Главные вкладки

    Методическая разработка (подготовительная группа) по теме:
    Анализ занятия в детском саду

    Гоппе Любовь Анатольевна

    Данный материал поможет провести анализ занятия у педагогов детского сада. В приложениях схемы, помогающие провести данную работу.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    В своей работе я руководствуюсь следующими принципами:

    1. Скажи мне -  и я забуду, покажи мне -  и я запомню, вовлеки меня - и я научусь!
    2. Ум гибнет не от износа,  он ржавеет от неупотребления.
    3. У каждого ребенка свой срок и час постижения.
    4. Чтобы стать настоящим воспитателем детей, нужно отдать им свое сердце.
    5. Горжусь профессией своей за то, что детство проживаю многократно.

    АНАЛИЗИРУЕМ ЗАНЯТИЕ

    Интенсивное развитие инновационных процессов в общественной, экономической, политической жизни страны ставит перед образованием новые проблемы, как в масштабах государства, так и в конкретном образовательном учреждении.

    Анализ – это расчленение явления на части, элементы с последующим изучением их в отдельности, как частей данного целого.

    Педагогический анализ – это функция управления вместе с  руководством, контролем, координацией, коррекцией, направленная на изучение фактического состояния дел и обоснованности применения различных способов, средств для достижения целей, а также на объективную оценку результатов педагогического процесса и выработку регулирующих механизмов по переводу системы в новое качественное состояние.

    В моей практике существовало достаточно схем анализов различных видов деятельности (это схемы, взятые из рекомендаций К.Ю.Белой, и схемы, разработанные нашим педагогическим институтом и др.), все бы хорошо, но наш детский сад работает по программе О.М.Дьяченко (Л.А.Венгера) «РАЗВИТИЕ» и многие схемы для анализа занятий нам не подходят. Передо мной как перед методистом стала проблема, как лучше разработать развивающее занятие и проанализировать его со всех сторон.

    Подумав, почитав методическую литературу и наладив контакт с преподавателями ИГПИ им. П.П.Ершова, мы разработали  памятку для воспитателей по постановке целей развивающего занятия (приложение №1).

    Пришлось так же подумать и разработать  опорную схему для анализа и конструирования занятий (приложение №2).

    На основе этих схем легче анализировать мне, как руководителю и педагогу сделать самоанализ.

    В конце учебного года своим воспитателям я предлагаю самим предложить свои открытые мероприятия на следующий учебный год, а затем анализирую и составляю график открытых мероприятий. А в годовом плане отражаю план посещения групп и график контроля воспитательно-образовательной работы и  открытые просмотры.

    Для меня, как для методиста наиболее важно во время посещения занятия увидеть творческую искорку в работе воспитателя с детьми, то есть как педагог творчески и неординарно проведет детей в мир знаний, каким путем он воспользуется, какие методы, формы, приемы  и новинки он использует в данном занятии.

            

           

    Resource id #28

    Предварительный просмотр:

    РЕКОМЕНДАЦИИ К ПОСТАНОВКЕ ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ:

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ:

    1. Конкретизация норм и уровня усвоения знаний для каждого ребенка
    2. Четкое определение уровня формирование каких-либо умений и навыков
    3. Ликвидация конкретных пробелов в знаниях и умениях конкретного ребенка

    ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ:

    1. Обеспечить продвижение ребенка в видах деятельности, способствующих формированию опыта творческой деятельности, социально значимых качеств личности (трудолюбие, самостоятельность, инициативность), нравственных качеств (сочувствие, сопереживание, гуманное отношение)
    2. Предусмотреть ситуации, направленные на формирование умений и навыков познавательной деятельности, социального опыта.

    ПРИЛОЖЕНИЕ №1 ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ.

            Постановка цели развивающего занятия – это не элементарное определение замыслов, а логическое определение направления и результатов движения (точки постепенного движения к цели по определенному маршруту).

            Цель педагогической деятельности – мысленное предвосхищение результатов процесса. В своих формулировках  педагогическая цель должна отражать те качества, на развитие которых направлен педпроцесс.

    РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ:

            1. Цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения к изучаемому материалу и процессу собственной познавательной деятельности: актуальность и личностный смысл изучаемой темы для детей, помощь детям в осознании социальной, практической и личностной значимости изучаемого материала.

            2. Цели, ориентированные на развитие ценностных отношений детей к окружающей действительности: содействовать осознанию детьми ценностей изучаемого материала, помочь детям осознать ценность совместной деятельности.

            3. Цели, направленные на развитие у детей интеллектуальной культуры: вооружить (т.е. создать организационные и содержательные условия для развития у детей умений) способами ( приемами) мыслительной деятельности: учить детей анализировать познавательный объект, развивать умение сравнивать, обобщать, классифицировать, соотносить, видеть закономерности, находить противоречие и т.д.

            4. Цели, ориентированные на развитие исследовательской культуры (исследовательских умений): содействовать развитию у детей умению использовать различные методы познания: наблюдение, выдвижение гипотезы, умение анализировать объект, выделять его существенные признаки, сопоставлять различные факты, делать выводы.

            5. Цели, ориентированные на развитие у детей организации деятельной культуры: развитие у детей умений ставить цель, планировать свою деятельность (осуществлять контроль, самооценку и самокоррекцию своей деятельности).

            6. Цели, ориентированные на развитие коммуникативных  умений (культуры) детей: содействовать развитию у детей умению общаться, обеспечить развитие у детей монологической и диалогической речи.

            7. Цели, ориентированные на развитие рефлексивной культуры детей: создать условия для развития у детей умений приостановить свою деятельность, выделять узловые моменты своей или чужой деятельности, обеспечить развитие умений объектировать деятельность.                                              

                         

    Resource id #286

    Предварительный просмотр:

    ПРИЛОЖЕНИЕ №2

    ОПОРНАЯ СХЕМА ДЛЯ АНАЛИЗА И КОНСТРУИРОВАНИЯ ЗАНЯТИЯ

    В МАДОУ ЦРР д/с№19.

    Образовательные задачи

    Содержание этапа занятия

    Показатели выполнения образовательных задач этапа

    Условия выполнения образовательных задач этапа

    Возможные методы и приемы обучения

    Подготовка детей к работе на занятии:

    - обеспечение нормальной внешней обстановки для работы на занятии;

    - психологическая подготовка детей к общению на занятии

                      1 этап -

    - Приветствие    и организация внимания

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

    - доброжелательный настрой воспитателя и детей,

    - кратковременность этапа,

    - готовность детей к сотрудничеству,

    - формулирование целевых установок.

    - собранность воспитателя,

    - последовательность в предъявлении требований,

    - использование небольшой психологической паузы и вопросов, побуждающих внимание детей к изучаемой теме,

    - спокойная уверенная манера держаться,

    - отсутствие многословия.

    - «Добрый день. Я рада вас видеть и очень хочу работать с вами»

    - «Ладошка к ладошке»

    -Улыбнемся друг другу и т.д.

    Обеспечение мотивации, принятие цели детьми,

    - Актуализация субъектного опыта детей (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, целостных отношений),

    - что дети знают, зачем это нужно ребенку

                         2 этап -

    Сообщение темы занятия;

    Показ социальной и практической значимости изучаемого;

    Постановка перед детьми проблемы;

    Актуализация субъектного опыта детей.

    ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ

    Готовность детей к активной учебно-познавательной деятельности;

    Формулировка целей вместе с детьми;

    Вариативность приемов сообщения цели;

    Понимание детьми социальной и практической значимости изучаемого материала;

    Сообщение цели, форм организации деятельности.

    К     РАБОТЕ    НА

    Предварительное обдумывание воспитателем формулировки цели, задач, социальной и практической значимости изучаемого для детей;

    Умение формулировать цели в действиях детей;

    Владение воспитателем многообразием приемов актуализации личностного смысла детей, их социально-личностного отношения к объектам окружающей действительности;

    Использование воспитателем многообразия приемов актуализации знаний и способов действий;

    Отражение в целях занятия не только знаний и умений, которые должны усвоить дети, но и развитие личностно-смысловой сферы, интеллектуальной, исследовательской, коммуникативной культуры и культуры умственного труда.

    ОСНОВНОМ ЭТАПЕ

    1. сообщение цели с одновременным сообщением темы занятия;
    2. сообщение цели в виде проблемного задания;
    3. сообщение цели в виде эвристического вопроса;
    4. постановка цели через показ конечных результатов;
    5. постановка привлекательной цели;
    6. в начале занятия дается загадка, отгадка которой будет открыта при работе над новым материалом;
    7. дополнение реальной ситуации фантастикой;
    8. постановка целей с опорой на последовательность изучения материала.

    1. Обеспечение восприятия и первичного запоминания детьми изучаемого материала:

    - существенных признаков, понятий, и т.д.

    - правил и построенных на их основе алгоритмов.

    2. Содействие усвоению детьми способов, средств, которые привели  к определенному выводу (обобщению).

    3. Создание содержательных и организационных условий усвоения детьми методики воспроизведения изучаемого материала.

                             3 этап -

    Организация внимания детей;

    Сообщение основной идеи изучаемого (принципы, правила и др.)

    Обеспечение осмысления метода исследования изучаемых знаний, способов и средств, которые привели к сделанным выводам;

    Дать знания, которые приводят к определенным выводам (с чего и как начинать, из чего исходить, к чему переходить, как аргументировать выводы).

    ЭТАП  УСВОЕНИЯ

    Максимальное использование самостоятельности детей в добывании знаний и способов действий;

    Если воспитатель использовал метод рассказа, объяснения, то показателем выполнения задачи может служить качество (правильность, осознанность) ответов детей на последующих этапах;

    При использовании эврических методов показателем эффективности усвоения детьми знаний и способов действий является правильность и осознанность ответов в процессе беседы или выполнения задания.

    НОВЫХ ЗАНИЙ  И

    Полное и точное определение ведущих признаков изучаемых познавательных объектов;

    Включение в содержание изучаемого материала субъективного  опыта детей;

    Реализация дифференцированного подхода в процессе изложения нового;

    Осуществление этапа посредством создания ситуаций, в которых ребенок является субъектом деятельности;

    Создание условий для освоения детьми знаний преимущественно в форме деятельности.

     СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

    1. Представление основного материала одновременно в словесной, знаково-символической формах,
    2. Работа с определением вводимых понятий (родовое слово + видовые признаки)
    3. использование обыденных аналогий как способа включения в содержания субъектного опыта детей
    4. Рассказ (объяснение) воспитателя
    5. Развивающее обучение
    6. использование проблемных ситуаций

    1. Установление правильности и осознанности изученного материала.

    2. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений детей

    3. Проведение коррекции выявленных пробелов в осмыслении детьми изученного материала.

                          4 этап -

    Проверка воспитателем понимания детьми того, что является сущностью

    основного содержания;

    Проверка полноты и осознанности усвоения детьми новых знаний и способов действий;

    Выявление пробелов первичного осмысления детьми изученного материала;

    Ликвидация неясностей осмысления детьми изученного материала.

    ЭТАП ПЕРВИЧНОЙ

    Правильность и осознанность основного содержания изученного материала большинством;

    Устранение пробелов в понимании детьми нового материала.

    ПРОВЕРКИ ПОНИМАНИЯ

    Постановка вопросов репродуктивного характера и вопросов, требующих мыслительной активности.

    ИЗУЧЕННОГО.

    Использование заданий на узнавание детьми изученных познавательных объектов;

    Подготовка своих примеров по новому материалу;

    Ассоциативный ряд.

    1. Обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы при выполнении заданий;

    2. Обеспечение в ходе закрепления повышенного уровня осмысленности изученного материала, глубины его понимания.

                   5 этап -

    Организация деятельности по воспроизведению существенных признаков изученных познавательных объектов;

    Организация деятельности детей по отработке изученных знаний и способов действий посредствам их применения в ситуациях по образцу и  измененных ситуациях.

    ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ

    Умение детьми распознавать и воспроизводить изученные объекты;

    Прочность знаний детей

    НОВЫХ ЗНАНИЙ И

    Использование системы заданий, в основе которых лежит четко спланированная последовательность действий (на узнавание, на применение знаний по образцу и в измененной ситуации);

    Использование разнообразных методов и форм закрепления знаний и способов действий детей;

    Использование вопросов, требующих интеллектуальной активности, самостоятельной и мыслительной деятельности;

    Обеспечение мер помощи детям.

    СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЯ

    Вопросно-ответная форма общения;

    «Что было бы, если …»

    «Придумай свое задание»

    1. Обеспечить усвоение детьми знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях;

    2. Обеспечить формирование у детей умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях.

             

     6 этап -

    Организация деятельности детей по применению знаний в измененных и новых ситуациях

    ЭТАП ПРИМЕНЕНИЯ

    Правильность, полнота, осознанность, действенность знаний детей;

    Самостоятельность ребенка при выполнении задания;

    Углубление знаний и способов действий.

    ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ

    Использование системы заданий, предусматривающих самостоятельность детей в их выполнении;

    Использование разнообразных методов и форм организации деятельности детей по применению знаний в разнообразных ситуациях;

    Использование заданий на поиск нескольких способов получения одного результата;

    Стимулирование детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий на занятии без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

    Поощрение стремления ребенка предлагать свой способ (работы, решения и т.д.);

    Использование открытых задач.

    ДЕЙСТВИЙ.

    1. Вопросно-ответное общение
    2. Работа в микрогруппах
    3. Разноуровневые самостоятельные работы
    4. Дидактические игры
    5. Задания на самостоятельность построения алгоритма решения простых задач;
    6. Задание по кругу и другие.

    Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий детей в рамках изученной системы

                       7 этап –

    Организация деятельности детей по коррекции выявленных недостатков

    ЭТАП КОРРЕКЦИИ

    Динамика перехода детей с более низкого на более высокий уровень усвоения знаний.

    ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ

    Организация деятельности:

    - минимального и общего уровня усвоения знаний по выявлению ошибок на основе поставленных вопросов, оценки и коррекции.

    ДЕЙСТВИЙ.

    Задания с пропусками

    Использование специально разделенных на мелкие этапы заданий.

                      8 этап – ЭТАП РЕФЛЕКСИИ                  

    В старшем дошкольном возрасте: Чему я научился? Если ты будешь сейчас помогать другому, то, как ты это сделаешь? Расскажи, как ты это делал, чтобы он смог сделать так же?

    Resource id #238

    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты занятий в детском саду (ДОУ)

    Анкеты для родителей в детском саду. Ссылки.

    Анкетирование - один из способов сбора различной информации. Воспитателям детских садов часто приходится в своей работе ...

    Развитие игровой деятельности в работе с детьми раннего дошкольного возраста

    Играя, ребенок легче усваивает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него трансформируется сознание, появляются нав...

    Как уберечься от гриппа

     Как уберечься от гриппа...

    Зимние забавы, День здоровья, "Лыжня России"

    Зима властвует на земле, но ничего не мешает нашим детям проживать зимние деньки с увлечением, задором, интересом и неза...

    Организация уголка книги в разных возрастных группах для развития речи детей

      Организация уголка книги в разных возрастных группах для развития речи детей...

    ЭССЕ на тему: «МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА»

     ЭССЕ  на тему: «МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ   ИНИЦИАТИВА»...

    Конспект занятия "Песня зимушки зимы"

    Цели:Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на зимние проявления природы; развивать умение соотносить образы по на...

    Адаптация детей к детскому саду

    Выступление педагога-психолога на родительском собрании в младшей группе. Проблемы адаптации. ...

    Презентация "Фрукты"

    Презентация для детей первой младшей группы...

    Комментарии

    Гоппе Любовь Анатольевна

    Данная публикация с прилрдениями поможет спланировать занятие и провести его анализ.

    Берчатова Эльвира Владимировна

    Спасибо Вам за представленный материал! Очень полезный в нашей работе.

    Макарова Светлана Юрьевна

    Любовь Анатольевна, спасибо за опубликованный материал.Он помог мне составить самоанализ занятия.
    Тёткина Екатерина Григорьевна

    Материал помог провести самоанализ НОД. Спасибо.