Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с дизартрией через систему игровых упражнений.
методическая разработка по логопедии по теме

Антонова Елена Сергеевна

Вся коррекционная работа по развитию фонематического слуха у детей с дизартрией можно условно разделить на шесть этапов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста

         с дизартрией  через систему игровых упражнений

Развитие фонематического слуха начиналось с самых первых этапов и входило составной частью во многие методы коррекционного воздействия. Игры и упражнения по развитию фонематического слуха проводила на логопедических занятиях.

Также развитие фонематического слуха нельзя рассматривать в единстве с теми речедвигательными процессами, которыми сопровождается произношение и выделение звуков речи. Возникающие при этом слуховые и кинестетические ощущения использовала  в качестве взаимно определяющих  друг друга компонентов. Поэтому при проведении  упражнений привлекала внимание детей не только к звучанию, но и к артикуляции.

Всю работа при дизартрии с речевым недоразвитием осуществляла комплексно. Она  включала в себя:

- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

- развитие речевого дыхания и голоса;

- коррекцию звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация звуков);

- развитие фонематического восприятия слуха, формирование фонематического восприятия;

- работу над слоговой структурой слова;

- расширение и обогащение словаря (активного и пассивного);

- развитие грамматического строя речи;

- формирование связной речи;

- формирование интонационно-выразительной стороны речи;

- воспитание самоконтроля за речью;

- формирование практических умений, навыков пользования правильной речью.

Всю  коррекционную работу по развитию фонематического слуха у детей с дизартрией условно разделила на 6 этапов:

1 этап – узнавание неречевых звуков;

2 этап – различение одинаковых слов, фраз, звукомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса;

3 этап – различение слов, близких по звуковому составу;

4 этап – дифференциация слогов;

5 этап – дифференциация фонем;

6 этап – развитие навыков звукового анализа.

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста с дизартрией на каждом из указанных этапов логопедического воздействия проводила следующим образом.

1 этап:

На первом  этапе в процессе специальных игровых упражнений у детей развивала способность узнавать и различать неречевые звуки. С детьми, у которых деятельность анализаторов не столь совершенна, сначала работала над уточнением и организацией слуховых восприятий вообще, готовила основу для специальной работы над развитием речевого слуха.

На самых первых занятиях учила  детей узнавать и размещать звуки окружающей действительности: что шумит? (деревья), что гудит? (машина), кто кричит? (мальчик), как шуршат листья под ногами?, как звенит звонок?, как топают детские ножки?, кто и как подает голос: «и-го-го» - кричит лошадка, кто сказал: «мяу» и т.д.

Применяла игры с движениями, которые направлены на подведение восприятию звуков: поезд гудит, выпуская пар; самолет летит, рокочет мотор; комарики летят, звенят. Их можно использовать на логопедических занятиях как физминутки.

Особое внимание обращала на выделение в окружающей действительности звуков, совпадающих со звуками нашей речи, например: гудок гудит – у-у-у; рассерженный гусь шипит – ш-ш-ш; собака рычит – р-р-р и т.д.

Применяла игры с движениями, которые направлены на подведение к восприятию звуков: поезд гудит, выпуская пар; самолет летит, рокочет мотор; комарики летят, звенят. Их можно использовать на логопедических занятиях как физминутки.

Ниже помещаются описания ряда игр, которые с успехом  использовала на этом этапе.

1.«Шумящие коробочки».

Брала два комплекта небольших коробочек (для себя и для ребенка), наполнила их различными материалами, которые если коробочку потрясти, издают разные звуки (песок, крупу, горох,  кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д.. ). Взяв коробочку из своего набора, я трясла ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивался к звучанию. Затем он брал свои коробочки и искал среди них звучащую аналогично. Игра продолжалась до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминал и повторял заданную последовательность. Не забывали меняться ролями и обязательно ошибалась.

2. Вызывала  водящего и, когда тот отворачивался или плотно закрывал глаза, прятала какую-нибудь игрушку. Водящему надо было  найти, ориентируясь на силу ударов в барабан. Ребенок подходил близко к тому месту, где спрятана игрушка, - барабан бил громко, если удалялся - тихо. Эту игру  повторяла на многих занятиях, при этом  варьировала звуки, направляющие поиски ребенка, ударяла в бубен, звенела колокольчиком, хлопала в ладоши и т.д.  Стремилась к тому, чтобы сила звуков менялась постепенно, плавно: от громких к звукам средней силы и тихим.

3. Дети вставали в круг. Предлагала им незаметно для водящего передавать за спиной колокольчик. Колокольчик звенел в разных местах круга. Водящий отгадывал и показывал, за спиной какого ребенка звенел колокольчик.

4. Показывала несколько колокольчиков с различным звучанием. Вместе с ребятами называли колокольчики соответственно их звучанию. Колокольчик-“папа”, “мама”, “дочь”, “сын”. Затем прикрывали колокольчики ширмой, и просила отгадать: “Кто к вам пришёл?” (последовательное звучание двух колокольчиков). “Кто за кем пришёл?” (последовательное звучание двух колокольчиков).

5.  Сажала на стол двух игрушечных зайцев, большого и маленького. Объясняла и показывала, как играет на барабане большой заяц, у которого много сил, - громко, сильно и как маленький — тихо, слабо. Затем закрывала игрушки ширмой и за ней воспроизводила то громкие, то тихие удары в барабан. Ребенок  отгадывал и показывал, какой из зайцев только что играл. Заменяла зайцев куклами разной величины, мышками, обезьянками и т.д.

6. Расставляла на столе несколько предметов (или озвученных игрушек). Манипулируя с предметами (стучала карандашом о стакан, гремела погремушкой), дальше предлагала ребенку внимательно послушать и запомнить какой звук издает каждый предмет. Затем прикрывала их ширмой и просила отгадать, какой из них сейчас звенит или гремит. Эту игру варьировала: увеличивала количество предметов, меняла предметы и игрушки, постепенно усложняя для детей задачу определения неречевых звуков.  Последние варианты этой игры были: в ряд ставились несколько озвученных игрушек или несколько предметов (например: стакан, чашка, кружка металлическая, кружка керамическая и деревянный бочонок), звучащих так, что детям представлялась непростой задачей их различить. Количество звучащих предметов в такой игре постепенно увеличивалось от двух до пяти.

7.  Демонстрировала  ребенку, какие   звуки   издают   различные предметы: мяч, ударяясь о пол; - шарик, перекатываясь в стеклянной банке; газета, если ее мять, комкать; стул, если им двигать и т.д. Затем эти же действия, но уже в другой последовательности  производила за ширмой. Ребенок должен, возможно, полнее и точнее рассказать, что они каждый раз слышат.

2 этап:

Постепенно работа на материале неречевых звуков переходила и охватывала звуки речи, правильно произносимые детьми, а затем те, которые вновь ставятся (или исправляются) и вводятся в самостоятельную речь.

При развитии речевого слуха работа происходила от различения и узнавания к восприятию и представлению, от слухозрительного восприятия к  слуховому.

Слухозрительное восприятие речи легче, чем восприятие на слух. Когда ребенок затрудняется при восприятии слов на слух, нужно переходить к слухозрительному восприятию.

На протяжении всего второго этапа учила детей различению одинаковых слов, звукокомплексов и звуков, ориентируясь на различную высоту, силу и тембр голоса.

Использовала следующие игровые упражнения:

1. Детям предлагалось по очереди называть имя водящего, который стоит к ним спиной. Водящий  определял и показывали, кто его позвал. Затем игра усложнялась: дети, каждый раз по очереди, кричали  водящему: «Ау!», тот отгадывал, кто кричал. И последний вариант этой игры состоял в том, что дети должны отгадать, далеко или близко кричит водящий в «лесу»: он произносил: «Ау!» то громко, то тихо.

2.  Показывала  ребенку игрушку котенка или картинку котенка, и просила их внимательно слушать и запомнить, как мяукает близко (громко), а как - далеко (тихо). Затем произносила: «Мяу!», меняя силу голоса, дети  отгадывали, близко или далеко мяукал котенок. Затем просила  детей помяукать по команде: «Близко» или: «Далеко».

Дальнейший вариант игры состоял в следующем. Логопед объяснял ребенку, что котенок боится очень щенка и мяукает жалобно, дрожа и замирая.  Каждый ребенок  по  очереди  мяукал,  изображая  страх,  а водящий отгадывал, кто из ребят это был, ориентируясь на тембр голоса.

Аналогично проводились занятия, на которых дети учились различать, где гудит пароход (у-у-у), далеко (тихо) или близко (громко); какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом) и т.д.

3. Выставляла   перед   детьми   игрушки   или   картинки   трех медведей   - большого, среднего и маленького. Затем, рассказывала сказку   о  трех  медведях  (в   сокращенном   варианте),   произносила  соответствующие реплики и звукоподражания очень низким, средним по высоте и высоким голосом. Дети  отгадывали и показывали, какой из медведей мог так сказать.

4. Ребенку раздавались картинки домашних животных и их детенышей  коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка и т.п.  Произносила каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом (му-у-у, бе-е-е, хрю-ю-ю и т.д.). Дети, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно, поднимали соответствующую картинку.

3 этапа:

На  занятиях  этого  этапа  дети  учились  различать слова, близкие  по звуковому составу.

1.Показывала  детям  картинку  и   громко,   четко   называла: «Вагон». Затем объясняла детям: «Я буду называть эту картинку то правильно,  то  неправильно,  а вы  внимательно  слушайте.  Как я ошибусь — вы хлопните в ладоши». Произносила: «Вагон - вакон - фагон - вагон - факон - вагом» и т.д. Затем показывала  детям листок бумаги и называла: «Бумага - пумага - тумага - бумага - пумака - бумака» и т.д., а дети, услышав неверно сказанное  слово, хлопали  в ладоши.

В начале  брала слова, легкие по звуковому составу, затем - более сложные.

Усложнения подобных игровых упражнений  состояло в следующем. Детям предлагалось поднимать красный кружок, если логопед ошибся, и зеленый, если слово, по их мнению, произнесено, верно. Это требует от ребенка большей внимательности.

2. Выставлялось    на    наборном    полотне    в    одну    линию следующие картинки: ком, бак, сук.  Ребенку предлагалось по  одной   картинке, которую он должен поставить под той картинкой, название которой наиболее близко по звучанию. В результате на наборном полотне  получался примерно такие ряды картинок: ком, бак, сук; дом, рак, лук; сом, мак, жук.

3.  Выставляла   на   наборном   полотне   картинки,   название которых очень близки по звучанию. Например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужи, лыжи и т.д. Затем называла  3-4 слова в определенной последовательности, а ребенок отбирал соответствующие картинки и расставлял их на наборном полотне в названом порядке.

4 этап:

На  этом  этапе  дети  оказываются  подготовленными  к  тому,   чтобы учиться различать слоги.

Постепенно в течение этого периода дети  овладели умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие. Понятно, что в игре  варьировался подбор слогов для названия и дифференциации в зависимости от произносительных возможностей детей и от последовательности всей звуковой работы в целом.

Постепенно в течение этого периода дети  овладели умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.

1. Показывала  детям  картинку  и   громко,   четко   называла: «Вагон». Затем объясняла детям: «Я буду называть эту картинку то правильно,  то  неправильно,  а вы  внимательно  слушайте.  Как я ошибусь — вы хлопните в ладоши».  Произносила: «Вагон - вакон - фагон - вагон - факон - вагом» и т.д. Затем показывали  детям листок бумаги и называла: «Бумага - пумага - тумага - бумага - пумака - бумака» и т.д., а дети, услышав неверно сказанное учителем слово, хлопали  в ладоши.

В начале  брала слова, легкие по звуковому составу, затем - более сложные.

Усложнения подобных игровых упражнений  состояло еще и в следующем. Детям предлагалось поднимать красный кружок, если логопед ошибася, и зеленый, если слово, по их мнению, произнесено, верно. Это требует от ребенка большей внимательности.

2. Выставлялись    на    наборном    полотне    в    одну    линию следующие картинки: ком, бак, сук.  Ребенку предлагалось по  одной   картинке, которую он должен поставить под той картинкой, название которой наиболее близко по звучанию. В результате на наборном полотне получилось примерно такие ряды картинок: ком, бак, сук; дом, рак, лук; сом, мак, жук.

3.   Выставляла   на   наборном   полотне   картинки,   название которых очень близки по звучанию. Например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужи, лыжи и т.д. Затем называлось  3-4 слова в определенной последовательности, а ребенок отбирал соответствующие картинки и расставлял их на наборном полотне в названом порядке.

5 этап:

На пятом этапе дети учились различать фонемы родного языка. Причем работу начинала с дифференциации гласных звуков.  Раздавала детям картинки с изображением поезда, девочки, парохода и объясняла: «Поезд гудит: у-у-у», «Девочка плачет: а-а-а». Затем  попеременно произносила эти звуки сначала удлиненно: а-а-а-а-а-а  или  у-у-у-у-у. Реагируя на названный звук, дети поднимали  соответствующие картинки. Затем игра  усложнялась следующим образом:

1 .  Произносила эти звуки кратко: а, у.

2.   Детям раздавались вместо картинок кружки трех цветов.  Объясняла детям, что красный цвет, например, соответствует звуку «а», желтый - звуки «и», зеленый - звуку «ю».

3.  В   ряд  данных   гласных   «а»,   «у»   включались   и   другие   звуки, например, «о», «ы», «э», на которые дети не должны реагировать.

Аналогичным образом проводилась  работа по дифференциации согласных фонем.

6 этап:

Задачей последнего этапа занятий является развитие у детей навыков звукового анализа. Начинала эту работу с обучения детей определять количество слогов в слове, уметь изобразить хлопками одно- и двухсложные слова.  Объясняла и показывала детям, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог. Затем по заданию  дети упражнялись в отхлопывании различных слов, предложенных мной.

Далее дети учились анализировать гласные звуки, выполняя упражнения, затем    к  анализу  согласных  звуков.   При   этом  должна соблюдаться    определенная    последовательность:  сначала  выделяли последний согласный звук в слове, легче всего это сделать, если в конце стоит глухой взрывной согласный. Это упражнения  варьировались, постепенно усложняя задания.

Далее дети учились анализировать гласные звуки, выполняя упражнения.

1.  Детям   раздавались   по   несколько   разноцветных   кружков.   Учитель произносил один, два или три гласных звука, например, «а», «ау», «иоу», «о» и т.д. Дети откладывали на столах такое количество кружков, которое    соответствовало   бы   числу   произнесенных учителем кружков.

2.  У детей на столах лежали по три кружка разных цветов, например, красный, желтый, зеленый.  Уславливалась с детьми, что красный соответствует звуку «а», желтый - звуку «у», зеленый - «и». Когда дети запомнили  это,  произносила сочетание из этих звуков сначала по два звука: «ау», «уи», «уа», «аи». Затем - по три звука: «ауи», «уиа», «уаи». Дети  разложили  на столах разноцветные кружки в определенной последовательности. Примерно также проводился анализ всех остальных гласных звуков.

Приступала  к  анализу  согласных  звуков.   При   этом  соблюдалась    определенная    последовательность:    сначала    учила  выделять последний согласный звук в слове, легче всего это сделать, если в конце стоит глухой взрывной согласный.

Для этой цели проводились  следующие упражнения:

1.Детям предлагалось выходить к столу учителя и по очереди вытаскивать из конверта специально подобранных картинок, изображающие кнут, кота, паука, каток, танк, мак, жука, лук, куст, веник и т.д. Ребенок подходил к столу учителя и, вынув из конверта картинку, называл ее громко, четко, выделяя последний звук. Затем этот звук ребенок повторял отдельно.

Это упражнение  варьировалось, задание постепенно усложнялось.

2.Выделив последний звук, раскладывалось  изображение предметов так, чтобы  в  одной  стороне  наборного  полотна  оказывались  картинки, название которых оканчивается на звук «т», а в другой — на звук «к».

3. Показывали  детям  картинку  и  произносила  ее  название, опустив последний звук, например: «ко...», «пау...», «вени...» и т.д. Каждый ребенок называл очередное слово, а затем поизносил звук, который учитель опустил.

Далее дети учились различать слова, отличающиеся одним звуком (глас, или согл.), слова-паронимы.

Для этого использовалась следующая игра:

Игра «ЛОТО».

На большом листе изображены пары предметов, например: рожки-ложки, бочки-почки и т.д. Эти же предметы изображены на маленьких карточках.

В начале   убедилась, что дети знают все предметы, изображенные на картинках и их название. Поэтому в первой части игры  дети выбирали картинки по образцу -  показывали ребенку карточку с изображением предмета, тот находил ее, и называл предмет.  Вторая часть игры проводилась следующим образом: ребенок брал карточку, называл предмет, изображенный на ней, искал соответствующий предмет на карте, далее находил карточку со словом, отличающимся от предыдущего предмета одним звуком, называя и искал этот предмет на большой карте. Когда обе карточки найдены, ребенок определял, в чем их отличие.

Проводимые в указанной последовательности игры и упражнения способствовали развитию у детей слухового внимания и слуховой памяти, внимания к речи окружающих, помогали выработке тонких акустических дифференцировок, совершенствовались фонематические представления, подготавливали детей к планомерной дальнейшей работе по анализу звукового состава речи. С их помощью произошел постепенный переход от развития фонематического слуха к работе над звуковым анализом.

Пример использования этих упражнении представлен в конспекте индивидуального занятия.

Игровые упражнения являются эффективным средством развития фонематического слуха в том случае, когда:

- присутствует осознание ребенком цели и мотивации к данной деятельности

- педагог знает и понимает значимость и основные требования к развитию фонематического слуха.

Организуя деятельность по развитию фонематического слуха детей, старалась привлечь педагогов и родителей. С этой целью разработала методические рекомендации, организовала консультацию по теме «Основы звукобуквенного анализа слов», индивидуальные беседы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с дизартрией через систему игровых упражнений

Лингвистические и психологические аспекты исследования слога и слогосложения. Психологические, психофизиологические и нейропсихологические основы исследования предпосылок усвоения слоговой структуры с...

Мастер- класс для родителей подготовительной группы "Игры и упражнения по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста с нарушениями речи"

Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха. Поэтому наша задача состоит в...

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ОВЗ через систему игровых упражнений.

Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ОВЗ ...

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с дизартрией через систему игровых упражнений

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста  с дизартрией  через систему игровых упражнений...

Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста

четкое звукопроизношение и успешное обучение в школе во много зависят  от развития фонематических процессов. Передлагаю игры и упражнения направленные на развитие фонематического слуха у детей до...

Консультация для педагогов "Использование игровых приёмов, как метод активизации речевой и учебной деятельности, в развитии фонематического слуха у детей дошкольного возраста"

Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (зв...

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста посредствам специально организованных игр и упражнений.

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста имеет важное значение:фонематический слух является основой для развития речи. Дети учатся правильно произносить слова и строить предложения ...