Развитие зрительного восприятия детей С ОНР на логопедических занятиях. Доклад-выступление, обобщение опыта.
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

В статье представлен небольшой опыт работы по развитию зрительного воспритяи на логопедических занятиях, благодаря тщательному подбору наглядного материала

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие зрительного восприятия на логопедических занятиях. Опыт работы.

 Сенсорное развитие, в том числе формирование зрительно-предметного восприятия, - одна из основных задач дошкольного воспитания, поскольку к школьному возрасту оно должно быть достаточно сформировано, так как  на его основе строятся учебные программы. Значительная часть детей с ОНР имеет трудности зрительного опознания, что подтверждается  диагностикой в начале обучения. Это же отмечает ряд сотрудников МГУ (Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева), проводившие нейропсихологическое обследование первоклассников и старших дошкольников.

Эти вопросы подробно освещаются в статье Смирновой И. А. «Принципы подбора наглядного материала при формировании у детей навыков словообразования», опубликованной в журнале «Логопед»№6 2006 года.  Авторы утверждают, что занятия по развитию лексико-грамматического строя со старшими дошкольниками могут проводиться с использованием специально подобранного наглядного материала. Таким образом, одновременно решается главная задача - коррекция речи - и идет развитие зрительного восприятия и внимания. К тому же, разнообразие наглядного материала повышает познавательную активность и интерес детей. Я изучила материал и решила воплотить эти принципы подбора наглядного материала в своей практике. Авторы предлагают наглядный материал условно разделить на три группы:

1. Предметные картинки;

2. наглядный материал, направленный на воссоздание целостного образа из частей;

3. «Зашумленные» картинки;

При подготовке к занятиям, я старалась подбирать наглядный материал по группам и с учетом постепенного усложнения. Сначала я использовала игры и упражнения, предложенные авторами. В дальнейшем, стала придумывать свои игровые упражнения и задания.  

Я стала использовать этот принцип подбора наглядного материала не только для занятий по словообразованию, но и для занятий по формированию грамматического строя речи (предложно-падежные конструкции, словоизменение, расширение словарного запаса и т.д.)

Игры с материалом второй  группы:

1. «Чья голова?»

Цель: Образование притяжательных прилагательных.

Оборудование: «Часы», на которых изображены головы животных.

Дети стрелкой показывают на голову любого животного и говорят: «Это кошачья голова»

2. «Таинственный остров»

Цель: Образование относительных прилагательных. Закрепление родительного падежа существительных. Упражнение в употреблении предлога «ЗА»

Оборудование: Наборное полотно с изображением острова, на котором в виде кармашек деревья, горы, холмы, пальмы и т.д. В кармашках спрятаны контурные или реалистичные изображения животных так, чтобы детям видна была только часть животного.

Ребенок находит, называет и вынимает из кармашка.

Образцы ответов: «Я вижу голову жирафа. Жираф стоит за деревом», «Из-за дерева выглядывает жираф», «Я вижу волчий хвост» и т.д.

3. «Собери из частей»

Цель может быть различная в зависимости от темы занятия. Например, образование относительных прилагательных, употребление существительных в различных падежах, изменение по падежам и т.д.

Оборудование: Части предмета, из которых надо собрать целый предмет.

4. Цель: Образование относительных прилагательных. Употребление предлога «ИЗ»

Оборудование: Детям раздаются картинки, на которых изображены различные части предмета. Дети должны отгадать, назвать и ответить на вопрос в зависимости от цели занятия.

Игры с материалом третьей группы:

1. «Кто за забором»

Цель: Упражнять в употреблении предлога «ЗА».

Оборудование: картинки с изображением детенышей животных со зрительными помехами в виде схематического изображения забора.

Логопед рассказывает, что детеныши животных спрятались  за забором. Надо помочь родителям найти своих детенышей и назвать их. Дети по одному выходят, берут картинку и обводят детеныша, называя его: ЗА забором поросенок; и т.д.

Это упражнение многофункциональное и может использоваться и на занятиях по словообразованию (образованию названий детенышей животных)

C:\Users\newadmin\Desktop\аттестация\Приложения_Прохоровой С.П\Новая папка\Qu1Xsx-E_lw.jpg

2. «Подарки»

Цель: Упражнять в употреблении дательного, родительного, именительного падежей множественного числа.

Оборудование: Предметные картинки с игрушками  со зрительными помехами в виде схематического изображения красочных коробок.

В зависимости от цели занятия детям предлагаются разные задания:

-  «Что в коробке?». Закрепление именительного падежа множественного числа

-«Чему обрадовалась Маша?». Закрепление дательного падежа

- «Чего много в коробке?» (родительный падеж множественного числа)

Также эти картинки можно использовать на занятии по теме «Предлог «В», на занятиях по согласованию существительного и числительного.

C:\Users\newadmin\Desktop\аттестация\Приложения_Прохоровой С.П\Новая папка\DJALBMj4ius.jpg

3. «Вкусный суп»

Цель: Образование относительных прилагательных от названий продуктов.

Оборудование: Кастрюльки с контурным изображением овощей, продуктов со зрительными помехами в виде ломанных, волнистых линий.

Логопед предлагает детям отгадать,  какой суп кипит в кастрюле?   C:\Users\newadmin\Desktop\аттестация\Приложения_Прохоровой С.П\Новая папка\gWMM5gsWteg.jpg C:\Users\newadmin\Desktop\аттестация\Приложения_Прохоровой С.П\Новая папка\T4naqoZUiQ0.jpg

Систематическое использование таких игр, заданий способствует улучшению зрительного восприятия детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения на тему : " В гостях у цветика-семицветика" 2 год обучения

Программные задачи:1. Закрепление умения  узнавать и называть точным словом оражевый цвет.2. Упражнение  в соотнесении эталона оранжевого цвета с предметным изображением.3. Обучение локализа...

Использование мультимедийных пособий в работе по развитию зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.

В работе описаны способы применения мультимедийных пособий в работе по развитию зрительного восприятия с детьми дошкольного возраста....

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия детей во второй младшей группе "Медвежонок готовится к Дню рождения мамы"

Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия детей  «Медвежонок готовится к Дню рождения мамы»Вторая младшая группаТип занятия: Формирование сенсорных эталонов....

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия детей в средней группе "Знакомство с голубым цветом"

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия детейСредняя группа Тип занятия: Формирование сенсорных эталонов Тема: «Знакомство с голубым цветом»...

Развитие высших психических функций на логопедических занятиях. Доклад-выступление

В этом докладе освещен небольшой опыт по использованию дидактических игр, направленных на решение коррекционных задая по теме занятия и по развитию внимания, памяти, восприятия и мышления.Ниже предста...