалось добиться полной симметрии в рисунке. Постоянные занятия симметричным рисованием помогут вам. Рисуем обеими руками одновременно симметричные зеркальные рисунки – и у вас работают оба полушария гармонично! Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Если Ваш ребенок отказывается писать, читать, заниматься рисованием, лепкой, обожают сидеть с планшетом, компьютером или перед телевизором – это не его вина. Просто когда нет энергии творчества, энергии самореализации, очень сложно что-то требовать от ребенка. Именно для получения этой энергии и нужны кинезиологические упражнения.

     Послушайте притчу: Как-то шѐл по дороге мудрец, любовался красотой мира и радовался жизни. Вдруг заметил он человека, сгорбившегося под непосильной ношей. - Зачем ты обрекаешь себя на такие страдания? –спросил мудрец. - Я страдаю для счастья своих детей и внуков, - ответил человек. - Мой прадед всю жизнь страдал для счастья деда, дед страдал для счастья моего отца, отец страдал для моего счастья, и я буду страдать всю свою жизнь, только чтобы мои дети и внуки стали счастливыми. - А был ли кто-то счастлив в твоей семье? – спросил мудрец. - нет, но мои дети и внуки обязательно будут счастливы! – ответил несчастный человек. - Неграмотный не научит читать, а кроту не воспитать орла! – сказал мудрец, - научись вначале сам быть счастливым, тогда и поймѐшь как сделать счастливыми своих детей и внуков! Вы хотите видеть детей здоровыми и умными? Займитесь кинезиологией и пусть ваши дети освоят еѐ вместе с вами. Я хочу вам пожелать, чтобы самым лучшим отдыхом была для вас работа; лучшим днем был день – «сегодня»; самым большим даром - любовь, а самым большим богатством – здоровье! Я надеюсь, что информация, полученная на мастер - классе, вам пригодится. Спасибо за внимание.

Итог мастер-класса: Логопед: Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приемов для развития речи детей. Данные приемы я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса. И в завершении мастер-класса я предлагаю вам помедетировать (спокойная музыка). Давайте найдем свое сердце, прижмем обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит тук-тук-тук. А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам и ногам. Его столько, что оно уже не вмещается в нас. Давайте улыбнемся и подарим друг другу немного света и теплого своего сердца. А сейчас мысленно положите на левую руку все то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку-то, что получили на мастер классе нового. А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!! А мне остается только поблагодарить вас за внимание. Будьте здоровы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс «Секрет талантливых дошколят или кинезиология на все случаи жизни» (кинезиологические упражнения)

Упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания.Упражнения необходимо ...

Мастер-класс для педагогов «Секрет талантливых дошколят или кинезиология на все случаи жизни»

laquo;Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный»....

Мастер – класс для педагогов на тему: «Секрет талантливых детей или кинезиология на все случаи жизни»

 15.02.2021 Цель мастер - класса:Познакомить педагогов с новой современной здоровьесберегающей технологией - кинезиологией.Задачи:привлечь педагогов к результативному воспитательно-образов...

Мастер – класс Секрет талантливых дошколят или кинезеология на все случаи жизни.

Цель мастер - класса: Познакомить педагогов с новой современной здоровьесберегающей технологией - кинезиологией....

«Секрет талантливых дошколят или кинезиология на все случаи жизни» (мастер-класс для педагогов)

Цель мастер - класса:Познакомить педагогов с новой современной здоровьесберегающей технологией -с кинезиологией.Задачи:...

«Секрет талантливых дошколят или кинезиология на все случаи жизни» (мастер-класс для педагогов)

Цель мастер - класса:Познакомить педагогов с новой современной здоровьесберегающей технологией -с кинезиологией.Задачи:...

Мастер-класс "Секрет талантливых детей или кинезеология на все случаи жизни"

Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, тв...