Выступление на РМО логопедов/дефектологов "Использование дидактических игр для развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста»
презентация по коррекционной педагогике

Макушева Светлана Васильевна

Поделиться опытом работы в использование дидактических игр для формирования и развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo-vystuplenie.docx26.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 16 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Выступление на районном методическом объединении

Тема: «Фонематический слух – основа правильной речи. Использование дидактических игр для развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

Подготовила: учитель-логопед

Макушева С.В.

квалификационная категория: высшая

педагогический стаж: 19 лет

Туймазы – 2022г.

Цель: поделиться опытом работы в использование дидактических игр для формирования и развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • систематизировать знания логопедов и дефектологов;
  • дать рекомендации по использованию игр и игровых упражнений, для развития фонематического слуха.

Средства реализации: презентация «Фонематический слух – основа правильной речи. Использование дидактических игр для развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

Ход мероприятия:

«Жизнь была бы страшно скучной,

Если б жизнь была беззвучной.

Как прекрасно слышать Звук:

Шум дождя и сердца стук»

«Хороший, ясный выговор слова, такой,

чтобы каждый из звуков, составляющих слово,

был слышен, и чуткое ухо в различении этих

звуков – вот главные основания правописания»

К.Д. Ушинский

Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляю выступление на тему «Использование дидактических игр и упражнений для развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

Мир полон звуков – живых и неживых. Пение птиц и рокот машин, стрекотание насекомых и визг тормозов, кваканье лягушек и грохотание грома… вслушиваясь в звучание мира, мы догадываемся о событиях, происходящих вокруг. 

Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом (воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи).

Если речь ребенка после трех-четырех лет невнятная, ему трудно произносить слова, состоящие более чем из двух слогов, заменяет или путает звуки в слогах, можно говорить о неразвитости фонематического слуха.

Недоразвитие фонематического слуха приводит к тому, что ребенок испытывает значительные затруднения не только в процессе овладения произносительной стороной речи, но и в процессе овладения грамотой, письмом и чтением и как следствие программой начального обучения в целом.

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки.

Развитие фонематического слуха начинается с самых первых этапов логопедической работы и входит составной частью во многие методы коррекционного воздействия.  Проводятся специальные упражнения в игровой форме. Игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей провожу  на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.

Для того, чтобы работа по развитию фонематического слуха имела системный характер, была интересной каждому ребёнку, необходимо проводить упражнения в виде игр. Применение дидактических игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет:

1)  учить детей весело, радостно, без принуждения.

2) игра помогает наряду с формированием и развитием фонематического восприятия организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь.

3)  игру можно применять в различных вариантах, обновляя при этом речевой материал и включая в нее дидактический материал разноуровневого характера.

Цель игровых упражнений — научить его слушать и слышать.

Игры, направленные на развитие фонематического восприятия, способствуют формированию у детей направленности на звуковую сторону речи, развивают умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять отдельные звуки, различать звуки близкие по звучанию и произнесению.

Работа по развитию фонематического слуха начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи. Упражнения и игры предлагаются в строгой последовательности и условно, если мы представим себе лестницу, по которой мы поднимаемся вверх, подразделяются на шесть «ступенек»: 

  1. Узнавание неречевых звуков
  2. Различение высоты, силы, тембра голоса
  3. Различение слов, близких по звуковому составу
  4. Различение слогов
  5. Различение звуков
  6. Анализ звукового состава слова

1-я «ступенька» - узнавание неречевых звуков

Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического   слуха.

Цель первого этапа - развитие слухового внимания и слуховой памяти, что особенно важно для успешного развития фонематического восприятия вообще. Неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного произношения, поэтому нужно научить ребенка слышать звуки, уметь их сравнивать.

Игры и упражнения:

  • «Жмурки с колокольчиком» (Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка).
  • «Угадай, что звучит?» - Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть явными и контрастными, чтобы малыш мог их угадать.
  • «Волшебная палочка» (Дайте ребенку в руки обычный карандаш и попросите постучать по разнофактурным предметам из дерева, стекла, металла, бумаги).
  • «Угадай, что звучало»;
  • «Шумящие коробочки»;
  • «Ритмическое эхо» («Похлопаем»). Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.                                  

2-я «ступенька» - различение высоты, силы, тембра голоса

Второй этап –развитие речевого слуха: различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса.

Цель второго этапа – научить понимать интонацию речи и самому владеть теми средствами, которыми выражаются эмоциональные оттенки речи.

Интонация включает ритм, темп, тембр и мелодику речи.

  • Высота голоса характеризуется повышением и понижением тона. 
  • Тембр голоса, или качественная его окраска (звонкий, глухой, тусклый, гнусавый и пр.), обеспечивается за счет присоединения к основному тону издаваемого звука добавочных тонов (обертонов), что придает речи каждого человека индивидуальное звучание.

Игры и упражнения:

  • «Далеко – близко». Взрослый показывает ребенку игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко, и как – когда далеко (тихо). Затем произносит «Мяу», меняя силу голоса, а малыш отгадывает, близко или далеко мяукает котенок. Затем малыш сам мяукает по сигналу взрослого: «далеко» - «близко».
  • «Громко – тихо». 
  • «Кто сказал - Мяу?» (развитие по высоте и силе голоса);
  • «Колобок» (развитие высоты и тембра голоса);
  • «Теремок» (развитие высоты и тембра голоса);
  • «Три медведя» (развитие высоты голоса). Взрослый рассказывает сказку «Три медведя», сопровождая свою речь показом иллюстраций. Произнося реплики то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом спрашивает: «Кто это говорит?». Малыш угадывает медведей. Спросите, например: «Что сказал Медведь, когда увидел, что его стул сдвинут?». Малыш, отвечая на вопросы, меняет соответственно высоту голоса. Взрослый должен следить, чтобы, подражая Мишутке, Медведице и Медведю, ребенок не говорил очень высоко (до писка) и очень низко (до хрипоты в голосе, т. е. чтобы повышал и понижал голос в доступных для него пределах.
  • «Кто кричит?» (игра на различение высоты голоса)

3-я «ступенька» - различение слов, близких по звуковому составу.

Овладение ребенком речью связано с его повышенным интересом к звучащему слову. На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.

Игры и упражнения:

  • «Верно – не верно»;
  • «Найди лишнее слово»;
  • «Внимательные ушки»;
  • «Слушай и выбирай».
  •  «Выбирайка», «Покажи картинку» (кошка-мишка-мышка; лук-жук-сук; коза-коса-роса). Взрослый говорит слово, а ребёнок выбирает верную картинку.

4-я «ступенька» - различение слогов

Слог является минимальной единицей речевого потока. Удачно для игр на различение слогов брать звукоподражания.

Игры и упражнения:

  • «Какой слог лишний?» («Что лишнее?»).  Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа» и т. п. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
  • «Запомни и повтори»

5-я «ступенька» - различение звуков

Пятый этап очень важный этап – учим детей различать звуки. Можно ввести понятие «звук», рассказав, что каждое слово состоит из нескольких звуков. Начинать нужно с дифференциации гласных звуков, затем с согласных.

Игры и упражнения:

  • «Кто это?» («Кто звучит?»).  Для развития фонематического слуха самые простые упражнения – это имитации. Например, нужно воспроизвести звуки природы: Комарик говорит «зззз», ветер дует «сссс», жук жужжит «жжжж», тигр рычит «рррр». Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто его издает.
  • «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

6-я «ступенька» - анализ звукового состава слова

Цель шестого этапа: формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.

Учим детей определять количество слогов в слове и отхлопывать двух и трёхсложные слова; выделять звук на фоне слова и определять его места (начало, середина и конец слова).

Работа начинается с анализа гласных звуков.

  1. Лучше всего дети слышат и выделяют ударный гласный из начала слова: Назови первый звук в слове: аист, Ира, Оля, утка.
  2. Дать ребенку несколько одинаковых кружков (красного цвета). Взрослый произносит один, два и три гласных звука: а, ау, ауи. Ребенок откладывает на столе столько кружков, сколько звуков произнес взрослый.

Таким образом, чем раньше начата работа по развитию фонематического слуха, тем успешнее будет идти общее речевое развитие ребенка, тем грамотнее он будет читать и писать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с дизартрией через систему игровых упражнений.

Вся коррекционная работа по развитию фонематического слуха у детей с дизартрией можно условно разделить на шесть этапов....

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста.

В данной работе собран и систематизирован материал по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста....

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно раст...

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста

Речь, во всем ее многообразии, является необходимым компонентом общения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является успешное развитие фонематического слуха....

Консультация для воспитателей "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста"

В консультации описаны основные этапы по формированию фонематического слуха у детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей детей компенсирующей группы "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ТНР"

Многие родители полагают, что достаточно выучить рано с ребенком буквы, и он будет грамотно читать и писать. Однако получается так не всегда, если у ребенка есть нарушение фонематической системы, то п...