Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в работе с детьми с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа)

Бахматова Регина Александровна

Фридрих Фрёбель известен как создатель первого детского сада. Ядром педагогики детского сада Фрёбеля была игра. И посей день его набор не утратил своей актуальности и помогает педагогам в их деятельности по обучению детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzoanie_didakticheskogo_posobiya_dary_frebelya.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в работе педагога дополнительного образования

     

     

Фридрих Фрёбель известен как создатель первого детского сада. Ядром педагогики детского сада Фрёбеля была игра.

I дар — МЯЧ.

Игра «Вязаные мячики».

     В наборе разного цвета мячики, у них есть верёвочки и петелька, чтобы можно было надеть на руку. Далее мы говорим: «Ребята, а вы умеете играть в мячик?» «Да» — отвечают нам дети. «Тогда выберите любой мячик». Дети выбирают любой мячик и мы, все вместе, начинаем катать его в руках, по рукам, телу, ладоням, тем самым, развиваем мелкую моторику. «Давайте покажем мячики друг другу. Какие они?» (дети отвечают, какие шары по цвету, на ощупь) «Что же можно делать с мячиками»? (кидать, ловить…) «Давайте будем кидаться мячиками» (тем самым мы снимаем агрессию у детей, развиваем координацию движений). «Но вот наши мячики устали. Что же мы будем с ними делать?» (ответы детей) «Нам надо покачать мячики, чтобы они отдохнули». (Дети ложатся на ковёр, качают мячики, баюкают их.) «Наши мячики отдохнули и теперь мы можем устроить соревнование: кто забросит мячик в ведро». То есть, вязаные мячики выполняют роль заместителя.

Последовательность работы с мячиками Фребеля такова:

  1. Знакомство - манипуляции с мячом (сжимание мяча, подбрасывание,

метание, ловля и катание)

  1. Знакомство с цветом: упражнения «Сортировка мячей по цвету»,

 «Найди мяч нужного цвета», «Какого мяча нет?»,

«Цветной мячик», «Путешествие цветных мячиков»,  

  1. Знакомство со свойствами шара (через действия с мячами): упражнения

- «Мячик спит» - состояние покоя на горизонтальной поверхности

- «Мячик катится по дорожке» - движения по поверхности

- «Мячик катится с горы» - движения по горизонтальной поверхности

- «Мячик катится по тропинке»- движение по кривой поверхности

4. Знакомство с направлением движения: упражнения

- «Пила» (движения вперёд-назад)

«Я  пила, пила, пила,

Всё пилю, пилю, пилю,

Перепиливаю! Вперёд-назад, вперёд-назад»

«Скачут мячики» (движения вверх вниз),  

«Часики» (движения     маятниковые),                                                                                                    

 - «Я весёлая лиса» (круговые движения вокруг себя)

 «Я весёлая лиса, мне вцепилась в хвост оса,

Я, бедняжка так вертелась, что на части разлетелась…»

 - «Рыбка» (плавательные движения),                                                      

 - «Голуби» (летательные движения)

5.Знакомство с окружающим:

Упражнения:

«Как меня зовут?» (имя собственное ребёнка)

- «Как тебя зовут? » (имя сверстников)

6. Хороводы с использованием мячей

Помимо использования на занятиях мячи успешно можно применять

 при проведении утренней гимнастики, упражнений на развитие

мелкой моторики кистей рук, как предметы – заместители при

формировании навыков сюжетно-ролевой игры.

Каждое занятие с мячами Фребеля сопровождается с детьми

маленькими стихами. А по окончании игры исполняется песенка:

Вот и кончается наша игра

Мячик, с тобой расставаться пора.

Мы, возвратимся снова домой,

Вспомним, где побывали с тобой.

Вот и закончилась наша игра,

Нам отдохнуть настала пора.

Скоро мы снова придём поиграть.

Будем о чём-то новом с тобой узнавать!

II дар — ДЕРЕВЯННЫЕ ШАР, КУБИК, ЦИЛИНДР.

Игра-опыт.

     Все фигуры подвешены на верёвочках к деревянной перекладине.

Почему, если цилиндр подвесить за центр, он висит ровно? А если подвесить за край, он висит криво? (понятие смещение центра тяжести). Сложные понятия детям не озвучиваются, но они в школе уже будут понимать смысл данных опытов.

III —VI дары КУБ, РАЗДЕЛЕННЫЙ НА РАЗЛИЧНОЕ КОЛИЧЕСТВО КУБИКОВ, ПЛИТОК.

Игра «Домик для листика» (для детей 2-4 лет).

     Задание: «Осенью дует сильный ветер и уносит листики, давайте построим домик для листиков» (Дети строят из брусочков дома для листиков, важно, чтобы ребёнок не оставил промежуток между брусками – закончил композицию.) «Чтобы проверить, крепкий ли домик, подуем сбоку на него, листик не улетает, значит, домик крепкий» (Данная игра полезна для развития воздушной струи ребёнка. Также, развивает навык коллективной игры, что наиболее актуально в возрасте 2-3 лет.) «Листочек не улетел из своего домика, значит мы помогли ему!» Таким образом, проходят все занятия в этой возрастной группе. Они соединяются с музыкой, стихами, песнями.

«Дары Фрёбеля» незаменимы в понимании геометрии фигур.

VII дар – НАБОР ПЛОСКОСТНЫХ ФИГУР.

Игра «Одень дерево»

     Осенью все листики становятся разноцветными и нам нужно «одеть» деревья в осенние наряды (выдаётся шаблон деревьев на листе бумаги и дети, используя набор плоскостных фигур, наряжают дерево в осенний наряд). В этой игре, дети учатся видеть и называть форму и цвет, накладывать фигуры на изображения деревьев, соблюдая различные части, грани, но, и, видя, предмет в целом.

VIII дар – ПАЛОЧКИ.

Игра «Антенна»

     Палочки могут быть маленькие, чуть больше, ещё чуть больше, длинные.

Дальше, рассуждаем: покажи самую длинную палочку, самую короткую палочку, палочку средней длины. Сегодня, это будут не просто палочки, а «антенны». Самая короткая «антенна» ловит только 1 канал, самая длинная — 3 канала. Сколько же каналов ловит средняя «антенна»? (Задача на развитие мышления).

IX дар – КОЛЬЦА И ПОЛУКОЛЬЦА .

Игра «Бусы для мамы» 

     Давайте соберём бусы для мамы. Бусины мы сделаем из полу колечек, причём, бусинки будут у нас то красные, то синие. (Цели данной игры – развитие мелкой моторики, различение и называние цвета, умение действовать по образцу).

X дар – ФИШКИ.

Игра «Магазин» 

     В магазине есть деньги – это фишки. У каждого игрока по 7 фишек-денег.  А в магазине продаются товары, которые стоят 7 денежек, 5 и 1 денежку. Перед ребёнком стоит нелёгкая задача-выбор: потратить все 7 денежек сразу, либо нет. Так мы одновременно проигрываем и социальные роли и обучаем детей счёту. Фишки – универсальны. Они могут использоваться и в конструировании (глазки и носик человечка), мы можем закрашивать ими пространство, можем использовать их как украшение ёлочки и т.д. в зависимости от целей занятия. Но фишки желательно не использовать в работе с детьми младше 4 лет, во избежание их проглатывания.

         Дети знакомятся с различными понятиями, учатся играть, уходят от игровой деятельности в учебную и осваивают, играя, те сложные понятия, которые давались бы тяжело в учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Консультация для педагогов «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»Цель: познакомить педагогов с возможнос...

Использование дидактического набора «Дары Фрёбеля» в работе с детьми с ментальными нарушениями

Использование дидактического набора «Дары Фрёбеля» в работе с детьми с ментальными нарушениями...

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Использование игрового набора «Дары Фребеля» в работе с детьми средней группы.

Приоритетным направлением системы образования является технологизация образовательного процесса. Освоение детьми технических наук требует определенной подготовки. Включение технического творчества в о...

Консультация для педагогов «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Консультация для педагогов «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»...

Применение игрового набора «Дары Фрёбеля» в работе с детьми с ЗПР.

Применение игрового набора «Дары Фрёбеля» в работе с детьми с ЗПР....

Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в работе с детьми дошкольного возраста

Важная составная часть педагогической системы Ф. Фребеля - методика воспитания ребенка в семье и детском саду. Для образовательновоспитательных занятий с детьми Фребель придумал шесть «даров&ra...