"Музыкальная радуга"
рабочая программа по коррекционной педагогике

Микрюкова Ольга Николаевна

Рабочая учебная программа

музыкального воспитания детей дошкольного возраста (4–7лет)

с нарушением речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyk_raduga.doc395 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНАЯ РАДУГА“

Рабочая учебная программа

музыкального воспитания детей дошкольного возраста (4–7лет)

с нарушением речи

Составитель:

Микрюкова Ольга Николаевна

музыкальный руководитель

высшей категории

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №21»

«Журавлёнок»

“МУЗЫКАЛЬНАЯ  РАДУГА“

Рабочая учебная программа

музыкального воспитания детей дошкольного возраста (4–7лет)

с нарушением речи

Составитель:

Микрюкова Ольга Николаевна

Музыкальный руководитель

Высшая категория

УТВЕРЖДЕНА: ____________________________________________________________________________________________________________________________

Снежинский городской округ.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

Тип программы: Модифицированная

Образовательная область: Музыка

Направление деятельности: Художественно - эстетическое

Способ освоения содержания образования: Творческая

Форма реализации программы: Индивидуально-групповая

Продолжительность реализации программы: Трехгодичная

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром.

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников.

Музыка, как никакой другой вид искусства, находит дорогу к сердцу ребёнка, побуждает его к самовыражению, учит сопереживать. Музыкальное движение и пение, помимо эстетических и образовательных задач, способствуют ещё и укреплению здоровья, развивают память и речь детей.

        Речевые нарушения у детей оказывают существенное влияние и на их общее развитие: логопаты отличаются быстрой утомляемостью, неадекватным поведением, расстройством координации движений, невнятной речью, слабым немодулированным голосом, поверхностным дыханием. Поэтому художественно-эстетическое развитие происходит в тесной взаимосвязи всех специалистов коррекционного учреждения и строится на основе формирования познавательных процессов, психических функций, эмоционально-волевой сферы.

Рабочая программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением речи составлена на основе: 

- «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.Васильевой, В.В.Гербовой и Т.С.Комаровой (М., 2009).

С использованием  Парциальных программ:

- «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой (М., 2000).

- «Ладушки» И.М. Каплуновой, И.А. Новосельцевой ( Санкт Петербург, 2010).

Существенное место в программе отводится:

- «Логопедической ритмике»  Г. Волковой (М., Владос., 2002) как системе перевоспитания речевых (дыхание, просодия речи, фонематическое восприятие) и неречевых процессов (слуховое внимание и память, зрительная ориентация, координация движений, чувство темпа и ритма).

- «Комплексу упражнений и пластических этюдов» по методике И. Бриске (Челябинск, 2005).

- «Комплексу коммуникативных игр в социальном развитии детей» по методике Н.Г. Куприной (Екатеринбург, 2002)

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- Законом РФ «Об образовании» (02.12.97).

- ФГТ, Приказ № 655 (23.11.2009).

- Концепцией дошкольного воспитания (16.06.89).

- Концепцией модернизации российского образования (29.12.2001).

- СанПиН от 22.июля 2010г.№91 (20.12. 2010.№164).

Цель программы:

Воспитание раскрепощенной, творчески мыслящей и духовно богатой личности в условиях активной художественной деятельности.

Задачи программы:

  • Приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре.
  • Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, внимания, движения под музыку, чувства ритма и красоты мелодий, развитие индивидуальных музыкальных способностей).
  • Формировать исполнительские навыки песенного, танцевального и музыкально-игрового творчества.
  • Воспитывать у детей коммуникативные способности, как со сверстниками, так и с взрослыми

Коррекционные задачи программы:

  • Оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера.
  • Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения.
  • Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений.
  • Исправления ряда речевых недостатков: невнятного произношения, проглатывания окончания слова.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы

I-й год обучения: Средний возраст – 4-5 лет.

II-й год обучения: Старший возраст – 5-6 лет.

III-й год обучения: Подготовительная к школе группа – 6-7 лет.

Задачи I-го года обучения:

  • Развивать музыкально-сенсорные способности, мелодический слух, чувство ритма.
  • Воспитывать интерес и любовь к музыке, желание ее слушать, обогащать впечатления, развивать эмоциональную отзывчивость, музыкальное восприятие.
  • Обучать практическим умениям в области пения, ритмических движений, побуждать к стремлению действовать непосредственно, выражая свое отношение к исполняемой песне, хороводу, танцу.
  • Побуждать к творческим проявлениям в игре, танцах, к самостоятельным действиям.

Задачи II-го года обучения:

  • Продолжать развивать эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке.
  • Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с композиторами, с классической, народной и современной музыкой.
  • Продолжать развивать сенсорные способности детей – звуковысотный, тембровый, ритмический и динамический слух, а на их основе ладовысотный и чувство ритма; эмоциональную отзывчивость и творческую активность.
  • Способствовать дальнейшему развитию навыков пения, движений под музыку; игры мелодий  и импровизации на детских музыкальных и шумовых инструментах.
  • Активизировать творческую самостоятельность при импровизации простейших попевок, плясовых, игровых движений.

Задачи III-го года обучения:

  • Формировать базовую культуру посредством приобщения детей к музыкальной культуре; воспитывать художественный вкус, сознательное отношение к отечественному музыкальному наследию и современной музыке.
  • Совершенствовать звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух; способствовать дальнейшему формированию певческого голоса, развитию навыков движения под музыку.
  • Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.
  • Развивать песенное, танцевально-игровое творчество; создавать условия и формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, танцев, театральных постановок.

Реализация задач по музыкальному воспитанию предполагает использование следующих форм организации детского коллектива:

- музыкальные занятия (фронтальные, индивидуальные);

- совместная деятельность детей и взрослых;

- самостоятельная деятельность детей.

Данная программа по музыке предполагает проведение музыкальных занятий 2 раза в неделю в каждой возрастной группе в первую половину дня. Исходя из календарного года (с 1 сентября текущего по 31 мая) количество часов, отведенных на музыкальные занятия, будет равняться 72 часам для каждой возрастной группы. В связи с праздничными днями с 1 января по 14 января и недельными каникулами с 10 января по 14 января выпадают из непосредственной образовательной деятельности 4 занятия по музыкальному воспитанию. В итоге – 68 занятий (часов) в год. 

Продолжительность занятий:

Средняя группа – 20 мин.

Старшая группа – 25 мин.

Подготовительная к школе группа – 30 мин.

Программа построена по принципам систематичности, регулярности и доступности. Так же учтен принцип повторения пройденного материала и постепенного ввода нового.

Виды музыкальной деятельности в коррекционном детском саду традиционные – это слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных, шумовых инструментах, творчество.

Музыкальный репертуар подбирается с учетом речевых, физиологических и психологических особенностей детей. Темы занятий и музыкальный материал могут варьироваться в соответствии с характером нарушений речи детей, а также с учетом логопедических лексико-грамматических тем (совместно с учителем логопедом группы).

Учет и оценка усвоения детьми программного материала в  МАДОУ №21  осуществляется на основе диагностики музыкальных способностей по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, которая проводится два раза в год (в начале и конце учебного года).

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Этапы реализации программы в работе с детьми

1-й этап

Диагностический

4 занятия

(сентябрь)

Выявление уровня развития музыкальных способностей детей, степени заинтересованности дошкольников тем или иным видом музыкальной деятельности.

2-й этап

Практический

64 занятия

Проведение музыкальных занятий, индивидуальная работа с детьми по развитию музыкальных и творческих способностей.

3-й этап

Обобщающий

4 занятия

(май)

Итоговая диагностика музыкальных и творческих способностей детей.

Оценка результатов.

Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ – музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка.

Структура организации музыкальных занятий

Год обучения.

Возраст детей

Продолжитель-

ность занятий

Количество занятий в неделю

Количество занятий в месяц

Количество занятий в год

I-й год обучения

Средний возраст

4-5 лет.

20 мин

2

8

68

II-й год обучения

Старший возраст   5-6 лет.

25 мин

2

8

68

III-й год обучения

Подготовительная к школе группа

6-7 лет.

30 мин

2

8

68

I-й год обучения. (Средний возраст – 4-5 лет).

Пятый год жизни во многом определяет последующее развитие ребенка: он становится достаточно активным, а действия его–более осознанными, самостоятельными. Возрастает интерес к музыкальной деятельности, понимание, чем надо заниматься, какие требования выполнять во время пения, игр, танцев. Наличие некоторого музыкального опыта позволяет детям достаточно активно представлять себя в практической деятельности. Дети легко узнают знакомые песни, пьесы, отличают наиболее яркие, выразительные средства в музыке. Музыкально-ритмические движения дети в этом возрасте выполняют более выразительно и самостоятельно. Певческий голос еще хрупок, нуждается в бережной охране и требует негромкого звукоизвлечения. Наиболее удобный звуковой диапазон в пределах ре – си первой октавы.

К концу года дети научатся:

  • Внимательно слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер, выражать свои чувства словами, движениями.
  • Различать звуки по высоте (в пределах сексты – септимы).
  • Петь протяжно, правильно и одновременно брать дыхание, вместе начинать и заканчивать пение.
  • Выполнять движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с 2-3-частной формой музыкального произведения.
  • Инсценировать песни, хороводы.
  • Играть простейшие мелодии на одном звуке на металлофоне, шумовых музыкальных инструментах.

II-й год обучений. (Старший возраст – 5-6 лет).

Дети старшей группы начинают больше осознавать себя членами коллектива, у них появляется чувство ответственности при исполнении песен, хороводов, танцев. Более отчетливо проявляется интерес, стремление слушать, понимать музыку, заниматься ею. Дети этого возраста могут дать простейшую оценку произведению.

Голосовые связки ребенка значительно укрепляются, налаживается вокально-слуховая координация, дифференцируются слуховые ощущения. Большинство детей различают высокие и низкие звуки в пределах квинты, кварты, терции. Дети привыкают пользоваться слуховым самоконтролем и пытаются произвольно исправлять неточности своего пения.

Движения детей становятся свободнее, определеннее, выразительнее в передаче характера произведений

Возросшие возможности позволяют лучше осваивать основные виды музыкальной деятельности – восприятие, пение, игра на музыкальных инструментах, движения.

К концу года дети научатся:

  • Различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня), звучание музыкальных произведений (фортепиано, скрипка).
  • Различать высокие и низкие звуки (в пределах квинты).
  • Петь без напряжения, плавно, легким звуком. Произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню. Петь в сопровождении музыкального инструмента.
  • Ритмично двигаться в соответствии с различным характером и динамикой музыки, самостоятельно менять движения в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения и музыкальными фразами.
  • Выполнять несложные танцевальные движения в паре и по одному.
  • Самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, действовать не подражая друг другу.
  • Играть мелодии на металлофоне по одному и небольшими группами.

III-й год обучения. (Подготовительная к школе группа – 6-7 лет).

На седьмом году жизни завершается период дошкольного детства. У ребенка меняется отношение к занятиям, появляется стремление к хорошему исполнению, активизируется интерес к новым музыкальным произведениям. Формируется умение оценить прослушанную пьесу, песню. Исполнение песен, плясок, игр становится достаточно выразительным. На общем фоне у отдельных детей выявляются более яркие индивидуальные способности. Голосовой аппарат детей к этому периоду уже достаточно окреп, однако функционировать полноценно еще не может. Певческий диапазон расширяется. В голосе появляется напевность и звонкость. Наиболее удобный диапазон голоса до1 до2 октавы. Движения в этом возрасте более устойчивы, дети хорошо ориентируются в различном темпе при ходьбе, беге.

К концу года дети научатся:

  • Различать жанры и части музыкального произведения, определять общее настроение, характер произведения в целом и его частей, выделять отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр. Слышать в музыке изобразительные моменты, выражать свои впечатления от музыки в движениях или рисунках.
  • Петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию, четко произнося слова. Воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и отдельные ее отрезки с аккомпанементом. Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него.
  • Выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами. Передавать несложный музыкальный ритмический рисунок. Самостоятельно начинать и заканчивать движение после музыкального вступления. Выполнять танцевальные движения.
  • Инсценировать игровые песни, придумывать варианты образных движений в играх и хороводах.
  • Исполнять сольно и ансамблем на детских музыкальных и шумовых инструментах несложные мелодии.

УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Форма организации учебного занятия:

- групповая;

- индивидуальная;

- индивидуально – групповая.

При организации образовательного процесса используются методы: 

Наглядно-слуховой – ведущий метод музыкального воспитания. Исполнение музыкальных произведений педагогом или использование ТСО -  основное содержание этого метода.

Наглядно-зрительный:

  • картины;
  • рисунки;
  • цветные карточки;
  • игрушки;
  • иллюстрации;

Словесный:

  • беседа;
  • рассказ;
  •  пояснение;
  • разъяснение;

Практический: в каждом виде музыкальной деятельности.

При проведении музыкальных занятий используются приемы:

  • логопедическая (артикуляционная) гимнастика;
  • чистоговорки;
  • упражнения под музыку на развитие общей моторики (соответствующие возрастным особенностям);
  • пальчиковая гимнастика;
  • вокально-артикуляционные упражнения (для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него);
  • фонопедические упражнения (для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания);
  • песни и стихи, сопровождаемые движениями рук (координационный тренинг);
  • музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;
  • упражнения на развитие мимических мышц для развития эмоциональной сферы;
  • коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;
  • упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей.

В программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр для музыкального развития детей:

  • на развитие тембрового слуха;
  • на развитие диатонического слуха;
  • на развитие звуковысотного слуха;
  • на развитие чувства ритма;
  • на развитие музыкальной памяти.

Стимулирование и мотивация:

  • создание ситуации успеха;
  • поощрение;
  • участие в праздниках и развлечениях,  городских мероприятиях.

Для полноценного развития музыкальных способностей детей в МАДОУ №21 созданы необходимые условия в музыкальном и спортивном залах, групповых комнатах, на спортивной площадке и всей территории дошкольного учреждения.

Условия для развития музыкальных и творческих способностей детей

Помещения

Процессы

Участники

Музыкальный зал

Утренняя гимнастика.

Музыкальные занятия.

Индивидуальные занятия.

Праздники, развлечения, досуги.

Дети, музыкальный руководитель, воспитатели, учителя-логопеды, дефектолог, родители.

Групповая комната

Индивидуальная работа с детьми.

Самостоятельная деятельность детей и совместная деятельность педагога с детьми в повседневной жизни.

Дети, музыкальный руководитель, воспитатели, учителя-логопеды.

Физкультурный зал

Утренняя музыкальная разминка.

Физкультурные занятия с музыкальным сопровождением.

Музыкально-спортивные праздники и развлечения.

Дети,  инструктор по физ-воспитанию, музыкальный руководитель, воспитатели.

Территория детского сада.

Театральная ротонда.

Праздники, развлечения.

Музыкально-спортивные праздники.

Спортивные праздники и развлечения.

Концерты.

Дети,  музыкальный руководитель,  инструктор по физвоспитанию, воспитатели, учителя-логопеды, дефектолог, родители.

Гигиенические требования к музыкальному залу:

  • Музыкальный зал должен быть просторным, достаточно освещен.
  • Занятия и мероприятия в музыкальном зале организуются не более чем для двух групп детей.
  • Помещение должно регулярно проветриваться в отсутствие детей, тщательно убираться 2 раза в день влажным способом.

Здоровьесберегающие технологии используемые на музыкальных занятиях в процессе реализации программы:

  • валеологические песенки-распевки;
  • артикуляционная, дыхательная гимнастика;
  • фонопедические упражнения;
  • пальчиковые, речевые, коммуникативные игры;
  • музыкотерапия.

К ним относятся:

  • облегченная одежда детей в музыкальном зале;
  • организация эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей на занятиях;
  • обеспечение  психологической безопасности детей во время их пребывании на занятии;
  • учет возрастных  и индивидуальных особенностей состояния здоровья и развития детей;
  • соблюдение мер по предупреждению травматизма.

Материально – техническое оснащение:

Музыкальный зал, пианино, театральная ширма, фланелеграф, деревянный сказочный домик,  магнитофон,  СD, DVD диски,  телевизор+ноутбук, DVD плеер + караоке, домашний кинотеатр, компьютер, видеокамера, фотоаппарат, различные виды театра (куклы бибабо, ростовые куклы), костюмы для детей и взрослых, маски, ободки.

Информационно-методическое обеспечение программы

Литература

  1. ««Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.Васильевой, В.В.Гербовой и Т.С.Комаровой (М., 2009).
  2. «Музыкальные шедевры» Авторская программа и методические рекомендации О.П. Радынова – М.,  Гном-пресс, 1999
  3. «Ритмическая мозаика» программа по ритмической пластике для детей А.И. Буренина (3 – 7 лет) – СПб, 2000
  4. «Веселые песенки для малышей круглый год» Е.А Гомонова 2002
  5. «Учите детей петь» песни и упражнения для развития голоса у детей 3-5 лет сост. Т.М. Орлова, С.И. Бекина – М., Просвещение, 1986
  6. «Игры и развлечения» выпуск №3 М.Ю. Гоголевой– Ярославль, 2006
  7. «Танцы, игры, упражнения для красивого движения» М.А. Михайлова 2002
  8. «Волшебная дудочка» (развивающие музыкальные игры) Джон Бин, Амалия Оулдфилд
  9. «Игры и развлечения» выпуск № 2 М.Ю. Гоголевой – Ярославль, 2006
  10. «Мамины помощники» Сценарии, песни, стихи, игры – М, Музыка 2003
  11. «Музыка и движения» упражнения, игры, пляски для детей – М., 1981
  12. «Конспекты логоритмических занятий» с детьми 4-7лет.М.Ю.Картушина – М., 2008

Пособия

Портреты композиторов:

Ф. Шуберт, Л.Бетховен, Иоганн Себастьян Бах, Р. Шуман, Н.А. Римский-Корсаков, К. Сен-Санс, Эдвард Григ, С.М. Майкапар, Д.Д. Шостакович, М.Р. Раухвергер, В. Моцарт,  И. Штраус, П.И. Чайковский,  М.И. Глинка,  А. Филиппенко, В.Герчик, М.Красев, В. Шаинский, Е. Крылатов.

Иллюстрации:

“Иней” И.Шишкин; “Масленица” Б.Кустодиев;  “Ранняя осень”,  “Поздняя осень”, “В зимнем парке”, “Ранняя весна” М.Г. Пишванова;  “Конец зимы. Полдень”, “Мартовское солнце” К.Ф. Юон;

Фотографии:

Балет, опера, народное творчество, музыкальные инструменты.

Музыкальные инструменты:

Погремушки, бубны, ксилофон, металлофон, детские музыкальные, шумовые инструменты, в том числе инструменты по К. Орфу, деревянные ложки, палочки, музыкальный треугольник, колокольчики разного размера, трещотки, барабан, дудочки, музыкальные молоточки, маракасы, домра, балалайка, гитара, арфа, горн, флейта, губные гармошки, кастаньеты, скрипка.

Кассеты, CDдиски

  1. «Шедевры русской классики» - 2 шт.
  2. Симфония чувств» -3 шт.
  3. «Мой любимый Снежинск» (песни разных лет)
  4. «Танцуй, малыш!» – 3 шт.
  5. Народные наигрыши» (народные мелодии в современной обработке).
  6. «Танцевальная ритмика для детей» - 3шт.
  7. «Фонограммы детских песен»
  8. «Детские песни»
  9. «Новогодние песня для детей»
  10. «До свиданья, детский сад»
  11. «Звуки окружающего мира»
  12. «Музыкальные шедевры» (Сопровождение к программе О.Радыновой) – 6шт
  13. «Игровая гимнастика Е. Железновой

Показателем работы детей может служить:

  • итоговое занятие;
  • - открытое занятие с присутствием других педагогов, родителей, детей;
  • участие в праздниках и развлечениях;
  • сольное выступление;
  • участие в городских мероприятиях (конкурсах, фестивалях, концертах, праздниках)

Результатом реализации учебной рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников следует считать:

  • Сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку.
  • Умение передавать выразительные музыкальные образы, воспринимать и передавать в пении, движении основные средства выразительности музыкальных произведений.
  • Сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность).
  • Умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации.
  • Проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности; коммуникативных качеств (в общении как со сверстниками, так и с взрослыми).

Тематический план занятий

I-й год обучения: Средний возраст – 4-5 лет.

Месяц

Неделя

№ занятия

Тема занятия

Музыкальный репертуар

С

Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь

1

1

2

Давайте знакомиться

Диагностика

Муз/дид. игра «Птица и птенчики»

Е. Тиличеевой

Слушание «Колыбельная» А.Гречанинова

Пение «Петушок» р.н.п

«Цыплята» А. Филиппенко

Музыкально-ритмические движения «Погуляем», «Бодрый шаг» Т. Ломовой

Круговая пляска «Пальчики ручки» Е. Тиличеевой

Танцевальное творчество «Птички летают!» Л. Банникова

2

3

4

Давай станцуем и споём

Диагностика

3

5

6

Цыпленок и его семья

4

7

8

Петушок и курица

О
К
Т
Я
Б
Р
Ь

1

9

10

Осень пришла

Слушание «Ах, ты, берёза» обр. М. Раухвергера

Пение «Осень» И. Кишко

Хоровод «У берёзки нашей» Л. Вихаревой

Музык. игра «Огородная хороводная» Б. Можжевелова

2

11

12

Зайка-огородник

3

13

14

У берёзки нашей

4

15

16

Есть у нас огород

Н
О
Я
Б
Р
Ь

1

17

18

В гостях у осени

Слушание «Вальс» Д. Кабалевский

Упражнение для развития слуха и голоса «Дождик» А. Филиппенко

Пение «Дождик» р.н.п

Хороводная игра «Веселись, детвора!» Е. Гомоновой

Хоровод «Листочки по ветру летят»  муз. Т. Попатенко

2

19

20

Осенние листочки

3

21

22

Есть у осени друзья

4

23

24

Нам весело

Д
Е
К
А
Б
Р
Ь

1

25

26

Зимние забавы

Слушание «Плач куклы» муз. Т. Попатенко;  «Медведь» муз. В. Ребикова

Пение «Ёлочка» М. Красева;

«Дед Мороз» А. Филиппенко

Хоровод «Что за дерево такое?»

Игра «Лиса и зайчики» р.н.м

М/д игра «Ну-ка, угадай-ка!»  Муз. Е. Тиличеевой

2

27

28

В гостях у мышки-норушки

3

29

30

Снеговик и дети

4

31

32

Здравствуй, ёлочка, наш друг!

Я
Н
В
А
Р
Ь

1

Новогодние праздники

Слушание «Петрушка» И. Брамса

Пение песен по желанию ребят

Хороводная игра «Гремушечка-погремушечка» нар. мел.

Игровое и танцевальное творчество «Белочка» муз. С. Юдиной

2

Каникулы

3

33

Дед Мороз и дети

34

Лисичкина почта

4

35

У зайчишек Новый год

36

Лесной праздник

Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь

1

37

38

Вей, вей, ветерок!

Слушание «Медведь» муз. В. Ребикова

Упражнения для развития слуха и голоса  «Сорока-сорока» муз. Е. Тиличеевой

Пение «Зима пришла» муз.

Т. Попатенко

Муз/дид. игра «Громко-тихо» муз. Е. Тиличеевой

Парный танец «Весёлый танец» муз. В. Семёнова

2

39

40

Возьми меня с собой

3

41

42

Как солдаты мы идём

4

43

44

Барабанщики

М
А
Р
Т

1

45

46

Мамины помощники

Слушание  «Котик заболел», «Котик выздоровел» муз. А. Гречанинова

Му/дид игра  «Угадай, на чем играю?» муз. Е. Тиличеевой

Пение «Мамочка любимая», «Подарок маме» Е. Гомоновой

Игра «Найди себе пару» муз.

Т. Ломовой

2

47

48

Есть у солнышка друзья

3

49

50

Сказка про зайцев

4

51

52

В гостях у сказки

А
П
Р
Е
Л
Ь

1

53

54

Вот так мастера!

Слушание «Вальс» П. Чайковский

Вокальная музыка «Мамам поет» Е. Тиличеевой

Упражнения для развития слуха и голоса «Паровоз» В. Красевой

Пение «Пришла весна» нар. п.

«Детский сад» муз.

А. Филиппенко

2

55

56

Чьи это ушки?

3

57

58

К нам опять пришла весна!

4

59

60

Заплясали  наши ножки

М
А
Й

1

61

Май – песню запевай!

Игровое и танцевальное творчество «Веселые мячики» муз. М. Сатуллиной

Муз/дид игры «Кто по лесу идёт?,  «Громко-тихо запоем» муз. Г. Левдокимова

Танцы, пляски с цветами, погремушками (по желанию ребят).

62

Веселись, детвора!

2

63

У бабушки забавушки

64

Мы – выросли!

3

65

Диагностика

66

Диагностика

4

67

Диагностика

68

Диагностика

ИТОГО: 68 занятий

II-й год обучения: Старший возраст – 5-6 лет.

Месяц

Неделя

№ занятия

Тема занятия

Музыкальный репертуар

С

Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь

1

1

2

Вот и лето прошло

Диагностика

Слушание «Марш» муз. Д. Шостаковича

М/Д игра «Громкая и тихая музыка» муз. Г. Левдокимова

Пение «Осенние листья» муз. Ю. Слонова

«Урожайная» А. Филиппенко

Парная пляска «Дружные пары» муз. И. Штрауса

Муз. игра «Догадайся, кто поёт?» Е. Тиличеевой

2

3

4

Давай станцуем и споём

Диагностика

3

5

6

«Спор грибов и ягод»

4

7

8

«Путешествие язычка»

О
К
Т
Я
Б
Р
Ь

1

9

10

«В гостях у осени»

Слушание «Осенняя песня» П. Чайковского

Пение «Журавли» муз. Лифшица

Хоровод «Урожай собирай»» А. Филиппенко

Музык. игра «Не опоздай» в обраб. М. Раухвергера

2

11

12

«Урожай собирай и на зиму запасай»

3

13

14

«Спор овощей»

4

15

16

«Приключения дождика»

Н
О
Я
Б
Р
Ь

1

17

18

«Краски осени»

Слушание «Клоуны»  муз.  Д. Кабалевского

Упражнение для развития слуха и голоса «Дождик» А. Филиппенко

Пение «Капельки» Н. Павленко

Хороводная игра «Ворон» р.н.п в обр. Е. Тиличеевой

Игра на муз –шумовых инстр. ««Звенящий треугольник» муз. Р. Рустамова

2

19

20

«Осенние листья по ветру летят»

3

21

22

«Есть у осени друзья»

4

23

24

«Нам весело»

Д
Е
К
А
Б
Р
Ь

1

25

26

«Теремок-холодок»

Слушание музыки в исполнении духовых инструментов, «Белка» Н. Римского-Корсакова

Распевка «Снежный ком» венг. нар. мел.

Пение

 «Зимушка-зима» муз. Вахрушевой

Хоровод «Хоровод у ёлки» муз.

 Г. Вихаревой

Игры в соответствии с новогодними сценариями

М/д игра «Ну-ка, угадай-ка!»  Муз. Е. Тиличеевой

2

27

28

«Загадки духовых инструментов»

3

29

30

«Зимушка хрустальная вся белым бела»

4

31

«Здравствуй, ёлочка, наш друг!»

32

«Новый год у ворот»

Я
Н
В
А
Р
Ь

1

Новогодние праздники

Слушание «Марш деревянных солдатиков» Чайковского

Пение песен по желанию ребят

Хороводная игра «Гори, гори ясно!» р. нар. мел.

Муз/дид. игра «Волшебная шкатулка»

2

Каникулы

3

33

«В гостях у  ударных инструментов»

34

«Знакомый незнакомец – фортепиано»

4

35

Волшебная шкатулка

36

Зимние забавы

Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь

1

37

38

«Будем в армии служить»

Слушание «Марш деревянных солдатиков» П.Чайковского, «Рондо-марш» Д.Кабалевского

Распевки «Сорока-сорока» , «Жаворонушки»муз. Е. Тиличеевой

Пение «Бравые солдаты» А. Филиппенко,  «Бабушка моя» Е.  Гомоновой, «Всем советуем дружить» В. Герчик

Муз/дид. игра «Громко-тихо» муз. Е. Тиличеевой

Парный танец «Весёлые дети» л.нар.мел.

2

39

«Наша служба и опасна и трудна»

40

Барабанщики

3

41

«У солдата выходной»

42

«Мы шагаем как солдаты»

4

43

«Вот уж зимушка проходит»

44

«Широкая масленица»

М
А
Р
Т

1

45

Мамины помощники

Слушание  «Капель» Чайковского,

«Детская полька» М. Глинки

Му/дид игры  «Угадай, на чем играю?», «Бубенчики» муз. Е. Тиличеевой

Пение «Мамочка любимая», «Подарок маме» Е. Гомоновой,

«Любит наша бабушка»

Игра «Найди себе пару» муз.

Т. Ломовой

Оркестр «Мелодии весны»

46

Мамин праздник

2

47

Весны улыбки тёплые

48

«Без музыки, без песенки нельзя на свете жить»

3

49

«Основные жанры музыки»

50

«Будем мы и с музыкой и с песенкой дружить»

4

51

«В гостях у сказки»

52

«Весенняя история»

А
П
Р
Е
Л
Ь

1

53

«В гостях у домисольки»

Слушание «Вальс» П. Чайковский

Вокальная музыка «Мама поет» Е. Тиличеевой

Упражнения для развития слуха и голоса «Музыкальная лесенка» Е. Тиличеевой

Пение «Пришла весна» нар. п.

«Детский сад» муз.

А. Филиппенко

54

«Где музыка живёт?»

2

55

«Вот так мастера!»

56

«Птицы прилетели, песенки запели!»

3

57

«К нам опять пришла весна!»

58

«Ножки сами в пляс пошли!»

4

59

«Ножки сами в пляс пошли»

60

Песенки-чудесенки

М
А
Й

1

61

Пришел май – песню запевай!

Игровое и танцевальное творчество «Веселые мячики» муз. М. Сатуллиной

Пение песен по выбору и желанию детей.

Игры с пением «Хоровод в лесу», муз. М. Иорданского, «Скворушки и кот» Т. Ломовой, «Цветы» Муз. Н. Бахутовой

62

«Веселись, детвора!»

2

63

У бабушки забавушки

64

Музыкальные загадки

3

65

66

Диагностика

4

67

68

Диагностика

ИТОГО: 68 занятий

III-й год обучения: Подготовительная к школе группа – 6-7 лет.

Месяц

Неделя

№ занятия

Тема занятия

Музыкальный репертуар

С

Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь

1

1

2

«Вот и лето прошло»

Диагностика

Слушание «Марш» муз. С. Прокофьева

М/Д игра «Громкая и тихая музыка» муз. Г. Левдокимова

Пение «Осень» муз. Е. Гомоновой

«Всем советуем дружить» муз. В. Герчик

Музык. упражнение «Хороводный шаг» р.н.м.

 Пляска «Здравствуй, дружок» Муз. Абеляна

Муз. игра «Догадайся, кто поёт?» Е. Тиличеевой

2

3

4

«Давай станцуем и споём»

Диагностика

3

5

«Солнышко и тучка»

6

«Мой друг»

4

7

«Юные солисты»

8

«Однажды утром»

О
К
Т
Я
Б
Р
Ь

1

9

«В гостях у осени»

Слушание «Осенняя песня» П. Чайковского

Развитие слуха и голоса «Лесенка» муз. Е. Тиличеевой

Пение «Осень-непогодушка» Е. Гомоновой,  «»Антошка» В. Шаинского

Хоровод «Уральский хоровод»» А. Филиппенко

Муз.-ритм. движ. «Приставной шаг» Муз. Т. Ломовой

М/Д игры «Бубенчики», «Песня-танец-марш» Е. Тиличеевой

Музык. игра «Репка» в обраб.  Иорданского

«Плетень» р.н.м.

10

«Осень-непогодушка»

2

11

«Что у бабушки в саду»

12

«Пойдём копать картошку»

3

13

«Спор овощей»

14

«Урожай собирай»

4

15

«Приключения дождика»

16

«Уральский хоровод»

Н
О
Я
Б
Р
Ь

1

17

18

«Краски осени»

Слушание «Болезнь куклы», «Новая кукла» , «Камаринская» муз. П.И. Чайковского

Упражнение для развития слуха и голоса «Два кота» А. Филиппенко

Пение «Ах, какая осень!» муз. С. Юдиной,  «Гастоящий друг» муз. Б. Савельева

Упражнение «Плавный хоровод»» р.н.м. в обр. Римского-Корсакова

М/д игра «Музыкальный телефон»

Игра «Передай платочек  (р.н.м.)

2

19

«Осенние листья  летят»

20

«На лужку у ворот»

3

21

«Есть у осени друзья»

22

«Разноцветная игра»

4

23

24

«Нам весело»

Д
Е
К
А
Б
Р
Ь

1

25

«Проказы зимы»

Слушание «почему медведь зимой спит» муз. Л. Книппер

Распевка «Снежный ком» венг. нар. мел.

Пение «Будет горка во дворе» Т. Попатенко,  «Новогодний хоровод» Т. Попатенко

Хоровод «К нам приходит Новый год» муз. В. Герчик

Игры в соответствии с новогодними сценариями;  «Узнай по голосу» муз. В. Ребикова

М/д игра «Ну-ка, угадай-ка!»  Муз. Е. Тиличеевой

26

«Как зимуют лесные обитатели»

2

27

28

«Загадки духовых инструментов»

3

29

30

«Зимушка хрустальная вся белым бела»

4

31

32

 «Новый год у ворот»

Я
Н
В
А
Р
Ь

1

Новогодние праздники

Слушание  «Щелкунчик» муз. П.И. Чайковского

Пение песен по желанию ребят

Хороводная игра «Гори, гори ясно!» р. нар. мел.

Муз/дид. игра «Волшебная шкатулка»

Музыкальн. игра  «Ищи» Т. Ломовой

2

Каникулы

3

33

«Рождественские чудеса»

34

«Волшебный замок»

4

35

36

«В мире ударных инструментов»

Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь

1

37

«У страны российской армия сильна»

Слушание «Кавалерийская» «Рондо-марш» Д.Кабалевского

Распевки «Спите куклы» , «качели»муз. Е. Тиличеевой

Пение «Бравые солдаты» А. Филиппенко, «Песня о Родине», «Праздник весёлый к нам пришёл» Д. Кабалевского  «Бабушка моя» Е.  Гомоновой, «Всем советуем дружить» В. Герчик

Муз/дид. игра «Громко-тихо» муз. Е. Тиличеевой

Парный танец «Парный танец» л.нар.мел.

38

«Будем в армии служить»

2

39

«Наша служба и опасна и трудна»

40

«Секретный пакет»

3

41

«У солдата выходной»

42

«Мы шагаем как солдаты»

4

43

«Вот уж зимушка проходит»

44

«Широкая масленица»

М
А
Р
Т

1

45

«Мама солнышко моё»

Слушание  «Песня жаворонка», «Капель» муз. П.И. Чайковского,

«Детская полька» М. Глинки; голоса природы «звуки весны»

Му/дид игры  «Эхо», «Угадай, на чем играю?», «Бубенчики» муз. Е. Тиличеевой

Пение «Мамин праздник» Е. Тиличеевой, «Подснежник»муз. Г. Левдокимова

«Молодая бабушка» А. Михайлова

Общий танец «Яблоки для мамы»

Игра «Найди себе пару» муз.

Т. Ломовой, «Весёлые музыканты»  

Оркестр «Мелодии весны»

46

Мамин праздник

2

47

«Весна идет, весне дорогу»

48

«Без музыки, без песенки нельзя на свете жить»

3

49

«Основные жанры музыки»

50

«Будем мы и с музыкой и с песенкой дружить»

4

51

52

«В гостях у сказки»

А
П
Р
Е
Л
Ь

1

53

«В гостях у домисольки»

Слушание  «Вальс» П.И.Чайковский

«Вальс-шутка» Д. Шостаковича

Вокальная музыка «Мама поет» Е. Тиличеевой

Упражнения для развития слуха и голоса «Бубенчики», «Горошина» Е. Тиличеевой, «Скок, скок, поскок» р.н.п.

Пение «Пришла весна» нар. п., «Куда летишь кукушечка?» р.н.п.,

Хоровод «Ай да берёзка» Т. Попатенко

Игра «Кто скорей ударит в бубен?» Л. Шварца

54

«Звенит апрель капелью»

2

55

«Весенний подарок»

56

«Песни весны»

3

57

«В ритме вальса»

58

«Я танцевать хочу»

4

59

«Знакомый незнакомец – фортепиано»

60

«Мы запели песенку»

М
А
Й

1

61

«Пришел май – песню запевай!»

Слушание «Детский альбом» П. И.Чайковский

Распевки «Горошина», «Лесенка» Е. Тиличеевой,

Пение «Мы теперь ученики» Г. Струве, «До свиданья, детский сад» А. Филиппенко

Пляски «Парный танец» В. Герчик;

Танцев. творчество «Хоровод дружбы» Е. Тиличеевой

62

«Веселись, детвора!»

2

63

«Моя семья»

64

Музыкальные загадки

3

65

66

Диагностика

4

67

68

Диагностика

ИТОГО: 68 занятий

УЧАСТИЕ ДЕТЕЙ В МЕРОПРИЯТИЯХ МАДОУ№21  «ЖУРАВЛЁНОК»

И ГОРОДА

Дата

Мероприятие

Кол-во участников

Имя Фамилия участника,

возраст

Музыкальный репертуар

ЛИТЕРАТУРА

  1. Боромыкова О.С.  Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением.  СПб., 1999.
  2. Буренина И.А.  Ритмическая мозаика.  СПб., 2000
  3. Волкова Г.  Логопедическая ритмика. – М., Владос, 2002.
  4. Ветлугина Н.А.  Музыкальный букварь. М., 1995.
  5. Громова О.Н.,  Прокопенко Т.А.  игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей.  М., 2001.
  6. Железнов С.С.,  Железнова Е.С.,  Азбука-потешка.  М., 2001.
  7. Картушина М.Ю.  Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет.  М., 2008.
  8. Картушина М.Ю.  Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет.  М., 2008.
  9. Картушина М.Ю.  Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет.  М., 2008.
  10. Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А.  Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика.  СПб., 2004.
  11. Мерзлякова С., Мерзлякова Т.  Наш весёлый хоровод. Музыкально-игровой материал для дошкольников. Вып. 1. М., Владос, 2002.
  12. Музыка в детском саду. Подготовительная  к школе группа. /Сост. Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова.  М., 1985.
  13. Музыка в детском саду. Средняя группа. /Сост. Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова.  М., 1987.
  14. Музыка в детском саду. Старшая  группа. /Сост. Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова.  М., 1986
  15. Музыкальные инструменты.  М., 2004.
  16. Мусова И.Б.  Логопедические чистоговорки.  М., 1999.
  17. Нищева Н.В.  Система коррекционной работы  в логопедической группе для детей с ОНР.  СПб., 2001.
  18. Тютюнникова Т.Э.  Уроки музыки.  М., 2001.
  19. Тютюнникова Т.Э.  Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение.  М., 2001.
  20. Учите детей петь. Вып.3 /сост. Т.М. Орлова, С.И. Бекина.  М., 1988.
  21. Чайковский П.И.  Детский альбом.  М., 1993.
  22. Шаинский В.  Избранные песни для детей.  М., Советский композитор, 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диск с песнями МУЗЫКАЛЬНАЯ РАДУГА

Диск с детскими песнями "МУЗЫКАЛЬНАЯ РАДУГА" Диск песен Татьяны Петровой создан совместно с аранжировщиком Александром Зориным.Эти песни смогут украсить детские праздники, развлечения, испол...

Годовой отчет по кружку Музыкальная радуга

Годовой отчет по кружку Музыкальная радуга...

Доминантное занятие "Музыкальная радуга"

Музыкальное занятие «МУЗЫКАЛЬНАЯ РАДУГА» Вид: доминантное  (доминирование раздела «Игра на детских музыкальных инструментах»). Программное содержание: продолжать...

Музыкальная радуга

Программа  театрально-музыкального кружка "Музыкальная радуга"...

Музыкальная радуга

Консультация для родителей...

Викторина по музыкально-эстетическому развитию на тему: “Музыкальная радуга”

Викторина по музыкально- Эстетическому развитию На тему: “Музыкальная радуга&rdquo...

План работы творческой мастерской «Музыкальная радуга» в подготовительной группе

План работы творческой мастерской  «Музыкальная радуга» в подготовительной группе...