Формирование речи, мыслительных умений и творческих способностей средствами музыки и ритмических движений у детей, имеющих речевые нарушения
материал по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Музыкальное развитие дошкольников с нарушениями речи  имеет особенности, которые определяют  содержание и методику музыкального воспитания детей с ОНР. Специфика музыкальной работы с детьми логопедической группы предполагает использование на занятиях элементов логоритмики. Рассмотрим подробней, что же включает в себя логоритмическая деятельность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_rechi_myslitelnyh_umeniy.docx25.11 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Формирование речи, мыслительных умений и творческих способностей средствами музыки и ритмических движений у детей, имеющих речевые нарушения


Известно, что музыка благотворно влияет на развитие личности. Она является средством эстетического, нравственного, умственного воспитания человека. Музыка учит воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, творчески самостоятельно действовать. Способствует формированию и развитию  двигательных навыков, ритмических способностей.


Музыка является средством активизации умственных способностей детей, поскольку её восприятие требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Особое место музыка и движения занимают в развитии  детей, имеющих речевые нарушения.

Для таких детей характерно нарушение общей и мелкой моторики, дыхание зачастую поверхностное. Одни излишне активны, другие пассивны, наблюдается дефицит внимания, память и работоспособность снижены. Зачастую нет чувства ритма, слабо развита музыкальная память.


Методика музыкального воспитания в работе с детьми, имеющими нарушения речи ставит перед собой
цель — формирование средствами искусства гармоничной социально адаптированной личности.

Коррекционно-развивающие возможности музыкального воспитания по отношению к дошкольникам с нарушениями речи обусловлены, прежде всего, тем, что оно является источником новых позитивных переживаний ребёнка, рождает творческие потребности и способы их удовлетворения, активизирует потенциальные возможности в практической музыкально-художественной деятельности, обеспечивает всестороннее развитие ребёнка, т. е. выполняет важнейшие функции: воспитательную, образовательную, социальную.
Музыкальное развитие детей с ОНР находится в тесной связи с общими задачами коррекции и компенсации недостатков развития и осуществляется с помощью специальных средств воздействия, направленных на формирование восприятия музыки, вокально-хоровых, музыкально-ритмических навыков, игры на детских музыкальных инструментах.

Работа по музыкальному развитию детей с ОНР имеет определенную коррекционную направленность, которая осуществляется как на музыкальных занятиях, в процессе восприятия музыкальных произведений, пения, музыкально-ритмических движений, игры на инструментах, так и вне таких занятий — в музыкально-игровой, музыкально-театрализованной и в культурно-досуговой деятельности.
Музыкальное развитие дошкольников с нарушениями речи  имеет особенности, которые определяют  содержание и методику музыкального воспитания детей с ОНР. Музыкальная деятельность способна ускорять и тормозить психическую активность проблемного ребёнка.
Основные задачи коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими речевые нарушения:
- развивать артикуляционный аппарат;
- совершенствовать музыкальный, фонематический слух;
- формировать правильное физиологическое и речевое дыхание;
- совершенствовать просодическую сторону речи (темп, тембр, силу голоса, выразительность) ;
- развивать темп, ритм, пластичность и выразительность движений;
- развивать общую координацию движений;
- развивать умение ориентироваться в пространстве;
- воспитывать адекватную самооценку и уверенность в себе;
- осуществлять контроль за звукопроизношением.

Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия. Специфика музыкальной работы с детьми логопедической группы предполагает использование на занятиях элементов логоритмики. Логоритмика – это система музыкально - двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых с целью логопедической коррекции.


Логоритмическая деятельность включает в себя следующие элементы :

1. Артикуляционная гимнастика

 - это специальные упражнения, приводящие в движение речевой аппарат человека

Задачи артикуляционной гимнастики на музыкальных занятиях:

* укрепление мышц артикуляционного аппарата,

*закрепление артикуляционных укладов  звуков в слогах, словах, фразах.

Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. На музыкальных занятиях эти упражнения проводим под счет, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями. Игра с язычком и губами не превышает 1-2 минут перед пением.

2. Пальчиковая гимнастика

Важное место на музыкальных занятиях имеют пальчиковые игры и сказки. Пальчиковые игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление. Тексты для этих игр простые  – короткие стихотворения, русские народные  песенки, потешки, считалки, небольшие сказки.

3. Дыхательная гимнастика

 - разнообразные упражнения по развитию дыхания.

Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются:

* укрепление физиологического дыхания детей,

* формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох  - длинный выдох),

* тренировка силы вдоха и выдоха,

* развитие продолжительного выдоха.

Работа над дыханием предваряет пение песен. Особенностью работы над дыханием является постепенное и индивидуальное увеличение нагрузки. Часть упражнений выполняется под счет, часть – под музыку. При разучивании упражнения с детьми вначале показываем  его полностью, сопровождая показ пояснением, затем предлагаем повторить упражнение все вместе, контролируем движение каждого ребенка и направляем  движения рук, головы и туловища. В качестве речевого материала используем  сначала отдельные гласные звуки, затем слоги, слова и фразы. По мере выполнения упражнений по развитию речевого дыхания продолжительность речевого выдоха детей возрастает.

4. Речевые игры

Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании.

Речевые игры и упражнения на музыкальных занятиях сопровождаем движениями, звучащими жестами (хлопками, притопами, щелчками, шлепками), игрой на детских музыкальных инструментах. Тексты  для речевых игр подбираем простые, соответствующие возрасту, легко запоминаемые. Простота выбранного текста позволяет уделить больше времени не его заучиванию, а развитию ритма и дикции.

5. Коммуникативные игры и танцы        

Танцы и игры  с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания в паре, подгруппе, группе, тактильный контакт, осуществляемый по ходу. Коммуникативные игры и танцы способствуют развитию доброжелательных отношений между детьми, нормализуют социальный климат в детской группе, способствуют развитию позитивного самоощущения.

Игры, даря радость и возможность проявлять свои эмоции, способствуют развитию у детей познавательных интересов и эмоциональной сферы, воспитанию волевых и нравственных черт характера, развитию координации движений, быстроты реакции, ловкости.

   Игра на детских музыкальных инструментах – один из видов исполнительской деятельности детей, приобщающий их к совместному коллективному музицированию. В логопедических группах игра в оркестре - это средство решения задач, к которым относятся следующие:

  • Развитие внимания и памяти, которые потребуются каждому ребенку, играющему в оркестре, чтобы вовремя вступить и правильно сыграть свою партию.
  • Развитие координации движений при игре на таких музыкальных инструментах, как бубен, барабан, металлофон, маракасы и т. д.
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук при игре на детских музыкальных инструментах.
  • Развитие фонематического слуха в музыкально-дидактических играх, например «На каком инструменте играю?», «Отгадай инструмент и сыграй как я», «Музыкальное лото».
  • Развитие музыкально-ритмического чувства. Довольно часто у детей с нарушениями речи наблюдаются нарушения темпа и ритма не только речи, но и движений.

   Чаще всего в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, используем металлофоны и ударношумовые инструменты со звуками неопределенной высоты в сопровождении фортепиано или фонограммы.

Успех нашей совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, музыкального руководителя. Каждый из нас, решая свои задачи, определенные образовательными программами, принимает участие в формировании и закреплении правильных речевых умений и навыков у детей, в развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.

Формы взаимодействия педагогов:
1.
 Взаимный обмен педагогической информацией в течение всего учебного года:
* особенности коммуникативной и эмоционально – волевой сферы ребенка,
* состояние зрительного и слухового восприятия, внимания и памяти ребенка; в этом нам помогает использование методики М. Ю. Картушиной «Зеленый огонек здоровья», направленной на развитие слухоречевой, двигательной, зрительной, слуховой памяти и внимания,
* степень понимания речи (понимание словесной инструкции),
* уровень развития активной речи,
* состояние функций голосообразования и дыхания,
* состояние общей и мелкой моторики,
* общее состояние здоровья ребенка.

2. Планирование коррекционно – развивающей работы с учетом ведущего нарушения и  психологических особенностей детей:

а) совместно обговариваем участие воспитателя и логопеда на музыкальных занятиях, досугах, развлечениях в рамках семейного клуба «Содружество»

б) уточняем формы взаимодействия педагогов:
- личный контакт (глазами, движениями, жестом),
- взаимозаменяемость (при показе игры на музыкальных инструментах, разучивании танцевальных движений)

в) определяем  характер индивидуальной помощи детям (использование атрибутов для повышения мотивации, образец исполнения песни или движений ребенком).

3. Адаптирование речевого материала, используемого на утренниках.
Стихотворный и песенный материал отбираем строго в соответствии с речевыми, а так же психологическими возможностями детей и содержанием сценария.

4. Закрепление педагогами группы музыкального материала.
Эффективность коррекционно – развивающей работы увеличивается при закреплении материала, который вводится на музыкальных занятиях: слова песен, игры с движениями, хороводы и т. п. логопедом и воспитателями группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование, средствами музыки, музыкально-ритмических движений дошкольников.

Занимаясь вопросами музыки и движения на протяжении многих лет, я, проанализировав программу воспитания в детском саду, пришла к выводу, что в традиционной методике музыкального воспитания детей дошко...

Использование элементов логоритмики, как средство развития музыкально-ритмических движений у детей с нарушением речи

Известно, что у детей с речевыми нарушениями, как правило, наблюдается недоразвитие и в двигательной сфере. Воспитанники логопедических детских садов отличаются неловкостью, бедностью мимики и пантоми...

Педагогическая технология «Развитие творческих способностей дошкольников через музыкально-ритмические движения Программа А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика»

Цель программы "Ритмическая мозаика" — развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. И, как известно, че...

Семинар «Формирование средствами музыки и ритмическим движениям, разнообразных умений, способностей, качеств личности»

laquo;Самое лучшее, что есть в жизни– это свободное движение под музыку»                              ...

Технология А.И. Бурениной - Формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений и способностей детей.

В музыкально-ритмической деятельности наиболее комфортно происходит целостное развитие личности ребенка, укрепление его физического и психического здоровья,раскрытие творческого потенциала, приобщение...

Формирование речи, музыкальной памяти, творческих способностей средствами музыки и ритмических движений у дошкольников

Многими учеными отмечено, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Дело в том, что когда мы танцуем – мы двигаемся. Но двигаемся мы не просто так, а под музы...