«Секрет талантливых дошколят или кинезиология на все случаи жизни» (мастер-класс для педагогов)
план-конспект занятия (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Куликова Галина Александровна

Цель мастер - класса:

Познакомить педагогов с новой современной здоровьесберегающей технологией -с кинезиологией.

Задачи:                                           

  • привлечь педагогов к результативному воспитательно-образовательному процессу;
  • заинтересовать их в обучении приёмам и методам работы с детьми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_k_prezet_sekret_talantlivyh_doshkolyat.docx31.29 КБ

Предварительный просмотр:

«Секрет талантливых дошколят

 или кинезиология на все случаи жизни»

(мастер-класс для педагогов)

Цель мастер - класса:

Познакомить педагогов с новой современной здоровьесберегающей технологией -с кинезиологией.

Задачи:

  • привлечь педагогов к результативному воспитательно-образовательному процессу;
  • заинтересовать их в обучении приёмам и методам работы с детьми.

Ход мастер - класса

Прежде, чем начать свой мастер – класс, я предлагаю вам, уважаемые коллеги, зарядиться положительными эмоциями, а для этого мы с вами отправимся в лес. Ведь где как не в лесу можно прекрасно отдохнуть.

 Сядьте, пожалуйста, удобно и закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. В самой чаще у реки стоит скамейка, присядьте на неё.

Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, журчание реки, шорохи трав. Почувствуйте запахи: прошёл легкий дождь, пахнет влажной землёй, ветер доносит запах сосен и лесных цветов, вы чувствуете, как ветерок колышет прядки ваших волос, скользит по вашим щекам, шее, рукам. Ну, вот вам надо возвращаться, запомните свои ощущения и чувства, захватите их с собой, возвращаясь из этого путешествия.

Пусть они будут с вами на протяжении всего мастер – класса. А сейчас хорошо отдохнувшие, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс по теме «Секрет талантливых дошколят или кинезиология на все случаи жизни».

Слайд 1.

Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Один из методов решения этих задач, который меня заинтересовал, является метод кинезиологии.

Слайд 2.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Наука о развитии головного мозга через движения. И именно эти упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта.

Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии.

Слайд  3.

Всем нам известно, что человеческий мозг состоит из двух полушариев. Обычно у человека одно из полушарий является доминирующим и это проявляется в различии способа переработки информации. Люди с доминирующим левым полушарием обладают логическим складом ума. А творческие личности – это люди с доминирующим правым полушарием.

Я предлагаю вам прямо сейчас определить, какое полушарие доминирует именно у Вас. Для этого мы сейчас воспользуемся одной из методик определения функциональной асимметрии полушарий (тест Ивана Петровича Павлова). Павлов Иван Петрович (1849—1936), физиолог, автор учения об условных рефлексах.

Разложите карточки по 3 на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее.

Оценка результатов:

Если Вы разложили карточки по 1 варианту, а именно:

1-я группа карточек – «карась», «орел», «овца».

2-я группа карточек – «бегать», «плавать», «летать».

3-я группа карточек – «шерсть», «перья», «чешуя».

То у вас преобладает логическое мышление, у вас мыслительный тип и доминирует левое полушарие.

Если Вы разложили карточки по 2 варианту, а именно:

1-я группа карточек – «карась», «плавать», «чешуя».

2-я группа карточек – «орел», «летать», «перья».

3-я группа карточек – «овца», «бегать», «шерсть».

То у вас образное мышление, у вас художественный (творческий) тип и доминирует правое полушарие.

Какие результаты бы Вы не получили, никогда не поздно начать тренировать свой мозг, чтобы оба полушария головного мозга стали равноценно развиты. Так вот роль кинезиологии  заключается в том, чтобы синхронизировать работу обоих полушариев, передавать информацию из одного полушария в другое.

Слайд 4.

Существует ряд кинезиологических упражнений, которые позволяют активизировать межполушарное воздействие.  

Слайд 5.Кинезеологические упражнения:

Повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, облегчают процесс чтения и письма, улучшают мыслительную деятельность, мелкую моторику, память, внимание, речь, мышление.

Кинезиологические упражнений делятся на комплексы, в которые входят такие упражнения, как:

Слайд 6.

Растяжки – помогают нормализовать гипертонус и гипотонус

Слайд 7.

“Тряпичная кукла и солдат”

Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.

Слайд 8.

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

“Свеча” Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

“Ныряльщик” Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

Слайд 9.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить зрительное, восприятие, укрепить глазные мышцы.

Слайд 10.

“Глаз – путешественник”. Развесить в разных углах и по стенам класса различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный педагогом.

Слайд 11.

“Горизонтальная восьмерка” Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.

Слайд 12.

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения. 

«Погреем руки» Эстафетная палочка в руках. Соединить ладони и катать палку. Это упражнение оказывает положительное воздействие на внутренние органы. 

Слайд 13

 Упражнения для релаксации «Лучики солнца» «Представь, что ты лежишь на мягком теплом песке. Тебе от песка тоже тепло. Лучики солнышка гладят тебя по лицу, шее, рукам, ногам. Руки отдыхают, ноги отдыхают. Дыши легко и глубоко. Лучики солнца скользят по коже. Тебе очень приятно. Но пришла пора вставать, потянись и улыбнись».

Слайд 14

При выполнении телесных упражнений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение. Поэтому, дорогие коллеги, запомните, что неподвижный ребенок не обучаем и не ругайте его за излишнюю двигательную активность на уроке (занятии).

“Перекрестное марширование” Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

Слайд 15

«Перекрестные движения».  Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, вбок, назад). Потом сделайте тоже самое левой рукой и правой ногой.

Упражнения для развития мелкой моторики

Слайд 16. 

Кинезеологические упражнения « Кулак – ладонь»- лягушки (снятие мышечного напряжения кистей рук, улучшение внимания).

Положить руки на стол (колени). Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении 

Вот ладошка, вот кулак.

Всё быстрей делай так.

Кинезеологические упражнения «Оладушки». Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая – на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая – ладонью вверх, левая – ладонью вниз. По мере усвоения – движения ускорять.

Мы играли в ладушки – жарили оладушки.

Так пожарим, повернем – и опять играть начнем.

Слайд  17.

Кинезеологические упражнения «Кулак – ребро – ладонь» Три положения на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом –левой, затем двумя руками вместе по 8-10 раз.

Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь),

Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).

Слайд 18.

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ «УХО – НОС» Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью да наоборот».

Слайд 19.

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КОЛЕЧКО Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками. 

Слайд 19.

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ «ЛЕЗГИНКА» Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук. 

 Слайд 20.

Массаж

а) Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начать упражнение с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторить 7 раз.

б) Двумя пальцами правой руки массировать круговыми движениями лоб, а двумя пальцами левой руки – подбородок. Считать до 30.

в) Сжимают пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем, ослабляя сжатие кулака, делают вдох.

Повторить 5 раз. Выполнение с закрытыми глазами удваивает эффект

Слайд 21.

“Зеркальное рисование”(симметричные рисунки) Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально - симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

Таких простых, но очень действенных упражнений очень много. Я подготовила для вас небольшие картотеки, в которых вы найдете некоторые кинезиологические упражнения, они помогут вам в вашей работе и пригодятся для вас самих.

Хочу остановиться на зеркальном рисовании. Это рисование двумя руками одновременно «Рисуем сказку».

Перед вами лист бумаги, приклейте его скотчем к столу, чтобы он не скользил, возьмите в обе руки по карандашу. Я буду рассказывать вам сказку, а ваша задача нарисовать тот объект, название которого увидите на экране.

В лесу прекрасном и большом

Стоит березка белоствольная,

А в ее ветвях живет

Птица щедрая и вольная.

Вылетает из гнезда она с раннего утра.

Целый день в лесу летает – насекомых собирает.

Чтоб деревья и цветы

Быть здоровыми могли.

Лес свой любит, солнцу рада.

Разве это не отрада?

Хотя с виду не заметная,

Птичка эта не приметная.

Дом свой птичка покидает,

Когда осень наступает,

Ведь скоро зима придет

И еды в лесу она уже не найдет

Поближе к людям лежит ее путь,

Они ей помогут, не дадут погибнуть

Смастерят кормушки, Насыплют крошек,

Чтоб поела птичка немножко.

Обратите внимание на ваши рисунки. Надеюсь, вы лишний раз убедились, что одно из полушарий у вас, все - таки, доминирует, так как вам не удалось добиться полной симметрии в рисунке. Постоянные занятия симметричным рисованием помогут вам. Рисуем обеими руками одновременно симметричные зеркальные рисунки – и у вас заработают оба полушария гармонично!

Кинезиологические упражнения проводятся в любые режимные моменты в качестве динамических пауз. Время проведения 3-5 минут, в общей сложности это может составлять до 25-30 минут в день.

Важные моменты в проведении подобных упражнений:

 Во время образовательной деятельности проводить такие упражнения можно только в том случае, если идет стандартная работа. Творческую деятельность прерывать кинезиологическими упражнениями нецелесообразно.

 Если же предстоит интенсивная умственная нагрузка, то комплекс упражнений лучше проводить перед работой.

 Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т.е. накапливающийся эффект.

 Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.

 Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При более интенсивной нагрузке и значительнее изменения.

 Занятия проводятся ежедневно, без пропусков.

 Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.

 От детей требуется точное выполнение движений и приемов.

 Упражнения проводятся стоя или сидя за столами.

Признаки, по которым видны достижения детей таковы:

 У ребенка пропал страх отвечать перед группой детей, он стал спокойнее, увереннее в себе.

 У некоторых детей появилась готовность и желание выполнять дополнительные задания.

 Речь из бессвязной и односложной превратилась в осознанный рассказ.

 Детям стали по силам задания, требующие выполнения классификации, обобщения, систематизации материала.

 Дети принимают правила сотрудничества и взаимопомощи.

Упражнения лучше проводить комплексами. Длительность занятий по одному комплексу составляет месяц, неделя – перерыв.

В комплексы упражнений включены растяжки, дыхательные упражнения,

глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.

В завершении я хочу вам пожелать, чтобы самым лучшим отдыхом была для вас работа; лучшим днем был день – «сегодня»; самым большим даром - любовь, а самым большим богатством – здоровье!

Я надеюсь, что информация, полученная на мастер - классе, вам пригодится.

Слайд  Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс "Кинезиология на все случаи жизни"

Цель мастер - класса:Познакомить педагогов с новой современной здоровьесберегающей технологией -с кинезиологией.Задачи:привлечь педагогов к результативному воспитательно-образовательному процессу;заин...

Мастер класс «Секрет талантливых дошколят или кинезиология на все случаи жизни» (кинезиологические упражнения)

Упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания.Упражнения необходимо ...

Мастер-класс для педагогов «Секрет талантливых дошколят или кинезиология на все случаи жизни»

laquo;Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный»....

Мастер – класс для педагогов на тему: «Секрет талантливых детей или кинезиология на все случаи жизни»

 15.02.2021 Цель мастер - класса:Познакомить педагогов с новой современной здоровьесберегающей технологией - кинезиологией.Задачи:привлечь педагогов к результативному воспитательно-образов...

Мастер -класс «Секрет талантливых дошколят или кинезиология на все случаи жизни»

Мастер - класс раскрывает особенности применения кинезиологических упражнений в процессе коррекционно-образовательной работы учителя-логопеда с детьми по устранению нарушений в речевой сфере.  ...

«Секрет талантливых дошколят или кинезиология на все случаи жизни» (мастер-класс для педагогов)

Цель мастер - класса:Познакомить педагогов с новой современной здоровьесберегающей технологией -с кинезиологией.Задачи:...

Мастер – класс для педагогов «Кинезиология на все случаи жизни»

Мастер – класс для педагогов  «Кинезиология на все случаи жизни» направлен на ознакомление педагогов с эффективными кинезиологическими упражнениями, способствующими умственному ...