Календарно - тематический план коррекционной работы в старшей группе для детей с нарушением речи
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (старшая группа)

Маничева Надежда Владимировна

Планирование разработано с Апреля по Май

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematika310-z.docx45.98 КБ

Предварительный просмотр:

Дата

Тема

Направление коррекционной работы

Содержание деятельности в речевом центре

Материально техническое обеспечение

1-2 неделя Декабрь

«Зима. Зимняя одежда»

Коррекция звукопроизношения

Сказка о длинном язычке. (Знакомство с лягушкой)

 «Зима наступила»

 "Мячик". 

Набрать ртом воздух, сомкнуть губы, передвигать комок воздуха из правой щеки в левую, из под верхней губы под нижнюю. В конце каждого движения делайте задержку на несколько секунд.

Настольный театр

Картотека артикуляционных упражнений:  

Коррекция фонематических процессов

Звуки «Зимы»

Цель: обучение определению на слух звуки окружающего мира.

Обогащение словаря

Существительные: мороз, холод, ветер, снег, лед, снежинка, снегопад, льдинка, шуба, пальто, варежки сапоги, валенки, шапка, вьюга, узор, иней, метель, дубленка, пуховик, рукавицы, перчатки.

Глаголы: идти, падать, лететь, покрывать, таять, замерзать, выпадать,  развязывать, завязывать, расстегивать, застегивать, расшнуровывать, раздевать, одевать, надевать.

 Прилагательные: ледовый, белый, легкий, пушистый, холодный, зимний, морозный, искристый, жесткий, прозрачный, шерстяной, меховой, пуховый, трескучий, суровый, студеный.

Фонотека: звук [и], [о], [у], [а]

 

Коррекция лексико - грамматического строя речи

Дидактическая игра: 

«Зимние загадки»

Цель: развитие мышления и речи.

Задачи: закрепить знания детей о зимних явлениях природы.

Ход игры:  воспитатель читает загадку, а ребенок берет синею карточку и закрывает нужную картинку. Выигрывает тот, кто первым правильно заполнит свою карту.

Сели детки на карниз и растут всё время вниз.
(Сосульки)

Человечек непростой 
появляется зимой,
А весною исчезает, 
Потому что быстро тает.
(Снеговик) 

Д/и: «Зимние загадки»

Коррекция  связной речи

Беседа по картине «Наступила зима»

Сюжетная картина «Наступила зима».

3-4 неделя

«Зимние забавы. Праздник Новый год»

Коррекция звукопроизношения

Сказка «Новый год»

"Прятки". 

Спрячьте губы, втяните их в рот, зажмите. Удерживайте это положение несколько секунд. Повторите 3-5 раз. Можно языком несколько раз провести по губам, когда они спрятаны. Это упражнение поможет девочкам сохранить естественный цвет губ, а мамам - предотвратить появление морщин на верхней губе и второго подбородка.

Настольный театр

Картотека артикуляционных упражнений:  

Коррекция фонематических процессов

 Звуки «Зимние хлопоты»

Цель:  обучение определению на слух звуки окружающего мира.

Обогащение словаря

Существительные: лыжи, санки, коньки, снежки, снеговик, горка, каток, лыжи, палки (лыжные), лопата, хоккей, ворота, вратарь, гол, крепления  (лыжные), полозья, трамплин, лом, прорубь, трасса, клюшка, шайба, праздник (Новый год), карнавал, елка, украшения (елочные).

Глаголы:  танцевать, праздновать, ездить, кататься, упасть, лепить, скользить, заливать, уставать, отталкиваться, катать (снежный ком, кого-либо на санках), сгребать, рубить (лед), приземляться, разгоняться, скрипеть (о полозьях), хрустеть (о снеге).

Прилагательные: лыжный, быстрый, острый (лед, коньки), зимний, скользкий, санный, искристый, липкий, новогодний.

Фонотека: звук [о]

Коррекция лексико - грамматического строя речи

Дидактическая игра:

« Длинный-короткий»

Цель: сопряжение имен существительных с прилагательными в роде и числе.

Задача: закрепить знания детей о теме «Зимние забавы»

Ход игры: покажите ребенку сюжетную картинку. Предложите ему помочь Снегурочке нарядить две новогодние елки (высокую и низкую).

Рассмотрите вместе предметные картинки с изображением елочных украшений. Попросите назвать их. Предложите ему определить величину каждого предмета и назвать ее (длинные бусы – короткие бусы, длинная цепочка – короткая цепочка, длинная гирлянда – короткая гирлянда).

Д/и: « Длинный - короткий»

Коррекция  связной речи

Рассматривание картины «Новый год» и составление рассказа.

Сюжетная картина «Новый год»

2 неделя Январь

«Зимующие птицы»

Коррекция звукопроизношения

Стихотворение: «Воробей»

"Хоботок".

 Сомкнутые губы вытяните вперед, удержать на 10-15 секунд, расслабьте.

Коллаж

Картотека артикуляционных упражнений:

Коррекция фонематических процессов

Звуки  «Зимующие птицы»

Цель: обучение определению на слух звуки окружающего мира 

Обогащение словаря

Существительные: ворона, сорока, воробей, снегирь, синица, голубь, сова, кормушка, корм, помощь, стайки, пища.

Глаголы: кормить, замерзать, сыпать, летать, зимовать.

Прилагательные: зимующие, голодные, шустрый, быстрый, ловкий, драчливый, боевой, смелый, красногрудый, ленивый, малоподвижный, желтогрудая, тонкая, юркая, красноголовый, тонкошеий, грациозный, белогрудая, большеглазая.

Фонотека: звук [о], [и], [а], [у].

Коррекция лексико - грамматического строя речи

Дидактическая игра 

«Чей хвост?»

Цель: закрепление знаний по теме "Зимующие птицы", создать условия для активизации словаря.

Задача: обогащать представления зимующих птиц.

Ход игры: Дети самостоятельно ищут «хозяина» хвоста и проговаривают название птицы, называют, чей хвост.

«Чей хвост?»

Коррекция  связной речи

Беседа по картине «Зимующие птицы»

Составление рассказа с опорой на Мнемотаблицу «Зимующие птицы»

3-4 неделя

«Мебель»

Коррекция звукопроизношения

Рассказ: «Переезд»

"Улыбка". 

Сомкнутые губы растяните в улыбке, как можно сильнее. Удерживайте улыбку 5-10 секунд, расслабьтесь и повторите упражнение 5-10 раз.

Ассорти коллаж

Картотека артикуляционных упражнений:

Коррекция фонематических процессов

Звуки «Дерева»

Цель:  обучение определению на слух звуки окружающего мира.

Обогащение словаря

Существительные: мебель, кресло, кровать, комод, шкаф, сервант, буфет, стенка, стол, стулья, тумба, ножка, дверца, полка, спинка, сиденье, подлокотник.

Глаголы: ставить, сидеть, лежать, отдыхать, спать, работать.

Прилагательные: дубовый, березовый, деревянный, мягкий, кожаный, полированный.

Фонотека: звук [а], [у], [о], [и].

Коррекция лексико - грамматического строя речи

Дидактическая игра:

«Расскажи, какая? (какой)» (с мячом)

Цель:  закрепление знаний по теме «Мебель», создать условия для активизации словаря.

Задача: учить преобразовывать имена сущ. с прилагательными.

Ход игры:

Воспитатель выставляет карточки с изображением материала, из которого изготовлена мебель. Материал: дерево, стекло, пластмасса, кожа, велюр.

Кровать из дерева – деревянная кровать. Стол из стекла - стеклянный стол. Кресло из велюра - велюровое кресло. Диван из кожи - кожаный диван. Тумба из дерева – деревянная полка. Стул из пластмассы - пластмассовый стул. Мебель для кухни - кухонная мебель. Мебель для спальни – спальная мебель. Мебель для гостиной - гостиная мебель. Мебель для детей – детская мебель. Мебель для кукол - кукольная мебель. Мебель для школы - школьная мебель. Мебель для офиса - офисная мебель. Полка для книг - книжная полка. Шкаф для книг - книжный шкаф. Стол для кухни - кухонный стол. Стол для письма – письменный стол. Стол для журналов – журнальный столик. Столик для детей - детский столик. Кровать для детей – детская кровать.

Д/и: «Расскажи, какая? (какой)» (с мячом)

Коррекция  связной речи

Составление рассказа «Моя комната»

Сюжетная картина «Моя комната»

1-2 неделя Февраль

«Домашние животные и их детеныши»

Коррекция звукопроизношения

Стихотворение: «Мой щенок»

"Красим потолок". 

Представьте, что язык - это кисть, а верхнее небо - потолок, который вы "красите". Выполняйте упражнение тщательно, с усердием 2 – 3 минуты.

Журнал «Домашние животные».

Картотека артикуляционных упражнений:  

Коррекция фонематических процессов

Звуки «Животных»

Цель:  обучение определению на слух звуки окружающего мира.

Обогащение словаря

Существительные: кот, котёнок, собака, щенное, лошадь, жеребенок, корова, теленок, овца, ягненок, баран, коза, козленок, козел, свинья, рога, копыта, хвост, грива, вымя, усы, польза.

Глаголы: линять,  жевать, хрюкать, мычать, блеять, мяукать, кусаться, бодаться, царапаться.

Прилагательные: шелковистый, рогатый, добрый, белогривый.

Фонотека: звук [а], [о], [у].

Коррекция лексико - грамматического строя речи

Дидактическая игра:

«Про кота»

Цель: развитие грамматического строя речи.

Задача: учить согласовывать прилагательные с существительными.

Ход игры:

Взрослый предлагает детям закончить предложение по смыслу, добавив слово кот:

- На крылечке спит (кто?) кот.

- Мы налили молока (для кого?) для кота.

- Рыбку тоже дадим (кому?) коту.

- Мы смотрим (на кого?) на кота,

- Мы любуемся (кем?) котом.

- Говорили мы (о ком?) о коте.

Д/и: «Про кота»

Коррекция  связной речи

Беседа по картине «Домашние животные»

Картина  «Домашние животные»

3-4 неделя

«Семья»

Коррекция звукопроизношения

Загадка «Семья»

"Перекличка зубов". 

Кончиком языка коснитесь каждого зуба в верхнем ряду, затем - в нижнем.

Сборник загадок

Картотека артикуляционных упражнений:  

Коррекция фонематических процессов

Звуки «Семья»

Цель: обучение определению на слух звуки окружающего мира.

Обогащение словаря

Существительные: подарок, цветы, мама, бабушка, пробабушка, папа, дедушка, прадед, сын, дочь, внук, внучка, брат, сестра, племянник, дядя, тетя.

Глаголы: заботиться, любить, уважать, стараться, помогать, готовить, убирать, стирать, гладить, накрывать (на стол), мыть, работать, протирать, вытирать, ухаживать, растить.

Прилагательные: родная, любимая, заботливая, взрослая, маленькая, ласковая, добрая, трудолюбивая, строгая, вежливая, послушная.

Фонотека: звук [п-б].

Коррекция лексико - грамматического строя речи

Дидактическая игра:

 «1,2,3,4,5 - …про кого хочу сказать?»

Цель: упражнение детей в составлении предложений по опорным словам.

Задача: активизировать в речи детей слова, обозначающие членов семьи; совершенствовать умения детей по определениям, характеризующие членов семьи, определять и находить изображения.

Ход игры:

Добрый, добрая; Моя, мой;

Заботливая, заботливый; Хороший, хорошая;

Старенькая, старенький; Спокойная, спокойный;

Любимый, любимая; Ласковая, ласковый;

Милая, милый;

Д/и: «1,2,3,4,5 - …про кого хочу сказать?»

Коррекция  связной речи

Составление рассказа «Моя семья»

Мнемотаблица «Моя семья»

1-2 неделя Март

«Мамин праздник»

Коррекция звукопроизношения

Стихотворение «Ты ведь мамочка устала»

«Толстячок». 

Надувание обеих щек одновременно. Надувание правой и левой щек попеременно (перегонка воздуха из од ной щеки в другую).

Картотека артикуляционных упражнений

Коррекция фонематических процессов

Звуки «Весны»

Цель:  обучение определению на слух звуки окружающего мира.

Обогащение словаря

Существительные: весна, март, апрель, май, оттепель, сосулька, проталина, цветы, мимоза, подарки, помощник, сын, внук, дочь, внучка, брат, сестра

Глаголы: бегут, журчат, шумят, помогать, стирать, убирать, подарить удивить, настал.

Прилагательные: солнечная, теплая, ветреная, весеннее, пасмурное, раннее, добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, требовательная, доброжелательная, задорная, непоседливая.

Фонотека: звук [м], закрепление слогов [ам], [ум],[ом],[им].

Коррекция лексико - грамматического строя речи

Дидактическая игра:

«Составь предложение по теме «Весна»

Цель: упражнение детей в составлении предложений по опорным словам.

Задача: учить развивать грамматический строй речи.

Ход игры:

Запись графической схемы предложения.

Греет, солнце, ярче.

Деревьях, на, почки, появляются.

Окном, за, тает, снег.

Капает, крыш, с, капель.

Солнце, на, тают, сосульки.

Д-и: «Составь предложение по теме «Весна»

Коррекция  связной речи

Составление рассказа «Мамин день»

Мнемотаблица «Мамин день»

3-4 неделя

«Перелетные птицы»

Коррекция звукопроизношения

Загадки « Птицы»

«Накажем непослушный язычок». 

Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня, попеременно высовывая и снова втягивая.

Сборник загадок

Картотека артикуляционных упражнений

Коррекция фонематических процессов

Звуки «Птиц»

Цель:  обучение определению на слух звуки окружающего мира.

Обогащение словаря

Существительные: ласточка, скворец, грач, аист, лебедь, журавль, кукушка, гусь, утка, край, перо, оперенье, клюв, лапы, туловище, крылья, косяк.

Глаголы: порхает, планирует, кружит, парит, вьется, улетают, подлетают, слетают, облетают, перелетают.

Прилагательные: перелетная, короткохвостая, остроклювая, чернокрылый, краснолапый, тонкопалый, водоплавающая.

Фонотека: звук [у-а].

Коррекция лексико - грамматического строя речи

Дидактическая игра: 

  1.  «Чьи перья?», «Чьи крылья?»

Цель: формирование умения называть притяжательные прилагательные.

Задача: обучать правильно, склонять сущест. с прилагат.

Ход игры:

Перья журавля (чьи?) – журавлиные.

Перья грача (чьи?) - …

Крылья лебедя (чьи?) - …

Крылья дикой утки (чьи?) - …

Д/и «Чьи перья?», «Чьи крылья?»

Коррекция  связной речи

Рассматривание иллюстраций с изображением перелетных

птиц. «Птички в гнездышках».

Книжка-раскладушка «Птички в гнездышках».

1-2 неделя Апрель

«Животные жарких стран»

Коррекция звукопроизношения

Рассказ «Зоопарк»

«Часики».

  Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

Сюжетно-ролевая игра

Картотека артикуляционных упражнений

Коррекция фонематических процессов

Звуки «Животных»

Цель:  обучение определению на слух звуки окружающего мира.

Существительные: лев, слон, жираф, зебра, носорог, крокодил, газель, антилопа, леопард, верблюд, черепаха, бегемот, обезьяна, гепард, пустыня, охота, джунгли, саванна, Африка, Австралия, кенгуру, коала, утконос, попугай, варан.

Глаголы: охотиться, прятаться, скрываться, жить, прыгать, лазать, бегать, убегать, догонять, пастись, опасаться,  защищаться, нападать, подкрадываться.

Прилагательные: полосатый, пятнистый, быстроногий, медлительный, сумчатый, выносливый.

Фонотека: слияние звуков [а], [и], [у],

[о].

Коррекция лексико - грамматического строя речи

Дидактическая игра:

«Какое слово не подходит»

Цель: расширение знания детей, словарный запас.

Задача: формировать представления детей о природных зонах земли. Познакомить детей с дикими животными: пустыни, саваны, джунглей. Их образ жизни, повадки, приспособленность к среде обитания.

Ход игры:

Лев, львица, левый, львенок

Верблюд, верблюдица, верба, верблюжий

Д/и: «Какое слово не подходит»

Коррекция  связной речи

Рассказ – описание «Слон». 

Журнал « Животные жарких стран»

3-4 неделя

«Транспорт»

Коррекция звукопроизношения

Рассказ «Путешествие по городу»

«Качели». 

Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

Сюжетно-ролевая игра.

Картотека артикуляционных упражнений

Коррекция фонематических процессов

Звуки: «Транспорта»

Цель:  обучение определению на слух звуки окружающего мира.

Обогащение словаря

Существительные: машина, автобус, метро, трамвай, троллейбус, поезд, самолет, корабль, вертолет, лодка, грузовик, шофер, остановка, катер, вокзал, кондуктор, билет, гараж, пристань, аэропорт, рельсы, шпалы, ракета, паром, электричка, рефрижератор, трасса, самосвал, парусник, такси, телега, пилот, штурман, велосипед, мотоцикл.

Глаголы: ехать, плыть, летать, сигналить, останавливаться, стоять, чинить, ломаться, отчаливать, причаливать, тормозить, выруливать, ремонтировать, буксовать, подлетать, отлетать, взлетать.

Прилагательные: быстрый, скорый, пассажирский, грузовой, подземный, воздушный, морской, автомобильный, снегоуборочный, железнодорожный, наземный, речной.

Фонотека: звук [т], [п], [н].

Коррекция лексико - грамматического строя речи

Дидактическая игра:

«Кто чем управляет?»

Цель: закрепление формы творительного падежа существительных по теме «Транспорт».

Задача: учить отвечать полным ответом.

Ход игры:

На доске картинки с изображением транспорта.

Взрослый показывает картинку и задет вопросы: «Кто управляет ... автобусом, самолетом и т. д.)»? Дети должны ответить полным предложением.

Автобусом управляет водитель.

Грузовиком управляет шофер.

Поездом управляет машинист.

Вертолетом управляет вертолетчик.

Самолетом управляет летчик.

Кораблем управляет капитан.

Мотоциклом управляет мотоциклист.

Велосипедом управляет велосипедист.

Ракетой управляет космонавт.

Д/и: «Кто чем управляет?»

Коррекция  связной речи

Беседа  «Виды транспорта»

Картинки «Транспорт»

1-2 неделя Май

«Насекомые»

Коррекция звукопроизношения

Сказка «Бабочка»

«Чистим нижние зубы». 

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.

Сборник сказок.

Картотека артикуляционных упражнений

Коррекция фонематических процессов

Звуки: «Насекомых»

Цель:  обучение определению на слух звуки окружающего мира.

Обогащение словаря

Существительные: комар, муха, бабочка, жук, стрекоза, кузнечик, крылышки, головка, брюшко, лапки, спинка.

Глаголы: летать, прыгать, порхать, выходить, вредить, поедать, откладывать.

Прилагательные: маленький, хрупкий, прозрачный, тонкий, вредный, полезный, опасный.

Фонотека: звук [б-п].

Коррекция лексико - грамматического строя речи

Дидактическая игра: 

«Кто что умеет делать»

Цель: обогащение и активизирование словаря.

Задача: учить отвечать полным ответом.

Ход игры:

На наборное полотно выставляют картинки с изображением насекомых. Воспитатель рассказывает детям, кто что умеет делать (летать, порхать, жужжать, пить нектар, махать крылышками, прыгать).

Например:

Бабочка, что делает? (Летает, порхает)

Гусеница, что делает? (Ползает, ест, прячется)

Д/и: «Кто что умеет делать»

Коррекция  связной речи

Беседа о насекомых.

Иллюстрации «Насекомые»  

3-4 неделя

«Лето»

Коррекция звукопроизношения

Сказка «Ручеек»

«Лошадка». 

Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Настольный театр

Картотека артикуляционных упражнений

Коррекция фонематических процессов

Звуки «Лето»

Цель: обучение определению на слух звуки окружающего мира.

Обогащение словаря

Существительные: лето, июнь, июль, август, ливень, солнце, радуга, облака.

Глаголы: созревать, загорать, плыть, сверкать, греметь, купаться.

Прилагательные: теплый, яркий, разноцветный, радостный, жаркий, знойный, долгожданный.

Фонотека: звук [а], [у], [о], [и].

Коррекция лексико - грамматического строя речи

Дидактическая игра:

 «Назови ласково»

Цель: обучение определению на слух звуки окружающего мира.

Задача: формировать лексико - грамматический строй речи.

Ход игры:

Гриб – грибок

Боровик – боровичок и т.д.

Д/и: «Назови ласково»

Коррекция  связной речи

Рассматривание картин и иллюстраций о «Лете».

Иллюстрированные картинки «Лето»

Календарно - тематический план коррекционной работы в старшей группе для детей с нарушением речи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование логопедической работы в старшей группе для детей с ОНР.

Календарно-тематическое планирование логопедической работы в старшей группе для детей с ОНР....

Перспективный план коррекционной работы в старшей группе коррекционной направленности для детей с нарушениями речи

Перспективный план коррекционной работы  в старшей группе коррекционной направленности для детей с нарушениями речи....

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ в средней группе для детей с нарушениями зрения.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДМЕТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙв средней группе для детей с нарушениями зрения. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТРИКИ ...

Рабочая адаптированная программа дошкольного образования коррекционно-развивающей работы в старшей группе для детей с нарушением речи

Рабочая адаптированная программа дошкольного образования коррекционно-развивающей работы в старшей группе для детей с нарушением речи составлена с учетом примерной образовательной программы дошкольног...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В  ЛОГОПЕДИ­ЧЕСКОЙ ГРУППЕ...

Консультация для воспитателей на тему: «Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с нарушениями речи»

Основной контингент дошкольников в группах с нарушениями речи – это дети, имеющие речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечаются поздне...