Доклад «Дидактическое пособие «Банкомат»по формированию предпосылок финансовой грамотности старших дошкольников» (Из опыта работы)
учебно-методическое пособие по основам финансовой грамотности

Коробкова Валентина Анатольевна

Универсальное развивающее пособие "Банкомат"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Малоалабухский детский сад

Доклад  «Дидактическое пособие «Банкомат»по формированию предпосылок финансовой грамотности старших дошкольников»

                                          Выполнила: Коробкова Валентина Анатольевна,                     воспитатель старшей разновозрастной группы

2021 год

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике.

Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить ребенку все, так, чтобы он был финансово грамотным.

Ребёнок так или иначе, оказывается вовлечённым в экономическую жизнь семьи: походы с родителями в магазины, реклама по радио, телевизору, на улице. Дети понимают, что их родители зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и услуги.

В старшей группе мы начинаем знакомить детей с деньгами и их функциями. Дети должны понимать, что деньги необходимы для того, чтобы производить оплату в магазине. Можно познакомить с семейным бюджетом. 

 Задача воспитателя детского сада — преподнести элементарные финансовые понятия в максимально доступной и увлекательной для дошкольника форме.

Поэтому возникла идея сделать оригинальное дидактическое пособие- Банкомат Сбербанка, который раскладывается в лэпбук.

Пособие « Банкомат» направлено на экономическое воспитание детей, формирование финансовой грамотности и расширение их представлений о бюджете, деньгах, товарах и услугах.

Цель: познакомить детей с историей возникновения денег  и их

предназначением, развивать логическое мышление, воспитывать

уважительное отношение к деньгам.

Задачи:

Образовательные:

-познакомить детей с историей возникновения денег, развивать воображение детей, учить их думать, развивать творческие способности;

- закрепить название русских денег «рубль», «копейка»;

-учить детей практически осуществлять «процесс обмена»;

Развивающие:

-развивать экономический кругозор; куда уходят деньги; как экономить деньги;

-развивать логическое и нестандартное мышление,

-развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и

воображение;

- развивать речь детей, обогащать словарный запас. (копейка,рубль)

Воспитательные:

- воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к деньгам.

-воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой

деятельности;

- формировать положительные взаимоотношения детей;

-учить и закреплять "Профессии"

    Первое впечатление от пособия, обычно, и у детей, и у взрослых: это забава, развлечение. Но так и должно быть, ведь дети дошкольного возраста познают мир играя.

Дети с большим удовольствием используют Банкомат в сюжетно –ролевых играх: «Супермаркет», «Кафе», «Парикмахерская». В отдельных кармашках лежат распечатанные  бумажные деньги и банковские карты для игры. Дети учатся последовательно выполнять все необходимые действия. Организуя сюжетно – ролевые игры мы не только расширяем экономический кругозор дошкольника, но и даем представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Помогаем дошкольнику осознать, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом, причем труд следует понимать не только, как средство достижения этих самих благ, но и как созидание, как творческий процесс, приносящий радость и удовлетворение.

На распашных створках расположили различные кармашки, мини-книжки-раскладушки, пословицы, лото, загадки, раскраски, картинки различных профессий и другое. Все материалы лэпбука несут в себе познавательную и развивающую функции.

Мини – альбом «История возникновения денег» - это краткая историческая  информация, сопровождающаяся картинками.

Цель: формировать представление о деньгах, истории их появления. Дать понятие термину «деньги».

Книжки – раскладушки знакомят детей с современными деньгами – бумажные и монеты.

Кармашек «Валюта» знакомит детей с деньгами разных стран.

Книжка - гармошка "Где могут храниться деньги" показывает разнообразие возможностей хранения денег от надёжных до смешных и нелепых. 

Картинка "Семейный бюджет" позволяет помочь понять из чего складывается семейный бюджет.

Мини плакат «Как экономить деньги подсказывает способы сокращения расходов, которые можно применять даже детям.(Бережно относиться к вещам, не покупать не нужных вещей, чаще ходить пешком и др.)

Гармошка «Пословицы и поговорки». Цель: знакомство детей с мудростью русского народа – пословицами и поговорками.

Книжка – малышка "Загадки"  содержит материал, помогающий с помощью взрослых закреплять знания о мире финансов.

Кармашек«Можно купить - нельзя купить" показывает различия между духовными и материальными ценностями.

Кармашки  «Раскраски»  и «Нарисуй свою копилку».Цель: развитие речи, воображения, фантазии детей.

Игра - лото «Что где продается?»

Цель: учить детей классифицировать предметы по общим признакам; закреплять знания детей о разновидности торговых объектов.

Ход игры: Играющие (группа или один ребенок) раскладывают пред собой большие карточки с изображением магазинов «Продукты», «Игрушки», «Музыкальные инструменты», «Одежда», «Обувь», «Мебель». Затем поочередно берут карточку с товаром и определяютв каком магазине продается представленный товар. Или водящий называет товар на карточке(как в лото).

Игра-лото «Кому что надо?» на тему «Профессии»

Цель: закрепить знания детей о профессиях людей, их предназначении и наличии предметов, которые помогают им в работе.Воспитывать уважение к труду, вызвать желание трудиться.

Содержание игры: Раздать участникам по игровому полю и перемешайте жетоны с изображением всех предметов. Ведущий достаёт жетон, а игроки смотрят, нет ли на их карточках этих вещей – если есть, тут же говорит, кому принадлежит этот предмет. Например, художнику нужен мольберт, а строитель не начнет работу без специальной краски. Кто первый соберет все необходимые предметы, побеждает в игре. Чтобы усложнить ход игры, можно раздать карточки без изображения инструментов.

Игра «Поезд монет»
Цель: учить выстраивать последовательность по увеличению и уменьшению достоинства монет.
Ход игры:
- К нам в гости приехал «поезд монет». Как вы думаете, что за груз он везет? (монеты)
- Правильно, но монеты в этом поезде расположены в определенном порядке. В первом вагоне едет монета самого большого достоинства.

- Какая монета едет в последнем вагоне? Значит, эта монета самого меньшего достоинства (1 копейка).

Дети распределяют монеты по вагонам по достоинству.

Можно задать детям вопросы по данному заданию: Какая монета находится в вагоне между 1 копейкой и 10 копейками?

Пособие  пользуется неизменной популярностью у детей, ведь они самостоятельно вырезали некоторые детали и приклеивали  распечатанные шаблоны на свои места.

Это универсальное развивающее пособие хорошо подходит для организации самостоятельной, индивидуальной и совместной деятельности педагога и детей. Здесь можно выбрать задания под силу каждому (одним – кармашки с карточками по данной теме, а другим детям – задания, подразумевающие рассмотреть картинки и ответить на вопросы воспитателя и т. д.)

При помощи данного пособия дети узнали: откуда берутся деньги, на какие нужды тратятся, как можно сэкономить. Научились пользоваться банкоматом Сбербанка.У детей появился интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать: что создание условий и практическая деятельность положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы по формированию предпосылок финансовой грамотности старших дошкольников.

Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают....

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Формирование предпосылок финансовой грамотности старших дошкольников

Автором разработана презентация на тему "Формирование предпосылок финансовой грамотности " в помощь педагогам....

Опыт работы по формированию предпосылок финансовой грамотности старших дошкольников.

Актуальность опытаФинансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социаль...

"Банкомат" Дидактическое пособие по формированию предпосылок финансовой грамотности старших дошкольников.

Актуальность:Родители не понаслышке знают, как непросто бывает объяснить ребенку ценность денег. В магазинах малыши капризничают и просят очередную игрушку, не понимая, что каждая вещь имеет свою цену...