ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В РАМКАХ РАННЕЙ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА
консультация по коррекционной педагогике

Малахова Людмила Григорьевна

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В РАМКАХ РАННЕЙ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rmo_psihologov.docx27.64 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №2 «КАЛИНКА»

141612, Московская область, г. Клин, ул. К. Маркса, д.96 «А», тел.8(49624) 2-02-16

ВЫСТУПЛЕНИЕ

НА РАЙОННОМ МАСТЕР - КЛАССЕ

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ – ПСИХОЛОГОВ ДОО

ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ

В ОКАЗАНИИ ПОМОЩИ И ПОДДЕРЖКИ

ДЕТЯМ ГРУППЫ РИСКА»

НА ТЕМУ:

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В РАМКАХ РАННЕЙ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ

ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА»

МАЛАХОВА                                

ЛЮДМИЛА ГРИГОРЬЕВНА,        

УЧИТЕЛЬ – ЛОГОПЕД                

Г.О.КЛИН

18 МАЯ 2021 ГОДА

Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога

в рамках ранней профилактики и коррекции детей группы риска

В последнее время уделяется большое внимание коррекционно - развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в познавательной и речевой сфере. Одной из основных задач ФГОС является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе, и их эмоционального благополучия. Поэтому основной целью деятельности педагогических работников становится полноценное развитие личности ребёнка, сохранение и укрепление его физического, психического и нравственного здоровья.

Состояние системы образования требует тщательной проработки организационно-содержательных аспектов психолого-логопедической помощи детям. Традиционная образовательная деятельность необходима, но она основывается на тренировочных упражнениях, которые быстро утомляют воспитанников, особенно тех у которых нарушена не только звуковая, но и смысловая сторона речи. Ведь у таких детей часто наблюдается неумение слушать и слышать, согласовывать свои действия с действиями других, отсутствие самоконтроля, отмечаются проблемы, связанные с наличием вторичных отклонений в развитии психических процессов. Изучив научно-методическую литературу, оценив острую потребность современной практики, мы увидели крайнюю необходимость интегрированного подхода в деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда. Комплексный и системный подход к решению проблем, связанных с речевыми нарушениями у детей, является основой для взаимодействия данных специалистов.

Взаимодополняемость позиций педагога -психолога и учителя - логопеда в подходе к ребёнку, тесное сотрудничество во всех направлениях работы мы рассматриваем как необходимое условие обеспечения результативной работы психолого - логопедической службы в детском саду. Психолого - педагогическое обследование детей с речевыми нарушениями выявляет у многих из них характерные недостатки в развитии познавательной сферы, обусловленные речевым дефектом и низкой умственной и физической работоспособностью, нарушением психических функций. У детей при сохранном интеллекте наряду с тяжёлым нарушением речи, зачастую наблюдаются следующие проблемы в развитии:

- в познавательной сфере: объём запоминания и воспроизведения материала снижен, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня осмысления и обобщения действительности; затруднена развёрнутая связная речь;

- в эмоционально - волевой сфере: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, многократная смена настроения;

- в социально - коммуникативной сфере: трудности в общении и взаимодействии ребёнка с взрослыми и сверстниками, замкнутость, обидчивость, плаксивость.

Задачи логопедической работы сводятся не только в работе над нарушениями звукопроизношения, умением выразить свою мысль, развитием связной речи, но и способствовании социальной адаптации ребёнка, имеющего речевое нарушение, в среду сверстников.

Деятельность психолога охватывает комплексное психологическое сопровождение детей в образовательном процессе. Реализация этих целей возможна только при тесном взаимодействии указанных специалистов в развитии (коррекции) речи и неречевых психических процессов и функций.  

Целью сотрудничества учителя - логопеда и педагога - психолога в МДОУ являются:

- содействие личностному развитию ребёнка;

- определение психологических и логопедических причин нарушения личностного и социального развития, трудностей в освоении образовательных программ;

- своевременное предупреждение и преодоление нарушений развития;

- разъяснение специальных психологических и логопедических знаний среди участников образовательного процесса (родителей, воспитателей).

Не смотря на закономерные различия функциональных обязанностей, в задачах деятельности учителя - логопеда и педагога - психолога видна общая логика построения коррекционно - образовательного процесса, поэтому выделяются основные направления работы взаимодействия:

- диагностическое;

- коррекционно –развивающее;

- консультативное;

- просветительское.

При разработке коррекционно - развивающей программы учитель - логопед и педагог - психолог учитывают задачи, поставленные ФГОС дошкольного образования:

Задачи учителя - логопеда и педагога - психолога в

коррекционно - развивающей работе

Задачи работы  учителя - логопеда 

Задачи  работы педагога - психолога 

Развитие коммуникативной деятельности (активизация активного словаря, развитие грамматически правильной, связной, диалогической и монологической речи)

Развитие навыков общения ребёнка и его взаимодействия со сверстниками и взрослыми, снятие тревожности у детей

Развитие звуковой и интонационной культуры речи

Развитие познавательной деятельности (памяти, внимания, мышления и т.д.)

Развитие фонематического восприятия, развитие слухоречевого и зрительного внимания, зрительной и речевой памяти, словесно - логического мышления

Развитие зрительной, слуховой произвольной  деятельности и т. д.

Развитие звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

Развитие произвольности навыков самоконтроля, волевых качеств

Основу организации такого взаимодействия определяют следующие принципы: системность, комплексность, соответствие возрастным и индивидуальным возможностям, адекватность требований и нагрузок, индивидуализация темпа работ.

В соответствии с целями и задачами совместной работы в нашем МДОУ был разработан план, включающий следующие этапы:

Организационный (сентябрь - октябрь):

  • заключение договоров или заявлений с разрешением родителей на обследование;
  • психолого – педагогическая и логопедическая диагностика детей;
  • проведение психолого-медико-педагогических консилиумов;
  • обсуждение результатов обследования на ПМПк МДОУ;
  • заполнение индивидуальных карт развития ребёнка;
  • информирование о результатах диагностики, настрой родителей и педагогов на эффективную коррекционную работу с детьми;
  • создание индивидуальных коррекционных программ помощи ребенку с нарушениями речи с учетом адаптированной образовательной программы для детей с ТНР;
  • разработка рабочих программ, в которых отражено планирование взаимодействия специалистов ДОУ и родителей по результатам мониторинга.

Основной (ноябрь - февраль):

  • решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых коррекционных программах;  
  • проведение интегрированных занятий;
  • осуществление логопедического и психологического мониторинга;
  • психолого - педагогическое просвещение родителей;
  • устранение или корректировка у детей отклонений в речевом и психологическом развитии;
  • повышение компетентности у родителей и педагогов по вопросам речевого и психологического развития детей.

Заключительный (март - май):

  • оценка результативности коррекционной работы с детьми;
  • корректировка индивидуальных и групповых программ;
  • отчет о проделанной работе;
  • выявление проблем для построения работы на следующий учебный год.

Формы работы

Учитель - логопед

Педагог - психолог

Диагностика, мониторинг

Диагностика, мониторинг

Игры, игровые упражнения

Игры, упражнения, этюды

Индивидуальные и подгрупповые занятия

Индивидуальные и подгрупповые

занятия с элементами тренинга

Элементы песочной терапии, элементы сказкотерапии, драматизация

Упражнения с элементами арт - терапии, музыкотерапии, сказкотерапии

Психогимнастика, релаксация и другие  

Работа в комнате психологической

разгрузки

Аналитическая деятельность позволяет нам отследить эффективность коррекционно-развивающей работы при тесном сотрудничестве логопеда и психолога, т.е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, а также отследить динамику развития ребенка.

Взаимодействие психолога и логопеда способствует эффективным, качественным изменениям в речевом развитии детей, профессиональной подготовке педагогов, росту компетентности родителей в области коррекционной педагогики. В процессе коррекционно-развивающей деятельности крайне актуальна своевременная ранняя поддержка ребенка педагогами и родителями, которая позволяет предупредить многие проблемы и вовремя откорректировать их с наименьшими затратами сил.

Таким образом, согласованность действий логопеда и психолога позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребёнку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.

 

Библиографический список:

  1. Грибанова Г. Психолого педагогическая комиссия. Методические рекомендации по организации деятельности / Г. Грибанова. - 2002 год. 
  2. Каралашвили Е.А., Малахова Н., Савчук О.В. Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ. Организация работы. Изд. Сфера 2007 год.
  3. Шипицына         Л.М.,         Жданова         М.А.         Психолого-медико-педагогическая консультация / Л.М. Шипицина, М.А. Жданова. - СПБ.: Детство-пресс, 2002 год. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к работе на тему: "Перспективное планирование по взаимодействию учителя-логопеда с узкими специалистами и воспитателями в старшей группе для детей группы риска".

«Интерес к учению появляется только тогда,когда есть вдохновение, рождающееся от успеха …»В.А.СухомлинскийПояснительная запискаДошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребёнка. Это период ...

Перспективное планирование по взаимодействию учителя-логопеда с узкими специалистами и воспитателями в старшей группе для детей группы риска.

Тема : "Лес. Деревья" Пример таблицы взаимодействия учителя-логопеда с педагогами детского сада....

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционно-развивающей деятельности детей подготовительной к школе группы

Тематическое планиерование по лексико-грамматическим категориям для воспитателя в подготовительной логопедической группе...

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи детей раннего (младшего) возраста.

В статье раскрывается  подход к созданию единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей групп детей раннего (младшего) возраста в ДОУ общеразвивающего вида. Автором разработана нов...

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи детей раннего (младшего) возраста в процессе режимных моментов.

В презентации раскрывается единая система взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей групп раннего (младшего) возраста....

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда ДОУ и педагога-психолога с детьми, имеющими речевые нарушения.

Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и учителя-логопеда в подходе к ребёнку, тесное сотрудничество во всех направлениях работы, рассматривается в статье, как необходимое условие обеспечения ...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА С ПЕДАГОГОМ - ПСИХОЛОГОМ ДОУ В РАМКАХ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ. Консультация для педагога - психолога детского сада.

консультация учителя - логопедаВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА С ПЕДАГОГОМ - ПСИХОЛОГОМ ДОУ В РАМКАХ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ....