Тренинг для педагогов дошкольного образования Влияние кинезиологических упражнений, как вида здоровьесберегающих технологий на развитие интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста
методическая разработка по коррекционной педагогике

Бражкина Оксана Викторовна педагог - психолог

Использование кинезиологических упражнений позволит активизировать и синхронизировать работу полушарий: при регулярном выполнении специальных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга. В мозге происходят положительные структурные изменения. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Кроме того, применение кинезиологических упражнений способствует улучшению памяти и внимания, облегчает процесс чтения и письма. В результате повышается уровень эмоционального благополучия, улучшается зрительно-моторная координация, формируется пространственная ориентировка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг

для педагогов дошкольного образования

«Влияние кинезиологических упражнений,

 как вида здоровьесберегающих технологий на развитие интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста»

https://i.pinimg.com/originals/3b/73/2a/3b732ac5e86de6a490121c3b4ef7d032.jpg

Материал подготовила

педагог – психолог

Бражкина О.В.

Москва 2021 – 2022 уч. год

 «Влияние кинезиологических упражнений,

 как вида здоровьесберегающих технологий на развитие интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста»

         Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию кинезиологических упражнений как вида здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

         Задачи:

  1. Познакомить педагогов с методом кинезиологии.
  2. Рассказать о роли кинезиологических упражнений в интеллектуальном и речевом развитии детей.
  3. Разучить с участниками тренинга кинезиологические упражнения.

Ход мероприятия

Теоретическая часть

Слово «кинезиология» происходит от греческого слова «кинезис», обозначающего движение, и «логос» - наука, т.е. наука о движениях.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Это – универсальный метод развития умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Именно эти упражнения позволяют улучшить работу головного мозга, тем самым улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость.

Кинезиология  существует уже 2000 лет, используется во всем мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ. Своей молодостью и красотой Клеопатра также была обязана кинезиологии.

Работы В.М.Бехтерева, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, П.Н.Анохина, И.М.Сеченова доказали влияние целенаправленной двигательной активности, манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например, ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические и коррекционно–развивающие программы.   Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий. Более активное полушарие и определяет уровень развития мышления, эмоционального реагирования, восприятия, памяти, интеллектуальной активности и т.д.

Условно считается, что правое полушарие (гуманитарное, образное, творческое) отвечает за тело, координацию, пространственное, зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие (математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое) – за восприятие слуховой информации, постановку целей и построение программ поведения.

Между полушариями головного мозга в теменно-затылочной области находится мозолистое тело – толстый пучок нервных волокон (около двухсот миллионов), через который происходит взаимодействие между двумя полушариями. Благодаря этому процессу осуществляется передача информации из одного полушария в другое, обеспечивается целостность и координация работы мозга.

Неспособность правого и левого полушарий к интеграции, полноценному взаимодействию – одна из причин нарушения функции обучения и управления своими эмоциями.

Использование кинезиологических упражнений позволит активизировать и синхронизировать работу полушарий: при регулярном выполнении специальных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга. В мозге происходят положительные структурные изменения. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Кроме того, применение кинезиологических упражнений способствует улучшению памяти и внимания, облегчает процесс чтения и письма. В результате повышается уровень эмоционального благополучия, улучшается зрительно-моторная координация, формируется пространственная ориентировка.

Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку. Оба полушария начинают работать асинхронно.

В результате нарушаются:

  • пространственная ориентация;
  • адекватное эмоциональное реагирование;
  • координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки;
  • ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.

Основная цель предлагаемых упражнений: развитие межполушарного взаимодействия, способствующего активизации мыслительной деятельности.


Задачи:

  • синхронизация работы полушарий;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие памяти, внимания, речи;
  • развитие мышления;
  • снижение утомляемости, формирование произвольного контроля;
  • повышение стрессоустойчивости.

Кинезиологические упражнения необходимо включать в профилактические и развивающие программы, направленные на подготовку к школе, в ежедневные занятия во всех возрастных группа.

Для результативности проводимой работы необходимо учитывать определенные условия:

  • упражнения проводятся утром;
  • упражнения проводятся ежедневно;
  • обстановка на занятии доброжелательная;
  • от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
  • упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
  • упражнения проводятся по специально разработанным комплексам.

Виды кинезиологических упражнений:

  • Растяжки (нормализуют тонус: гипер -, гипо -)
  • Дыхательная гимнастика (улучшаю ритмику организма)
  • Глазодвигательные упражнения (улучшают восприятие)
  • Телесные движения (развивают межполушарное взаимодействие)
  • Релаксация ( расслабляют, снимают напряжение)

Подобранные упражнения могут комплексно влиять на развитие речи и интеллектуальные способности детей.

Кинезиологические упражнения имеют как немедленный, так и кумулятивный, т.е. накопительный эффект. Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.

При регулярном использовании кинезиологических упражнений, в связи с улучшением интегративной функции мозга, у многих детей наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а также управлению своими эмоциями.

 Практическая часть

Педагогу – психологу предлагается «показать» воспитателям примерный комплекс кинезеологических упражнений.

Кинезиологический комплекс упражнений

  1. «Свеча». И. п. – сидя на стуле. Представьте, что перед вами большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте, что перед вами 5 маленьких свечек. Сделайте вдох и задуйте эти свечки маленькими порциями выдоха.
  2.  «Глазки»

«Чтобы зоркость не терять,

Нужно глазками вращать»

  • Вращаем глазами по кругу 2-3 секунды (6 раз).
  • Далее следите глазами по контуру воображаемой фигуры (круг, треугольник, квадрат) или цифры.
  1. Делайте движения челюстью в разных направлениях.
  2. Самомассаж ушных раковин: зажмите мочку уха большим и указательным пальцами, разминайте раковину снизу-вверх и обратно. Потяните ушные раковины вниз, в сторону и вверх.
  3. «Ухо – нос».

«Ухо – носик мы возьмем.

Хлоп – опять играть начнём».

Правая рука касается кончика носа. Левая рука касается правого уха. Хлопок – смена рук.

  1. Попробуйте перекатывать орехи, шарики (су-джок), или карандаш сначала в каждой ладони, а затем между пальцами.
  2. «Внутри-снаружи». Лежа на спине, либо сидя, откинувшись на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к звукам вокруг себя (шум транспорта за окном, дыхание других и т.д.). Перенесите внимание на свое тело и прислушайтесь к нему (собственное дыхание, биение сердца, ощущение позы тела и т.д.). Переключите внимание на внешние шумы и внутренние ощущения несколько раз.
  3. «Дерево». Сидя на корточках. Спрячьте голову в колени, колени обхватите руками. Это семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимайтесь на ноги, затем распрямляйте туловище, вытягивайте руки вверх. Напрягите тело и вытяните его вверх. Подул ветер: раскачивайте тело, имитируя дерево.
  4. Упражнение в парах: встаньте напротив друг друга, коснитесь ладонями ладоней партнера. Совершайте движения, аналогичные велосипеду.
  5.  Прыгайте по команде ведущего вперед, назад, вправо, влево определенное количество раз.

Когнитивное упражнение “Небо синее”

Цель: развитие быстроты мыслительных операций анализа и синтеза, памяти, активизация словаря.

Инструкция:

  • Вариант 1. Педагог – психолог бросает мяч игроку и говорит любое существительное. Тот, кто поймал мяч, должен назвать любое прилагательное, подходящее по смыслу. Затем он, в свою очередь тоже называет существительное и бросает мяч следующему игроку.
  • Вариант 2. Вместо прилагательного можно называть другое существительное - ассоциацию, которое возникло при осознании услышанного ранее слова.

Когнитивное упражнение “Буратино”

Цель: развитие концентрации внимания, двигательного контроля, элиминация импульсивности, развитие навыков удержания вербальной программы.

Педагоги стоят в одну линию, лицом к педагогу. Педагог – психолог озвучивает алгоритм движений, который учащиеся как можно быстрее должны осознать, запомнить и воспроизвести.

Инструкция:

правая рука вверх + прыжок на левой ноге;

левая рука вверх + прыжок на правой ноге;

правая рука вверх + прыжок на правой ноге;

левая рука вверх + прыжок на левой ноге.

Цикл движений повторять до тех пор, пока у всех не получиться одновременно, правильно и быстро.

Заключительная часть. Подведение итогов.

Таким образом, использование кинезиологических упражнений позволяет активизировать и синхронизировать работу полушарий: при регулярном выполнении специальных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. В мозге происходят положительные структурные изменения. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

Кроме того, применение кинезиологических упражнений способствует улучшению памяти и внимания, облегчает процесс чтения и письма. В результате повышается уровень эмоционального благополучия, улучшается зрительно-моторная координация, формируется пространственная ориентировка.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

По окончании тренинга педагогам раздаются памятки по использованию кинезиологических упражнений (Приложение).

 Используемая литература:

  • Сиротюк А.Л Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2015
  • Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000
  • “Гимнастика мозга”. Книга для учителей и родителей. Пол. Е. Деннисон и Гейл Е. Деннисон – Изд-во «Весь», 2020

Памятка для педагога дошкольного образования

Кинезиологические упражнения

Цель: улучшают внимание и память, формируют пространственные представления.

Занятия направлены на преодоление патологических синкинезий, устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга.

Комплекс № 1

1. «Рубим капусту». Постучите по столу расслабленной кистью правой, а затем левой руки.

2. «Кулачок». Поверните правую руку на ребро, согните пальцы в кулак, выпрямите, положите руку на ладонь. Сделайте то же самое левой рукой.

3. «Звонок». Опираясь на стол ладонями, полусогните руки в локтях. Встряхивайте по очереди кистями.

4. «Домик». Соедините концевые фаланги выпрямленных пальцев рук.

Пальцами правой руки с усилием нажмите на пальцы левой, затем наоборот. Отработайте эти движения для каждой пары пальцев отдельно.

5. «Барабан». Постучите каждым пальцем правой руки по столу под счет «1, 1-2, 1-2-3 и т.д.».

6. «Крючки». Зафиксируйте предплечье правой руки на столе. Указательным и средним пальцами возьмите карандаш со стола, приподнимите и опустите его. Сделайте то же левой рукой.

7. «Столбики». Раскатывайте на доске небольшой комочек пластилина по очереди пальцами правой руки, затем левой.

8. «Циркачи». Вращайте карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой (между большим и указательным; указательным и средним; средним и безымянным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону).

Когнитивное упражнение “Буратино”

Цель: развитие концентрации внимания, двигательного контроля, элиминация импульсивности, развитие навыков удержания вербальной программы.

Дети стоят в одну линию, лицом к педагогу. Педагог озвучивает алгоритм движений, который дети как можно быстрее должны осознать, запомнить и воспроизвести.

Инструкция:

правая рука вверх + прыжок на левой ноге;

левая рука вверх + прыжок на правой ноге;

правая рука вверх + прыжок на правой ноге;

левая рука вверх + прыжок на левой ноге.

Цикл движений повторять до тех пор, пока у всех не получиться одновременно, правильно и быстро.

Комплекс № 2

  1. «Свеча». И.п. – сидя на стуле. Представьте, что перед вами большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте, что перед вами 5 маленьких свечек. Сделайте вдох и задуйте эти свечки маленькими порциями выдоха.
  2. «Глазки»

«Чтобы зоркость не терять,

Нужно глазками вращать»

  • Вращаем глазами по кругу 2-3 секунды (6 раз).
  • Далее следите глазами по контуру воображаемой фигуры (круг, треугольник, квадрат) или цифры.
  1. Самомассаж ушных раковин: зажмите мочку уха большим и указательным пальцами, разминайте раковину снизу-вверх и обратно. Потяните ушные раковины вниз, в сторону и вверх.
  2. «Ухо – нос».

«Ухо – носик мы возьмем.

Хлоп – опять играть начнём».

Правая рука касается кончика носа. Левая рука касается правого уха. Хлопок – смена рук.

  1. Попробуйте перекатывать орехи, шарики (су-джок), или карандаш сначала в каждой ладони, а затем между пальцами.
  2. «Дерево». Сидя на корточках. Спрячьте голову в колени, колени обхватите руками. Это семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимайтесь на ноги, затем распрямляйте туловище, вытягивайте руки вверх. Напрягите тело и вытяните его вверх. Подул ветер: раскачивайте тело, имитируя дерево.
  3. Упражнение в парах: встаньте напротив друг друга, коснитесь ладонями ладоней партнера. Совершайте движения, аналогичные велосипеду.
  4. Прыгайте по команде ведущего вперед, назад, вправо, влево определенное количество раз.

Когнитивное упражнение “Небо синее”

Цель: развитие быстроты мыслительных операций анализа и синтеза, памяти, активизация словаря.

Инструкция:

  • Вариант 1. Педагог – психолог бросает мяч игроку и говорит любое существительное. Тот, кто поймал мяч, должен назвать любое прилагательное, подходящее по смыслу. Затем он, в свою очередь тоже называет существительное и бросает мяч следующему игроку.
  • Вариант 2. Вместо прилагательного можно называть другое существительное - ассоциацию, которое возникло при осознании услышанного ранее слова.



Предварительный просмотр:

Занятие – практикум

«Причины детской агрессивности и способы её коррекции»

agresia3

Материал подготовила

педагог – психолог

Бражкина О.В.

Москва 2021 – 2022 уч. Год

Занятие – практикум

«Причины детской агрессивности и способы её коррекции»

Цель: повышение профессиональной компетентности о моделях агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с причинами детской агрессивности и способами их коррекции
  2. Рассказать о роли игр и упражнений в целях профилактики агрессивного поведения
  3. Разучить с педагогами упражнения, способствующие снятию агрессивного поведения

Ход мероприятия

Теоретическая часть

Дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех источников. Первый - это семья, которая может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его закрепление. Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлением агрессии у себя дома. Второй - взаимодействие со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр. Третий источник – средства массовой информации, т.к. дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических, демонстрируемых по телевидению, интернету.

Как бы мы ни были внимательны к чувствам и потребностям ребёнка, дети обязательно будут бунтовать, злиться и обижаться. Одна из наших задач — помочь ребёнку прожить свои «сложные чувства». Рядом с нашей силой, внимательностью и устойчивостью попрактиковаться в том, как выдерживать отказ, как проявлять в здоровой форме сопротивление, как назвать по имени то, что чувствуешь.

С каждым днём и годом ребёнок при нашей помощи учится выдерживать всё больше напряжения, постепенно вызревая в своих реакциях.

У маленького ребёнка не так много возможностей проявить свою силу. Чаще она проявляется именно в сопротивлении. Если он потеряет возможность сопротивляться нам в 3–4–5–7 лет, то потом, в подростковом возрасте, он не сможет сказать НЕТ тогда, когда это важно.

И это наш взрослый дзен (педагогов и родителей)— удерживать границы, то есть правила, но позволять свободно развиваться внутри этих правил. Осознавать свои чувства — и учить называть по имени чувства ребёнка. Мы буквально до определённого возраста являемся для ребёнка «внешним мозгом».

«Почему он выбирает такие агрессивные игрушки, почему смотрит такие страшные злые мультики, почему выбирает себе в друзья таких странных ребят?» — спрашивают родители о мальчиках и девочках.

Дело в том, что мы очень мудро устроены: если я напрямую не могу «прожить» эмоцию, состояние, то я буду компенсировать это кем-то, чем-то, «об кого» смогу это сделать. И если не стану буллером, то, возможно, примкну к наблюдателям, к стае пассивно-агрессивных.

«Идеальные мамы и папы», при всей огромной любви к ребёнку, не дают ему возможности попрактиковаться в «реальности жизни». Они не читают сложных сказок, из текста убирают злых и страшных персонажей, боятся, когда в игре ребёнок проявляет злость.

Злость, спрятанная в тень, превращается внутри нас в неуправляемое чудовище. И когда оно вырвется на свободу, что станет для неё триггером, как она проявится — непредсказуемо.

Агрессивные дети - это та категория детей, которая наиболее осуждается и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин их поведения приводит к тому, что агрессивные дети вызывают у взрослых открытую неприязнь и неприятие в целом.

Взаимодействие со взрослым, готовым понять и принять его, дает агрессивному ребенку бесценный опыт (возможно, первый в его жизни), что взрослые бывают разные, а мир не так плох; что может положительно сказаться на базовом доверии ребенка к людям и миру в целом.

При работе с агрессивным ребенком педагогу важно с уважением относиться к его внутренним проблемам. Детям необходимо положительное внимание со стороны взрослого к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций и с которыми самостоятельно они не в состоянии справиться. Агрессия - это реакция на неудовлетворение базисных психологических потребностей в любви, уважении, принятии и нужности другому человеку. Без положительного внимания и принятия личности ребенка со стороны взрослого вся работа будет обречена на неудачу, так как ребенок, скорее всего, потеряет доверие к психологу либо педагогу и будет сопротивляться дальнейшей работе. Также важно занять безоценочную позицию: не делать оценочных замечаний типа «не хорошо так говорить», «нельзя так себя вести», «как ты можешь так поступать» и т.п., поскольку подобные замечания не способствуют установлению контакта с ребенком.

Можно выделить следующие принципы, на которых строится взаимодействие педагога с ребенком в ходе совместной работы:

  • контакт с ребенком;
  • уважительное отношение к личности ребенка;
  • положительное внимание к внутреннему миру ребенка;
  • безоценочное восприятие личности ребенка, принятие его в целом;
  • сотрудничество с ребенком - оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и выработки навыков саморегуляции и контроля.

Безусловно, поведение агрессивного ребенка вызывает у окружающих исключительно негативные эмоции, но именно они закрепляют агрессивные поступки и действия детей. Поэтому первое, что следует делать взрослому, найти для ребенка социально приемлемые способы выражения отрицательных эмоциональных состояний, дать детям возможность выплеснуть гнев, не задевая при этом окружающих и не разрушая все кругом. Существуют игры и упражнения, позволяющие существенно снизить уровень агрессивности ребенка.

Практическая часть

В целях коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста следует использовать:

- занятия психогимнастикой;

- этюды и игры на развитие навыка регуляции поведения в коллективе;

- этюды и игры релаксационной направленности;

- игры и упражнения на развитие осознания детьми отрицательных черт характера;

- игры и упражнения на развитие позитивной модели поведения.

А также использовать в работе подвижные игры, способствующие нейтрализации агрессии, снятию накопившегося напряжения, обучению эффективным способам общения и т.д. Развитию контроля над собственными импульсивными действиями способствуют занятия пальчиковой гимнастикой.

Игры и упражнения для профилактики и снижения агрессивности

В решении непростой задачи по снижению детской агрессивности вам помогут специальные игры и упражнения.

Карикатура. Самый лучший способ избавиться от гнева — «выплеснуть» его на бумагу. Когда ваш ребенок сильно разозлен на кого- то и готов поколотить обидчика, предложите ему нарисовать портрет того, на кого направлен гнев, в карикатурном виде (предварительно ребенка надо изолировать от обидчика). Объясните ребенку, что значит «карикатура». В заключение пусть ребенок даст какое-либо название своему рисунку. Спросите у него, что он хотел бы сделать с портретом неприятеля. Даже если вы не поддерживаете намерений ребенка, покажите, что вы понимаете его гневные чувства: «Я вижу, что ты очень сердит на Петю, тебе хочется отомстить ему». Пусть лучше агрессия ребенка будет перенесена на лист бумаги, чем на реального человека. Похвалите ребенка за то, что удалось избежать драки, взаимных оскорблений.

Обзывалки. В этой игре дети могут выплеснуть свой гнев, не обижая друг друга. Дети встают в круг и, передавая быстро мяч друг другу, называют сверстника необидными «словами-обзывалками». Например, можно использовать название фруктов, овощей («Тыква ты зеленая!»). Детей следует обязательно предупредить, что обижаться не нужно, так как это только игра. В конце игры попросите детей сказать добрые слова в адрес друг друга («Ты очень красивая, добрая!»).

Эта игра хорошо подходит для обидчивых детей и детей, склонных к вербальной агрессии.

Толкалки. Эта игра научит детей контролировать свои движения. Скажите следующее: «Разбейтесь на пары. Встаньте на расстояние вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего партнера. По моему сигналу начните толкать своего напарника, стараясь сдвинуть его с места. Если он сдвинет вас с места, вернитесь в исходное положение. Отставьте одну ногу назад — и вы почувствуете себя более устойчиво. Тот, кто устанет, может сказать: ,,Стоп“». Время от времени можно вводить новые варианты игры: толкаться, скрестив руки; толкать партнера только левой рукой; толкаться спиной к спине.

«Жужа». Эта игра научит агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность взглянуть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом. «Жужа» сидит на стуле. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех — он и будет «Жужей». Взрослый должен следить, чтобы «дразнилки» не были слишком обидными.

Бумажные мячики. В эту игру можно играть всей семьей. Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик. Скажите следующее: «Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть одна команда выстроится в линию напротив другой так, чтобы расстояние между ними составляло примерно 4 метра. По моей команде начинайте бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: „Приготовились! Внимание! Начали!" Игроки каждой команды должны стремиться как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду „Стоп!“, перестаньте бросать мячи. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию». Бумажные мячики можно будет использовать еще неоднократно.

Морской бой. Эта игра очень увлекает детей. Можно играть в ванной (лужа во дворе или бассейн на даче тоже подойдут). Вместе с ребенком сделайте бумажные кораблики (лучше из плотного картона). Поделите их поровну и пометьте каждый так, чтобы во время игры было ясно, где «свой», где «чужой». В качестве оружия можно использовать маленькие пластмассовые предметы, мячики. Задача — потопить как можно больше кораблей противника.

 «Прикосновение». Эта игра поможет ребенку расслабиться, снять напряжение, повысит его тактильную восприимчивость. Подготовьте предметы, сделанные из различных материалов. Это могут быть кусочки меха, игрушки мягкие, деревянные изделия, вата, что-нибудь из бумаги и т. д. Положите их на стол перед ребенком. Когда он их рассмотрит, предложите ему закрыть глаза и попробовать догадаться, чем вы прикасаетесь к его руке. 

Примечание. Можно также прикасаться к щеке, шее, колену. В любом случае касания должны быть ласковыми, неторопливыми, приятными.

«Солдат и тряпичная кукла». Итак, предложите ребенку представить, что он солдат. Вспомните вместе с ним, как нужно стоять на плацу, — вытянувшись в струнку и замерев. Пусть игрок изобразит такого военного, как только Вы скажете слово «солдат». После того как ребенок постоит в такой напряженной позе, произнесите другую команду - «тряпичная кукла». Выполняя ее, мальчик или девочка должны максимально расслабиться, слегка наклониться вперед так, чтобы их руки болтались, будто они сделаны из ткани и ваты. Помогите им представить, что все их тело мягкое, податливое. Затем игрок снова должен стать солдатом и т. д. 

Примечание. Заканчивать такие игры следует на стадии расслабления, когда Вы почувствуете, что ребенок достаточно отдохнул.  

«Насос и мяч». Если ребенок хоть раз видел, как сдувшийся мяч накачивают насосом, то ему легко будет войти в образ и изобразить изменения, происходящие в этот момент с мячом. Итак, встаньте напротив друг друга. Игрок, изображающий мяч, должен стоять с опущенной головой, вяло висящими руками, согнутыми в коленях ногами (то есть выглядеть как ненадутая оболочка мяча). Взрослый тем временем собирается исправить это положение и начинает делать такие движения, как будто в его руках находится насос. По мере увеличения интенсивности движений насоса «мяч» становится все более накаченым. Когда у ребенка уже будут надуты щеки, а руки с напряжением вытянуты в стороны, сделайте вид, что вы критично смотрите на свою работу. Потрогайте его мышцы и посетуйте на то, что Вы перестарались и теперь придется сдувать мяч. После этого изобразите выдергивание шланга насоса. Когда Вы это сделаете, «мяч» сдуется настолько, что даже упадет на пол.

 Примечание. Чтобы показать ребенку пример, как играть надувающийся мяч, лучше сначала предложить ему побыть в роли насоса. Вы же будете напрягаться и расслабляться, что поможет и вам отдохнуть, а заодно и понять, как действует этот метод.

«Шалтай-Болтай». Чтобы дети лучше вошли в роль - вспомните стихотворение С. Маршака о Шалтае-Болтае. Пусть ребенок расскажет о том, кто такой Шалтай-Болтай, почему его так называют и как он себя ведет. Теперь можете начинать игру. Вы будете читать отрывок из стихотворения Маршака, а ребенок станет изображать героя. Для этого он будет поворачивать туловище вправо и влево, свободно болтая мягкими, расслабленными руками. Кому этого недостаточно, может крутить еще и головой.

Итак, взрослый в этой игре должен читать стихотворение:

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне.

Когда Вы произнесете последнюю строчку, ребенок должен резко наклонить тело вперед и вниз, перестав болтать руками и расслабившись. Можно позволить ребенку для иллюстрации этой части стихотворения упасть на пол, правда, тогда стоит позаботиться о его чистоте и ковровом покрытии.

Примечание. Чередование быстрых, энергичных движений с расслаблением и покоем очень полезно для агрессивного ребенка, так как в этой игре он получает определенное удовольствие от расслабленного падения на пол, а значит, от покоя. Чтобы добиться максимального расслабления, повторите игру несколько раз подряд. Чтобы она не наскучила, можно читать стихотворение в разном темпе, а ребенок соответственно будет замедлять или ускорять свои движения.

Обучение навыкам самоконтроля

Для того чтобы помочь ребенку овладеть навыками самоконтроля, необходимо, прежде всего. Научить его осознавать и понимать сбои чувства, оценивать ситуацию общения и прогнозировать варианты ее развития. Это непростая задача, так как агрессивные дети привыкли действовать импульсивно. Поэтому любой отсроченный во времени и обдуманный вариант поведения можно считать определенным достижением. Для выработки такого умения сдерживать сиюминутные импульсы, вы можете использовать следующий игровой прием.

 «Посчитал до десяти я и решил...». По сути, это правило, которого должен придерживаться ребенок, когда чувствует свою готовность действовать агрессивно. Он ни в коем случае не должен принимать никакого решения сразу, а вместо этого попробовать спокойно посчитать до десяти, успокаивая свое дыхание и стараясь расслабиться. Только после этого он может принять решение, как ему действовать в данной ситуации. Обсудите с детьми, как изменились его (ее) мысли и желания после «успокоительного» счета. Какое решение будет более эффективным, а какое повлечет за собой еще большие трудности? Помогите ребенку освоить такой «взрослый» стиль мышления, который он позже сможет использовать самостоятельно.

Формирование конструктивных навыков общения

Сложность этой части коррекционной программы работы с агрессивным ребенком состоит в том, что для отработки навыков общения нужны другие люди, которые будут участвовать в той же деятельности, что и ребенок. Хорошо, если в семье помимо ребенка, о котором мы говорим, имеются другие дети, но если это не так, то осуществить коммуникативные игры будет довольно сложно (ведь взрослый не может заменить «чужого сверстника», а наибольшее количество проблем возникает именно с ними).

«Слепой и поводырь». Эта игра даст ребенку опыт доверия окружающим, а именно этого обычно сильно не хватает агрессивным детям. Для того чтобы начать игру, нужны два человека. Один из них будет слепым — ему завязывают глаза. Второй — его поводырем, старающимся аккуратно и бережно перевести слепого человека через дорогу с оживленным движением. Это «движение» вы заранее создадите, расставив в комнате стулья и какие-то другие вещи таким образом, чтобы они мешали свободно перейти с одной стороны помещения на другую. Если есть еще желающие принять участие в игре, то они могут создавать «баррикады» из своих тел, расставив руки и ноги и замерев в любом месте комнаты. Задача проводника - аккуратно перевести слепого на другую сторону шоссе (где это место, договоритесь заранее), оберегая его от столкновений с различными препятствиями. После того как задача будет выполнена, обсудите с ребенком, легко ли ему было в роли слепого, доверял ли он проводнику, его заботе и умению, какие чувства испытывал. В следующий раз пусть он попробует себя в роли проводника - это научит его заботе и вниманию к другому человеку.

 Примечание. В этой игре «проводник» может контактировать со «слепым» разными способами: говорить о том, что нужно делать, или просто вести его за собой, поднимая ногу «слепого» на нужную высоту, чтобы перешагнуть преграду. Можете чередовать эти варианты, введя запрет на один из них, тренируя таким образом владение то вербальными (речевыми), то невербальными средствами общения. Если «слепой» норовит самостоятельно пройти весь путь, игнорируя помощь проводника, то в следующий тур постарайтесь ухудшить его ориентацию в пространстве, расставив по-другому препятствия и раскрутив на месте ребенка после того, как ему завязали глаза.

Заключение.

Таким образом, поведение агрессивного ребенка вызывает у окружающих исключительно негативные эмоции, но именно они закрепляют агрессивные поступки и действия детей. Поэтому первое, что следует делать взрослому, найти для ребенка социально приемлемые способы выражения отрицательных эмоциональных состояний, дать детям возможность выплеснуть гнев, не задевая при этом окружающих и не разрушая все кругом. Перечисленные игры и упражнения, позволят существенно снизить уровень агрессивности ребенка.

Желаю вам успехов!!!

Список использованной литературы:

  1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология./ Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 2006
  2. Алябьева, Е.А. Психогимнастика в детском саду./Е.А. Алябьева. – М.:Проспект, 2003
  3. Бэрон, Р. Агрессия./Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб: Питер, 2000
  4. Венгер, А. Л. Психология: учебное пособие./ А. Л. Венгер, В.С. Мухина. -М.:Просвещение, 2009
  5. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии./ Л.С. Выготский. - СПб.:, 2004
  6. Гаспарова, Е.Д. Агрессивные дети./ Е.Д. Гаспарова. //Дошкольное воспитание.-2005
  7.  Дубровина, И.В. Возрастные особенности психологического развития детей./ И.В. Дубровина, М.И. Лисина. - М.:Акадмия,1999.- 120с.
  8.  Лютова, Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми./ Е.К. Лютова. - СПб.: Питер, 2000.
  9.  Марцинковская, Т.Д. Детская практическая психология./ Под ред. Т.Д. Марцинковской. - М.:Гардарики, 2000.-255 с.
  10.  Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь./ Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - СПб.: Еврознак,2003.- 672с.
  11. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. / Л.Ф. Обухова. - М.:Педагогическое общество России, 2005

Рекомендации педагогам по работе с агрессивным ребенком

  • Включить в социально одобряемую деятельность - трудовую, спортивную, художественную, организаторскую и т.д.
  • Привлекать к повседневному постоянному труду по самообслуживанию.
  • Использовать занимательные формы деятельности, «секретную» работу, элементы игры.
  • Использовать поощрения – материальные и моральные – с целью формирования нравственной зрелости и положительного отношения к делу, себе, другим людям. Система жетонного поощрения за строго оговоренное поведение, с правом на привилегии. Наказаниями можно многое разрушить, но ничего не создать, подкрепление изменяет поведение ребёнка.
  • Обучать приемлемым способам выражения гнева, умению владеть собой.
  • Использовать метод неприятных последствий (что будет, если ты и дальше будешь так агрессивен).
  • Вместо конкуренции развивать навыки сотрудничества, готовность идти друг другу навстречу, умение просить помощи и помогать другим, быть терпимым к недостаткам других, считаться с интересами других.
  • Обучать сдерживанию агрессии, самоконтролю, снятию мышечного напряжения.
  • Выявлять конфликтогены (слова, поступки, жесты, интонации), которые пробуждают агрессию у ребёнка, тренировать изменения его поведения в трудных ситуациях.
  • Обучать ненасильственному разрешению конфликтов.

В решении непростой задачи по снижению детской агрессивности вам помогут специальные игры и упражнения.

Игры и упражнения для профилактики и снижения агрессивности

Карикатура. Самый лучший способ избавиться от гнева — «выплеснуть» его на бумагу. Когда ваш ребенок сильно разозлен на кого- то и готов поколотить обидчика, предложите ему нарисовать портрет того, на кого направлен гнев, в карикатурном виде (предварительно ребенка надо изолировать от обидчика). Объясните ребенку, что значит «карикатура». В заключение пусть ребенок даст какое-либо название своему рисунку. Спросите у него, что он хотел бы сделать с портретом неприятеля. Даже если вы не поддерживаете намерений ребенка, покажите, что вы понимаете его гневные чувства: «Я вижу, что ты очень сердит на Петю, тебе хочется отомстить ему». Пусть лучше агрессия ребенка будет перенесена на лист бумаги, чем на реального человека. Похвалите ребенка за то, что удалось избежать драки, взаимных оскорблений.

Обзывалки. В этой игре дети могут выплеснуть свой гнев, не обижая друг друга. Дети встают в круг и, передавая быстро мяч друг другу, называют сверстника необидными «словами-обзывалками». Например, можно использовать название фруктов, овощей («Тыква ты зеленая!»). Детей следует обязательно предупредить, что обижаться не нужно, так как это только игра. В конце игры попросите детей сказать добрые слова в адрес друг друга («Ты очень красивая, добрая!»).

Эта игра хорошо подходит для обидчивых детей и детей, склонных к вербальной агрессии.

Толкалки. Эта игра научит детей контролировать свои движения. Скажите следующее: «Разбейтесь на пары. Встаньте на расстояние вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего партнера. По моему сигналу начните толкать своего напарника, стараясь сдвинуть его с места. Если он сдвинет вас с места, вернитесь в исходное положение. Отставьте одну ногу назад — и вы почувствуете себя более устойчиво. Тот, кто устанет, может сказать: ,,Стоп“». Время от времени можно вводить новые варианты игры: толкаться, скрестив руки; толкать партнера только левой рукой; толкаться спиной к спине.

«Жужа». Эта игра научит агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность взглянуть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом. «Жужа» сидит на стуле. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех — он и будет «Жужей». Взрослый должен следить, чтобы «дразнилки» не были слишком обидными.

Бумажные мячики. В эту игру можно играть всей семьей. Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик. Скажите следующее: «Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть одна команда выстроится в линию напротив другой так, чтобы расстояние между ними составляло примерно 4 метра. По моей команде начинайте бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: „Приготовились! Внимание! Начали!" Игроки каждой команды должны стремиться как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду „Стоп!“, перестаньте бросать мячи. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию». Бумажные мячики можно будет использовать еще неоднократно.

Морской бой. Эта игра очень увлекает детей. Можно играть в ванной (лужа во дворе или бассейн на даче тоже подойдут). Вместе с ребенком сделайте бумажные кораблики (лучше из плотного картона). Поделите их поровну и пометьте каждый так, чтобы во время игры было ясно, где «свой», где «чужой». В качестве оружия можно использовать маленькие пластмассовые предметы, мячики. Задача — потопить как можно больше кораблей противника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: Использование современных игровых технологий в развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста (мнемотехника, ТРИЗ)

" Все мы родом из детства"... Эти прекрасные слова А. Сент-Экзюпери обращают нас к истокам нашей жизни, к пониманию того, что именно в нас самих, в наших детях поведет нас разными дорогами наших судеб...

Конспект СОД по развитию интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста "Путешествие в зимний лес"

данное мерприятие поможет развить логическое мышление, сормирует интерес к познавательноисследовательской деятельности...

Использование современных игровых технологий в развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста (мнемотехника, ТРИЗ)

Наши дети должны быть лучше нас, счастливее, мудрее. И если не позаботиться об этом сегодня, завтра может быть поздно. Поэтому одной из важнейших задач дошкольного воспитания является развитие личност...

Презентация проекта:« Развитие интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста посредством вовлечения их в различные виды математической деятельности.»

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. ...

Программа дополнительного образования по познавательно-развивающей деятельности «Применение квест-технологии для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» на 2022-2023 учебный год

Программа дополнительного образования по познавательно-развивающей деятельности «Применение квест-технологии для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» н...