«Развитие индивидуальности и познавательной активности обучающихся через различные формы работы на уроках и внеурочной деятельности».
материал по коррекционной педагогике

Познавательная активность воспитанника рассматривается как постоянно изменяющееся глубокое и качественное свойство личности, направленное на осознание предмета деятельности и достижение конечного, значимого для него результата. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ  РМ «Инсарская  общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

Выступление на педагогическом совете:

 «Развитие индивидуальности и познавательной активности обучающихся через различные формы работы на уроках и внеурочной  деятельности».

Подготовила:

Балятинская Н.В

2023 год

  Во всем мире наблюдается значительный рост интереса к проблемам развивающего образования. Это связано с совершенствованием техники, компьютеризацией, научно-техническим прогрессом. Нестандартные, креативные методы и стиль мышления проникают во все отрасли знаний.  Школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Воспитатели призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, опираясь на имеющийся жизненный опыт, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.

  Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что учебно - воспитательный процесс проходит эффективнее, если ученик проявляет познавательную активность. Познавательная активность воспитанника рассматривается как постоянно изменяющееся глубокое и качественное свойство личности, направленное на осознание предмета деятельности и достижение конечного, значимого для него результата. Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях. Проблема формирования познавательной активности воспитанников детских домов является актуальной, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребенка.         Познавательная активность необходима человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти свое место в жизни.

Основными характеристиками познавательной активности являются: естественное стремление воспитанника к познанию; положительное отношение к учебе; активная познавательная деятельность, направленная на осознание предмета деятельности и достижение значимого для ребенка результата.

Педагогическая практика исследует разные пути активизации познавательной деятельности, основой среди них является: разнообразие форм, методов, средств обучения. В настоящее время педагогам даны широкие возможности выбора форм и методов работы с детьми. В первую очередь это проявляется в праве самим определять приоритеты своей деятельности не только с учетом потребностей и интереса ребёнка, но и особенностей уровня компетентности педагогического коллектива, имеющейся в его распоряжении материальной базы.

 

К формам организации учебно-познавательной деятельности относится система средств, с помощью которой воспитатель добивается включения каждого воспитанника в активную целенаправленную учебно- познавательную деятельность на основе сочетания индивидуальной, парной, групповой работы. Но несмотря на разнообразие методов и форм опыт работы в  школе доказывает, что не только трудно, но порой и невозможно научить воспитанника, если он не хочет учиться.

Все должно пройти через его ум, его душу, его руки. И главное в методике работы воспитателя - не принуждение, а поиск путей применения таких методов и средств обучения, которые пробуждали бы познавательный интерес учащихся. Что же такое познавательный интерес?

Познавательный интерес - избирательная направленность личности на объекты, явления или процессы окружающей действительности. Он проявляется в активности и внимании ребят на занятиях, воспитательских часах, в их эмоциональных реакциях в вопросах к воспитателю, в чтении дополнительной литературы и др. Для поддержания и укрепления интереса детей к урокам, выполнению домашних заданий особое значение имеет организация учебной деятельности воспитанников таким образом, чтобы она была разнообразной по формам и видам учебной работы(поисковой, самостоятельной, развивающей мышление и т.д.).

Активизация познавательной деятельности воспитанника без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможно. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес ребёнка и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

В своей работе я применяю разные способы, средства, приемы активизации мышления. Одним из них является проблемный подход, постановка вопросов, создающих проблемную ситуацию, позволяющую последовательно вести воспитанников к решению учебно - воспитательных проблем. Перед группой ставятся задачи, которые побуждают ребят рассуждать, предпринимать поиски. Проблемный подход возможен при разных формах и видах учебно - воспитательского процесса. Я стараюсь так формулировать вопросы, чтобы в процессе их обдумывания у воспитанников в свою очередь возникали встречные вопросы, стремлюсь создавать проблемные ситуации, целью которых является активизация познавательной деятельности детей, развитие интереса к знаниям. О роли проблемного подхода хорошо сказал М.Н. Скаткин: «Если ученик находит выход из такой ситуации без прямой подсказки, без натаскивания - он делает шаг по пути умственного развития. И такой шаг дороже механического заучивания тысячи готовых истин».

Проблема развития познавательной активности всегда была в центре внимания педагогической теории и практики. Одним из существенных слагаемых динамики учебно - воспитательного процесса, активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и формирования широких познавательных интересов у воспитанников является игра. Огромную роль игры в жизни и развитии ребенка осознавали и отмечали во все времена. «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие возможности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития», - писал В.А.Сухомлинский.

Играя, ребенок оперирует знаниями об окружающем мире, глубже его познает, учится ставить цель, вырабатывать план деятельности, игра включает в себя все компоненты структуры самодетерминированной деятельности. Здесь ребенок является субъектом, активным участником деятельности.

  Считаю, что игровая деятельность - перспективный вид учебно - воспитательного занятия. В процессе игры у ребят формируются важные качества: умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения; излагать и аргументировать свою точку зрения; внимательно выслушивать сторонников. В итоге развиваются интеллектуальные умения и способности: анализировать различные варианты и точки зрения; применять всесторонний подход к обсуждению явления; сравнивать и обобщать факты. Стойко поддерживается интерес к школьным предметам. Игра-универсальное средство воспитания, развития, обучения учащегося, поэтому недооценивать ее значение по меньшей мере нерационально и непродуктивно. Игра -это частица детской жизни. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры - сделать напряженный, серьезный труд занимательным и интересным для воспитанников. В своей работе использую дидактические и сюжетно-ролевые игры, кроссворды, загадки, ребусы, занимательные задачи. Решение кроссвордов, ребусов, занимательных задач называют гимнастикой ума. Они расширяют кругозор учащихся, помогают лучше ориентироваться в постоянно возрастающем потоке информации. Решение кроссвордов тренирует память, улучшает сообразительность, учит работать со справочной литературой, побуждает интерес к учебным предметам и активизирует мыслительную и познавательную деятельность воспитанников.

    Экскурсии также имеют учебно-познавательное и большое воспитательное значение.

 Живое общение с природой стимулирует познавательную активность детей, к ее изучению и способствует эстетическому воспитанию и любви к родному краю. Посещение производственных участков воспитывает в детях уважение к людям труда и знакомит их с профессиями. Чтобы возбудить познавательный интерес, сделать обучение осознанным, увлекательным и полезным я практикую прием заочного «путешествия» или «прогулки». Перед ребятами ставятся вопросы такого характера: представьте, что вы заблудились в лесу. Помогут ли вам найти дорогу наши зеленые друзья? Вас укусила пчела. Ваши действия? И другие. Эти вопросы предполагают не только передачу учебной информации, но и специальное обучение воспитанников таким мыслительным операциям, как анализ, сравнение, обобщение, аргументация точки зрения.

  Сейчас невозможно что - то провести без привлечения средств наглядности. Часто возникают проблемы, где найти нужный материал. На помощь пришел компьютер. Компьютерные технологии создают большие возможности активизации познавательной деятельности: помогают отправиться в различные «путешествия», в которых воспитанники превращаются в пытливых искателей знаний и т. д. Работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Использование компьютерных технологий создает возможность доступа к современной, свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний, к новой форме оценки знаний. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях. Кроме того, мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм занятий. Использование инфомационно-компьютерных технологий позволяет расширить рамки учебника, представить его образно и показать завораживающую красоту растительного и животного мира. Информационные компьютерные технологии вызывают у воспитанников интерес; анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребенка. Успешность, как один из основных мотивов, обеспечивается тем, что компьютерные программы позволяют сделать обучение интересным и разнообразным по форме.

    Положительно воздействует на детей совместная работа, различная деятельность, любой труд. Это разные виды работ в школе, от ежедневной уборки комнат и территории ,работа на  клумбах. участке и т.п. Совместный труд может вдохновлять не меньше театра, эстетического зрелища или праздника.

  Трудовое воспитание является практической подготовкой молодого поколения к участию в общественном производстве и вместе с тем важнейшим элементом нравственного, интеллектуального и эстетического воспитания.

  В современных условиях необходимо делать упор на личностную значимость труда, когда ребёнок осознаёт, что приобретаемый навык пригодится ему в жизни, когда он заинтересован в итоге своего труда.  

На развитие познавательной активности воспитанников оказывает система дополнительного образования

  Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя,  глубже изучается материал. На  занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие,    что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.

  Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить. Вопросы развития познавательной активности ребёнка актуальны, важны для каждого педагога, которому не безразлична судьба своих воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие с родителями через различные формы работы.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непони...

Формирование художественно-речевого развития дошкольников через различные формы работы.

Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни. Но самым важным периодом ее развития является период детства, когда идет интенсивное освоение средства языка, форм и функций речи...

Консультация для педагогов "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к физической культуре через различные формы работы с детьми"

Физическое воспитание и его задачи в  младшем  дошкольном  возрасте. Роль подвижной игры в развитии основных движений. Формы организации занятий физическими упражнениями с детьми раннег...

Ознакомление дошкольников с историей родного края через различные формы работы

Опыт работы "Нравственно-патриотическое воспитание"...

Консультация для педагогов "Формирование представления о здоровой и полезной пище через различные формы работы с дошкольниками"

Здоровье детей в любом обществе, в любых экономических и политических условиях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как этот фактор в значительной степени определяет ...