Семинар – практикум «Логика в логопедии (игровые приёмы в коррекции речи дошкольников, связанные с развитием логики)»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Крайнюченко  Наталья  Юрьевна

       Коррекционно-образовательный процесс в ДОУ  в работе с детьми с ТНР необходимо строить с учётом коррекции не только речи, но и всех психических процессов, в том числе и логического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Семинар-практикум80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум

«Логика в логопедии (игровые приёмы в коррекции речи дошкольников, связанные с развитием логики)»

       Деятельность любого человека, в том числе и ребенка носит системный характер. Среда, в которой находится ребенок, оказывает сложное и многообразное влияние на его развитие. Процесс развития речи – явление сложное и многостороннее. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.

       В настоящее время успешное обучение в школе совсем не связано с тем, умеет ли ребёнок читать, считать в пределах 100, но всё чаще обращается внимание на то, умеет ли он передавать свои мысли грамотно, связно, обширно. Овладел ли он навыком искать закономерности, подготовлен ли он к решению логических задач, умеет ли он анализировать, обобщать, классифицировать, сопоставлять, делать выводы.

      Основной контингент детей с которыми мы работаем – это дети с ТНР (тяжёлыми нарушениями речи).

     Тяжёлые нарушения речи по-разному, но обязательно находят своё отражение в психической деятельности человека, что проявляется в нарушении познавательной, эмоционально - волевой сферы личности, межличностных отношений.

     Помимо основных задач для детей с речевыми нарушениями, таких как:

  • воспитание звуковой культуры речи;
  • обогащение, закрепление и активизация словаря;
  • совершенствование грамматической правильности речи;
  • формирование разговорной (диалогической) речи;
  • развитие связной речи;
  • воспитание интереса к художественному слову;
  • подготовка к обучению грамоте.

необходимо строить коррекционно-образовательный процесс с учетом коррекции не только речи, но всех психических процессов, в том числе и логического мышления.

       Логика - наука о законах и формах такого мышления, которое отличается строгой определённостью, последовательностью и обоснованностью. Она подчиняется законам: тождества, противоречия, исключённого третьего.

       Законы логики часто выступают как правила логического мышления. Для развития логики обязательна тренировка. Для дошкольников - это одна из важнейших составных его психических процессов. Овладение логическими приёмами определяет легкость и быстроту установления причинно- следственных связей и развивает речевую активность.

       Учитывая то, что основной вид деятельности ребенка - игра, необходимо применять игру в построении всей коррекционно-образовательной деятельности при работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

       ТНР особенно влияют на формирование высших уровней познавательной деятельности, обусловливая специфические особенности мышления. Контингент детей с дизартрией по уровню мыслительной деятельности крайне неоднороден. Одни из них близки к нормально развивающимся сверстникам, другие, составляющие большинство, отличаются низкой познавательной активностью, проявляющейся в отсутствии интереса к заданиям, в недостаточном уровне психического напряжения и т. д. Вследствие двигательных и сенсорных нарушений недостаточно развивается наглядно - действенное и наглядно - образное мышление. Задержано формирование словесно - логического мышления, что проявляется в трудностях установления сходства и различия между предметами, несформированности многих обобщающих понятий, в трудностях классификации предметов по существенным признакам. Низкая умственная работоспособность отчасти связана с церебрастеническим синдромом, характеризующимся быстро нарастающим утомлением при выполнении интеллектуальных заданий, в результате чего снижена способность к запоминанию и концентрации внимания. Таким образом, у детей с дизартрией часто не формируются основные предпосылки, на которых базируется логическое мышление, что в сочетании с эмоционально - волевой незрелостью определяет структуру специфической задержки психического развития.

       Недостаточное развитие словесно-логического мышления приводит к трудностям при совершении любых логических действий (анализа, обобщения, выделения главного при построении выводов) и операций со словами. Упражнения по развитие этого вида мышления направлены на формирования у ребенка умения систематизировать слова по определенному признаку, способности выделять родовые и видовые понятия, развитие индуктивного речевого мышления, функции обобщения и способности к абстракции. Надо отметить, что чем выше уровень обобщения, тем лучше развита у ребенка способность к абстрагированию.

В связи с этим работа над развитием мышления строится поэтапно.

  • 1-й этап. Наглядно-действенное мышление. Ребенок на практике решает примитивные задачи – вертит, тянет, открывает, нажимает. Здесь он на практике выявляет причину со следствием, такой своеобразный метод проб и ошибок. Таким мышлением обладает не только ребенок, часто и взрослые им пользуются.
  • 2-й этап. Наглядно-образное (Конкретно-предметное) мышление. На этом этапе, ребенку не обязательно совершать действия руками, он уже способен образно (наглядно) представить, что будет, если он совершит какое-то действие.
  • 3-й этап. Словесно-логическое (Абстрактно-логическое) мышление. Самый сложный процесс мышления для детей. Здесь ребенок оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами. Например, в раннем детстве определенное слово ассоциируется у ребенка с конкретным, виденным им предметом. Например, при слове кошка ребенок младшего дошкольного возраста представляет себе именно свою кошку, и может удивится, что другую кошку тоже зовут кошкой. Дети старшего дошкольного возраста понятие “кошка” уже могут обобщить. Ребенок с развитым словесно-логическим мышлением способен оперировать такими, например, абстрактными понятиями как время и пространство.

При правильно развитом мышлении человек способен:

– Анализировать – разделять предметы или явления на составляющие компоненты.
– Синтезировать – объединять разделённые анализом с выявлением при этом существенных связей.

– Сравнивать – сопоставление предметы и явления, при этом обнаруживать их сходства и различия.
– Классифицировать–группировать предметы по признакам.

– Обобщать – объединять предметы по общим существенным признакам.

– Конкретизировать – выделять частное из общего.

– Абстрагировать – выделять какую-либо одну сторону или аспект предмета с игнорированием других.

       В работе с детьми, имеющими речевые нарушения целесообразно использовать следующие игры и упражнения:

  1. На подгрупповых занятиях:

Речевые игры со словами:

Что лишнее”. 

Выбрать из нескольких карточек (или словесно) с картинками изображение с лишним предметом (с объяснением).

Опиши словами” (магазин предметов). 

Открывая карточку с картинкой (предмет), и не показывая ее другим игрокам нужно постараться описать словами, что изображено у тебя на картинке, при этом само название предмета называть нельзя.

- Я хочу купить … (описание предмета) 

Назови одним словом” (по лексическим темам). 

Называем несколько предметов одним словом. например, при названных словах тарелка, чашка, ложка – нужно озвучить слово “посуда”.

Отвечаем быстро”. Игра с мячом. Взрослый бросает мяч ребенку с названием предметов (существительным), а ребенок должен быстро назвать прилагательное. Можно договорится что малыш будет называть только цвета предметов. Например: огурец – зеленый, солнце – желтое, потолок – белый…

Наоборот”.  

Игра с мячом: чистый – грязный, новый – старый, и т.д.

Часть - целое”.  

Игра с мячом: рука – человек, лапа - кошка, и т.д.

Назови действие”.  

Лопатой – копают, иголкой - …, ножницами - …, и т.д.

«Составь новое слово» (по теме «Птицы»)

        Черные крылья – чернокрылая

        Длинный хвост – длиннохвостая

        Красная (жёлтая, серая) грудка  - красногрудая

        Большие глаза - …

        Синяя (чёрная, серая, круглая) голова - … , и т.д.

Связная речь:

Составь предложение (рассказ)”.  

С использованием картинно-графических табличек.

Логические задачи”.

Ребенок отвечает на поставленный вопрос, с объяснением  

   -Чего в лесу больше? Деревьев или листьев. Почему?

   - Чего больше – птиц или крыльев?   И т.д.

«Подружи слова»

Дети меняют слова в предложении и произносят его правильно

   - У, ёж, ежата.

   - Женя покупать, одежда.

   - Жеребёнок, лужайка, по, бежать.   И т.д.

«Одинаковое – разное»

Ребёнок подбирает к своей картинке подходящую картинку с противоположным свойством предмета. После выстраивается фраза.

Например: На одной картинке мокрая майка, а на другой - майка сухая.

                    На одной картинке зонт открытый, а на дугой – зонт закрытый.    И т.д.

«Чем отличаются слова?»

Ребёнок подбирает к своей картинке подходящую картинку с похожим звучанием, по рифме (лук – жук, санки – банки и т.д.). После можно придумать с этими словами двустишие.

Например:   Я сел на пень,                                          У меня на майке  

                      И смотрел на свою тень.                        Красивый зайка.       И т.д.

Грамматический строй речи:

«Найди команду»

Дети распределяют картинки, согласовывая сущ. с местоимениями «МОЙ», «МОЯ», «МОИ».

  • Моя рубашка,кофта, юбка. футболка и т.д.,
  • Мой свитер, комбинезон, и т.д.
  • Мои колготки, шорты, брюки, и т.д.

Выделение причинно-следственных связей:

«Закончи предложение» (по лексической теме: «Головные уборы»)

Педагог начинает предложение, а ребенок его заканчивает:

  • Летом нужна панама, чтобы …
  • Солдату нужна каска, чтобы …
  • Шапка-ушанка нужна зимой, чтобы …, и т.д.

«Истории в картинках»

Ребёнок должен разложить картинки в логическом порядке, а потом рассказать весь рассказ.

Развитие фонематического слуха

«Подними нужный светофор (хлопни в ладоши)»

Ребенок поднимает светофорчик правильного цвета (хлопнет в ладоши), когда услышит заданный звук.

 «Найди картинку»

Ребенок выбирает картинку с заданным звуком.

 «Придумай слово»

Педагог задает определенный слог или звук, на который ребенок придумывает слова. Можно усложнить задачу, определяя положение звука или слога в слове (в начале, середине, конце).

Обучение грамоте

«Найди и прочитай»

Дети находят спрятянные слова в таблице и читают их.

«Найди правильную букву» (графические задания)

«Изографы»

«Прочитай по первым буквам»

Детям предлогается прочитать слова по первым буквам картинок и составить их из набора букв.

«Расшифруй слова»

Детям предлогается прочитать слова на карточках, расположив буквы по порядку в соответствии с цифрами. Прочитав слово, нужно подобрать к нему нужную картинку.

           Ц У Р Г О Е                              Б Я Л К О О                           Ш А М И А Н

           6  3  4 2  1  5                               2  1  3  5  6  4                            3   2   1  4  6  5


2. На индивидуальных занятиях по звукопроизношению:

Альбомы по звукопроизношению (Комарова)

«Исправь предложение»

Дети меняют слова в предложении и произносят его правильно

   - В розах растут сады.

   - Арбуз купил Артёма.

   - В помидорах и огурцах растут огороды.   И т.д.

«Подбери слова на слоги»

Ребенок читает слог и находит картинки, названия которых начинаются на этот слог.

   РА – ракета, радио, раковина, ракетка.

   РО – роза, робот.

   РУ – руки, рубашка, румяна.

Альбомы по звукопроизношению (Азова)

«Помоги придумать предложение» (на все звуки)

Ребёнок по паре картинок составляет смысловое предложение.

Например: шуба – швейная машинка.

                    Шубу шьют на швейной машинке.

«Кто больше? Кто меньше?» (на все звуки)

Ребёнок по паре картинок составляет смысловое предложение.

Например:   картинки - кошка и мошка

                       Кто больше: кошка или мошка?      Кошка больше мошки.

                       Кто меньше?  Мошка меньше кошки.

Большая книга логопедических игр (Л.Н. Смирнова)

«Что с чем рядом?»

Автоматизация звука в стихотворной форме с помощью картинок.

Игры на дифференциацию поставленных звуков

«Книги для Даши и Тани» 

Ребёнок правильно распределяет картинки:  для Даши – картинки со звуком [Д], для Тани – картинки со звуком  [Т].

«Звуковые планшеты» (на все звуки)

Произношение ребёнком фразы с использованием картинок и символов.


«4-й лишний» (для сонорных звуков)

Ребёнок произносит ряд слов с заданным звуком и находит среди них лишний, объясняет, почему.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар практикум для воспитателей "Ролево-игровые проекты в работе с дошкольниками"

Семинар-практикум для воспитателей поможет в работе по реализации ролево-игрового проекта...

Игровые приёмы в коррекции звукопроизношения дошкольников

Игровые приёмы в коррекции звукопроизношения дошкольников...

Семинар-практикум для педагогов " Методы и приёмы формирования творческих способностей дошкольников"

Цель: совершенствовать профессиональные умения и навыки воспитателей ДОУ в применении на практике технологий развития творческих способностей детей, овладевать умением вариативно использовать методы и...

Семинар-практикум для родителей "Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи у дошкольников"

Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду. Сохранение и укрепление здоровья, как на занятиях, так и в свободное время особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку ...

Семинар-практикум для воспитателей "Социо-игровые технологии в работе с дошкольниками"

Цель: формировать эффективное взаимодействие детей и воспитателей в условиях ДОУ с помощью социально-ориентированных игр.Задачи:-познакомить воспитателей с классификацией и социоигровыми приёмами орга...

Семинар -практикум: « Использование технологии «Социо-игровая педагогика» в работе с дошкольниками в условиях ДОУ в соответствии с ФГОС ДО».

Цель: повышение профессиональной компетенции  педагогов посредством знакомства с современной технологией работы с дошкольниками «Социо-игровая педагогика».Задачи:1.Сформировать предст...

Презентация к семинару-практикуму « Использование технологии «Социо-игровая педагогика» в работе с дошкольниками в условиях ДОУ в соответствии с ФГОС ДО».

Задачи:1.Сформировать представление у педагогов о современной технологии  работы с дошкольниками «Социо-игровая педагогика» в условиях ДОУ.2. Познакомить педагогов с возможностями...