Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с дизартрией через систему игровых упражнений
методическая разработка по логопедии

Кравченко Юлия Николаевна

 Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста  с дизартрией  через систему игровых упражнений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста  с дизартрией  через систему игровых упражнений

Всю  коррекционную работу по развитию фонематического слуха у детей с дизартрией условно разделила на 6 этапов:

1 этап – узнавание неречевых звуков;

2 этап – различение одинаковых слов, фраз, звукомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса;

3 этап – различение слов, близких по звуковому составу;

4 этап – дифференциация слогов;

5 этап – дифференциация фонем;

6 этап – развитие навыков звукового анализа.

   Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста с дизартрией на каждом из указанных этапов логопедического воздействия проводила следующим образом. На первом  этапе в процессе специальных игровых упражнений у детей развивала способность узнавать и различать неречевые звуки. С детьми, у которых деятельность анализаторов не столь совершенна, сначала работала над уточнением и организацией слуховых восприятий вообще, готовила основу для специальной работы над развитием речевого слуха. На самых первых занятиях учила  детей узнавать и размещать звуки окружающей действительности: что шумит? (деревья), что гудит? (машина), кто кричит? (мальчик), как шуршат листья под ногами?, как звенит звонок?, как топают детские ножки?, кто и как подает голос: «и-го-го» - кричит лошадка, кто сказал: «мяу» и т.д.

   Применяла игры с движениями, которые направлены на подведение восприятию звуков: поезд гудит, выпуская пар; самолет летит, рокочет мотор; комарики летят, звенят. Их можно использовать на логопедических занятиях как физминутки.

    Особое внимание обращала на выделение в окружающей действительности звуков, совпадающих со звуками нашей речи, например: гудок гудит – у-у-у; рассерженный гусь шипит – ш-ш-ш; собака рычит – р-р-р и т.д.

    На протяжении всего второго этапа учила детей различению одинаковых слов, звукокомплексов и звуков, ориентируясь на различную высоту, силу и тембр голоса. Использовала следующие игровые упражнения:

-  Показывала  ребенку игрушку котенка или картинку котенка, и просила их внимательно слушать и запомнить, как мяукает близко (громко), а как - далеко (тихо).

- Выставляла   перед   детьми   игрушки   или   картинки   трех медведей   - большого, среднего и маленького. Затем, рассказывала сказку   о  трех  медведях  (в   сокращенном   варианте),   произносила  соответствующие реплики и звукоподражания очень низким, средним по высоте и высоким голосом. Дети  отгадывали и показывали, какой из медведей мог так сказать.

-  Ребенку раздавались картинки домашних животных и их детенышей  коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка и т.п.  Произносила каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом (му-у-у, бе-е-е, хрю-ю-ю и т.д.). Дети, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно, поднимали соответствующую картинку.

      На  занятиях  третьего  этапа  дети  учились  различать слова, близкие  по звуковому составу. В начале  брала слова, легкие по звуковому составу, затем - более сложные. Усложнения подобных игровых упражнений  состояло в следующем. Детям предлагалось поднимать красный кружок, если логопед ошибся, и зеленый, если слово, по их мнению, произнесено, верно. Это требует от ребенка большей внимательности.

       На  четвертом  этапе  дети  оказываются  подготовленными  к  тому,   чтобы учиться различать слоги. Постепенно в течение этого периода дети  овладели умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие. Понятно, что в игре  варьировался подбор слогов для названия и дифференциации в зависимости от произносительных возможностей детей и от последовательности всей звуковой работы в целом.

     На пятом этапе дети учились различать фонемы родного языка. Причем работу начинала с дифференциации гласных звуков.  Раздавала детям картинки с изображением поезда, девочки, парохода и объясняла: «Поезд гудит: у-у-у», «Девочка плачет: а-а-а». Затем  попеременно произносила эти звуки сначала удлиненно: а-а-а-а-а-а  или  у-у-у-у-у. Реагируя на названный звук, дети поднимали  соответствующие картинки. Затем игра  усложнялась следующим образом:

1 .  Произносила эти звуки кратко: а, у.

2.   Детям раздавались вместо картинок кружки трех цветов.  Объясняла детям, что красный цвет, например, соответствует звуку «а», желтый - звуку «и», зеленый - звуку «ю».

3.  В   ряд  данных   гласных   «а»,   «у»   включались   и   другие   звуки, например, «о», «ы», «э», на которые дети не должны реагировать.

Аналогичным образом проводилась  работа по дифференциации согласных фонем.

       Задачей последнего  шестого этапа занятий является развитие у детей навыков звукового анализа. Начинала эту работу с обучения детей определять количество слогов в слове, уметь изобразить хлопками одно- и двухсложные слова.  Объясняла и показывала детям, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог. Затем по заданию  дети упражнялись в отхлопывании различных слов, предложенных мной.

  Далее дети учились анализировать гласные звуки, выполняя упражнения, затем    к  анализу  согласных  звуков.   При   этом  должна соблюдаться    определенная    последовательность:  сначала  выделяли последний согласный звук в слове, легче всего это сделать, если в конце стоит глухой взрывной согласный. Это упражнения  варьировались, постепенно усложняя задания. Далее дети учились различать слова, отличающиеся одним звуком (глас, или согласные), слова-паронимы. Для этого использовалась  игра  «Лото».  

  Проводимые в указанной последовательности игры и упражнения способствовали развитию у детей слухового внимания и слуховой памяти, внимания к речи окружающих, помогали выработке тонких акустических дифференцировок, совершенствовались фонематические представления, подготавливали детей к планомерной дальнейшей работе по анализу звукового состава речи. С их помощью произошел постепенный переход от развития фонематического слуха к работе над звуковым анализом.

    Организуя консультативную деятельность по развитию фонематического слуха детей, старалась привлечь всех  педагогов и родителей.  После первичного индивидуального обследования навыков фонематического восприятия  я беседую с родителями, объясняя им его значимость и степень его влияния на дальнейшее обучение ребенка, рассказываю о путях преодоления этих трудностей.  На протяжении всего периода обучения систематически (один раз в месяц) я провожу консультации, беседы, тематические встречи с педагогами и  родителями, помещаю сообщения на информационном стенде детского сада. Темы могут быть такими:  “Чудо звуки “,  “Развитие дифференцированного слухового восприятия” и др.   На информационном стенде помещаю описание ряда упражнений по развитию у детей слухового и фонематического восприятия, позволяющих родителям заниматься с детьми дома. Выдаю родителям также карточки с алгоритмом выполнения звукового анализа на разных этапах работы, дополнительно описываю упражнения для закрепления у ребенка навыков “чистой” речи. В индивидуальных беседах довожу до родителей сведения об успехах их детей либо рассказываю о трудностях, которые встречаю в работе, и даю взрослым необходимые рекомендации.  

    Таким  образом,  приобретённые  знания  помогают  родителям  глубже  познакомиться  с  проблемами  своего  ребёнка,  подкрепить  интуитивные  знания  практикой,  разрешить  сложные  ситуации.   Показателем работы и конечной целью учителя - логопеда в детском саду является состояние звукопроизношения детей, выпускаемых в школу, их адаптация к взрослой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с дизартрией через систему игровых упражнений.

Вся коррекционная работа по развитию фонематического слуха у детей с дизартрией можно условно разделить на шесть этапов....

Мастер- класс для родителей подготовительной группы "Игры и упражнения по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста с нарушениями речи"

Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха. Поэтому наша задача состоит в...

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ОВЗ через систему игровых упражнений.

Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ОВЗ ...

Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста

четкое звукопроизношение и успешное обучение в школе во много зависят  от развития фонематических процессов. Передлагаю игры и упражнения направленные на развитие фонематического слуха у детей до...

Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности.

Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности....

Мастер-класс «Игры и упражнения способствующие развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для воспитателей детского сада «Игры и упражнения способствующие развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста»...

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста посредствам специально организованных игр и упражнений.

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста имеет важное значение:фонематический слух является основой для развития речи. Дети учатся правильно произносить слова и строить предложения ...