Мастер-класс для педагогов "Волшебный мир "особого" ребенка"
материал по коррекционной педагогике

Тимофеева Надежда Анатольевна

"Особый ребенок" - сам по себе имеет ценность, каждый красив.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_volshebnyy_mir_osobogo_rebenka.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов «Волшебный мир «особого» ребенка»

Задачи:

- познакомить с техниками арт терапии как средство развития эмоционально-волевой и познавательной сферы дошкольника.

- повысить уровень педагогической компетентности педагогов  по развитию у детей эмоционально-волевой и познавательной сферы.

Участники: педагоги-психологи, воспитатели

Педагог-психолог: Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я бы хотела поделиться с вами своим опытом работы по развитию эмоционально-волевой и познавательной сферы «особого ребенка».  

Дети – это как маленькие бабочки: красивые, у каждой свой цвет и своя форма. Каждая из них по- своему красива. Но посмотрите, что происходит в жизни. Одни – яркие, удивительные, воздушные! Но есть другие, «особые» бабочки, которые не такие стремительные, не такие красивые. Их путь развития труден, а иногда опасен, он полон неудач, сомнений, поиска и надежды.

Кто-то в силу своих проблем вынужден всю жизнь провести в «материнском коконе», кто-то становится «гусеницей» и для него открывается мир при помощи умения ползать, ощущать и удивляться, а это первый шаг к свободе и независимости.

Есть и другие «особые мотыльки» - они не умеют общаться , их мир состоит из отдельных звуков и больших  страхов; вдруг произнесенное тобой будет непонятно другим и ты – «особый» - станешь посмешищем  всего Цветочного Поля, где главные Жуки  давно знают, что такое норма, в какой срок и при помощи  чего ты должен «полететь». А если же ты этого не можешь, ты чужой на Поле Стандартов, ты «особый», и это не твое место.

На нашем мастере-классе я хочу показать мир «особого ребенка» и те ресурсы, которые могут дать возможность обрести этому ребенку крылья и отправиться в Свободный Полет на встречу Жизни.

Педагог-психолог: И начнем мы с разминки.

Представьте себе, что каждый из нас – «маленькая личинка». Мы живем в своем мире, наши руки связаны невидимыми ниточками, мы видим, слышим, но двигаться не можем. Представили? Опишите свои чувства.  (варианты ответов педагогов)

А теперь давайте посмотрим, что происходит с ребенком-куколкой», так похожим на «особого ребенка». Я приглашаю желающих выйти в зал. (Участника при помощи цветных платков «пеленают»)

Педагог-психолог: иногда в жизни происходит так, что «куколка» не слышит, она не может воспринимать музыку, звуки природы, пение птиц, человеческую речь (участнику завязывают уши). В глазах «куколки» бездонная чернота, и ей не суждено увидеть красоту окружающего мира (участнику завязываются глаза). Сейчас она не может рассказать о том, что чувствует, как провела день (участнику завязывается рот). У нее нет крыльев, она не может потрогать, почувствовать (участнику завязываются руки). Она лишена ног и теперь не может передвигаться, играть и путешествовать (связывают ноги)

Педагог-психолог: Что вы чувствуете? (ответ участника)

Но мы забыли о главном: несмотря на все запреты, для своих родных этот ребенок остается самым главным, самым любимым, и есть огромная сила компенсации, которая помогает развиваться «особому ребенку»

Педагог-психолог:  А сейчас мы можем вернуть все назад.

Мы постепенно снимаем запреты. Что вам хочется освободить в первую очередь? (это упражнение позволяет выявить какой канал восприятия доминирует у участников)

И так, мы были маленькими личинками, но пришло время, и мы стали большой гусеницей.

Упражнение «Гусеница»

Предлагаю всем встать паровозиком и двигаться друг за другом, преодолевая препятствия.

Когда гусенице бывало одиноко, она скручивалась, группировалась  и благодаря этому обретала силу и уверенность.

И настало время. В начале у нее появилось правое крылышко – крылышко чувств и эмоций, затем левое крылышко – крылышко разума. Она взмахнула крылышками, обрела гармонию и полетела. Так она превратилась в бабочку. Впереди у нее сложный полет. Он не всегда будет пролегать над красивым цветочным полем – ветер будет трепать ее крылышки, многие букашки будут стараться найти в ней изъяны, но только она будет выбирать направления своего  полета жизни.

Водная арт-терапия

Первый полет Бабочки обязательно к воде. Без воды жизнь невозможна.

(педагоги подходят к емкости с водой и круглыми мелкими шариками). Предлагаю вам поиграть с водой, повторяя за мной следующие действия:

- вода издает звуки (капли, журчание, шторм волн, успокаивающий шум),

- иногда на воде возникают круги и появляются замысловатые узоры (круговые движения на водной глади),

Примечание: для детей с особенностями психофизического развития используют прием «рука в руке», можно использовать музыку стихии воды.

Педагог-психолог: А сейчас предлагаю немного отдохнуть

Психогимнастика с элементами релаксации «Полет бабочки»

мы с вами находимся в волшебной стране, а сейчас представьте, что в этой стране вы находитесь в прекрасном месте. Теплый, тихий день. Вам приятно, и вы чувствуете себя хорошо. Вы абсолютно спокойны. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на поляне в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движением ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он – бабочка, что у него красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пеструю поляну, над которой вы летите. Посмотрите, сколько на ней ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую ароматную серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат.5, 4, 3, 2, 1. Откройте глаза.

Песочная арт-терапия

Педагог-психолог:  Опыт общения «бабочки» приобретается в песке, здесь снимаются запреты, открываются тайны, здесь можно почувствовать себя творцом и созидателем целого мира.

Предлагаю вам  упражнения на тактильно-сенсорный опыт:

- прикосновение ладошками и их тыльной стороной к поверхности песка,

- отпечатки крылышек,

- струйки песочного дождя,

- затейливые лабиринты м спирали,

- необыкновенные следы и т.д.

(участники выполняют упражнения на песке за песочными столами)

Педагог-психолог: Расскажите, какие чувства вызвало у вас знакомство с миром  песка.

Примечание: взаимодействие с песком – это не только развивающая игра для ребенка, но оно помогает заземлять энергию и развивать «ручной интеллект».

Игры с песком

Ппедагог-психолог: В мире песка одиноко, но мы сейчас преобразим этот мир. Выберите любую игрушку, которая, на ваш взгляд, будет представлять вас в песочном мире. (участники ставят игрушки в песочницу). Эти предметы сейчас символизируют вас в этом мире. Мы все разные, мы не похожи друг на друга, каждый уникален. Но  у нас есть и много общего, и  это помогает нам общаться и находить общий язык. (ведущий обращает внимание участников на парные игрушки, игрушки одного цвета и т.д.). и это очень полезно нам в работе с «особыми детьми».

Деролинг: участники убирают игрушки с песочного стола и называют свои имена.

Техника визуализации

  Расслабьтесь, сядьте удобно, закройте глаза. Наша Бабочка выросла. Несмотря на все трудности, у нее все-таки появились крылышки. Для своих близких она стала самой красивой , самой красивой самой легкой и самой мудрой. Посмотрите, какая она – большая или маленькая, какого цвета, где живет.

Педагог-психолог: бабочка взмахнула крылышками, но почему-то не смогла полететь. Подумайте почему? (ответы участников)

Тогда она взмахнула еще раз… и полетела. Мир, который раньше казался большим, стал почему-то маленьким. Полет был интересным, но бабочку все же тянуло домой. Но он был так далеко… Бабочка приземлилась на какой – то цветок или растение. Рассмотрите его. Именно его нектар дал возможность бабочке вернуться домой. А теперь откройте глаза, напишите или зарисуйте цветок и бабочку.

Педагог-психолог: Часто природа помогает нам восстановить наши силы, предоставляя нам разные ароматные растения.

Ароматерапия

У вас есть возможность наполнить мешочки ароматическими травами по вашему вкусу:

- для повышения работоспособности – бергамонт, лаванда, чебрец, розмарин+кожура апельсина,

- для снятия напряжения – корень валерьяны, шишки хмеля, мелисса, лаванда, сосновые почки и т.д.

Но каждый из вас сейчас сам является аромотерапевтом, поэтому необходимо самим сделать выбор.

Творческая мастерская

Вспомните, какую вы бабочку видели и нарисовали. Сейчас вам предоставится возможность стать настоящими творцами.

  1. Выберите цвет картона, с которым ассоциируете свое настроение в данный момент времени
  2. Выберите цветные нити, которыми будет изображен контур бабочки (нити обозначают границы Я)
  3. При помощи клея закрепите нити на картоне, сформируйте крылья бабочки, смочите их клеем ПВА
  4. Цветным песком разукрасьте крылья бабочки (можно использовать обычный песок, затем он приклеивается клеем ПВА и расписывается цветной гуашью)

Педагог-психолог: Закройте глаза и протяните руку.

Диагностический момент: положение ладони символизируют доверие – если ладонь раскрыта вверх или недоверие к миру – если человек протягивает ладонь тыльной стороной кверху.

Психолог приклеивает на руку участникам наклейки – цветные бабочки.

Педагог-психолог: Откройте глаза. Мир не черный и не белый, он такой, каким мы его видим. Все в ваших руках. Пусть эти бабочки будут вам напоминать о мире «особого ребенка».

Рефлексия: Какие чувства вы испытываете сейчас?

Какие волшебные уроки вы приобрели в процессе мастерской?

Используемая литература:

  1. Н.В.Кузуб, Э.И.Осипук «В гостях у Песочной Феи» ТЦ «Сфера», СПб., 2011
  2. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Т.М.Грабенко «Практикум по креативной терапии» СПб:Речь, 2001
  3. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Л.А. Нисневич «Как помочь особому ребенку» СПб., 1998 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...