Методическая разработка: Лепбук-дидактическое пособие для обучения детей ПДД
методическая разработка по обж (младшая группа)

Дидактическое пособие лэпбук «ПДД» рекомендуется использовать воспитателям дошкольного учреждения в занятиях, так же детьми в самостоятельной и игровой деятельности. 

Благодаря этой форме работы дети многое узнают о ПДД.  Работа с лэпбуком позволит разнообразить работу и повысит познавательный интерес у детей.Дидактическое пособие лэпбук «ПДД» рекомендуется использовать воспитателям дошкольного учреждения в занятиях, так же детьми в самостоятельной и игровой деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_3.docx27.07 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ школа детский сад 85

Методическая разработка «Лэпбук – дидактическое пособие для обучения детей ПДД»

Составила: Воспитатель

Чернышова Наталья Вячеславовна

Ярославль 2021г

Содержание

Предисловие……………………………………………………………….3

  1. Дидактическая игра - как самостоятельная игровая деятельность……………………………………………………………5

  2.Дидактическая игра лэпбук «ПДД»………………………………….8

 Рекомендации по использованию……………………………………….12

Список используемой литературы………………………………………13

Предисловие

В Российской Федерации проблема детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) по своим масштабам – имеет все признаки национальной катастрофы. По данным аналитических материалов Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, число детей, погибших в ДТП, в расчёте на 100 000 населения России почти в 3 раза больше, чем в Италии, и в 2 раза больше, чем во Франции и в Германии. Исследования в данной области показывают, что все причины ДТП с участием дошкольников во многом связаны с их возрастными и психофизиологическими особенностями, такими, как незрелость, неспособность правильно оценить обстановку, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др. Находясь на проезжей части или играя на ней, дошкольники не понимают опасности транспорта и дорог, поэтому и являются потенциальными жертвами ДТП. Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно – транспортных происшествий с участием детей.

Дети дошкольного возраста – особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, которое для них не характерно,- всё это затрудняет процесс обучения и воспитания.

 Социальная острота проблемы  диктует необходимость активизации деятельности детских дошкольных образовательных учреждений, поиску новых форм и методов обучения и воспитания по профилактике ДДТТ.

Актуальность проблемы:

-Актуальность данного пособия обусловлена статистикой свидетельствующей о росте детского дорожно-транспортного травматизма.

-Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, а так же прививать навыки безопасного поведения на улице и не только на улице.

-Необходимо отметить, что в ДТП погибают дети дошкольного возраста в силу психофизиологических особенностей и негативного примера взрослых.

Пояснительная записка:

Дидактическое пособие лэпбук «Правила дорожного движения» предназначено для детей младшего дошкольного возраста.

Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, игровых технологий.

Цель:

-Формировать систему знаний, умений и навыков детей по правилам дорожного движения.

-Повторить и закрепить знания о светофорах и сигналов, довести до детей важность сигналов светофора.

-Познакомить с правилами перехода проезжей части по регулируемому и нерегулируемому пешеходному переходу.

-Знать и уметь классифицировать дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, знаки сервиса.

-Развивать наблюдательность, самостоятельность мышления, внимательность на дорогах.

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы и дорожными знаками, предназначенными для водителей и пешеходов;

- Научить детей предвидеть опасное событие, уметь по возможности его избегать, а при необходимости действовать;

Развивающие:

- Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;

- Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков;

Речевые:

- Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей.

- Развивать связную речь;

Воспитательные:

- Воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения;

- Воспитывать чувство ответственности.

1. Дидактическое игра - как самостоятельная игровая деятельность.     

Именно через игру дети  познают мир, и осваиваются в нем.                                                    Так как игра – основная деятельность детей, в которой воспитывается характер, расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки, внимательность, сосредоточенность, т.е все те качества, которые так необходимы для предупреждения опасностей.

Особое место в  нашей работе  мы  уделяем дидактическим играм .

Главная особенность которых состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Очень важно подобрать игру сообразно детским возможностям, т.е такие, чтобы дети действительно увлеклись. Чтобы во время занятий выявилась их творческая смекалка, сообразительность, самостоятельность в преодолении трудностей.    

Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий, игровых и организационных отношений.

  Например: при изучении темы «Друзья дорожные – знаки всевозможные» я использую дидактическую игру «Дорожные знаки», познавательное и воспитательное содержание игры – это познакомить детей с дорожными знаками, средствами регулирования дорожного движения и опознавательными знаками транспортных средств; закрепить знания по правилам дорожного движения. Игровое задание – найти и соединить подходящие половинки элементов игры; выигрывает тот, кто первым найдёт и составит подходящие половинки для всех своих карточек.

  В правилах игры заложен более глубокий смысл – познание мира и воспитание определённых нравственных качеств: ответственность, уважение, порядочность и т.д. Результат игры для воспитателя является показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний, или в их применении, в установлении взаимоотношений детей в игре. Детям же правила важны как способ решения игровой задачи.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные.

В играх с предметами используются игрушки, реальные предметы.        

Настольно-печатные игры – они разнообразны по своим видам: парные картинки, лото, домино и т.д.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Содержание игры заключается в том, что перед детьми ставиться задача и создаётся ситуация, требующая осмысления последующего действия.

Дидактическую игру следует использовать как звено между учебной и самостоятельной игровой деятельностью. Так как, возникая на основе организованного или стихийного обучения, дидактические игры фактически продолжают его в игровой форме. Но самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, когда дети проявляют интерес к игре, её правилам и действиям.

При знакомстве детей с правилами безопасного поведения мы делали акцент на формировании у них  определённой  модели поведения, а именно:                                      - Предвидеть опасность;                                                                                                                    -Уметь принять меры во избежание опасности;                                                                                                                                   -Уметь обращаться за помощью к другим;                                                                           -Уметь действовать так, чтобы обеспечить свою безопасность, защитить себя в опасных ситуациях.

Принимая во внимание возрастные особенности детей, мы стараемся развивать в них самостоятельность, ответственность и понимание значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья.                                     Очень сложно объяснить ребёнку, что каждый человек в экстремальной обстановке испытывает страх. Ещё труднее научить контролировать это чувство.

Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Как долго может интересовать ребенка игра, если ее правила и содержание хорошо ему известны? Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. Задача воспитателя заключается в том, чтобы ребята самостоятельно играли, чтобы у них такие игры были всегда в запасе, чтобы они сами могли организовывать их, быть не только участниками и болельщиками, но и справедливыми судьями.

Воспитатель заботится об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребят угасает интерес к игре (а это относится в большей мере к настольно-печатным играм), необходимо вместе с ними придумать более сложные правила. 

  1. Дидактическая игра лэпбук «ПДД»

Мною был создан лэпбук по теме: «ПДД». Реализация планируется один – два раза в неделю, не требует определённого времени в режиме дня и проводится в любое время, что не создаёт дополнительной нагрузки на детей.

В лепбуке собраны материалы о ПДД для развивающих занятий с детьми дошкольного возраста.

В него входит 6 развивающих заданий:

1. Кармашек «Стихи о ПДД»

2. Кармашек «Раскраски Транспорт »

3. Кармашек «Дорожные знаки»

4. Кармашек «Собери картинку (пазлы) »

5. Автомастерская, заправка, светофор – планшет фетровый

6. Кармашек «Виды транспорта»

Так же к лэпбуку прилагается макет дороги, жезл, костюмы, маленькие машины, детская литература по пдд, настольные игры.

1. Стихи о ПДД.

Данный раздел находится на левом  развороте наверху и представляет карточки, на страницах которых подобраны стихотворения о правилах дорожного движения.

Цель: учить детей правилам дорожного движения; привитие навыков безопасного поведения на дорогах.

2. Раскраски «Транспорт».

Данный раздел находится в центре разворота внизу в кармашки «Деткам знать положено-ПДД» и представляет раскраски с изображением знаков ПДД.

Цель: снижение уровня детского травматизма на дорогах, воспитание культуры поведения на дорогах.

3. Д/и «Дорожные знаки»

Данный раздел находиться на левом развороте вверху и представляет набор знаков. Этот кармашек постоянно обновляется новыми картинками.

Цель: уточнить представления о правилах дорожного движения; активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; воспитывать сообразительность и находчивость.

Варианты игры с дорожными знаками:

Дидактическая игра «Вопросы-ответы»

Ход игры: Воспитатель задает вопросы детям, что означают картинки на знаках. Кто из детей знает правильный ответ, поднимает руку. Кто первым ответит правильно, получает фишку. Выигрывает тот, кто получил больше фишек за правильные ответы.

Дидактическая игра «Угадай, какой знак»

1. Закрепить названия и назначение дорожных знаков.

2. Уметь определять, какие знаки предназначены для водителей, а какие для пешеходов.

3. Воспитывать внимание, навыки осознанного использования знаний о дорожных знаках в повседневной жизни.

Ход игры:

Первый вариант.

Ведущий направляет стрелку на какой-либо знак, ребенок называет знак и объясняет его назначение. За правильный ответ дается фант.

Второй вариант.

Ведущий называет знак. Ребенок поворачивает стрелку к нужному знаку, рассказывая, что он обозначает.

Третий вариант.

Ведущий описывает знак, не называя его, отгадавший показывает ответ стрелкой.

4. Собери картинку (пазлы).

Данный раздел находится на левом развороте внизу и представляет кармашек, в котором лежат части разрезанной картинки.

Цель: Развитие сообразительности, зрительного внимания, Расширение словаря, развитие грамматически правильной связной речи.

Задание: правильно собрать разрезную картинку и «Составь рассказ по картинкам».

6. Планшет фетровый

Находится на лицевой  стороне лепбука и представляет собой светофор с трансформируемыми кружками светофора, заправку и автомастерскую со сьемными инструментами. 

Варианты игры с светофором:

Дидактическая игра «Светофор»

Задачи: закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах, развивать внимание, зрительное восприятие; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.

Материал: круги красного, желтого, зеленого цвета, светофор.

Ход игры: Ведущий, раздав детям кружки зеленого, желтого, красного цветов, последовательно переключает светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый из них.

Дидактическая игра «Отремонтируй машину», «Заправщик»

Цель: закреплять знания детей о составных частях машины, о названиях инструментов, развивать мелкую моторику при манипуляциях с замочками.

Материал: шаблон светофора, круги красного, желтого, зеленого цвета.

Ход игры: Воспитатель объясняет детям, что машина сломалась, необходимо отремонтировать. Дети выбирают инструменты и ремонтируют.

6. Виды транспорта.

Эти кармашки находятся в середине лэбука.

Так же к лэпбуку прилагается макет дороги, жезл, маленькие машины, детская литература по пдд, настольная игра «Правила маленького пешехода», домино «Транспорт и дорожные знаки», лото «Правила дорожного движения»

           Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы сказать, что работа по лэпбуку направлена на формирование опыта безопасного поведения дошкольников, развитие способности адекватно реагировать в случае опасности и обучение способам самосохранения.

Рекомендации по использованию

Дидактическое пособие лэпбук «ПДД» рекомендуется использовать воспитателям дошкольного учреждения в занятиях, так же детьми в самостоятельной и игровой деятельности. 

Благодаря этой форме работы дети многое узнали о ПДД,  знают и с удовольствием читают наизусть стихи о правилах дорожного движения, придумывают загадки о ПДД.  Работа с лэпбуком позволила разнообразить работу и повысила познавательный интерес у детей. Дети нашей группы  различают виды транспорта, знают как правильно переходить дорогу и правила поведения в транспорте.

                             

Список используемой литературы

1. Кобзева Т.Г, Холодова И.А., Александрова Г.С. Правила дорожного движения : система обучения дошкольников – Волгоград: Учитель, 2010. – 219с.

2. Лыкова И.А. Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста «Мир без опасности». – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2017. – 120с., 5 Приложений.

3. Приходько, А.М. Комментарии к Правилам дорожного движения РФ с изменениями на 2015 год / А.М. Приходько. - М.: Эксмо, 2015. - 336 c.
4. Романова, Е.А. Занятия по правилам дорожного движения / Е.А. Романова. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 64 c.
5. Старцева, О.Ю. Школа дорожных наук. Дошкольникам о правилах дорожного движения / О.Ю. Старцева. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 64 c.
6. Старцева, Ю.А. Школа дорожных наук. Дошкольникам о правилах дорожного движения / Ю.А. Старцева. - М.: Творческий центр Сфера, 2016. - 64 c.
7. Усачев, А.А. Правила дорожного движения для будущих водителей и их родителей; Художник В.О. Уборевич-. М.: Самовар, 2012. - 61 c.

8.  Финкель, А.Е. Правила дорожного движения в рисунках (редакция 2016 г.) / А.Е. Финкель. - М.: Эксмо, 2016. - 104 c.
Ссылка на публикацию: https://www.maam.ru/detskijsad/786100


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Психологическая готовность к школьному обучению детей дошкольного возраста".

В качестве основной задачи рассматривается психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Педагоги должны способствовать созданию условий для максимального развития каждого ребенка....

Методическая разработка: "Использование инновационных технологий при обучении детей безопасному поведению на дороге".

В жизни мы обязаны соблюдать существующие нормы и правила поведения в дорожно–транспортной обстановке. Очень часто в ДТП виноваты сами дети, которые играют около дороги, переходят улицу в неполо...

Методическая разработка "Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста"

Методическая разработкана тему: «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста»  Подготовила: Климан С. В. Игра - наиболее доступный для детей вид деятельност...

Методическая разработка по теме изучение правил дорожного движения «Лепбук- дидактическое пособие для обучение детей Правилам Дорожного движения

Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожно...

Методическая разработка наглядно-дидактическое пособие "Этикет для детей" наколенная книга (лэпбук)

Согласно новым требованиям и целям обучения, которые обозначены в ФГОС ДО, воспитателям детского сада необходимо использовать и внедрять в практику своей работы новые интерактивные и более эффективные...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста»

В возрасте 2-3 лет ребёнок познаёт мир через наблюдение и воспроизведение определённых действий с реальными предметами. Ребёнку хочется всё потрогать руками, узнать назначение того или иного предмета....

Методическая разработка для педагогов на тему" Обучение детей старшего дошкольного возраста связанным высказываниям типа рассуждения"

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на воп...