Развитие социальной уверенности детей, через взаимоотношения со сверстниками и повышение самооценки.
статья (старшая группа) на тему

Синельникова Павлина Алексеевна

Взаимоотношения со сверстниками.

Существенной особенностью дошкольного возраста является возникновение определенных взаимоотношений ребенка со сверстниками, образование «детского общества». В общении детей весьма быстро складываются отношения, в которых появляются предпочитаемые и отвергаемые сверстники. Общение со сверстниками – жесткая школа социальных отношений. Оно требует высокого эмоционального напряжения. «За радость общения»ребенок тратит много энергии на чувства, связанные с успехом идентификации и страданиями отчуждения.

Как сформировать высокую самооценку у ребенка

Формирование низкой самооценки

Родители заведомо снижают самооценку малыша, когда пытаются поставить его в зависимое, подчиненное положение, им хочется, чтобы он умел подстраиваться, не конфликтовал бы со сверстниками, был полностью зависимым от взрослых в повседневной жизни.

Ребенок становится психологически не уравновешенным, он не доверяет окружающим, ему явно не хватает ощущения, что он ценен.

Формирование средней самооценки

У детей со средней самооценкой родители обычно занимают покровительственную, снисходительную позицию. Уровень притязаний таких родителей не очень высок. Скромные цели позволяют им принимать своих детей такими какие они есть, проявлять терпимость к их поведению. В тоже время самостоятельные различные действия детей вызывали у них тревогу. Дети таких родителей очень зависимы от того, что думают по их поводу другие люди.

Формирование высокой самооценки

В семье, где у детей формируется высокая самооценка, матери в подавляющем большинстве удовлетворены взаимоотношениями детей с отцом, в семье – ясные отношения, определены приоритеты, распределена ответственность. Обычно один из родителей принимает основные решения, с которыми соглашаются вся семья, все относятся друг к другу дружелюбно и искренне. Ребенок видит, что родителям обычно сопутствует успех, он тоже приучается настойчиво и успешно решать встающие перед ним в повседневной жизни задачи, так как чувствует уверенность в своих силах. Его все время поддерживают и одобряют. Ребенок с высокой самооценкой постоянно привыкает испытывать свои возможности, узнавая и признавая свои сильные и слабые стороны.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.94 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимоотношения со сверстниками.

Существенной особенностью дошкольного возраста является возникновение определенных взаимоотношений ребенка со сверстниками, образование «детского общества». В общении детей весьма быстро складываются отношения, в которых появляются предпочитаемые и отвергаемые сверстники. Общение со сверстниками – жесткая школа социальных отношений. Оно требует высокого эмоционального напряжения. «За радость общения»ребенок тратит много энергии на чувства, связанные с успехом идентификации и страданиями отчуждения.

Взаимодействие ребенка со сверстниками – это не только прекрасная возможность совместно познавать окружающий мир, но и возможность общения с детьми своего возраста, возможность общения с мальчиками и девочками, так как в таком возрасте они активно интересуются друг другом, и у них появляется потребность в общении. Собственная внутренняя позиция дошкольника по отношению к другим людям характеризуется возрастанием своего «я» и значения своих поступков, огромным интересом к миру взрослых, их деятельности взаимоотношений. Между детьми могут возникать самые разные формы взаимоотношений. Поэтому очень важно чтобы ребенок с самого начала пребывания в дошкольном учреждении приобретал положительный опыт сотрудничества, взаимопомощи. Общение со сверстниками – жесткая школа социальных отношений. На третьем году жизни взаимоотношения между детьми возникают в основном на основе их действий с предметами, игрушками. Эти действия принимают совместный, взаимозависимый характер. К старшему дошкольному возрасту в совместной деятельности дети уже осваивают следующие формы сотрудничества: чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера; исправляют его ошибки; помогают партнеру; выполняют часть его работы; принимают замечания партнеров; исправляют свои ошибки. В процессе совместной деятельности дети приобретают опыт руководства другими детьми, опыт подчинения. Это стремление определяется эмоциональным отношением к самой деятельности, а не к позиции руководителя. Еще нет сознательной борьбы за руководство.

В дошкольном возрасте продолжают развиваться способы общения. Генетически наиболее ранней формой общения является подражание. А.В. Запорожец отмечает, что произвольное подражание ребенка является одним из путей овладения общественным опытом. Только меняется потом характер подражания. Если в младшем дошкольном возрасте ребенок подражает отдельным формам поведения взрослых и сверстников, то в среднем – ребенок уже не слепо подражает, а сознательно усваивает образцы норм поведения.

В период дошкольного возраста общение детей показывает их пристрастную причастность к социальным ролям мужчин и женщин. Дети усваивают не только социальные роли, связанные с половой идентификацией взрослых, но и способы общения мужчин и женщин. За период дошкольного детства ребенок проходит большой путь в овладении социальным пространством. Ребенок осваивает правила адекватного лояльного взаимодействия с людьми и в благоприятных для себя условиях может действовать в соответствии с этими правилами.

Как сформировать высокую самооценку у ребенка.

Формирование низкой самооценки.

Родители заведомо снижают самооценку малыша, когда пытаются поставить его в зависимое, подчиненное положение, им хочется, чтобы он умел подстраиваться, не конфликтовал бы со сверстниками, был полностью зависимым от взрослых в повседневной жизни.

Ребенок становится психологически не уравновешенным, он не доверяет окружающим, ему явно не хватает ощущения, что он ценен.

Формирование средней самооценки.

У детей со средней самооценкой родители обычно занимают покровительственную, снисходительную позицию. Уровень притязаний таких родителей не очень высок. Скромные цели позволяют им принимать своих детей такими какие они есть, проявлять терпимость к их поведению. В тоже время самостоятельные различные действия детей вызывали у них тревогу. Дети таких родителей очень зависимы от того, что думают по их поводу другие люди.

Формирование высокой самооценки.

В семье, где у детей формируется высокая самооценка, матери в подавляющем большинстве удовлетворены взаимоотношениями детей с отцом, в семье – ясные отношения, определены приоритеты, распределена ответственность. Обычно один из родителей принимает основные решения, с которыми соглашаются вся семья, все относятся друг к другу дружелюбно и искренне. Ребенок видит, что родителям обычно сопутствует успех, он тоже приучается настойчиво и успешно решать встающие перед ним в повседневной жизни задачи, так как чувствует уверенность в своих силах. Его все время поддерживают и одобряют. Ребенок с высокой самооценкой постоянно привыкает испытывать свои возможности, узнавая и признавая свои сильные и слабые стороны.

В семейном воспитании очень важную роль играет дисциплинирующее начало. Главное, чтобы дисциплина была основана на принципах справедливости и на ясны, достижимых стандартах поведения., соответствующих возможностям ребенка. Если родители любят малыша, оказывая ему, ежедневное доверие и уважение, ребенок привыкает сам относиться к себе, как к человеку, достойного этих чувств.

Если малыш не очень выского мнения ос ебе, он склонен считать, что другим не интересны его мысли и занятия. Какие-то детали в поведении родителей постоянно подкрепляют его убеждения. Ведь ребенок очень остро улавливает малейшие знаки невнимания или пренебрежения со стороны взрослых. Кто-то из родителей зевнул, когда ребенок рассказывал что-то важное, перебил его или сменил тему разговора - по всем этим мелочам ребенок безошибочно угадывает, интересен или безразличен он близким людям.

Существует тесная связь между материнским теплом и самооценкой ребенка. Чем больше поддержки внимания оказывает малышу мать, тем чаще у таких детей формируется положительная самооценка. Даже наказания дети воспринимают по-разному: если ребенка наказывает холодный, равнодушный взрослый, у маленького человека, естественно, возникает мысль: "Меня наказывают, потому что не любят". Ребенок, чувствующий постоянную заботу и тепло, чаще осознает, что его наказывают лишь только потому, что он был не прав. 

Крайне опасно для малышей и родителей авторитарность. Такие взрослые обычно безапелляционны в своих суждениях, их наказания и требования не содержат даже намека на готовность принять ребенка, помочь ему, убедить его. Такие родители временами даже искренне считают, что их ребенок плох во всем. Естественно, что ребенок быстро привыкает чувствовать себя никчемным и нелюбимым.

"Делай так потому, что я сказал",- самая опасная и безосновательная фраза, которую могут произнести авторитарные родители. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Формирование основ социального и правового сознания как одно из условий повышения самооценки дошкольников и уверенности в себе"

«Для того, чтобы воспитать человека, годного для будущего,надо воспитывать его,  имея в виду вполне совершенного человека,- только тогда воспитанник будет достойнымчленом того поколения, в которо...

Развитие социальной уверенности детей дошкольного возраста

Консультация для педагогов по развитию социальной уверенности у  дошкольников....

Развитие социальной уверенности у младших дошкольников через театрализованную деятельность

Социальная уверенность предполагает гармоничное взаимодействие с самим собой, с социумом, внешним миром. Обеспечивает адаптацию к изменяющимся условиям.Она  влияет на эмоциональный фон любой деят...

КОНСПЕКТ Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с детьми «Ты мой друг и я твой друг» (развитие социальной уверенности детей дошкольного возраста)

Цель: создание условий для единства с другими, радости в процессе общения, проявления внутренней психологической активности;помощь в приобретении позитивного опыта самопознания и самовыражения, р...

Консультация для педагогов «Развитие социальной уверенности детей дошкольного возраста в игре»

Социально неуверенные, а вследствие этого агрессивные, закомплексованные, закрытые от внешнего мира и углубленные в себя дети - проблема актуальная и серьезная.Ее решение требует длительной, последова...

Из опыта работы: «Развитие социальной уверенности у детей с ОВЗ в разновозрастной группе 3 -7 лет через обогащение сенсорного опыта»

  Сегодня я хочу поделиться своим опытом «Развитие социальной уверенности у  детей  с ОВЗ 3 -7 лет через обогащение сенсорного опыта» Мой девиз в работе:...