Коррекционно-логопедическая работа с использованием музыки с детьми дошкольного возраста
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Мысова Ирина Александровна

Основу коррекционно-логопедических занятий составляет синтез слов,музыки,движений.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Коррекционно-логопедическая работа с использованием музыки

Основу  коррекционно-логопедических занятий составляет синтез слов, музыки движений.

  Здесь можно выделить два основных направления.

Первое — развитие неречевых процессов: слухового внимания , слуховой памяти, пространственных представлений, координации движений, чувства ритма и темпа.

Второе —развитие речи и коррекция речевых нарушений: фонематического восприятия, силы голоса,  подвижности артикуляционного аппарата, автоматизации и дифференциации звуков.

     Особое внимание отводится музыке. Музыка является средством эстетического, нравственного, умственного воспитания ребёнка, оказывает положительное влияние на психическое состояние.  Известно, что пение коррегирует темп речи, нормализует дыхание, а в ходе работы над текстом песни, проводится коррекция устной речи. Музыка активизирует умственные способности, поскольку её восприятие требует внимания, наблюдательности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают сходные и различные звуки. Беседа по поводу прослушанной музыки учит делать первые обобщения и сравнения.

          Музыка тесно связана с движением. Музыка и движение – основные средства формирования двигательных навыков. Средствами ритмики является ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на развитие дыхания; упражнения, активизирующие внимание, формирующие чувство темпа.

    Основной принцип всех перечисленных видов и форм  работы является синтез музыки и движения с включением речевого материала.

         Музыка тесно связана с движением. Музыка и движение – основные средства формирования двигательных навыков. Средствами ритмики является ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на развитие дыхания; упражнения, активизирующие внимание, формирующие чувство темпа.

Основной принцип всех перечисленных работ – синтез музыки и движения с включением речевого материала.

           Взаимосвязь логопедических, музыкальных и ритмических занятий можно рассматривать как один из коррекционно–педагогических методов, применяемых в развитии двигательной и речевой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью и речевыми нарушениями.

Таким образом, азличные приемы, формы, методы позволяют сделать логопедические, музыкальные и ритмические занятия более интересными и содержательными.

  *Гимнастика для стимуляции деятельности речевых центров представляет собой систему физических упражнений для коррекции речи. В нее входят

элементы логоритмики,

артикуляционная гимнастика стимулирует функции речедвигательного аппарата,

пальчиковая гимнастика с широким применением игрушек и мелких пособий: палочек, колечек, цилиндров, маленьких мячей. Кроме того, подобран перечень различных движений для тренировки пальцев и кистей рук с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

дидактические игры направлены на развитие сенсомоторики.

-релаксация позволяет использовать особые упражнения, которые помогают расслабить мышцы рук, ног, лица, туловища. Они позволяют успокоить детей, снять мышечное и эмоциональное напряжение, что является главным условием для естественной речи.

  *Оздоровительный дозированный бег предназначен для тренировки всех функциональных систем организма, для развития выносливости и формирования волевых качеств.

   *Тренирующая игровая дорожка обеспечивает качественное обучение детей основным видам движений (дети с нарушением речи и интеллекта усваивают движения в течение 5-8 занятий и без регулярного повторения утрачивают приобретенный опыт).

   *Оздоровительные мероприятия:

- массаж,
- самомассаж,
- дыхательная гимнастика.

   *Психогимнастика проводится с целью восстановления и сохранения эмоционального благополучия и предупреждения психических расстройств. В нее входят игровые задания, элементы психологических этюдов, выразительной пантомимы, пластические упражнения.

   *Музыкально-подвижные игры с речевым сопровождением делают занятия эмоционально привлекательным, легко доступным для усваивания дидактического материала, служат одной из форм смены вида деятельности с включением в работу разных видов анализаторов.

   *Пропевание вокализов помогает развивать силу голоса, способствует автоматизации звуков.

     *Специальные коррекционные упражнения, направленные на развитие высших психических функций, помогают достичь основной цели нашего образовательного учреждения-коррекции недостатков развития детей с речевой и интеллектуальной недостаточностью. А также развить у них механизмы компенсации.

Для достижения наибольшей эффективности логопед опирается на определенные принципы при планировании своих занятий.

Принцип систематичности, предопределяющий  последовательность изложения материала, который заключается в непрерывности, регулярности, планомерности коррекционного процесса, систематическое выполнение логоритмических упражнений приучает детей к установленному щадяще-оздоровительному режиму.

Повторение позволяет сложиться здоровым двигательным, динамичным стереотипам. Вариативный характер упражнений в сочетании с новыми движениями создает условия для развития познавательного интереса и внимания.

Принцип наглядности осуществляется путем практического показа движений педагогом и отработки их с ребенком, а также использование различных наглядных материалов и индивидуальных карточек.

Принцип доступности предусматривает учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Принцип постепенного повышения требований определяет постановку более трудных заданий двигательных, музыкальных, логопедических.

Принцип развития обуславливает одновременное осуществление в процессе двигательной деятельности умственного, нравственного, эстетического и сенсорного воспитания.

Принцип всестороннего воздействия обеспечивает общее влияние на организм. Ритмические и логопедические средства повышают общую тренированность организма, совершенствуют общие механизмы регуляции, создавая новые отношения между функциональными системами организма.

Принцип комплексности предполагает связь логопедической ритмики с другими медико-психолого-педагогическими воздействиями и основными видами музыкальной деятельности(слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, праздники и развлечения, танцевальное творчество, игра на музыкальных и шумовых инструментах).

 Решение данной проблемы подразумевает следующие формы работы:

        * Движения под музыку  в различных видах общеразвивающих  упражнений.

        * Произношение,  пропевание  четверостиший, сопровождаемых движениями.

* Пропевание  коротких  песенок-распевок  на изучаемый или закрепляемый звук.

*Артикуляционная гимнастика.

*Мимические упражнения,  психогимнастика.

* Массаж (рук, ног и т.д.), гимнастика для глаз.

*Пальчиковые игры.

*Подвижные, коммуникативные, спокойные игры.

*Игра на музыкальных инструментах (дудочка, губная гармоника, свирель -развитие длительной воздушной струи , барабан и металлофон-развитие ритма  и др.).

*Релаксация ( особенно необходимая для заикающихся детей, а также для детей с ОНР, расторможенных, гиперактивных и быстро утомляющихся).

*Физкультминутки, способствующие или снять напряжение, или наоборот поднять тонус, а значит,  и увеличить работоспособность детей, также перейти на другой вид деятельности, с постепенным переключением внимания ребёнка.

 Такие  формы работы в  занятии создают  не только эмоциональную атмосферу, но и благоприятно влияют на психику ребенка.

 Каждый вид деятельности непосредственно связан с предыдущим. Для детей такое занятие – игра.

Несомненно ,  логоритмические  занятия, а именно все указанные формы работы в сопровождении музыки  включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность.

    Эти  формы работы   позволяют успокоить  детей  , снять с них чрезмерное  двигательное беспокойство, мышечное  и эмоциональное напряжение и это для того,  чтобы ребенок смог плодотворно работать с логопедом.

Почему расслабление так необходимо  при коррекции речи?

Известно, что дети говорят свободно, когда они спокойны. И это надо объяснить детям, как свободно мы себя  чувствуем, когда наши мышцы не напряжены, расслаблены и мы можем свободно выполнить любое речевое упражнение. Во время работы с детьми видны, трудности у тех детей, которые не умеют расслабляться, чувствовать себя уверенно и спокойно. И моя задача – научить  детей расслабляться и постоянно напоминать им, как приятно состояние спокойствия. Можно сравнить расслабленное тело с мячом, из которого вышел воздух.

Такие упражнения увлекают детей, они дают возможность воздействовать на волю и сознание  детей  только словом. Когда в момент релаксации, у  детей глаза закрыты, возникает отключенность от окружающих проблем.

Использую «Позу  покоя»- сидим на стульях , спина касается спинки стула, ладони лежат на коленях, глаза закрыты. Здесь, на этом этапе работы использую классическую музыку, которая благотворно  влияет на все органы человека. Этот упражнение  называется «Станция отдыха». Вот  такое  упражнение: « Волшебный сон».

- Наши руки отдыхают, ноги то же отдыхают

  Отдыхают, засыпают, засыпают…

  Напряженье улетело и расслаблено все тело,

  И послушный наш язык, быть расслабленным привык.

  Дышится легко, ровно и нам спокойно.

  Хорошо так отдыхать, но пора уже вставать.

  Потянулись, улыбнулись.

  Вдох – носом, выдох – носом.

        Дети должны знать, что мышечное расслабление и  спокойствие – это необходимое условие для коррекции речи.  Перед работой я говорю: «Мы спокойны всегда», «Успокойся, расслабься». « Мы умеем и все сможем сделать». Эти упражнения мы с детьми выполняем в начале занятия, я детям называю станцию отдыха, а они сами придумывают продолжение.

Работая над проблемой комплексного коррекционного-логопедического воздействия, огромное внимание уделяю развитию мелкой моторики, которая взаимосвязана и взаимозависима от речевого развития.

    На занятиях использую различные комплексы    пальчиковой гимнастики, сюда входит работа с пластилином, аппликации, штриховка, раскрашивание готовых картинок, волшебные палочки, шитье, работа с прищепками, пуговицами, зерном, пробками и другим бросовым материалом, а также использую в работе массаж мелкой моторики « Поможем себе». Во время массажа и пальчиковой гимнастики, упражнений  для снятия напряжения  с органов зрения звучит классическая спокойная музыка, в начале занятия  и во время физкультминутки можно послушать веселую, динамичную музыку, которая позволит снять усталость, поднимет общий жизненный тонус ребят,  позволит активизировать умственные способности детей. Такое целенаправленное  использование музыки позволит повысить эффективность логопедических занятий. А также в конце занятий звучит веселая детская песенка, которая помогает и дает уверенность детям.

1. Логоритмические занятия.

 Цель: преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и адаптация ребенка к условиям внешней и внутренней среды.

В основу этих занятий положен метод фонетической ритмики.

Фонетическая ритмика– это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произношением специального речевого материала.

Элементы  логоритмических занятий  включают в себя

  • Движения под музыку, упражняющиеся в различных видах ходьбы и бега, общеразвивающие  упражнения.(занятия физо)
  • Танец или хоровод.(занятия  музыки)
  • Четверостишия, сопровождаемые движениями.
  • Песня (музо)
  • Артикуляционная гимнастика.
  • Мимические упражнения, психогимнастика.
  • Массаж (рук, ног и т.д.), гимнастика для глаз.
  • Пальчиковые игры.
  • Подвижные, коммуникативные, спокойные игры.(воспитатель)
  • Игра на музыкальных инструментах. (музо)
  • Релаксация.

Каждое занятие имеет свою сюжет, что создает эмоциональную атмосферу, благоприятно влияет на психику ребенка. Каждый вид деятельности непосредственно связан с предыдущим. Для детей такое занятие – игра.

Логоритмические занятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность.

                 

            Элементы, имеющие оздоровительную направленность

                                     

Артикуляционная гимнастика

      Представленные формы работы подразумевают тесную связь всех педагогов-специалистов   Работа в тесной связи с учителем– логопедом позволяет использовать знакомый дидактический материал, что выполняет профилактическую функцию (предупреждает усталость, создает благоприятный эмоциональный настрой.)  

2. Музыкальные занятия

У детей с нарушениями речи встречаются следующие проблемы:

– Дети не поют, а говорят.

– Не справляются с произношением, пропеванием какого-либо звука.

– Плохо запоминают тексты песен, их названия.

– Плохо запоминают названия музыкальных произведений для слушания.

– Недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением, словом.

– Затрудняются в передаче ритмического рисунка.

Перечисленные особенности детей обуславливают специфику проведения как логопедических, так и музыкальных занятий.

 

 Артикуляционная гимнастика. 

Цель: укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие подвижности органов, участвующих в речевом процессе. Шлифовка речи, дикции, произношения.

Проводится два раза в день: утром и вечером. Проводится в удобной позе, чтобы напряжение было снято. Ежедневно дается только одно новое упражнение. Количество упражнений доводится до десяти.

1.”Улыбка”.

Удержать губы в улыбке. Зубы не видны.

2.”Заборчик”.

Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние

верхние и нижние зубы (и) (1-5-10).

3. “Трубочка”.

Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой (1-5-10).

4. “Заборчик– трубочка”.

5. “Бублик”. “Рупор”.

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

6. “Хоботок”.

Вытягивание сомкнутых губ вперед.

7. “Кролик”.

Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

8. “Птенчики”.

Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

9. “Лопаточка”.

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

10. “Чашечка”.

Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка

подняты, но не касаются зубов.

11“Иголочка”. “Стрелочка”. Жало”.

Рот открыт. Узкий направленный язык выдвинут вперед.

12. “Горка”. “Киска сердится”.

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

13. “Грибок”.

Рот открыт. Язык присосать к небу.

14. “Часики”. “Маятник”.

Рот приоткрыть. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянутся под счет к уголкам рта.

15. “Змейка”.

Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

16. “Качели”.

Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

17. “Футбол”.

Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

18. “Почистить зубы”.

Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.

19. “Лошадка”.

Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

20“Гармошка”.

Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

21. “Маляр”.

Рот открыт. Широким кончиком языка как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

22. “Вкусное варенье”.

Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу сверху вниз и убрать язык в глубь рта.

23. “Оближем губки”.

Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

24. “Наказать непослушный язычок”.

Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка.

Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и произносить “ня-ня-ня”, нажимая на язык, рот широко раскрыт. Удерживать язык широким, как блин на сковородке. Под счет до 3.

Каждое упражнение повторяется 6-8 раз.

Дикция.

Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных. Я использую песенки– попевки

 О.  Журавлёвой .

  Дыхание.

   На  логопедических занятиях я использую  игры– упражнения, направленные на постановку и развитие физиологического и речевого дыхания. Непременное условие при пропевании фразы-следить за тем, чтобы дети брали дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, а не в середине слова. Некоторые дети дышат прерывисто не потому, что у них короткое дыхание, а оттого, что они не умеют управлять им. Достаточно показать, как надо петь, не прерывая фразы, где взять дыхание и ребенок легко справится с этим. Чтобы помочь детям научиться правильно дышать во время пения я подбираю    рифмовки  с короткими музыкальными фразами. В старших группах один из приемов – пение по фразам.

Стойкое, слитное пение у детей   достигается постепенно. Чтобы добиться нужных результатов: поддержать интерес к песне, сосредоточить внимание детей, добиться спокойного и слитного пения использую следующие приемы:

– игровые ситуации;

 – проблемные задания;

 – на одном занятии использование музыкальных фрагментов  разного характера;

– поощрение детей.

      Словесный материал помогает объяснить ребенку содержание исполняемого  четверостишия . Причем стихотворный текст, если он полностью отражает содержание, гораздо лучше воспринимается детьми, чем проза. А если стихи пропеваются вместе с музыкой, то получается песенка, которая прекрасно запоминается детьми, тем более, что содержание пропевемого, прослушиваемого материала подкрепляется большим количеством демонстрационного, иллюстрируемого материала, что положительно влияет на интеллектуальное и познавательное развитие детей, развивая их зрительную память, образное представление и вне всякого сомнения, память, и фонематический слух.

Если образы, запечатленные в стихах, иллюстрациях  яркие и выразительные, близкие и понятные детям, то им захочется выразить свои эмоции в действии. Наступает момент инсценирования музыкального и иллюстративного материала.

          Музыкально-ритмические движения.

   Упражнения необходимо использовать как можно чаще и в обычных, а особенно в специализированных  логопедических группах, так как они способствуют оказанию лечебно– педагогического воздействия на детей. Подразделение упражнений на разные виды носит довольно условный характер, так как одно и тоже упражнение способствует решению не одной, а сразу нескольких задач, одна из которых является приоритетной.

Используя то или иное упражнение, не стоит подчас добиваться очень четкого его выполнения.     Я даю несколько упражнений с одним и тем же заданием, чтобы сработал закон  диалектики: переход количества в качество. Чем больше двигательный опыт ребенка, тем больше уверенности в движении он приобретает.

                                                          Игры.

          Игры позволяют тренировать различные группы мышц, помогают выработке темпа и ритма речи, закреплению звуков, совершенствованию координации движений, развивают коммуникативные навыки; пальчиковые игры развивают мелкую моторику. Особое внимание я уделяю играм с пением. Музыка, сопровождающая игры влияет на качество исполнения– улучшает пластичность движений, придает мягкость и красоту. А создание определенного образа, навеянного словами и мелодией, развивает фантазию ребенка, его слуховое внимание. Пропевая слова, слушая музыку, ребенок учится различать ее динамические оттенки, определять темп, ритм, а так же подчинять свои движения всем музыкальным изменениям. Таким образом, у ребенка происходит коррекция и улучшение двигательных навыков, что крайне важно для успешного исправления речевых нарушений.

Использую русские народные игры, игры– упражнения О. Боромыковой, игры со словом Л. Генераловой, пальчиковые игры со словами Л. Гусевой.

Игра на детских музыкальных инструментах.

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, я использую ударно– шумовые инструменты со звуками неопределенной высоты; бубны, колотушки, погремушки, трещотки, треугольники, колокольчики, ложки. Обучение на детских музыкальных инструментах является не самоцелью, а средством для решения коррекционных задач: развитию мелкой моторики, координации движений, чувство ритма, внимания и памяти.

Для тех, кого заинтересовала коррекционно– развивающая работа с детьми с использованием музыки  хочется дать несколько рекомендаций.

  • Прежде всего необходима совместная работа всех педагогов, создание единой коррекционно– развивающей среды.
  • С целью обеспечения индивидуализации и дифференциации способностей ребенка необходимо в начале и в конце учебного года проводить комплексную диагностику. Она проводится учителем– логопедом,  воспитателем  и музыкальным руководителем.
  • Для более успешной реализации поставленных целей и задач, кроме чуткости и доброты, высокого профессионального уровня требуется наличие учебно-методического материала.

 

 О значении логопедической ритмики для коррекции речи писали многие ученые. Они подчеркивали общепедагогическое влияние ритма на различные отклонения в психофизической сфере человека, а также о воздействии на физическое, моральное,  интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка.

        Четкая организация логопедических и музыкально- двигательных занятий способствует развитию и коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей, а также устранению речевых нарушений.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой отчет музыкального руководителя Аксютовой О.В. о проделанной работе за 2014-2015 учебный год по образовательной области «Музыка» с детьми дошкольного возраста .

За период с 01.08.2014 г. по  31.05. 2015 г. была проделана следующая работа:   Регулярно проводились музыкальные занятия в вверенных мне   1х младших, 2й «А» и 2й«Б»младших ,...

Мастер-класс "Использование приёмов мнемотехники в работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста"

Мастер-класс для педагогов и родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ....

"Консультация для воспитателей на тему: "Использование карт Проппа в работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей на тему: "Использование карт Проппа в работе с детьми по развитию речи"....

Консультация для родителей "Использование традиционных и нетрадиционных методов работы по развитию речи с детьми дошкольного возраста"

Прививая родителям привычку совместного семейного досуга, преследуется цель увеличения времени общения с детьми, за счет чего у детей быстрее формируется связная развитая речь....

в 2019г. на РМО был представлен опыт работы по теме: Использование игрового парашюта в работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста

Дидактическое пособие «Игровой парашют», используемый мною в работе с детьми  среднего дошкольного возраста имеет   ряд  положительных причин для начала работы с ним:...

Статья «Использование мнемотаблиц в работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста».

Мнемотаблицы – это помощники,  которые помогают воспринимать слуховую информацию, и, не боясь ошибиться, воспроизводить её. Их можно успешно применять для обогащения словарного запаса детей...