"Как люди деньги придумали"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Правдюкова Людмила Евгеньевна

КОНСПЕКТ

Тема: «Как люди деньги придумали».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_dengi_pradyukova.docx30.41 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

Тема: «Как люди деньги придумали».

Задачи:

Обучающие:

- Формировать представления об истории возникновения денег, о понятиях: деньги, купюры, монеты, натуральный обмен, рубль, электронные деньги

- Способствовать осознанию роли денег в жизни людей.

- Формировать навыки взаимодействия со сверстниками  (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве) 

- Закрепить представления  о внешнем виде современных банкнот и монет;

Развивающие: 

- развивать познавательную активность,

- развивать умение понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно;

- развивать внимание, логическое мышление, связную речь; творческие способности.

Воспитательные:

- Воспитывать разумное отношение к расходованию денег.

Методы и приёмы:

Сюрпризный момент: появление тетушки Совы

Словесный: беседа, рассказ тетушки Совы, вопросы, поощрение.

Игровой: игры «Обмен», «Покупки»

Практический:  наглядная демонстрация денежных средств.

Словарная работа: натуральный обмен, электронные деньги, пластиковая карта, рубль, рубить,  бумажная купюра, монета, гривна, банк.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы, рассматривание денежных купюр, монет, сюжетно- ролевые игры «Магазин», «Кафе», «Ярмарка».

Материал: мультимедийное оборудование,  презентация «Как люди деньги придумали», наборы одинаковых предметов на каждого ребенка (муляжи продуктов, овощей, фруктов, камешки, ракушки, зерна,  денежные монеты и купюры разного достоинства, пластиковые карты, иллюстрации к «Ленте времени». 

Ход занятия.

Организационный момент.

«Подари улыбку»

Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмёмся 

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Ребята, сегодня наше занятие будет необычным. Тетушка Сова приглашает  нас в клуб «Ученых -исследователей».

Вам хотелось бы стать учёными-исследователями?

Воспитатель:  А о чем пойдет речь,  вы узнаете, если отгадаете  загадку:

Бывают они медные,

Блестящие, бумажные,

Но для любого из людей,

Поверьте, очень важные!

 Воспитатель: Вы правы, ребята, это деньги. Тогда отправляемся в путь. Звучит музыка и дети, поворачиваясь кругом, проговаривают: «Раз, два, три нас в историю неси…».

Тетушка Сова: Здравствуйте ребята, пригласила я вас сегодня, чтобы поведать вам удивительную историю появления денег. Как вы думаете, всегда ли деньги были такими как сейчас?

 Дети высказываются.

Тетушка Сова: Правильно, у денег тоже есть своя история.  А   основные события появления денег, предлагаю вам отмечать на этой «Ленте времени».  Временные отрезки обозначены на «Ленте времени» как «Древность», «Прошлое» и  «Настоящее». Для каждого временного отрезка мы с вами будем подбирать соответствующие иллюстрации. Согласны?

Ход занятия.

Слайд Древние люди.

Тетушка Сова:: Много- много лет назад, в древности, люди не знали, что такое деньги. Деньги у первобытных людей не существовали. Люди жили в пещерах, одевались в шкуры животных и питались тем, что давала им природа. Люди сами изготавливали необходимые для жизни вещи и добывали себе еду. Одни охотились, другие ловили рыбу, третьи работали на земле. Они просто обменивались друг с другом различными предметами. Земледельцы предлагали  зерно для изготовления хлеба и других продуктов, скотоводы – овец, шерсть, кожу для изготовления одежды и обуви; охотники  расплачивались  шкурками белок, зайцев, лисиц. Те, кто жили около моря, расплачивались солью, ракушками. раковинами, которые добывали в южных морях и они служили для изготовления украшений.

Как вы думаете, почему это было делать не удобно? (Такие деньги в карман не спрячешь. Это было тяжело, занимало много места.)

Тетушка Сова: предлагаю вам попробовать произвести обмен, поменяться товарами. (дети берут на столе предметные картинки с зерном, шкурами зверей, домашними животными, раковинами, овощами и фруктами, одеждой, обувью и др. и пробуют обменять свои товары на одежду, продукты, обувь, украшения)

 Все ли сумели поменять свои товары так, чтобы у вас была и одежда, и обувь, и продукты. Не у всех получилось? И людям в те, древние времена, было очень нелегко производить обмен, так чтобы не остаться без одежды,  или без продуктов.

Воспитатель: как вы думаете, какие картинки мы разместим на ленте времени»?

( На «Ленте времени» дети размещают предметные картинки   с   ракушками, животными, зерном, домашними животными).

Воспитатель: давайте обратимся к тетушке Сове и послушаем дальше ее рассказ об истории денег.

2 Слайд «Прошлое. Металлические деньги.»

Тетушка Сова: Чем больше появлялось различных товаров, тем сложнее было поменять их друг на друга. И люди стали искать такой предмет, который бы стал единицей обмена, т.е. небольшой ценный предмет, который бы мог долго храниться и был не очень большой. Прошло еще много времени. Люди научились добывать металл. И придумали люди, что будут делать деньги из металла, металлические деньги, из меди- медные, из серебра-.. , из золота- … . Их  отливали в форме брусков, колец, прутиков, в виде шестиугольников со сплющенными краями и называли их гривнами.
Если нужно было заплатить половину гривны, её рубили топором. Такую половинку называли рубль от слова «рубить. Из рубля делали мелкие монеты - деньги. Монеты были разные по стоимости: из меди  - дешевле, из серебра - дороже, а из золота самые дорогие.
Модницы стали делать из них ожерелье,  и красиво, и «кошелёк» всегда под рукой. Потом на монеты стали наносить рисунок. Исследования подтверждают, что по изображению на монете можно судить о богатстве и истории государства, о войнах, победах, поражениях, о крупнейших спортивных и культурных событиях. Подумайте и скажите, а какие недостатки были у таких денег? (У таких денег тоже был недостаток: они были очень тяжелые и занимали много места. ).

Вариант 1. Воспитатель: А вот так выглядят монеты сегодня в нашей стране. Дети рассматривают монеты. (1 копейка, 5 копеек, 10 копеек, 50 копеек, 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей, 10 рублей.)

Воспитатель: Обратите внимание, ребята, монета имеет две стороны. Сторона, где изображен двуглавый орел, называется аверсом, сторона с изображением номинала монеты (то есть цифр) — это реверс, или решка.

Какие иллюстрации прикрепим к отрезку «Прошлое» на «Ленте времени»?

(Дети крепят изображения монет).

Вариант 2 Художественно- продуктивная деятельность. вырезают монеты из теста или пластилина и украшают их.

3. «Настоящее». Бумажные современные деньги.

Тетушка Сова: Ребята, мы продолжаем нашу беседу. Мы выяснили, что у металлических денег был важный недостаток - тяжелые и занимают много места, было очень неудобно носить с собой такой груз. И тогда люди решили, что рассчитываться можно и бумажными и железными деньгами, только деньги должны иметь разную стоимость. Так и появились бумажные деньги, на которых написано, какому количеству они равны. Первые бумажные деньги были большого размера. На бумажных деньгах прошлого, изображались портреты правителей определенного периода правления.

Воспитатель: А вот так выглядят бумажные деньги сегодня в нашей стране.

На бумажных купюрах с одной стороны денежного знака стоит цифра, определяющая стоимость этой купюры, а с другой стороны  изображен  герб страны. (Рассматривание бумажной купюры.) 

Воспитатель: давайте обратимся к тетушке Сове и послушаем дальше ее рассказ об истории денег.

4. Слайд «Банковская карта».

Тетушка Сова: В настоящее время электронные технологии стремительно вошли в нашу жизнь и появилась новая форма денег - электронные деньги.  Для того,  чтобы  мы могли пользовать электронными деньгами,  были придуманы банковские карты, на которых хранятся электронные деньги.

 Скажите,  а какие достоинства у этих денег? (Их основное достоинство в том, что они занимают мало места в кошельке и с их помощью можно рассчитываться в магазинах, в маршрутках, в аптеках и других учреждениях.                

Воспитатель: Какие иллюстрации прикрепим на «Ленту времени» во временной отрезок «Настоящее»?

 Дети размещают на «Ленте» изображения современных монет, современных бумажных денег и банковских карт)

Воспитатель: Давайте рассмотрим результат нашей работы «Ленту времени» и перечислим основные события из истории денег:

Дети:(примерные ответы)

  • В древности   денег не было, люди обменивались товаром.
  • В прошлом,  появились гривны, металлические монеты, но они были большие и тяжелые,  стали появляться бумажные деньги.
  • В настоящем люди пользуются монетами, бумажными деньгами и банковскими картами.

Тетушка Сова: Теперь вы много знаете о деньгах, как они возникли, как менялись в течение времени.  Молодцы, вы показали себя настоящими исследователями старины и оформили «Ленту времени».  А теперь  вам пора возвращаться в детский сад. До свидания.

Воспитатель: Скажем волшебные слова: «Вокруг себя повернись, в детском саду очутись». 

Воспитатель: Вот мы и в детском саду. Что нового вы узнали сегодня на занятии?  Какие необычные виды денег вы запомнили?

Откуда пошло название рубль? Какие российские монеты вы знаете?

Что вызвало затруднение? Что понравилось больше всего?

Воспитатель: ребята, если вам понравилось занятие возьмите зеленую монетку-смайлик, если было не интересно- желтую монетку-смайлик, совсем было скучно-красную.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие: «Как люди придумали электричество?»

Занятие: «Как люди придумали электричество?»С использованием приёмов эйдо и мнемотехники.Подготовительная группа. Дети с ЗПР.Часть 1. Энергетическая настройка.Ребята! Мы с вами шли по лесу и заблудили...

Занятие: «Как люди придумали электричество?»

Конспект занятия: «Как отыскать верх и низ».Цель: Развитие пространственного воображения. Знакомство с симметрией растений и животных. Знакомство с новым пространственным направлением.Оборудование: Ил...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по финансовой грамотности для детей старшего возраста Тема: «Зачем людям нужны деньги»

Данный материал поможет дошкольнику понять как принимается семейный бюджет, кто и как может распоряжаться разумно деньгами, не тратить их зря....

Детский проект "Зачем людям деньги"

        Деньги настолько прочно обосновались в повседневной жизни, что мы не видим в них ничего необычного. А между тем это - одно из самых замечательных и даже поразительны...

Конспект занятия в старшей группе "Зачем люди придумали правила?"

формировать представления о правилах поведения у детей старшей группы Программные  задачи:Образовательные:Создать условия, способствующие формированию бережливости у дошкольников, составлени...

НОД по финансовой грамотности" Зачем людям деньги"

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего возраста. Задачи: Познакомить с понятием «деньги»,  с историей возникновения денег и их ролью в жизни ч...