Применение мнемотехники при изучении фольклора в логопедической работе с детьми с ОНР
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Бруль Ольга Александровна

Показать возможности решения задач по развитию речи и других интеллектуальных процессов посредством методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, активизирующих и обогащающих речевые способности детей, воспитывающих художественно-эстетический вкус у ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vystupleniya_po_mnemotehnike.docx27.21 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение
детский сад №79 комбинированного вида
Выборгского района
Санкт-Петербурга

Конспект выступления для педагогов по теме
«Применение мнемотехники при изучении фольклора в логопедической работе с детьми с ОНР»

 

                      Подготовила и провела:

                        педагог группы компенсирующей                      направленности «Полянка»

                   Бруль О.А.

              Санкт-Петербург 2021

(Слайд №2)

Цель: показать возможности решения задач по развитию речи и других интеллектуальных процессов посредством методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, активизирующих и обогащающих речевые способности детей, воспитывающих художественно-эстетический вкус у ребенка.

(Слайд №3)

Задачи: 

  • интегрированный подход к обучению и развитию детей,
  • развитие коммуникативных и познавательных способностей дошкольников, способствование поддержанию устойчивого интереса к народному слову,
  • обогащение и коррекция речи детей,
  • побуждение к эмоциональной отзывчивости,
  • формирование основ художественно-эстетического воспитания.

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками  с ОНР относится формирование у них связной монологической речи.  

 (Слайд №4)

Работая с детьми, приходится сталкиваться с такими проблемами развития речи дошкольников, как: 

  • односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
  • неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение;
  • бедность речи, недостаточный словарный запас;
  • бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;
  • неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
  • отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи;
  • плохая дикция.

Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой стороне речи.  У детей с ОНР отмечаются существенные отклонения в развитии моторной и эмоционально-волевой сферы: общая моторная неловкость, недостаточная статическая и динамическая координация движений, слабый мышечный тонус, истощаемость движений, недостаточная двигательная память и снижение произвольного внимания при выполнении серии двигательных заданий.

(Слайд №5) Фольклор – незаменимый помощник в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики  является поиск новых форм и методов коррекционного обучения детей. С повышением внимания  к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы речевого развития ребенка. Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.

(Слайд №6)

Устное народное творчество необходимо для:

  • развития просодической стороны речи (речевое дыхание, ритм,тембр, интонации);
  • автоматизации звуков речи (овладение всеми звуками речи, умение замечать неправильное звукопроизношение, исправление его в игре, в привычной детям обстановке);
  • развитие связной речи (в сказках, играх-драматизациях получает развитие монологическая и диалогическая речь);
  • развитие фонематического слуха (умение различать, анализировать, дифференцировать на слух звуки);
  • развитие умений играть, выполнять правила игры, соблюдать нормы поведения;
  • развитие юмора и воображения – не все дети понимают образные выражения, поэтому так нужны небылицы, перевертыши, загадки;
  • усвоение нравственных заповедей, которые лучше усваиваются не через прямые наставления, а через сказки, пословицы, скороговорки;
  • воспитание любви к народному творчеству (формирование умения воспринимать фольклорные формы тексты, слушать и слышать силу народного слова).

(Слайд №7)

В работе с детьми наиболее часто используются следующие формы народного фольклора:

  • Пословицы – коротенькая притча, суждение. Поговорка схожа с пословицей, но в отличие от нее не является полным суждением. Поговорка – часть суждения. Пословицы и поговорки уместно использовать после работы с рассказом, сказкой, как итог
  • Скороговорка – игра со словом, хорошая гимнастика для органов речи, слагается для упражнения в скором и чистом произношении, тренировки голосового аппарата, развития фонематического слуха, автоматизации звуков.
  • Загадки – метко определил загадку сам народ: «Без лица в личине». Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают усвоить звуковой и грамматический строй речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
  • Чистоговорка –упражнение в чистом произношении, развития речевого слуха и дыхания.
  • Нелепицы, перевертыши дают возможность через игру со словами, звуками, звукосочетаниями уловить семантику речи и характерные для нее выразительность, образность, юмор.
  • Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит большие возможности в формировании фонематического восприятия, освоении лексической стороны речи.
  • Считалки – маленькие истории, способ осуществления справедливости. Преимущество – четкий ритм, возможность произносить раздельно все слова.
  • Сказка – возможность установления логических, причинно-следственных связей, развитие связной речи, постижение вековой народной мудрости.

Педагоги в работе используют огромный речевой материал, поэтому большая нагрузка ложится на слуховой канал получения информации. Как итог – быстрое утомление детей, потеря интереса к занятию.  

(Слайд№8)

Помогает решению этой проблемы применение мнемотехнических приемов анализа и сохранения речевой информации.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи. Работа состоит из 5-ти этапов:

  1. Рассматривание таблицы и разбор того , что на ней  изображено.
  2. Идет перекодирование информации (смотри слайд)
  3. Идет пересказ с опорой на символы, т.е. происходит отработка метода запоминания.
  4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы
  5. Каждая таблица воспроизводится при ее показе ребенку. Основной упор делается на изображение главных героев.

(Слайд №9) 

Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, так как они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Мнемотехника помогает развивать:

  • ассоциативное мышление;
  • зрительную и слуховую память;
  • зрительное и слуховое внимание;
  • воображение.

(Слайд№10)

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. Как и любая работа, строится от простого к сложному. Начиная работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам и позже - к мнемотаблицам. Что можно изобразить в мнемотаблице? В мнемотаблице производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Они используются для решения всего спектра речевых задач.

Для дошкольников мнемотехники имеют особое значение, т.к. мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяют детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать ее, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными учебными задачами, кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными.

 

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер, кроме этого у нее есть удивительное свойство – исключительная фотографичность. Чтобы заученное стихотворение запомнилось надолго, необходимо трехкратное повторение его в течение первых пяти дней. Зрительный образ, сохранившейся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.

(Слайд№11) 

Как писал К. Д. Ушинский: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

Поэтому в настоящее время приемы мнемотехники являются наиболее актуальными. Возможности мнемотехники расширяются, их можно использовать для развития навыков словообразования у детей с ОНР, при работе над автоматизацией звуков, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

 

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит информацию целиком. 

Примеры мнемотехники в работе над фольклором

  • (Слайд №12) Пословица – «Дерево ценно плодами , а человек - делами.
  • (Слайд №13) Поговорка – «Семеро одного не ждут»
  • (Слайд №14) Скороговорка –  «Из колодца две девицы, носят ведрами водицу»
  • (Слайд №15) Загадки –  «Стоит изба из кирпича. То холодна, то горяча (Печь)»
  • (Слайд №16) Чистоговорка –упражнение в чистом произношении, развития речевого слуха и дыхания.
  • (Слайд №17) Потешка – «Как у нашего кота шубка очень хороша. Как у котика усы удивительной красы. Глаза смелые, зубки белые.» 
  • (Слайд №18) Колыбельная – «На малютку сына нежно мать глядела. Колыбель качая, тихо песню пела: «Ах, уймись ты, буря! Не шумите, ели! Мой малютка дремлет сладко в колыбели»
  • (Слайд №19) Считалки –  «1,2,3,4,5.Мы собрались поиграть. К нам сорока прилетела и тебе водить велела!»
  • (Слайд №20) Сказка –  « Заюшкина избушка», «Маша и медведь»
  • (Слайд №21) Рассказы по фольклору: Как жили наши предки: «Село и деревня» (1.В основном жили в селах и деревнях. 2.В деревне было не больше 10 домов, 3.в селе намного больше и возводилась церковь.4. Церковь строили на возвышенности, чтобы издалека было видно.5.Крестьянский двор – это сам дом, , баня, колодец, сад, огород.6. Изба обычно «смотрела» передними окнами с красивыми наличниками. Туда же обращен был конек крыши . 7. Еще были пашни, луга 8. Там косили сено для скота, была река. 9. Выгоны –где летом паслись коровы и овцы. 10. Неподалеку располагалась мельница(водяная или ветряная).11. Пасека с пчелиными ульями.12. Вокруг деревни были леса, где грибы, ягоды, хворост  и охота.(для пропитания и шкур)
  • (Слайд №22) «Что такое русская печь» (1. Печь – самый главный предмет в доме.2. В печи готовили еду людям и скоту, пекли хлеб, пироги.3.Она согревала семью: старики грели свои старые косточки, дети спали или прятались от рассердившегося родителя, лечили простуду.4. Возле устья печи стоял кочерга(ею хозяйка выгребала золу из печи), Ухват( им подцепляли за горлышко горшок, чтобы вытащить из печи), помело (деревянная хлебная лопатка).5. Недалеко располагался рукомойник с лоханью для грязной воды.6. Хозяин мастерил посудный шкаф или полку для мисок, чашек, ложек.)

(Слайд №23)
Таким образом, усвоение фольклорных форм посредством применения мнемотехнических приемов, позволяет достичь следующих результатов:

  • лучшего усвоения родного языка, расширения возможностей развертывания высказывания, логического обоснования собственной мысли,
  • уменьшения количества речевых штампов, активизации познавательной и речевой деятельности, обогащения речи детей,
  • расширения круга знаний об окружающем мире,
  • развития зрительно-слухового навыка приема, анализа и сохранения информации,
  • формирования устойчивого интереса к фольклорным произведениям и, как следствие, закладка основ художественно-эстетического воспитания человека.

(Слайд №24)
Литература:

  1. Большева Т.В. «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники» Учебно-методическое пособие. – С-Пб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001-144 с.
  2. Емельянова Э. «Как наши предки выращивали хлеб» Наглядно – дидактическое пособие, М.,Изд-во «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»,2011.-8с.
  3. Затулина Г.Я. «Развитие речи дошкольников (подготовительная к школе группа),М., Центр педагогического  образования,2015
  4. Илларионова Ю.Г. «Учите детей отгадывать загадки: Пособие для воспитателей дет.сада-2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 1985.-160с
  5. Князева О.Л., Маханева М.Д. «
  6. Пименова Т.И. «Выговаривать хочу… Приобщение к истокам русской народной культуры», СПб, «Детство - Пресс», 2000г
  7. Лебедева Л.В. и др. «Обучение дошкольников пересказу.Старшая, подготовительная группы.Учебно-методическое пособие.-М., Центр педагогического образования, 2016.-80с.
  8. Исправление недостатков звукопроизношения у детей: Дидактический материал.- СПб.: КАРО, 2009.-96с.
  9. Савушкин С.Н. «Как жили наши предки», Наглядно – дидактическое пособие, М.,Изд-во «КАРАПУЗ», 2016,-9 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕНЕНИЕ МНЕМОТЕХНИК В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТНР

В статье рассматривается необходимость использования   мнемотехник  в логопедической работе с детьми  с ТНР для более эффективной коррекции  речевых нарушений у дошкольников....

Использование русского фольклора в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

Для дошкольников с ОНР характерны изначально бедный словарный запас, несформированность грамматической системы, неразвитость связной речи. Для преодоления имеющихся проблем считаю целесообразным испол...

Инновационный педагогический опыт работы "Применение квест-технологии в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Данный инновационный опыт может быть использован педагогами ДОУ с целью реализации эффективных методов развития речи старших дошкольников с ОВЗ, а также родителями дома....

Презентация на тему: "Использование фольклора в логопедической работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС".

   В логопедической деятельности идёт активный поиск новых вариативных форм организации помощи дошкольникам, а также происходят процессы совершенствования традиционных форм, оптимизац...

«Использование приёмов мнемотехники и наглядного моделирования в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

Овладение полноценной речью помогает адаптироваться ребёнку к жизни окружающих людей, к меняющемуся социуму, а также является активным, могучим стимулом всестороннего развития личности человека на про...