Консультация "Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности"
консультация по обж (подготовительная группа)

Цыплакова Евгения Николаевна

Содержание выступления на методическом объединении на тему "Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_ikt_i_obzh.docx26.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение – детский сад №19 «Светлячок» г. Балаково

 Саратовской области

Консультация для педагогов

Использование информационных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности

Подготовила: Цыплакова Е.Н.,

воспитатель МАДОУ детский сад № 19

«Светлячок» города Балаково

январь 2019

Использование информационных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности.

Безопасность – всегда наиболее актуальный вопрос в ДОУ. На первом месте у педагога стоит задача так организовать пребывание детей в детском саду так, чтобы они были целы, невредимы и в хорошем настроении, а только потом задачи обучения и воспитания. Но недостаточно просто говорить детям: «Не бегайте в группе!», «Не разговаривайте во время еды!», «Не ешьте снег!» и так далее, нужно научить детей предвидеть опасные ситуации, чтобы постараться этих ситуаций не допускать, а также научить правильным выходам из опасной ситуации, если она все-таки произошла. Например, мы учим детей тому, что «Спички детям не игрушка», «Огонь-друг и огонь-враг», рассказываем о том, что пожар может случиться от оставленного включенным утюга, от газовой плиты и пр. Таким образом, мы учим предвидеть возможность возникновения пожара. Но также мы учим и тому, что нужно делать при возникновении пожара – позвонить в пожарную службу по номеру 01, воспользоваться пожарным выходом, попытать потушить пожар водой, песком, огнетушителем, или накрыть очаг возгорания плотной тканью и другое – это мы предлагаем варианты выхода из создавшейся опасной ситуации. То есть можно сделать вывод, что задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными и опасными ситуациями.

Именно на достижение этой цели и направлен образовательный раздел «Безопасность жизнедеятельности». Но детям дошкольного возраста совсем не интересно слушать постоянные наставления воспитателей, они почти ничего не запоминают, так как ведущая деятельность у них – игровая. Чтобы у ребенка что-то отложилось в голове, нужна игра, действия, эксперименты, яркие эмоции и впечатления. Не зря пословица гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». И здесь нам на выручку приходят информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), заметно повышающие эффективность образовательного процесса как в целом, так и при формировании у детей основ безопасности жизнедеятельности в частности.

Что же такое ИКТ? Это технологии, использующие специальные технические средства (компьютеры, ноутбуки, мультимедиа, фото- и видеоаппаратура и т.д.). И эти технологии уже вошли во все стороны нашей жизни, в том числе в семейный быт и жизнь детей и молодежи. Конечно же, они проникли и в нашу педагогическую деятельность. Чем же ИКТ могут быть полезны воспитателю? В первую очередь, разумеется, информацией.

 Мы подбираем в интернете материалы для НОД, различные иллюстрации, консультации, можем обмениваться опытом работы, участвовать в различных конкурсах, создавать свои страницы в профессиональных социальных сетях и так далее.

При работе с родителями мы можем использовать ИКТ для подбора информации и иллюстраций для консультаций, создавать различные памятки и буклеты, демонстрировать родителям фотографии и видео их детей при помощи презентаций.

 При работе с детьми ИКТ позволяют нам избежать нехватки яркой наглядности – при помощи интернета, программы Word  и принтера мы можем распечатать любое количество дидактических и сюжетных картинок, а также некоторый раздаточный материал. Также мы можем создавать плакаты, лэпбуки, разрезные картинки и многое другое.

Отдельно можно выделить обучающие мультфильмы. Мультфильмов сейчас великое множество, но не все они полезны для детей. Из современных мультфильмов, обучающих безопасности жизнедеятельности, могу предложить следующие:

  1. «Уроки осторожности с тетушкой Совой»;
  2. Мультфильмы студии «Лукоморье Пикчерз»;
  3. «Смешарики. Азбука безопасности»;
  4. «Поли Робокар. Правила дорожного движения»;
  5. «Поли Робокар. Рой и пожарная безопасность».

Хотелось бы более подробно остановиться на презентациях. Существует так называемое «золотое правило презентации»: 10-20-30. То есть 10 слайдов за 20 минут, размер шрифта не меньше 30. Применимо ли это правило к презентациям для детей? Применимо, даже в еще более узких рамках. Например, для нашей возрастной категории – дети дошкольного возраста – текста вообще не должно быть, зато можно вставить больше ярких иллюстраций и, возможно, анимации. Причем иллюстрации должны строго соответствовать теме презентации и быть как можно более крупными. Лучше сделать несколько слайдов с 1-2 большими картинками, чем один слайд с 8 маленькими. Далее – фон. В программах для создания презентаций есть стандартные шаблоны, в интернете можно найти шаблоны на все случаи жизни, но фон на то он и фон, чтобы он не отвлекал от преподносимой информации, поэтому он не должен быть слишком ярким. Кроме того, цвет фона тоже влияет на восприятие информации:

  • Красный – позитивный и веселый, но после 18 слайда вызывает агрессию и не учебное состояние;
  • Желтый – лучше приглушить ближе к бежевому, хороший цвет для детей;
  • Зеленый (мягкий, приглушенный) – до 29-30 слайдов воспринимается оптимально;
  • Синий (мягкий) – позитивный цвет до 30 слайда;
  • Фиолетовый – не способствует запоминанию информации;
  • Белый – способствует запоминанию информации от 50 до 70%;
  • Черный – цвет агрессии и стресса;
  • Коричневый (яркий) – после 23 слайда вызывает подъем артериального давления;
  • Серый – вызывает тревогу.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что оптимальные цвета фона для детской презентации – это бежевый, мягкий зеленый и оттенки синего и голубого.

Не стоит забывать, что презентация для детей должна быть не только правильно оформленной, но и интересной. Нудная лекция, даже с иллюстрациями и анимацией – это все равно нудная лекция. Презентация для детей должна быть интерактивной, дети должны принимать активное участие. Можно разнообразить презентацию вопросами, загадками, играми и заданиями.

Еще один важный аспект – это требования СанПиНа. В ДОУ рекомендуемая непрерывная продолжительность просмотра презентаций или мультфильмов для детей 5 лет не должна превышать 10 минут, для детей 6 лет – 15 минут. Поэтому необходимо использовать физминутки и гимнастику для глаз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого занятия: «Формирование у детей основ безопасности жизнедеятельности. Посторонние предметы».

Формирование и закрепление у детей представления об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, на улице и в транспорте, об их необходимости для человека, о правилах пол...

Доклад из опыта работы по теме "Формирование у детей основ безопасности жизнедеятельности"

Муниципальное дошкольное  образовательное учреждение«Детский сад  общеразвивающего вида с приоритетным осуществлениемдеятельности по художественно-эстетическому развитию детей №14&raqu...

Консультация для родителей «Формирование у детей основ безопасности жизнедеятельности»

Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности с каждым годом становится все более очевидной, хотя в течение многих лет человек создавал и совершенствовал технические средства, чтобы обеспечить бе...

Доклад для воспитателей "Формирование у детей основ безопасности жизнедеятельности"

Формула безопасности гласит: предвидеть опасность, при возможности избегать, при необходимости действовать.Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспоко...

Выступление на педсовете по теме «Формирование у детей основ безопасной жизнедеятельности средствами художественной литературы»

Выступление на педсовете по теме«Формирование у детей основ безопасной жизнедеятельности средствами художественной литературы»...