Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста посредствам специально организованных игр и упражнений.
консультация по развитию речи

Омелина Ольга Юрьевна

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста имеет важное значение:

  • фонематический слух является основой для развития речи. Дети учатся правильно произносить слова и строить предложения через различение и распознавание звуков родного языка.
  • Развитие фонематического слуха связано с развитием навыков чтения и письма. Для успешного освоения навыков чтения и письма необходимо умение распознавать буквы и соотносить их со звуками, а для этого важно уметь различать и анализировать звуки.
  • Фонематический слух также влияет на развитие общей когнитивной способности детей. Умение различать и анализировать звуки способствует развитию внимания. Памяти, логического мышления и абстрактного мышления.

Поэтому развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста является важной задачей, которая способствует их успешному усвоению речи, чтения, письма и общего когнитивного развития. Предлагаю вашему вниманию игры для развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fonematich.sluh-osnova_pravilnoy_rechi.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ  - ОСНОВА ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста имеет важное значение:

  • фонематический слух является основой для развития речи. Дети учатся правильно произносить слова и строить предложения через различение и распознавание звуков родного языка.
  • Развитие фонематического слуха связано с развитием навыков чтения и письма. Для успешного освоения навыков чтения и письма необходимо умение распознавать буквы и соотносить их со звуками, а для этого важно уметь различать и анализировать звуки.
  • Фонематический слух также влияет на развитие общей когнитивной способности детей. Умение различать и анализировать звуки способствует развитию внимания. Памяти, логического мышления и абстрактного мышления.

Поэтому развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста является важной задачей, которая способствует их успешному усвоению речи, чтения, письма и общего когнитивного развития. Предлагаю вашему вниманию игры для развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ

«Отгадай, что звучит». Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы малыш мог их угадать, сидя спиной к взрослому (если нет ширмы).

«Угадай, что делать». Ребенку дают в руки два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, ребенок поднимает флажки вверх и машет ими, если тихо - держит руки на коленях. Чередовать громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более 4 раз.

«Где позвонили?» Ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо встает слева, справа, позади малыша и звонит в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук, и, не открывая глаза, рукой показать направление. После правильного ответа он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик. Если ребенок ошибся, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4 - 5 раз.

«Угадай, кто сказал». Ребенка предварительно знакомят со сказкой «Три медведя». Затем взрослый произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михайле Ивановичу. Ребенок поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать, последовательность высказывания персонажей, имеющуюся в сказке.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

«Так ли это звучит?» Взрослый предлагает ребенку разложить картинки в два ряда: в каждом ряду должны находиться изображения, названия которых звучат сходно. Если ребенок не справляется с заданием, взрослый помогает ему, предлагая ясно и отчетливо (насколько это возможно) произнести каждое слово. Когда же картинки будут разложены, взрослый и ребенок вместе называют слова. Отмечают многообразие слов, их разное и сходное звучание.

Примеры: лук - луг, роса - роза, плод - плот, дрова трава.

«Кто внимательный». Взрослый называет ряд гласных звуков. Ребенок должен поднять соответствующий символ. На начальном этапе игра может проводиться с одним символом, затем с двумя и более, по мере усвоения ребенком навыков звукового анализа и синтеза. Символами служат картинки с изображением положения губ при произнесении гласного звука.

«Звуковые песенки». Взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки типа: АУ - дети кричат в лесу. Или ИА - как кричит ослик. Или УА - так плачет ребенок. Как мы удивляемся? ОО! и т. п. Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем - второй. Потом с помощью взрослого выкладывает звукокомплекс из символов, сохраняя последовательность, как в песенке. После этого «прочитывает» по символам составленную им схему.

«Кто первый?» Взрослый показывает картинку, обозначающую слово, которое начинается с ударного гласного [а], [о], [у] или [и]. Ребенок четко называет то, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук, например: «У-у-удочка». Затем выбирает из звуковых символов тот, который соответствует начальному гласному в данном слове.

Что делать по дороге в гости? Вы едете в гости к бабушкe на праздник. Дорога отнимает, как правило, много времени. Дети часто скучают. Предлагаем вам поиграть с ребенком, если, конечно, этому не будут мешать внешние обстоятельства. Итак, вы вышли из дома и идете к остановке автобуса, метро.

Игра "Правильно-неправильно"

1 вариант: показать ребенку картинку и громко, четко назвать то, что на ней нарисовано, например: "Вагон". Затем объяснить: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши. Пример: Пагон, багон, вагон, дагон и т. д.

2 вариант: если ребёнок услышит правильное произношение предмета, изображённого на картинке, он должен поднять зелёный кружок (карандащ, фишку), если неправильно – красный.

Баман, паман, банан, банам, ваван, даван, баван.

Витанин, митавин, фитамин, витаним, витамин, митанин, фитавин.

Игра «Слушай и выбирай»

Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию:

рак, лак, мак, бак сок, сук

дом, ком, лом, сом коза, коса

лужи, лыжи мишка, мышка, миска

Необходимо назвать 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.

Игра «Поймай звук»

Хлопнуть в ладоши, если в слове слышится звук «м» (д, у и др.).

Мак, лук, мышка, кот, сыр, мыло, муха.

Игра «Чудесная удочка», «Рыбалка» (с 5-6 лет)

Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.

На конце нитки у маленькой удочки прикреплён магнит. Опуская удочку за ширму, где лежат несколько картинок, к которым прикреплены металлические зажимы, ребёнок достаёт картинку и называет первый (последний) звук.

Игра «Найди место звука в слове»

Упражнять детей в нахождении места звука в слове.

Нужны карточки со схемами расположения места звука в словах, разделённые на 3 клеточки.

Ребёнку показываются картинки и называются слова. Если заданный звук слышится в начале слова, надо поставить фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова, фишку ставят в третью клеточку.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ И ЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Беседа

- Куда мы идем? (К остановке автобуса.)

- Автобус - это какой вид транспорта? (Наземный пассажирский.) - Что еще можно отнести к наземному пассажирскому транспорту? (Машину, троллейбус, трамвай.)

- А метро - это какой транспорт? (Подземный.)

- Как называется транспорт, который перевозит грузы? (Грузовой.)

 -Какой грузовой транспорт ты знаешь? И т. д.

- Чем отличается автобус от троллейбуса?

- Может ли трамвай объехать машину, если она выехала на рельсы?

- Мы идем в гости, а что такое «гости»?

- Кто ты бабушке? (Я бабушке внук.)

- А кто я бабушке? (Ты бабушке дочь.)

- Кем приходится бабушке дедушка? (Дедушка - бабушкин муж.) и т. д.

Вопросы надо задавать в хорошем темпе, чтобы ребенок чувствовал азарт игры.

Вариантов игры множество:

  • Назвать предмет и сказать, на какой звук начинается слово.

- А я вижу машину. Первый звук - [м] ...и т. д.

  • Назвать все определенного цвета (формы).

Кстати, это хорошее упражнение, чтобы успокоить возбужденного расшалившегося ребенка. Можно предложить игру: один говорит слово, другой составляет с ним предложение; один - слово, другой - определение к нему и т. д.

Упражнение на развитие воображения и фразовой речи

Представь, во что будет одета бабушка (дедушка).

Кто еще к ней придет?

Кто где сядет за столом?

Что же приготовит нам бабушка?

- Сколько тарелок будет стоять на столе?

- Какая посуда есть у бабушки?

- Что тебе у нее дома нравится?

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ИГРЫ

- Давай поиграем. Я буду называть простое слово, а ты его будешь превращать в ласковое, нежное слово: чашка - чашечка, пирог - пирожок, чайник - чайничек...

- Закончи предложение:

На столе стояли большие, красивые... .

Стол был накрыт белоснежной... .

Около стола стояли высокие... .

Диван был накрыт... .

Около кресла... .

Упражнения на развитие памяти и речи

- Назови людей, которые сидели за столом.

- Опиши одежду тети.

- Вспомни, какое блюдо подавали в начале праздника, какое потом.

Упражнения на воображение

- Что бы ты изменил в празднике?

- Как бы ты украсил комнату, стол?

- Как бы ты закончил праздник?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с дизартрией через систему игровых упражнений.

Вся коррекционная работа по развитию фонематического слуха у детей с дизартрией можно условно разделить на шесть этапов....

Мастер- класс для родителей подготовительной группы "Игры и упражнения по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста с нарушениями речи"

Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха. Поэтому наша задача состоит в...

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ОВЗ через систему игровых упражнений.

Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ОВЗ ...

Консультация для родителей детей компенсирующей группы "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ТНР"

Многие родители полагают, что достаточно выучить рано с ребенком буквы, и он будет грамотно читать и писать. Однако получается так не всегда, если у ребенка есть нарушение фонематической системы, то п...

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с дизартрией через систему игровых упражнений

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста  с дизартрией  через систему игровых упражнений...

Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста

четкое звукопроизношение и успешное обучение в школе во много зависят  от развития фонематических процессов. Передлагаю игры и упражнения направленные на развитие фонематического слуха у детей до...

Мастер-класс «Игры и упражнения способствующие развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для воспитателей детского сада «Игры и упражнения способствующие развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста»...