«Лучшее методическое обеспечение реализации программы по финансовой грамотности «Дети и денежные отношения»»
статья по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)

Куприянская Тамара Петровна

Региональный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов финансовой грамотности

НОМИНАЦИЯ КОНКУРСА

«Лучшее методическое обеспечение реализации программы

по финансовой грамотности

«Дети и денежные отношения»»

/Программа направлена на формирование у дошкольников

основ  финансовой грамотности/

Период реализации программы  – 2 года

Возраст детей 5-7 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логотип ДОУ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

Муниципальное образование Ямальский район

МБДОУ «Мыскаменский детский сад»

     

Региональный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов финансовой грамотности

        

НОМИНАЦИЯ КОНКУРСА

«Лучшее методическое обеспечение реализации программы

по финансовой грамотности

«Дети и денежные отношения»»

/Программа направлена на формирование у дошкольников

основ  финансовой грамотности/

Период реализации программы  – 2 года

Возраст детей 5-7 лет

Составитель:

Куприянская Тамара Петровна,

воспитатель I квалификационной категории

п. Мыс Каменный, 2022 год

Если в жизни ты сообразуешься с природой, то никогда не будешь беден, а если с людским мнением,

то никогда не будешь богат

(Луций Анней Сенека)

Добрый день, уважаемые коллеги!

В своей профессиональной деятельности я реализую парциальную программу финансового воспитания дошкольников  «Дети и денежные отношения». /Автор Программы Кузнецова Н. А. д.п.н., профессор, автор Волновой педагогики Детства, Волновых технологий образования, УМК нового поколения «Норма плюс»/.

Цель моего выступления: обмен и распространение педагогического опыта,  знакомство с методическим обеспечением реализации программы по финансовой грамотности «Дети и денежные отношения» /далее Программа/. /Видеофильм. Приложение 1/

Программа, полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту /ФГОС/ дошкольного образования и направлена на формирование у детей правильного отношения к труду, мастерству, личному времени, бюджету семьи, на профилактику и коррекцию денежной зависимости и потребительской позиции, укрепления семейных отношений.

Особенности программы заключаются в том, что знакомство детей с деньгами и денежными отношениями, осуществляется в тесной взаимосвязи с формированием предпосылок духовно-правственных качеств личности ребенка.

Программа предлагает новый, с точки зрения структуры содержания и оформления, учебно-методический комплект нового поколения «Норма  плюс».

Понятие Норма, в названии указывает на ближайший планируемый результат формирования у субъекта зримого образа Нормы. Плюс, символизирует уровни повышения этой Нормы, и ориентирует на отдаленные результаты ее воздействия: регулирующие, корректирующие, гармонизирующие на всех последующих этапах жизни человека.

В комплект входит наглядно-дидактический материал для работы с детьми и учебно-методические пособия для педагогов. Программа рассчитана на 2 года обучения для детей 5-7 лет с финансовыми ситуациями и отношениями.

Методические рекомендации к Программе содержат 75 готовых конспектов занятий по финансовому воспитанию с играми, упражнениями, опытами, экспериментами и алгоритмами формирования зримых образов,  морально-этических и нравственных норм финансового поведения.

Программа состоит из трех модулей:

 Модуль 1. Труд и мастерство

 Модуль 2. Денежная система РФ

 Модуль З. Деньги, время и счет

Благодаря широкому спектру применяемых методов, приемов и педагогического инструментария происходит усвоение норм и правил, построения денежных отношений, моделей финансового поведения.

Ведущими методами программы являются:

  • Метод игрового анализа и синтеза
  • Метод визуализации абстрактных понятий
  • Метод цветовой видеогармонизации

Система ключевых критериев

Для развития навыков правильного оценивания ребенком денежных отношений, финансовых ситуаций и моделей поведения предлагается система из четырех игровых критериев: время, пространство, отношения, деньги.

Детям их представляют четыре ключевых героя Программы:

  • Фея Секундочка – это время, отношения человека к времени;
  • Мудрое Семя – рост и развитие, которое происходит в определенном пространстве;
  • Прозрачная Капелька – отношения, ценность чистых и прозрачных отношений;
  • Фея Копеечка – труд, мастерство и деньги, достойный способ зарабатывания и использования денежных средств.

Сказочные герои рассказывают о ценности человеческих отношений, они знают  норму, секреты красивых денежных отношений, учат приносить пользу и себе и другим, быть устойчивыми к трудностям, достойно зарабатывать и правильно использовать деньги.

У каждого героя свой характер, сказка и обучающая раскраска, свои игры, особые знания и умения. Для каждого героя дана технологическая карта,  где представлено смысловое значение персонажа и необходимый дидактический материал.

Единство четырех критериев оценки визуально выражено в наглядно-дидактическом пособии «Волшебный кристалл» –  четырехгранная пирамидка. На каждой ее стороне изображен ключевой герой. В ее основании птица – белый голубь, символизирующая согласованность, легкий высокий, позитивный, созидательный выбор человека на благо себе семье и Родине.

Помимо занятий,  игрушки можно использовать по отдельности каждую или в их различных комбинациях: в режимных моментах в качестве сигналов напоминания о морально-этических нормах и правилах финансового поведения.

В комплект «Норма плюс» входят раскраски с упражнениями и заданиями и финансовыми кейсами –  7 наименований.

Предлагается обучающая тетрадь «Навигатор денежных отношений», где в ходе выполнения заданий и упражнений дети раскрывают секреты успешных денежных отношений.

Пример: Решение финансового кейса «Строительство дома». Сначала проводится анализ финансовой ситуации по четырем критериям, устанавливаются взаимосвязи, далее рассматриваются конкретные примеры нормы и не нормы отношений, моделей поведения, установок.

Метод визуализации абстрактных понятий помогает ребенку увидеть невидимое: отношения, состояния, процессы, которые трудно поддаются вербальному описанию.

Для этого в качестве педагогического инструментария предлагаются опорные образы Нормы. Это, хорошо знакомые детям,  природные объекты: свет, вода, семя, дерево, цветок, плод, соты, чаша, сфера. На их примере дети наглядно знакомятся с закономерностями построения денежных отношений.

Дети учатся раскрывать причинно-следственные, психолого-педагогические и духовно-нравственные аспекты, входят в мир универсалий, актуальных на всех этапах социализации.

В Программе активно используется работа с метафорами, образами, входящими в цикл жизни дерева. Они встроены в беседы, игры и упражнения и способны вмещать бесконечное количество слоев информации о деньгах и денежных отношениях: Я «Древо», «Древо отношений», «Древо мастерства», «Древо времени», «Древо денежной системы Российской Федерации», «Цветок отношений», «Дом – полная Чаша».

Опора на свойства и  цикл жизни дерева позволяет вести опосредованно коррекцию искажений в понимании денег и денежных отношений, помогает ребенку принять, безусловно, нормы правильного финансового поведения, основанные на духовно–нравственных принципах.

В комплект «Норма плюс» входит 20 наименований дидактических игр, упражнений по финансовому воспитанию.

Игры нового поколения «Норма плюс» углубляют и закрепляют представления о денежных отношениях и нормах финансового поведения. В качестве ключевых –  в них выступают природные образы, явления, объекты и  силы стихии. Игровые действия, осуществляемые относительно гармоничных природных образов, в большей мере способствуют возникновению и развитию новообразований данного периода детского развития.

В ходе игр у детей формируются зримые образы базовых ценностей: любовь, отношения, дружба, морально-этические правила и нормы финансового поведения.

Для работы по Программе, предлагаются комплект бесед-визуализаций и комплекты демонстрационных панно к ним, которые выступают в качестве сигналов напоминаний норм и правил финансового поведения, позитивных установок на развитие и успех и  используются для оформления пространства группы в игровом центре «Супермаркет «Копеечка»».

Дополняет методическое обеспечение мотивационный комплект награды и поощрения вымпелы с номинациями,  декоративная растяжка и наклейки.

Большое внимание в Программе  уделяется вопросу гармонизации детско-родительских отношений.  Предлагается комплект для дополнительных образовательных услуг, который включает в себя детско-родительские проекты и выставки.

Родители ежедневно оказывают детям духовную и материальную помощь. Детям важно ее видеть, ценить и выражать свою благодарность. Чтобы сформировать у ребенка зримые представления о взаимоблагодарности и показать необходимость роста этой ценности используется игра «Счет до 10» на основе цикла дерева. С ее помощью дети видят, что сначала благодарность, как и любое личностное качество, словно маленькое семечко, с годами она растет вместе с человеком и приумножается и приносит свои плоды.

Наглядно-дидактический материал Программы в сочетании со смысловыми полями ключевых героев помогает проявлять в процессе педагогического общения многоуровневую, многомерную природу явления «Норма», ярче обозначает в контексте финансовой темы необходимость бережного отношения к миру, жизни, а также ценность человеческих взаимоотношений.

Каждый раз новые знания закрепляются в игровой деятельности. Например, меняя последовательность карточек игры «Созревание», в соответствии с алгоритмами и инструкциями, детям предлагается информация для размышления: «Так бывает или нет?», «Это норма или не норма?», «Я так буду поступать, или нет», «Почему?». Совершая намеренные ошибки в игре, педагог проверяет степень усвоения полученного материала.

Не секрет, что уже в дошкольном возрасте достаточно много детей мечтает о высокой заработной плате. Беседа «Заработная плата – плод труда человека» дает ребенку реальное представление о том, почему и как растет доход человека, соотнося размер заработной платы с ростом личностных качеств и мастерства, развивает у детей навык адекватной оценки своих возможностей, мотивирует на рост и самосовершенствование.

В беседе-визуализации «Время – Деньги» педагог рассказывает, как отношение к личному времени влияет на доходы и уровень благосостояния. Дети знакомятся со сказкой «Приключения феи Секундочки», работают в обучающих раскрасках, разыгрывают мини-сценки с участием ключевых героев.

При таких подходах,  дети учатся бережному отношению к своему времени и других людей, понимают связь между заработной платой человека и умением соблюдать режим, график, план, обеспечивать в работе точность, скорость, своевременность и прочие временные требования.      

Для удобства работы с опорными образами нормы педагогу предлагаются своеобразные шпаргалки. Например, матрица «Закономерности роста и созревания живой системы» содержит в себе визуальный образ и основные закономерности, которые раскрываются детям на его основе.

Опытно-экспериментальная деятельность, предлагаемая Программой, включает в себя готовые конспекты опытов и используется, как инструмент визуализации типов отношений, помогает глубже усвоить новые знания и успешно применять их в жизни. Так на примере разных состояний фазовых переходов воды, прозрачная Капелька показывает детям холодные, ледяные и кипящие отношения, полезные и вредные созидательные и разрушительные, рассказывает о том, что отношения могут быть теплыми, но для этого их нужно подогревать. Совместно с детьми размышляем: как сохранять тепло отношений? Что для этого нужно знать, говорить и уметь делать? При таком подходе к визуализации отношений, ребенку становится легче справляться со стрессами и психологическими нагрузками, самостоятельно успокаиваться после возбуждения, восстанавливать внутренний баланс.

Обогащает и дополняет работу по Программе цветовая видеогармонизация.  В учебно-методический комплект входит:  Flash-носитель с аппаратным ключом, видеотека ВТО с видеофайлами. Также представлена серия образовательных нейротренажеров, песочной сказкотерапии с  сеансами релаксации в тихий час, с гармоничными цветомузыкальными композициями, направленными на улучшение цветовосприятия,  укрепления межполушарных связей, что особенно актуально в условиях недостаточного солнечного света для северных регионов России в условиях Полярной ночи.

Просмотр видео успокаивает, снимает усталость, улучшается цветоразличение и световосприятие, что благотворно влияет на межполушарные связи головного мозга. Цветовая видеогармонизация используется в разных направлениях работы, в различных режимных моментах.

Работа с уникальной серией образовательных нейротренажеров направлена, на формирование у детей универсальной визуальной основы – зримых, динамичных, ярких и легко запоминающихся образов нормы и правил поведения (в т.ч. финансового).  

Визуальная подача материала улучшает восприятие и сохранность получаемой информации. Позволяет в большей степени развивать абстрактно-логическое и ассоциативное мышление, гармонизировать психоэмоциональное состояние, что значительно повышает возможности произвольного внимания, память, усидчивость, самоконтроль. Работа с образовательными нейротренажерами решает ряд  задач: образовательных, развивающих, воспитательных и коррекционных:

С нейротренажером «Алфавит: мои качества»: дети учат алфавит, где каждой букве соответствует нравственное качество личности. Например: А – аккуратность, Б – благодарность, В – вежливость. Дети слушают и повторяют за профессиональным диктором каждую букву и слово. Затем учатся работать по памяти. Так дети, опираясь на гармоничную цветомузыкальную композицию, значительно обогащают свой словарный запас, в том числе сферы базовых ценностей.

С использованием инновационных методов и приемов, дети узнают деньги, как инструмент совершенствования человека и преображение окружающего мира, постепенно подходят к пониманию метафорического образа «Дом полная Чаша». Это дом, в котором живут мастера своего дела, красивые отношения и гармоничное единство, баланс духовных и материальных ценностей.        

Шкала самооценки «Норма плюс»

В процессе обучения, по данной Программе, детям предлагается самостоятельно оценивать плоды своего труда  по шкале самооценки «Норма плюс». Она визуализирует три фазы цикла жизни дерева (рост, расцвет, плодоношение) и  помогает ребенку развивать навыки адекватной самооценки, воспринимая себя, свой труд и его результаты парадоксально – непротиворечиво, что исключает заниженную, или завышенную самооценку, привычку сравнивать себя и плоды своего труда с другими. Следуя рекомендациям, вначале педагог на собственном примере показывает алгоритм самооценки результатов своего труда по этой шкале. Затем предлагает детям самостоятельно выбрать на шкале «Норма плюс» образ-оценку своего труда и, принимая любой выбор воспитанника, просит обосновать: почему именно этот образ он выбрал, а не два соседних с ним? Почему именно эта фаза цикла, а не две других? Предлагает назвать условия, мысли, слова, действия, поступки необходимые для перехода на следующий уровень личного мастерства.

Педагогическая оценка «Мастер плюс»

В качестве оценки труда детей педагог использует пять карточек с изображениями: семя, росток, дерево, цветок и плод (по аналогии с пятибалльной школьной системой оценивания). Предлагаемая система оценки парадоксальна, так как не имеет противоположных полюсов. Тем самым исключается ситуация неуспеха при оценке результатов труда и сводится к минимуму субъективизм педагога. Ребенок в большей степени мотивируется на саморазвитие, самосовершенствование, подготавливается к адекватному восприятию критической оценки результатов своего труда и уважительному отношению к достижениям сверстников. Такая оценка – визуализация  развивает абстрактно-логическое мышление, повышает качество восприятия и усвоения  информации детьми.  При этом у детей порождается ощущение психологической включенности в мир живой природы, вызывается чувство единства с ней, повышается чувство уверенности в себе,  психоэмоциональная устойчивость и как следствие, готовность к системе оценивания в школе по пятибалльной шкале.

Применение опорных образов Нормы значительно повышает эффективность работы с категориями детей, имеющих проблемы адаптационного характера, а именно:

  • детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях;
  • детейинвалидов и с ограниченными возможностями здоровья;
  • детей с ослабленным здоровьем;
  • детей разных рас, национальностей и вероисповеданий.

Практика показывает, что при таком подходе преимущество учебного методического комплекта «Норма плюс» обеспечивает гармоничное развитие личности ребенка на духовно нравственных принципах независимо от социальных культурных различий уровня благосостояния родителей, семейного бюджета.

Я благодарю Вас за внимание и приглашаю к творческому сотрудничеству по Программе.

Список методической литературы

  1. Кузнецова Н.А. Волновая педагогика Детства: Единая образовательная константа. Волновые технологии образования. Теория и практика. Ека теринбург: Издательский дом «Ажур», 2019 ISBN 978-5-91256-451-2
  2. Кузнецова Н.А. Парциальная программа финансового воспитания детей «Дети и денежные отношения». Екатеринбург: Издательский дом

«Ажур», 2019 ISBN 978-5-7186-1233-2

  1. Кузнецова Н.А. Учебно-методическое пособие к программе «Дети и де нежные отношения». Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2019

        Интернет-ресурсы:

http://unity1.ru/ – Сайт АНО СОВ «Единство» https://www.youtube.com – Волновые технологии образования

https://www.youtube.com фея Копеечка

https://youtu.be/uB_hV_7aS54 – Фрагмент занятия «Дом – полная Чаша»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по финансовой грамотности детей дошкольного возраста

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами....

"Опыт реализации программы по финансовой грамотности в детском саду"

Финансовая грамотность - это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами....

Методическое обеспечение по формированию основ финансовой грамотности детей 6-7 лет по теме «Семейный бюджет»

В данной методической разработке по формированию основ финансовой грамотности детей 6-7 лет представлены:Календарно – тематический план.Конспект совместной деятельности педагога и детей.Проект р...

Презентация по финансовой грамотности "Дети и денежные отношения"

Презентация по финансовой грамотности "Дети и денежные отношения"...

ЧФУОО "Финансовая грамотность" по программе Кузнецовой Н.А. "Дети и денежные отношения"

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, направлена на формирование навыков финансовой грамотности. Реализация содержания образовательной деятельности осуществляется на осно...

Методическая разработка для педагогов ДОУ «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста посредствам экономического воспитания»

Финансовая грамотность - это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Д...

«Лучшее методическое обеспечение реализации программы по финансовой грамотности» Дидактическое пособие Лэпбук для детей разновозрастной группы «Познаем основы экономики»

Невозможно воспитать гармонично развитого человека, не подготовив его к товарно-денежным отношениям. Финансовая грамотность детей - одно из современных направлений в дошкольной педагогике.  Дети ...