Использование STEAM – технологии в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения для формирования у воспитанников навыков безопасного поведения на дороге
опыты и эксперименты по обж (подготовительная группа)

Судавцова Марина Никитична

Информация об опыте

Условия возникновения и становления опыта

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области (далее МДОУ «ЦРР - д/с №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки) расположен в районе  Соцгородка.  Работает  учреждение с сентября  1975 года.  С октября   1999 года  функционирует  в статусе  «Центра развития ребёнка»

В нашем регионе, как и в стране в целом, большое внимание уделяется работе  по профилактике дорожно-транспортного травматизма.   Этот факт не может оставаться без внимания образовательных учреждений, которым необходимо формировать  у дошкольников основы безопасного поведения на дороге. Ведь именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным возрастным периодом для формирования устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.

Автора опыта заинтересовала проблема формирования навыков безопасного поведения на дороге у дошкольников. Началом работы по теме опыта стало проведение в апреле 2014 года  среди выпускников детского сада диагностики по определению уровня сформированности навыков безопасного поведения на дороге  по методике игровых тестовых заданий Замалеевой А. И. (приложение № 1). 

По итогам проводимых исследований было определено, что  высоким уровнем  сформированности навыков безопасного поведения на дороге обладало  только  10% из участвовавших в диагностике воспитанников, средним уровнем - 49% воспитанников, низким уровнем- 45%.

Анализ проведенной  диагностики свидетельствовал о необходимости активизации работы по повышению уровня сформированности навыков безопасного поведения на дороге у дошкольников.

 

Актуальность опыта

Проблема детского травматизма на дорогах, с каждым годом становится все острее. Ребенок, который вышел на улицу, автоматически попадает в зону опасности. Детский дорожно-транспортный травматизм представляет собой очень серьезную проблему современности. Ведь чаще всего его виновниками становятся сами дети, которые переходят дороги и улицы в неположенных местах, играют вблизи дорог, неправильно входят и выходят из автобусов и трамваев.

Президент России  Путин В.В.  определил обучение детей правилам поведения на дороге как одну из приоритетных и важных  государственных задач - «Детская безопасность на дорогах – составная часть заботы государства о здоровом и безопасном образе жизни её юных граждан» [2].

Поэтому работа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у дошкольников является одним из важных направлений работы любого современного дошкольного образовательного учреждения.  

Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей невозможно без рассмотрения  жизненных ситуаций, доступных пониманию ребенка.  Смоделировать такую ситуацию, пережить и оценить  её важность в условиях дошкольного образовательного учреждения, возможно, если использовать в образовательном процессе STЕАM–технологию.

           Данная технология активно применяется в практике работы образовательных учреждений дошкольного и школьного образования зарубежных стран таких как: США, Австралия, Великобритания, Франция, Нидерланды, Швеция. 

       Несколько лет назад её стали применять и в дошкольных образовательных учреждениях России. И она показала свою высокую эффективность.

Однако в практике работы дошкольных образовательных учреждений существует устойчивое противоречие между необходимостью использования инновационных технологий в образовательном  процессе и      технологической неразработанностью  системы применения   SТЕАМ-технологии   для формирования  у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге.

Представляемый опыт направлен на устранение данного противоречия. 

 

Ведущая педагогическая идея опыта.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей использование SТЕАМ-технологии для развития навыков безопасного поведения на дороге у детей в условиях широкого внедрения требований ФГОС при организации образовательного процесса дошкольного   учреждения.

Длительность работы над опытом

Длительность работы над опытом охватывает период с мая 2014 года, по май 2017 года. Работа над опытом проходила поэтапно:

1 этап – начальный (констатирующий) – май  2014 года. Данный этап предполагал обнаружение проблемы, подбор и разработку диагностического материала, выявление уровня сформированности у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге.

2 этап – основной (формирующий) – май 2014-март 2017 года.

На формирующем этапе был проведён сбор информации по SТЕАМ-технологии, изучение темы, подбор игр и внедрение в образовательный процесс данной технологии, направленной на формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге.

3 этап - заключительный  (контрольный) – март-май 2017 года. Диагностика на заключительном этапе доказала успешность использования выбранной технологии, применения SТЕАМ-технологии для формирования у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге.

 

Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен системой работы: «режимные моменты – организованная образовательная деятельность, развлечения», направленной на развитие у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге посредством использования в образовательном процессе SТЕАМ-технологии.

 

Теоретическая база опыта

Вопросы развития безопасного поведения на дороге у дошкольников  отражены в научных трудах Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной [4],  К.Ю. Белой [6] , Т. Г Хромцовой [23].Причины несчастных случаев с дошкольниками на улице впервые были выделены еще в начале  30-х годов XX века В.М. Федяевской [25]. Методы и приемы обучения дошкольников правилам поведения на улице, предложенные В.М. Федяевской, позже были дополнены Э.Я. Степаненковой [21], М.Ф. Фисенко [22],  и другими практическими работниками дошкольных учреждений.

Многолетний опыт работы авторов методических разработок в области профилактики дорожной безопасности Иванова Т.В., Чермашенцева О.В. [27], Молодова Л.П., Кононова И.В., Шорыгина Т.А. [18] подсказывает, что только активная самостоятельная деятельность самих детей может приносить ощутимую пользу. Дети тянутся ко всему зрелищному, яркому, хотят экспериментировать и познавать что-то новое.

Тем не менее, проблема повышения качества профилактической работы с детьми дошкольного возраста недостаточно изучена. Авторы современных программ мало уделяют внимания развитию у детей осознанного  безопасного поведения на улице, использованию современных технологий, нетрадиционных форм и методов работы с дошкольниками.

В настоящее время для системы дошкольного образования установлен Федеральный государственный образовательный стандарт, в котором определены обязательные образовательные области и основные задачи данных областей [2].

Согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения»  основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства [1].

Общеобразовательные программы, реализуемые в дошкольных учреждениях, призваны помочь педагогу решить большой и сложный круг проблем, поставленных перед дошкольным образованием, в частности проблему воспитания безопасного поведения детей на дороге, в быту и повседневной жизни.

Комплексная программа  «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в содержании образовательной области «Социально - коммуникативная» предлагает  следующие направления работы по реализации данной цели:  формирование знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства, развитие умений и навыков безопасного поведения у детей в разнообразных опасных ситуациях; закрепление умений и навыков безопасного поведения в условиях специально организованной и самостоятельной деятельности, развитие осознанности и произвольности в выполнении основных правил безопасного поведения в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми [3].

Эффективная реализация этой программы невозможна без создания в дошкольном  образовательном учреждении  метапредметной среды, связанной с интеграцией разных образовательных областей. Использование   STEAM –технологии способно обеспечить такую среду при организации образовательного процесса.

Впервые STEAM– технология была  использована в США для организации  деятельности  детей в условиях метопредметной среды, направленной на подготовку  детей  к жизни в высокотехнологически развитом пространстве.

В данный момент STEAM –технология введена в образовательную программу детских садов и школ в США, Англии, Германии для подготовки с самого раннего возраста высоко технологичных людей.

 «STEM» включает в себя расшифровку первых букв слов:

      - «science» - наука;

      -« technology» -технология;

      - « engineering» - инженерия;

      - «math»- математика.

Данные дисциплины становятся самыми востребованными в современном мире. Поэтому сегодня STEAM-технология развивается, как один из основных  трендов, сочетая в себе естественные науки с технологиями, инженерией и математикой. Как и в жизни, все предметы интегрированы и взаимосвязаны в единое целое — и в понимании этой самой гармоничной цельности и есть сила.

В своей работе Шатунова О. В., после изучения опыта работы по STEAM- образованию в 7 развитых странах мира, писала о необходимости развития STEAM- образования, как положительного образца педагогической инновации в нашей стране по развитию научно технического творчества детей [7].

STEAM – технология в дошкольном образовательном учреждении это: экспериментирование, конструирование, математика и творчество. Это  интегративный подход при организации образовательной деятельности.

Кроме развития у дошкольников навыков     практической деятельности STЕАM - технология создает условия для переживания детьми реальных жизненной ситуаций, анализируя которые дети учатся принимать самостоятельные решения. Именно это свойство STEАM –технологии создает эффективную среду для организации  работы по формированию основ безопасного поведения на дороге у дошкольников.

Метапредметность в предметно-пространственной развивающей среде помогает создать целостную картину мира в сознании ребёнка. Технические макеты города и проезжей части, конструкторы-лего, игрушки «STEАM»  моделируют реальность, концентрируют внимание детей, включают  их в продуктивную комбинированную  практическую деятельность, включающую  в себя исследовательскую работу,   конструирование, математику и творчество.

          STЕАM- технология эффективна в применении во всех видах детской деятельности, организуемых в условиях дошкольного учреждения.

На схеме 1. представлена система работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге воспитанников c применением STEАM –технологии

 

Организационная диаграмма

 

Новизна опыта

Новизна опыта заключается в  создании авторской системы работы воспитателя с использованием в образовательном процессе дошкольной образовательной организации SТЕАМ-технологии, направленной на формирование навыков  безопасного поведения на дороге у дошкольников.

 

Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта.

Данный опыт может быть применен как в условиях дошкольного образовательного учреждения, так и в начальной школе педагогами, работающими над проблемой формирование навыков безопасного поведения на дорогах дошкольников.

РАЗДЕЛ II. Технология описания опыта

Целью педагогической деятельности является  использование STEAMтехнологии в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения для формирования у воспитанников навыков безопасного поведения на дороге

 Задачи, способствующие достижению данной цели:

  • поиск и изучение соответствующей литературы по проблеме использования STЕАM – технологии  для создания метапредметной среды формирования навыков безопасного поведения на дороге у дошкольников;
  • создание обучающей среды с использованием STЕАM – технологии  в условиях дошкольного образовательного учреждения для повышения уровня сформированности навыков безопасного поведения на дороге у дошкольников;
  • подбор развивающих заданий с использованием STЕАM – технологии  для формирования навыков безопасного поведения на дороге у дошкольников;
  • создание системы работы воспитателя, направленной на формирование навыков безопасного поведения  дошкольников на дороге с использованием STЕАM – технологии и апробирование в практической деятельности;
  • подбор диагностик и организация  мониторинга   успешности работы.

      При организации работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге у дошкольников с использованием STЕАM-технологии необходимо учитывать основные педагогические принципы:

- интегративности,   предполагающий  взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, определяющий  целеполагание, содержание обучения, его формы и методы;

     - сознательности и активности,  предполагающий выработку глубоких и осмысленных знаний, на основе собственной  познавательной  активности ребенка, обеспечивающий определение  логических связей между известным и неизвестным, понимание причинно-следственных связей между предметами и явлениями, учитывающий  индивидуальные интересы дошкольника;

      - наглядности обучения,  обеспечивающий наглядную иллюстрацию информации, содержащей строго зафиксированные научные закономерности;        

      - системности, обеспечивающий взаимосвязь содержания и форм воспитания обучающихся в зависимости от их возраста;

      - доступности и последовательности, обеспечивающий единство взаимосвязи обучения и воспитания ребенка;

        - природосообразности, обеспечивающий  воспитание и образование ребенка в соответствии с законами его физического и духовного развития;

       - сотрудничества единство взаимодействия семьи и дошкольного учреждения в воспитании и образовании ребенка.

 Система использования в образовательном процессе SТЕАМ-технологии  строилась в соответствии с требованиями ФГОС ДО и на основании программы дошкольного образовательного учреждения, в учебном плане которой часть формируемая  участниками образовательных отношений была представлена образовательной деятельностью по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников. Для разработки принципов деятельности, определения используемых при её организации форм и методов педагогической работы  была использована парциальная программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой, раздел «Ребенок на улицах города».

         Для  организации работы необходимо было создать материально-техническую базу. Были приобретены требуемые конструкторы, макеты города, машины, игрушки «SТЕАМ».

Автор опыта изучил методическую литературу по проблеме использования STEAM- технологии в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения  и на основе этого определил систему форм и методов работы,  максимально соответствующих педагогической деятельности.

       Первым и основным необходимым условием успешности организации такой деятельности было выделены условия соблюдения техники безопасности применения игрушек  «SТЕАМ»  в соответствии с требованиями  СанПиН 2.4.1.3049-13. в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения.   

        Второе условие заключалось в использовании игр и макетов, соответствующих    возрастным  особенностям  детей.

       Третьим  условием успешности применения STЕАM – технологии   заключалось использованием  практических  работ с элементами исследования    при организации каждого вида деятельности.

В начале работы над темой опыта   необходимо обратить особое внимание на обеспечение в полном объеме  двух первых условий. Только в этом случае возможно  успешная организация применения STЕАM – технологии   для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников.

        Выполнение  третьего условия можно обеспечить только через использование опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности практической направленности при организации образовательного процесса. При этом необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

В ходе режимных моментов использовалась опытно-экспериментальная деятельность, позволяющая закрепить навыки безопасного поведения на дороге у детей, полученные в ходе организованной образовательной деятельности, тематических бесед, экскурсий. Например, после проведенной экскурсии с детьми средней группы к перекрестку оснащённым светофором, с детьми была проведена практическая работа с элементами исследования по теме «Светофор в стакане» в ходе данной деятельности дети закрепляли увиденное на экскурсии, разыгрывали ситуации правильного и неправильного перехода проезжей части, повторили сигналы светофора.

Далее была проведена практическая работа «Светофор в стакане»

Цель опытно-экспериментальной деятельности: запомнить порядок расположения  цветов  светофора.

Организация и проведение работы:

1 этап. Для увеличения плотности воды  в стакан с водой, окрашенной в желтый  цвет, добавляется 1 ложка сахара, в стакан с водой, окрашенной в красный цвет, добавляются 2 ложки сахара.

2. этап. Пустой стакан заполняется на 1/3 часть водой зеленого цвета.

С помощью спринцовки с этот же стакан добавляется вода жёлтого цвета объемом 1/3 стакана.

3. этап.  С помощью спринцовки с этот же стакан добавляется вода красного  цвета объемом 1/3 стакана.

Если три предыдущих этапа выполнены правильно, тогда в ранее пустом стакане получается три слоя воды разного цвета, которые располагаются в таком же порядке, как и у  светофора.

После выполнения работы педагог проводит небольшую беседу с дошкольниками о предназначении каждого цвета светофора.

Таким образом,  в данном случае для организации по  использованию STEAM – технологии, необходимо было  провести комбинированное занятие, состоящее из прогулки с элементами экскурсии,  наблюдения и опытно-экспериментальной деятельности в группе при этом мы добились того, что дети  усвоили порядок и предназначение цветов светофора.

При организации применения STEAM – технологии в старшей группе задачи комбинированного занятия усложняются. Обучение будет эффективным, если комбинировать прогулку и образовательную деятельность в старшей  группе при изучении следующих тем «Транспорт», «Проезжая часть», «Знаки».

    После экскурсии в зимнее время года к проезжей части, где дети подготовительной группы наблюдали за передвижением транспорта, в группе была проведена исследовательская деятельность  «Чем отличается движение транспорта в условиях зимнего и летнего времени года»  узнали, как едет машина по скользкой дороге зимой (по атласной ткани) и по сухой дороге в тёплое время года (по ткани вельвета). Опыт направлен на то, что бы дети увидели опасность скользкой дороги зимой и могли сделать вывод, что без специальной резины на колёсах ездить зимой опасно. Дети в данном опыте обсуждали, что ещё предпринимают люди с дорожным покрытием, что бы обеспечить безопасность автомобилистов и пассажиров. Опыт развивает познавательную инициативу, умение сравнивать явления устанавливать простые связи и отношения между ними.

        Одной из любимых детьми форм обучения по применению STЕАM –технологии  в образовательной деятельности является  применение данной технологии при организации досуговой деятельности.

      Так при организации досуговой деятельности в средней группе по теме «Кошка, которая гуляет сама по себе» с помощью опыта с песком расширяется знание детей  о разновидностях пешеходных переходов (приложение № 2). С помощью песка дети строят подземный и наземный переход, моделируют участок улицы, учатся правильно расставлять дорожные знаки. Организация опытно-экспериментальной деятельности с применением STЕАM- технологии  способствует формированию и развитию  познавательной  активности обучающихся, развивает  наблюдательность, способность анализировать, сравнивать.

        Так при организации досуговой деятельности в средней группе по теме «Незнайка в городе»  организуется опытно-экспериментальная деятельность по теме  «Зачем пассажирам при езде пристёгивать ремень безопасности (автомобильное кресло)».    При её организации   используется конструктор. Дети видят как при резком торможении транспорта человечек на машине,  пристёгнутый ремнём безопасности, сохраняет свое положение при резких движениях автомобиля, в то время как человек, не пристегнутый ремнем безопасности, не может сохранять свое первоначальное безопасное положение в автомобиле.   Опытно - экспериментальная деятельность  с использованием STЕАM- технологии  способствует закреплению знаний детей о мерах безопасности, которые необходимо соблюдать во время поездок (детские удерживающие устройства), развивает познавательную инициативу, умение сравнивать явления, устанавливать простые связи и отношения между ними.

В подготовительной  группе можно использовать досуговую деятельность с применением STЕАM - технологии при изучении тем «Знаки», «Транспорт», «Перекрёсток».

Очень важным этапом  формирования навыков безопасного поведения на дороге  у дошкольников является организованная образовательная деятельность.  Такая деятельность отличается от прогулки, режимного момента, развлечения  сосредоточенностью на учебной задаче. И хотя основой  её проведения   является игра, наиболее сложный и важный материал необходимо изучать и закреплять именно здесь.

     Так дети старшего возраста при организации образовательной деятельности используют практическую исследовательскую работу по теме «Светоотражающие знаки катафоты и сигналы на велосипедах и самокатах». При этом они узнают, что  специальные знаки на велосипедах и самокатах светятся в темноте при попадании на них света от фар машин и убеждаются в том, как плохо видно велосипедиста в темноте без опознавательных знаков.    Применение STЕАM-технологии учит детей быть внимательными велосипедистами и всегда использовать светоотражающие знаки катафоты и сигналы на велосипеде или самокате. При этом у детей развивает  наблюдательность, способность анализировать, сравнивать в конкретной жизненной ситуации, что способствует развитию навыков безопасного поведения на дорогах.

  Создание метапредметной среды при использовании STЕАM – технологии невозможно без конструирования.

Конструирование целесообразно применять в том случае,  когда дети не только знакомятся с ситуацией. Но и должны её моделировать. Так, например, в средней группе   было проведено мероприятие «Правила дорожного движения для маленьких пешеходов», где дети конструировали из конструктора - лего город и учились правильно расставлять знаки для пешеходов. Здесь дети могут проявлять инициативу, обсуждать проблемные ситуации: «Если около детского сада и школы не поставить знак «Осторожно! Дети!» и не будет лежачего полицейского то….». Опыт способствует развитию внимания, памяти, образного и пространственного мышления.

      При проведении мероприятия  «Наш друг – Дядя Стёпа» дети конструируют город и обсуждают совместно с инспектором ГБДД те или иные ситуации на дороге, которые могут случиться, если не соблюдать правила дорожного движения.

      Дети старшего возраста выстраивают из конструктора путь из дома в детский сад, при постройке рассказывают, что они встречают на пути, какие знаки стоят, и следует ли путь через проезжую часть. Содержание данного мероприятия предполагает   закрепление навыков безопасного перехода через проезжую часть, а так же закрепление знаний об устройстве проезжей части и безопасного пути из дома в детский сад и обратно.

     «Дорожные ловушки», здесь дети строят город и могут, как бы путая ровесников ставить знаки не на том месте или машину на пешеходную дорожку, остальные дети ищут нарушения на дороге и исправляют их. Содержание данного мероприятия предполагает   закрепление знаний об устройстве проезжей части.

      Эксперимент с батарейкой и магнитом: в данном эксперименте дети сами собирают конструкцию: батарейку ставят на магнит, сверху одевают алюминиевую проволоку, из которой сконструирован «мальчик», после чего «мальчик» начинает быстро крутиться. Данный опыт знакомит детей с принципом взаимодействия батарейки, магнита и проволоки и при сборе конструкции дети ставят её на макет, сконструированный «мальчик» быстро вращается и дети обсуждают ситуации, которые могут произойти на проезжей части, если не соблюдать правила дорожного движения: «А что если…?». Данный эксперимент очень увлекает детей и позволяет им развивать мышление, воображение.

      Мероприятие: «Азбука светофорных наук»- дети конструируют виды светофоров, рассказывают о них. Данное мероприятие позволяет закрепить  представлений детей о предназначении светофора, его сигналах и видах.

    В подготовительной группе дети при проведении мероприятия «Мы регулировщики», сооружают город с перекрёстками, где за порядком следит регулировщик.  Дети изучают жесты регулировщика, применяют эту роль на себя. Содержание данного мероприятия предполагает   закрепление  и   расширение знаний о работе регулировщика, сложности перекрёстка, а так же закрепление знаний об устройстве проезжей части.

В работе над проектом: «Путешествие на машине времени» (приложение № 3) дети знакомятся с историческими светофорами, машинами и с историей правил дорожного движения. Дошкольники конструируют светофоры. При постройке города обсуждают ситуации, которые возникали в прошлом, когда не было знаков и какие сложности были, при появлении первых машин. Содержание мероприятий проведённых в рамках проекта направлено на то, что бы дети могли понять значимость правил дорожного движения и обязательное их соблюдение.

Знание основ математики (Формирование Элементарных Математических Представлений – далее  ФЭМП) является необходимым условием успешной реализации SТЕАM- технологии в образовании. 

Так, например, в игре с конструктором дети средней группы строят город, проезжую часть и обсуждают, по какой дороге может проехать грузовая машина, а по какой легковая - по узкой или широкой. Какие дома и деревья на улице города: низкие и высокие. Через игры с конструктором дети изучают отношение между предметами, размер, форму, количество, тем самым закрепляют знания о городе и проезжей части.

В старшей группе дети определяют путь на макете длиннее и короче: «от детского сада к школе путь длиннее, чем от детского сада до библиотеки». В игре «Рассади пассажиров» дети обговаривают, правила передвижения пассажиров в общественном транспорте, сколько можно посадить пассажиров в автобус, можно ли ехать стоя и тд. Данная игра помогает детям закрепить знания о правилах перевозки пассажиров и правилах поведения в общественном транспорте.

Дети подготовительной группы  в играх «Дорожные знаки» знакомятся с знаками запрещающими, разрешающими и спецзнаками и могут рассказать, что все знаки разной формы, разного цвета. В содержании данных игр включены задания на различение  дорожных знаков по виду, назначению, дети тренируются в правильной расстановке знаков,  собирании знаков из частей,  учатся анализировать дорожные ситуации.

Для формирования прочных навыков безопасного поведения на дороге у дошкольников необходимо развивать то,  чтобы они могли применять свои знания в нестандартных ситуациях.  Для этого воспитатель должен уметь организовать творческую деятельность детей в ходе развлечений, праздников, театрализованных постановках, выставок творческих работ.

Например, дети средней группы, при постройке города и проезжей части с помощью пластикографии и аппликации мастерят светофор, закрепляя тем самым последовательность цветов у светофора. Через театрализованную деятельность дети закрепляют пройденный материал о безопасном поведении на дороге – «Заяц – непоседа», дети разыгрывают мини сценку про зайца, который не выполнял правилами дорожного движения и что в итоге с ним получилось. При постановке таких представлений дети размышляют, обсуждают поведение героев. Театрализация способствует развитию творческих способностей детей. При подготовке развлечений и праздников по ПДД, дети разучивают песни и стихи.

Дошкольники старшего возраста  лепят из пластилина и глины машины, человечков, для создания ситуаций на макете города, обсуждают, каким будет их город, что можно привнести в постройку, что бы город был  красивым и гармоничным. Из цветной бумаги дети клеят проезжую часть (дорога, зебра), так же не сложные знаки в форме треугольника, круга, квадрата, тем самым закрепляют знания о проезжей части и о дорожных знаках. Театрализация сказки на родительском собрании: «Путешествие козлёнка и волчонка» способствовала закреплению знаний детей о правилах безопасного поведения в городе (приложение № 4).

       Дети, для воспитанников младших групп, показывают концерт, исполняют танцы, песни, читают стихи о правилах дорожного движения. Данная деятельность способствует развитию творческих способностей детей и воспитывает желание делиться своими знаниями с детьми младших групп.

Дети подготовительно группы в рамках проекта «Колесо истории» изготавливали исторические светофоры, что позволило им представить, какие были светофоры в древности и как они работали (приложение № 5).

С помощью пластилина и глины дети делали панно «Город дорожных правил», где с помощью пластикографии на картоне воссоздавали город с проезжей частью и дорожными знаками, закрепляя  при этом правильность расстановки знаков и разметки дорожного полотна (перекрёсток, пешеходный переход). «Осторожно! Зима!», дети сами придумывали, а потом рисовали разрешающие и запрещающие знаки для детей, которые катаются на санках, лыжах и коньках в зоне опасной для жизни. При постановке сказки «Путешествие колобка» дети закрепили свои знания о правилах дорожного движения. При проведении развлечений, досугов дети читают стихи о правилах дорожного движения, исполняют песни и танцы.

Таким образом, использование SТЕАМ-технологии для формирования навыков безопасного поведения на дороге имеет ряд преимуществ:

-движения, трансформированность, техничность привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Данная технология способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, мышления, творчества детей;

-обеспечивает наглядность, игрушками, которые способствуют восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: мыслительная, зрительная, моторная;

-макеты технического и экспериментального содержания позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения;

-также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни;

-«SТЕАМ» игрушки– это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.

Автор опыта считает, что использование SТЕАМ-технологии в образовательном процессе дошкольного образовательного  учреждения дает возможность развивать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге.

Раздел III. Результативность опыта

Критериями успешности опыта являются:

  • повышение уровня навыка безопасного поведения дошкольников;
  • повышение интереса  воспитанников  к занятиям с использованием SТЕАМ-технологии, направленной на формирование безопасного поведения;
  • повышение уровня знаний дошкольников по правилам дорожного движения;
  • увеличение числа заинтересованных родителей в использовании SТЕАМ -  технологии для развития навыков безопасного поведения на дороге.

В процессе работы над опытом проводилась диагностика определения уровня сформированности навыков безопасного поведения на дороге по методике игровых тестовых заданий Замалеевой А. И.(Приложение № 1).

Результаты проведенной диагностики за период с мая 2014 года по май  2017 года представлены в таблице 1.

 

Таблица 1. Уровень сформированности  навыков безопасного поведения  на дороге воспитанников дошкольного учреждения

 

2014-2015гг.

2015-2016гг.

2016-2017гг.

 

в

с

н

в

с

н

в

с

н

Формирование навыков безопасного поведения на дороге у детей

11%

48%

44%

15%

57%

28%

26%

57%

17%

готовность ребенка решать дорожно - транспортные ситуации

10%

47%

43%

17%

53%

30%

28%

57%

15%

уровень усвоения  правил дорожной безопасности

10%

46%

43%

15%

56%

29%

28%

54%

18%

уровень умений и навыков безопасного поведения на дороге у воспитанников

9%

47%

42%

18%

55%

27%

29%

58%

13%

Качество знаний

10%

49%

45%

16%

55%

29%

56%

28%

16%

В ходе диагностики с 2014 года по 2017 год выявилась позитивная динамика: высокий и средний уровень знаний детьми правил дорожного движения повысился с 57% до 84%, низкий уровень снизился с 43% до 16%.

Одним из критериев успешности работы над опытом являются повышение уровня знаний дошкольников по правилам дорожного движения.

На диаграмме 1 представлены результаты диагностики уровня знаний воспитанников о правилах дорожного движения за три года. 

Диаграмма 1.  Уровень знаний воспитанников о правилах дорожного движения

 

image

 

 Как показывает диаграмма, уровень знаний воспитанников о правилах дорожного движения вырос за эти  годы на 46 %.

Об успешности работы свидетельствует увеличение числа заинтересованных родителей в использовании SТЕАМ -  технологии для развития навыков безопасного поведения на дороге. Так в начале работы таких родителей было 6%, а в конце работы таких родителей было 27%.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о результативности использования SТЕАМ-технологии в образовательной деятельности учреждения  и дальнейшем совершенствовании этого направления, нацеленного на  развитие  навыков безопасного поведения на дороге, с целью достижения более высоких  результатов.

 

Библиографический список

  1. Комплексная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»  Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой - Москва-СИНТЕЗ  2014 г.
  2. Авдеева Н.Н., О. Л. Князева Стёркина Р.Б. «Ребёнок на улице». - СПб.: «Детство - Пресс», 2004. – 144 с.
  3. Саулиной  Т. Ф. «Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения.
  4. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М.: «Просвещение», 2000, издание 2, – 94 с.
  5. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Твоя безопасность.- М.: «Просвещение», 2000, 2-е издание, – 48 с.
  6. Извекова Н.А., Медведева А.Ф. Занятия по правилам дорожного движения.- М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009 – 64 с.
  7. Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам движения.- М.: «Просвещение», 1973 – 48с.
  8. Замалеев А.И. Диагностический материал по Правилам дорожного движения. М., «Просвещение», 2002г.
  9. Козловская Е.А. Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма.- М.: «Издательский Дом Третий Рим», 2008 – 55 с.
  10. Комарова Л.Г. Строим из лего.- М.: ООО «Линко - Пресс», 2001 – 89 с.
  11. Нестеренко А.А. Страна загадок. – Ростов н/Д.: Изд – во Рост. Ун-та, 1991.
  12. Рублях В.Э. Правила дорожного движения.- М.: «Просвещение», 1984, издание 9 – 48 с.
  13. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора.- М.: «Просвещение», 1989 – 64 с.
  14. Старцева О.Ю. Школа дорожных наук.- М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009
  15. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения.- «Издательство Скрипторий 2003», 2008 – 80 с.
  16. Шарыгина Т.А. Осторожные сказки.- М.: «Книголюб», 2002 – 80 с.
  17. Добрякова В.А., Борисова Н.В., Панина Т.А., Уклонская С.А. Три сигнала светофора. Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1989.
  18.  Коган М.С. Правила дорожные знать каждому положено. Познавательные игры с дошколятами и школьниками. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2007.
  19. Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1979

II. Аналитическое описание документа

1. «Учительская газета» независимое педагогическое издание.

Статья: «STEM-образование в дошкольных учреждениях». Практика трехкомпонентного подхода

 

I

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon apo_belgorod.doc1.15 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге "Страна ПДДейка"

Данный проект представляет собой систему работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах. Необходимость данного материала обусловлена тем, что цель дошкольного образования – формирован...

Использование интегрированного подхода для формирования у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах

Безопасность пешехода на дороге во многом зависит от соблюдения им правила дорожного движения. И чаще всего подвергаются опасности дети. Оказавшись в критической ситуации, они не могут моментально при...

«Использование веб – технологий в профилактической деятельности дошкольной образовательной деятельности по ДДТТ»

Доклад на районном семинаре «Использование веб – технологий в профилактической деятельности дошкольной образовательной деятельности по ДДТТ»...

Методическая разработка. Рекомендации для формирования у воспитанников навыков безопасного поведения на дороге

Использование устаревших терминов и неправильные действия участников дорожного движения....

Использование STEAM – технологии в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения для формирования у воспитанников навыков безопасного поведения на дороге

Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей невозможно без рассмотрения  жизненных ситуаций, доступных пониманию ребенка.  Смоделировать такую ситуацию, пережить и оценить...

Квест-игра как форма организации образовательного процесса по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге

Актуальность проблемы формирования у дошкольников основ безопасного поведения на дороге заключается в необходимости подготовки детей к безопасной жизни в окружающем мире, в формировании у дошкольников...