Опыт работы «Обучение правилам безопасного поведения на дорогах посредством технологии «синквейн».
опыты и эксперименты по обж (подготовительная группа)

Мельникова О. Н.

Синквейн - прием технологии развития мышления по

«Правилам Дорожного Движения»

Целью моей работы является формирование безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста через ознакомление с правилами дорожного движения. Формировать у детей основные знания  Правил дорожного движения помогает прием синквейн. Эта технология универсальна, она не требует особых условий применения. А детьми она воспринимается, как увлекательная игра.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка-детский сад №51 «Радуга»

 

Презентация опыта работы на тему:

  «Обучение правилам безопасного поведения

на дорогах посредством технологии «синквейн».

 

 

                                                                                  Подготовил: воспитатель  

                                                                                1 кв. категории

                                                                                 Мельникова Ольга Николаевна

Альметьевск 2022

Синквейн - прием технологии развития мышления по

«Правилам Дорожного Движения»

Целью моей работы является формирование безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста через ознакомление с правилами дорожного движения. Формировать у детей основные знания  Правил дорожного движения помогает прием синквейн. Эта технология универсальна, она не требует особых условий применения. А детьми она воспринимается, как увлекательная игра.

Задачи: 

Для детей:

1 Научиться составлять синквейны.

2 Научиться выделать главное, обобщать, классифицировать.

Для педагога:

1 Систематизировать и обогащать словарный запас детей по изучаемым лексическим темам.

2 Активизировать познавательную деятельность.

3 Формировать предпосылки поисковой деятельности.

4 Развивать грамматически правильную фразовую речь.

5 Развивать ассоциативное и наглядно-образное мышление, внимание,

воображение детей.

Актуальность и целесообразность использования синквейна 

объясняется тем, что прежде всего:

– открываются новые творческие интеллектуальные возможности;

– способствует обогащению и актуализации словаря;

– является диагностическим инструментом и проводится в рамках прохождения определённой лексической темы;

– носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление)

– используется для закрепления изученной темы;

– является игровым приемом;

– составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Что такое синквейн?

        Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение пяти строк».

        Синквейн – нерифмованная  пятистрочная стихотворная форма, написанное в соответствии с определёнными правилами. Правила составления синквейна таковы: синквейн состоит из пяти строк и его форма напоминает ёлочку.

  1. строка – Название. Одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею (Кто, что?);
  2. строка – Описание. Два слова, прилагательные, описывающие основную мысль (Какой, какая, какое, какие?);
  3. строка – Действие. Три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы (Что делает, что делают?);
  4. строка – Фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту;
  5. строка – Синоним названия темы. Одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта (обобщающее слово). Вывод, итог, ассоциация.

        Использование дидактического приема синквейн, позволяет познакомиться и запомнить такие понятия, как:

 - пешеход, водитель, пассажир;

 - транспорт и его виды;

 - что такое «проезжая часть», тротуар, обочина, пешеходная дорожка, перекресток;

 - что такое светофор, его виды и сигналы;

 - что такое дорожные знаки и назначение основных знаков для пешеходов;

 - какие могут быть опасности на улице.

      По итогам проведенной работы дети знают, кто такие участники дорожного движения, знакомы с работой светофора, для чего нужны дорожные знаки. Таким образом, дети понимают, что правила едины для всех и их обязаны соблюдать все!

      В работе с детьми по ПДД могут быть использованы следующие формы синквейна:

Автомобиль

Быстрый, комфортный

Едет, мчится, летит

Тише едешь – дальше будешь

Небезопасно

Светофор

Разноцветный, большой

Стоит, оберегает, спасает

Будь внимателен к нему

Безопасность

Велосипед

Быстрый, двухколесный

Едет, мчится, тормозит

Тише едешь – дальше будешь

Небезопасно

Пешеход

Опаздывающий, торопящийся

Спешит, бежит, перебегает

Торопливый пешеход перебегает дорогу

Нарушитель

        Новая технология – открывает новые возможности. Дидактический синквейн позволяет создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей, благодаря ему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка, а это, в свою очередь, создает социальную ситуацию для развития ребенка, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС дошкольного образования.

Таким образом:

Синквейн помогает пополнить словарный запас.

Синквейн учит краткому пересказу.

Синквейн помогает развить речь и мышление.

Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через нерифмованных стихов.

Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

Синквейн– превосходный способ контроля за развитием детей.

Рекомендую применять этот прием в повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование "Обучение правилам безопасного поведения на дороге"

Примерное тематическое планирование работы по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дороге  и правилам дорожного движения ...

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА Обучение правилам безопасного поведения на дороге детей старшего дошкольного возраста.

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые...

Система обучения правилам безопасного поведения на дорогах для старших дошкольников

Данная система разработана в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города Смоленска....

Обучение правилам безопасного поведения на дорогах

Экскурсия «Поможем Незнайке познакомиться с правилами дорожного движения»               ...

Конспект занятия по обучению правилам безопасного поведения на дороге детей дошкольного возраста «Путешествие по городу Светофория»

Конспект занятия по обучению правилам безопасного поведения на дороге детей дошкольного возраста "Путешествие по городу Светофория"...

Доклад «Лего- конструктор-первый помощник в обучении правилам безопасного поведения на дорогах» Воспитатель: Садыкова Ландыш Шафиковна

Уже много лет детские конструкторы LEGO развлекают и развивают невероятное количество детей. В свете новых федераль­ных государственных образовательных стандартов является актуальным использо­...