Консультация для родителей "Формирование у детей основ безопасной жизнедеятельности"
консультация по обж (средняя группа)

Сараева Елена Сергеевна

Консультация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у детей основ безопасной жизнедеятельности.
 

        КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ      
                                                                                 
     Уважаемые родители! Для того, чтобы ваши дети от незнания жизни не стали жертвами преступников, предупреждайте их об опасности. Ребенок должен знать свои имя, фамилию, адрес, где живёт. Если он заблудится, то должен не пугаться и плакать, а осмотреться вокруг и обратиться за помощью: в магазине - к кассиру или продавцу, в метро - к контролеру или милиционеру.
     Доброжелательное напоминание правил безопасности ребенок воспринимает на подсознательном уровне.
Внушайте своим детям четыре «не»:
не ходи никуда с незнакомыми людьми, как бы они не уговаривали и что бы интересное и вкусное не предлагали;
не садись в машину с незнакомыми людьми, чтобы они не говорили;
не играй на улице с наступлением темноты, не заигрывайся на дворе при возвращении из школы;
не открывай дверь незнакомым людям.
        Объясняйте детям, что никто не может прийти в дом от имени родителей, попросить что-то отдать или остаться.
     
Давая советы, не запугивайте ребёнка. Лучше поддерживайте с детьми доверительно-дружеские отношения, это эффективнее, чем страх в детской душе.

ПРАВИЛА ДЛЯ ОСТОРОЖНЫХ ДЕТЕЙ.

Одна из ошибок воспитания - безусловное подчинение взрослому человеку. Мы часто говорим детям: "Со взрослым так так не разговаривают!", "Если взрослый тебе сказал, значит, надо его слушаться". Но одновременно с этим, в ребенке надо воспитывать недоверие к незнакомым и малознакомым людям. Нужно усвоить правило четырех "не" разработанное английскими криминалистами и внедренное в обязательную школьную программу.

1. Не выходи гулять один во двор, на пустырь, на дорогу.
 
2. Если ты всё же нарушил первое правило, вышел на улицу один и незнакомый взрослый хватает тебя за руку и тащит за собой или пытается втолкнуть в машину, вспомни сказку "Кот петух и лиса" - кричи как можно громче: "Мама, папа спасите меня!" А лучше "Пожар!" На этот крик обязательно откликнутся взрослые.
 
3. Защити себя: сильно ударь ногой незнакомца под  коленку, укуси его за руку, кинь ему в лицо песок, больно ущипни.
4. Чтобы избежать неприятностей, гуляй только с родными и знакомыми людьми.
 
 
К этим четырем пунктам можно добавить следующее:
* НЕ обязательно отвечать на вопросы незнакомых людей и чем бы то ни было помогать им (даже если этот человек стар и не может самостоятельно добраться до квартиры, или человек не может найти какое либо строение и т.п.)
* Научите ребенка вежливо отказывать старшим (есть дети, которые не в состоянии отказать незнакомцу в просьбе, хотя внутренне испытывают протест).
* Необходимо объяснить ребенку, что если к нему пристает незнакомец, следует громко  и пронзительно кричать, звать на помощь

      ОДИН ДОМА ИЛИ ДОМ БЕЗОПАСНЫЙ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКА.

     Оставлять детей одних дома — вынужденная мера: случилось что-то непредвиденное. Научите их правильно себя вести в этой ситуации.
     Необходимо помнить, что дома ребенка подстерегает много опасностей, о которых мы не задумываемся.
   
  Первая группа опасностей:
1. Предметы, которые несут угрозу для жизни и пользоваться которыми детям запрещается: спички, газовая плита, включенные 
электроприборы и электророзетки.    
2. Предметы, которыми дети учатся пользоваться в повседневной жизни (ножницами и ножом — с 4 лет, иголкой — с 6 лет).
3. Предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (
бытовая химия, лекарства, сигареты, спиртные напитки, пищевые кислоты, колюще-режущие инструменты).
     На примере литературных произведений, из личных бесед ребенок должен запомнить, чем можно пользоваться, а чем категорически запрещается. Взрослые знакомят детей с такими предметами, как ножницы, нож и иголка, объясняют, как можно ими пользоваться и какие правила безопасности необходимо соблюдать при этом. 

     Вторая группа опасностей — открытые окно и балкон.
     Запретите детям выходить без вас на балкон и выглядывать в открытое окно. Не забудьте аргументировать ваш запрет. 
  
   Третья группа опасностей — экстремальные ситуации в быту.
1. Пожар в доме.
2. Проникновение в дом преступников.
     Объясните детям правила тушения начинающегося пожара и научите их, как вызвать по телефону пожарную службу или позвонить родителям и соседям. Проведите тренинги пользования телефоном. Объясните, что ложный вызов ведет к наказанию.
     Запретите детям вступать в контакт с незнакомыми людьми.
    
Безопасное детство ребенка — это итог вашего кропотливого и спокойного объяснения сложных ситуаций и тренинг выхода из них! 


       Проверьте, какие из преречисленных ниже моделей поведения присущи вашему ребенку.
* Может сказать "нет" незнакомым людям.
* Может отклонить вызов (предложение сделать что-то "на спор").
* Не стесняется рассказать о смутивших его чьих-то прикосновениях.
* Следует правилам
* Способен говорить о своих проблемах и чувствах.
* Рискнет при необходимости устроить скандал.
* Умеет позвонить по телефону.
* Откажется от подачки взрослого.
* Откроет дверь только с вашего разрешения.
*Может отличить работников милиции от посторонних людей.
     Если к характеру вашего ребенка подходит подавляющее большинство из этих утверждения, можите успокоиться. Если нет - уделяйте его безопасности как можно больше времени и внимания.


 

         КАК ПРОВЕРИТЬ УМЕНИЕ РЕБЕНКА             ПРАВИЛЬНО ВЕСТИ СЕБЯ В ОПАСНЫХ СИТУАЦИЯХ.

     В детских садах проводятся беседы и анализ знаний детей о поведении в опасных ситуация. Попробуйте и вы выяснить, понимает ли ребенок, какие ситуации для него являются опасными и что необходимо сделать в этих случаях. Вот некоторые вопросы, которые можно задать детям.
 
     Назови:
• номер домашнего телефона и адрес дома;
• номер сотового телефона мамы (папы);
• телефон «скорой помощи», милиции, пожарной службы.
 
     Если во время прогулки к тебе подойдет незнакомый человек и позовет посмотреть красивую игрушку, маленьких котят, «секрет», то ты:
• сразу убежишь;
• позовешь друга с собой, и посмотрите вместе то, что хочет показать незнакомец;
• пойдешь смотреть один;
• позовешь милиционера.
 
     Если ты потеряешься в лесу, то:
• побежишь со страху куда глаза глядят;
• сядешь под куст и будешь плакать;
• будешь кричать и звать на помощь;
• начнешь стучать в металлические банки, найденные в лесу;
• выложишь на тропинке «сигналы» (камушки, шишки).
 
     Если ты потеряешься в городе, то:
• сядешь на скамейку и будешь плакать;
• будешь бегать и просить всех подряд тебе помочь;
• подойдешь к человеку в форме (милиционеру, охраннику) или женщине с ребенком и попросишь о помощи.
 
     Если, гуляя по парку или в лесу, увидишь красивую ягоду, ты:
• сорвешь ее и попробуешь на вкус;
• сорвешь и покажешь взрослому;
• не будешь трогать, пока ее не увидит взрослый.
 
     Если друг предложит тебе пойти на пруд покататься на льду, ты:
• примешь предложение и пойдешь кататься;
• откажешься, предупредив товарища о том, что можно провалиться под лед и утонуть.
 
     Можно по такому же принципу придумать вопросы и о купании в пруду, и о прогулках на пустыре и других опасностях, подстерегающих ребенка в мегаполисе. Ответы ребенка подскажут, о чем следует еще раз поговорить с ним, чтобы предотвратить беду.

 ОДИН ДОМА ИЛИ ДОМ БЕЗОПАСНЫЙ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКА

     ОСТАВЛЯТЬ ДЕТЕЙ ОДНИХ ДОМА — ВЫНУЖДЕННАЯ МЕРА: СЛУЧИЛОСЬ ЧТО-ТО НЕПРЕДВИДЕННОЕ. НАУЧИТЕ ИХ ПРАВИЛЬНО СЕБЯ ВЕСТИ В ЭТОЙ СИТУАЦИИ.
     НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ, ЧТО ДОМА РЕБЕНКА ПОДСТЕРЕГАЕТ МНОГО ОПАСНОСТЕЙ, О КОТОРЫХ МЫ НЕ ЗАДУМЫВАЕМСЯ.
     
ПЕРВАЯ ГРУППА ОПАСНОСТЕЙ:
1. ПРЕДМЕТЫ, КОТОРЫЕ НЕСУТ УГРОЗУ ДЛЯ ЖИЗНИ И ПОЛЬЗОВАТЬСЯ КОТОРЫМИ ДЕТЯМ ЗАПРЕЩАЕТСЯ: СПИЧКИ, ГАЗОВАЯ ПЛИТА, ВКЛЮЧЕННЫЕ 
ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ И ЭЛЕКТРОРОЗЕТКИ.    
2. ПРЕДМЕТЫ, КОТОРЫМИ ДЕТИ УЧАТСЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ (НОЖНИЦАМИ И НОЖОМ — С 4 ЛЕТ, ИГОЛКОЙ — С 6 ЛЕТ).
3. ПРЕДМЕТЫ, КОТОРЫЕ ВЗРОСЛЫЕ ДОЛЖНЫ ХРАНИТЬ В НЕДОСТУПНЫХ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЕСТАХ (
БЫТОВАЯ ХИМИЯ, ЛЕКАРСТВА, СИГАРЕТЫ, СПИРТНЫЕ НАПИТКИ, ПИЩЕВЫЕ КИСЛОТЫ, КОЛЮЩЕ-РЕЖУЩИЕ ИНСТРУМЕНТЫ).
     НА ПРИМЕРЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ИЗ ЛИЧНЫХ БЕСЕД РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ЗАПОМНИТЬ, ЧЕМ МОЖНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ, А ЧЕМ КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ. ВЗРОСЛЫЕ ЗНАКОМЯТ ДЕТЕЙ С ТАКИМИ ПРЕДМЕТАМИ, КАК НОЖНИЦЫ, НОЖ И ИГОЛКА, ОБЪЯСНЯЮТ, КАК МОЖНО ИМИ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ И КАКИЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ НЕОБХОДИМО СОБЛЮДАТЬ ПРИ ЭТОМ.
     
ВТОРАЯ ГРУППА ОПАСНОСТЕЙ — ОТКРЫТЫЕ ОКНО И БАЛКОН.
     ЗАПРЕТИТЕ ДЕТЯМ ВЫХОДИТЬ БЕЗ ВАС НА БАЛКОН И ВЫГЛЯДЫВАТЬ В ОТКРЫТОЕ ОКНО. НЕ ЗАБУДЬТЕ АРГУМЕНТИРОВАТЬ ВАШ ЗАПРЕТ.
     
ТРЕТЬЯ ГРУППА ОПАСНОСТЕЙ — ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ В БЫТУ.
1. ПОЖАР В ДОМЕ.
2. ПРОНИКНОВЕНИЕ В ДОМ ПРЕСТУПНИКОВ.
     ОБЪЯСНИТЕ ДЕТЯМ ПРАВИЛА ТУШЕНИЯ НАЧИНАЮЩЕГОСЯ ПОЖАРА И НАУЧИТЕ ИХ, КАК ВЫЗВАТЬ ПО ТЕЛЕФОНУ ПОЖАРНУЮ СЛУЖБУ ИЛИ ПОЗВОНИТЬ РОДИТЕЛЯМ И СОСЕДЯМ. ПРОВЕДИТЕ ТРЕНИНГИ ПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕЛЕФОНОМ. ОБЪЯСНИТЕ, ЧТО ЛОЖНЫЙ ВЫЗОВ ВЕДЕТ К НАКАЗАНИЮ.
     ЗАПРЕТИТЕ ДЕТЯМ ВСТУПАТЬ В КОНТАКТ С НЕЗНАКОМЫМИ ЛЮДЬМИ.
    
БЕЗОПАСНОЕ ДЕТСТВО РЕБЕНКА — ЭТО ИТОГ ВАШЕГО КРОПОТЛИВОГО И СПОКОЙНОГО ОБЪЯСНЕНИЯ СЛОЖНЫХ СИТУАЦИЙ И ТРЕНИНГ ВЫХОДА ИЗ НИХ!
 
       ПРОВЕРЬТЕ, КАКИЕ ИЗ ПРЕРЕЧИСЛЕННЫХ НИЖЕ МОДЕЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ ПРИСУЩИ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ.
* МОЖЕТ СКАЗАТЬ "НЕТ" НЕЗНАКОМЫМ ЛЮДЯМ.
* МОЖЕТ ОТКЛОНИТЬ ВЫЗОВ (ПРЕДЛОЖЕНИЕ СДЕЛАТЬ ЧТО-ТО "НА СПОР").
* НЕ СТЕСНЯЕТСЯ РАССКАЗАТЬ О СМУТИВШИХ ЕГО ЧЬИХ-ТО ПРИКОСНОВЕНИЯХ.
* СЛЕДУЕТ ПРАВИЛАМ
* СПОСОБЕН ГОВОРИТЬ О СВОИХ ПРОБЛЕМАХ И ЧУВСТВАХ.
* РИСКНЕТ ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ УСТРОИТЬ СКАНДАЛ.
* УМЕЕТ ПОЗВОНИТЬ ПО ТЕЛЕФОНУ.
* ОТКАЖЕТСЯ ОТ ПОДАЧКИ ВЗРОСЛОГО.
* ОТКРОЕТ ДВЕРЬ ТОЛЬКО С ВАШЕГО РАЗРЕШЕНИЯ.
*МОЖЕТ ОТЛИЧИТЬ РАБОТНИКОВ МИЛИЦИИ ОТ ПОСТОРОННИХ ЛЮДЕЙ.
     ЕСЛИ К ХАРАКТЕРУ ВАШЕГО РЕБЕНКА ПОДХОДИТ ПОДАВЛЯЮЩЕЕ БОЛЬШИНСТВО ИЗ ЭТИХ УТВЕРЖДЕНИЯ, МОЖИТЕ УСПОКОИТЬСЯ. ЕСЛИ НЕТ - УДЕЛЯЙТЕ ЕГО БЕЗОПАСНОСТИ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ВРЕМЕНИ И ВНИМАНИЯ.
        
 КАК ПРОВЕРИТЬ УМЕНИЕ РЕБЕНКА ПРАВИЛЬНО ВЕСТИ СЕБЯ В ОПАСНЫХ СИТУАЦИЯХ
     В ДЕТСКИХ САДАХ ПРОВОДЯТСЯ БЕСЕДЫ И АНАЛИЗ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ О ПОВЕДЕНИИ В ОПАСНЫХ СИТУАЦИЯ. ПОПРОБУЙТЕ И ВЫ ВЫЯСНИТЬ, ПОНИМАЕТ ЛИ РЕБЕНОК, КАКИЕ СИТУАЦИИ ДЛЯ НЕГО ЯВЛЯЮТСЯ ОПАСНЫМИ И ЧТО НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ В ЭТИХ СЛУЧАЯХ. ВОТ НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ МОЖНО ЗАДАТЬ ДЕТЯМ.
 
     
НАЗОВИ:
• НОМЕР ДОМАШНЕГО ТЕЛЕФОНА И АДРЕС ДОМА;
• НОМЕР СОТОВОГО ТЕЛЕФОНА МАМЫ (ПАПЫ);
• ТЕЛЕФОН «СКОРОЙ ПОМОЩИ», МИЛИЦИИ, ПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ.
 
     ЕСЛИ ВО ВРЕМЯ ПРОГУЛКИ К ТЕБЕ ПОДОЙДЕТ НЕЗНАКОМЫЙ ЧЕЛОВЕК И ПОЗОВЕТ ПОСМОТРЕТЬ КРАСИВУЮ ИГРУШКУ, МАЛЕНЬКИХ КОТЯТ, «СЕКРЕТ», ТО ТЫ:
• СРАЗУ УБЕЖИШЬ;
• ПОЗОВЕШЬ ДРУГА С СОБОЙ, И ПОСМОТРИТЕ ВМЕСТЕ ТО, ЧТО ХОЧЕТ ПОКАЗАТЬ НЕЗНАКОМЕЦ;
• ПОЙДЕШЬ СМОТРЕТЬ ОДИН;
• ПОЗОВЕШЬ МИЛИЦИОНЕРА.
 
     
ЕСЛИ ТЫ ПОТЕРЯЕШЬСЯ В ЛЕСУ, ТО:
• ПОБЕЖИШЬ СО СТРАХУ КУДА ГЛАЗА ГЛЯДЯТ;
• СЯДЕШЬ ПОД КУСТ И БУДЕШЬ ПЛАКАТЬ;
• БУДЕШЬ КРИЧАТЬ И ЗВАТЬ НА ПОМОЩЬ;
• НАЧНЕШЬ СТУЧАТЬ В МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ БАНКИ, НАЙДЕННЫЕ В ЛЕСУ;
• ВЫЛОЖИШЬ НА ТРОПИНКЕ «СИГНАЛЫ» (КАМУШКИ, ШИШКИ).
 
     
ЕСЛИ ТЫ ПОТЕРЯЕШЬСЯ В ГОРОДЕ, ТО:
• СЯДЕШЬ НА СКАМЕЙКУ И БУДЕШЬ ПЛАКАТЬ;
• БУДЕШЬ БЕГАТЬ И ПРОСИТЬ ВСЕХ ПОДРЯД ТЕБЕ ПОМОЧЬ;
• ПОДОЙДЕШЬ К ЧЕЛОВЕКУ В ФОРМЕ (МИЛИЦИОНЕРУ, ОХРАННИКУ) ИЛИ ЖЕНЩИНЕ С РЕБЕНКОМ И ПОПРОСИШЬ О ПОМОЩИ.
 
     ЕСЛИ, ГУЛЯЯ ПО ПАРКУ ИЛИ В ЛЕСУ, УВИДИШЬ КРАСИВУЮ ЯГОДУ, ТЫ:
• СОРВЕШЬ ЕЕ И ПОПРОБУЕШЬ НА ВКУС;
• СОРВЕШЬ И ПОКАЖЕШЬ ВЗРОСЛОМУ;
• НЕ БУДЕШЬ ТРОГАТЬ, ПОКА ЕЕ НЕ УВИДИТ ВЗРОСЛЫЙ.
 
     
ЕСЛИ ДРУГ ПРЕДЛОЖИТ ТЕБЕ ПОЙТИ НА ПРУД ПОКАТАТЬСЯ НА ЛЬДУ, ТЫ:
• ПРИМЕШЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ПОЙДЕШЬ КАТАТЬСЯ;
• ОТКАЖЕШЬСЯ, ПРЕДУПРЕДИВ ТОВАРИЩА О ТОМ, ЧТО МОЖНО ПРОВАЛИТЬСЯ ПОД ЛЕД И УТОНУТЬ.
 
     МОЖНО ПО ТАКОМУ ЖЕ ПРИНЦИПУ ПРИДУМАТЬ ВОПРОСЫ И О КУПАНИИ В ПРУДУ, И О ПРОГУЛКАХ НА ПУСТЫРЕ И ДРУГИХ ОПАСНОСТЯХ, ПОДСТЕРЕГАЮЩИХ РЕБЕНКА В МЕГАПОЛИСЕ. ОТВЕТЫ РЕБЕНКА ПОДСКАЖУТ, О ЧЕМ СЛЕДУЕТ ЕЩЕ РАЗ ПОГОВОРИТЬ С НИМ, ЧТОБЫ ПРЕДОТВРАТИТЬ БЕДУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей ДОУ "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников"

Обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей....

Консультация "Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности"

Содержание выступления на методическом объединении на тему "Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности"...

Сценарий открытого занятия: «Формирование у детей основ безопасности жизнедеятельности. Посторонние предметы».

Формирование и закрепление у детей представления об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, на улице и в транспорте, об их необходимости для человека, о правилах пол...

Доклад из опыта работы по теме "Формирование у детей основ безопасности жизнедеятельности"

Муниципальное дошкольное  образовательное учреждение«Детский сад  общеразвивающего вида с приоритетным осуществлениемдеятельности по художественно-эстетическому развитию детей №14&raqu...

Консультация для родителей «Формирование у детей основ безопасности жизнедеятельности»

Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности с каждым годом становится все более очевидной, хотя в течение многих лет человек создавал и совершенствовал технические средства, чтобы обеспечить бе...

Консультация для педагогов по теме «Формирование у детей основ безопасной жизнедеятельности средствами художественной литературы»

Консультация для педагогов по теме «Формирование у детей основ безопасной жизнедеятельности средствами художественной литературы»...