Роль игровой деятельности при организации образовательных областей в рамках ФГОС ДО
статья по теме

Дошкольный возраст, как известно, является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Одна из основных форм осуществления интегративного подхода в ДОУ – игровая деятельность, позволяющая объединить различные представления. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ромадина Нина Владимировна, воспитатель МКДОУ «ЦРР-д/с№4» п.г.т.Анна , Воронежская область

Роль игровой деятельности при организации образовательных областей в рамках ФГОС ДО

Дошкольный возраст, как известно, является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Одна из основных форм осуществления интегративного подхода в ДОУ – игровая деятельность, позволяющая объединить различные представления. Особое внимание в образовательном процессе мы, педагоги, уделяем игровым технологиям, которые дают нашим воспитанникам новые социальные представления, активизируют самостоятельность и инициативу ребенка, его творческие способности, учат гуманности общения, толерантности. Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений,  который  выполняет роль комплексного развития всех аспектов целостной личности, оказывает влияние на весь ход и результат развития дошкольника. В результате создания игровой технологии происходит  интеграция  образовательных областей «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,  «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие» что позволяет качественно улучшить образовательный процесс в ДОУ.

Цель технологии: обеспечить целостное развитие личности дошкольника посредством интегративного подхода через реализацию игровых технологий в условиях ДОУ.

Задачи:    - разработать и апробировать технологию целостного развития дошкольников на основе интеграции различных игровых технологий;

                -   повысить уровень развития детей по физическому и познавательному и речевому направлениям;

               - создать в ДОУ   предметно – пространственную  среду,   активизирующую  деятельность  детей.

               

Применение игровых технологий с дошкольниками   дают возможность повысить  интерес к различным видам деятельности,   усвоить большее количество информации, основанной на примерах конкретной деятельности,   научиться принимать ответственные решения в сложных ситуациях. Игровая деятельность состоит из трех компонентов:

  1. Игровое  состояние, которое характеризует эмоциональное отношение субъекта к реализации действительности в определенный промежуток времени.
  2. Игровое общение. Через общение она передаётся, общением она организуется, в общении она функционирует.
  3. Игровая деятельность строится на анализе трех важных элементов деятельности: субъект (индивид, группа, коллектив); объект (характеризуется в зависимости от игры, цели, участников игрового взаимодействия); активность, которую направляет субъект на объект.

Игровая форма работы в образовательном  процессе могут нести на себе ряд функций. Выделяют следующие функции игры:

  • развивающая функция  (развитие памяти, внимания, восприятия информации),
  • развлекательная функция (создание благоприятной атмосферы в различных видах деятельности),
  • коммуникативная функция ( сплочение коллектива обучающихся и установление внутри него эмоциональных контактов)
  • Релаксационная функция (снятие эмоционального напряжения, возникающего в результате интенсивного обучения)
  •  Психотехническая функция  (формирование навыков подготовки своего большого объема информации)
  • Воспитательная функция  (психотренинг и психокоррекция проявления личности в игровых моделях жизненных ситуациях)

Необходимо определить условия проведения игры: материал должен быть знаком, так как игра опирается на опыт; должно быть заложено преодоление чего-либо, так как только в этом случае возможна активность действий; игры должны быть законченными и понятными (постепенное усложнение, как правил, так и содержания); в основе игры должна лежать соревновательность, что  дает движение, толчок к развитию принятых игровых ролей; игроки должны быть свободны от воздействия побочных факторов, следовательно, игра должна контролировать; не допускается «защищенность» в игровом действии, должна быть заложена смена деятельности; наличие оформления игрового пространства (оснащение игры необходимым оборудованием, оформлением) позволит создать внутреннюю эмоциональную насыщенность.

Внедрение игровых  технологий в образовательный процесс осуществлялось в различные формы, как непосредственно образовательную деятельность, так и в совместную деятельность воспитателя с детьми и в самостоятельную деятельность детей. Для достижения высокого уровня развития интегративных качеств дошкольников, помимо интегрированных занятий, мы используем ежедневно различные виды игры: дидактические, сюжетно – ролевые, театрализованные, подвижные. Игры для дошкольников – самый лучший способ развития, познания окружающего мира, моделирования жизненных ситуаций, недоступных для них в реальной жизни. Это помогает сформировать представления и запреты более понятными, увидеть последствия их нарушения. В игре ребенок получает возможность   самостоятельно находить выход из предложенных ситуаций, получать новые впечатления  и использовать их, избавиться от страхов и психологических проблем. Дидактические игры тренируют ручную ловкость ребенка, незаметно подготавливают его к следующему школьному этапу жизни. Сюжетно – ролевые игры позволяют детям сосредоточиться, самостоятельно осмыслить ситуацию, поставить цель, найти все необходимое для ее достижения, установить эмоциональный контакт с другими участниками игры. Театрализованные игры развивают личность ребенка, прививают устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствуют артистические навыки детей, организаторские умения, совершенствуют формы и средства поведения и общения, складываются взаимоотношения детей друг с другом. Подвижные игры, двигательная активность не только принося т удовольствие, но и полезны  для здоровья..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Место и роль игровой деятельности дошкольника в образовательном процессе в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

ИГРА — это свободная развивающая деятельность, осуществляемая по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не для какого-либо результата....

Семинар-практикум : "Реализация образовательных областей в рамках ФГОС на тему "Песочная терапия"

Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая ра...

«Системно-деятельный подход как основа организации образовательных процессов в рамках ФГОС»

Организация образовательных процессов с учетом возрастных особенностей...

Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в интеграции образовательных областей в рамках ФГОС Рассказ сказки «Заюшкина избушка» для детей средней группы.

Сказка учит добро понимать, О поступках людей рассуждать, Коль плохой, то его осудить, Ну,а слабый - его защитить! Дети учатся думать, мечтать, На вопросы ответ получать. Каждый раз что-нибудь...

КОНСПЕКТ образовательной деятельности по музыкально-творческому развитию с использованием элементов технологии «Кукляндия» в интеграции образовательных областей в рамках ФГОС «ДРУЖИМ С ТЕНЬЮ» для детей 6-7 лет группы общеразвивающей направленности

Одной из задач современного дошкольного образовательного учреждения является развитие личности ребенка, его творческой активности позитивной социализации.Данная методическая разработка поможет музыкал...

Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию с использованием элементов ТРИЗ в интеграции образовательных областей в рамках ФГОС для детей 5-6 лет группы общеразвивающей направленности: « Осень – волшебная пора»

Интеграция образовательных областей:  развитие речи, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.ЦельОбобщать и закреплять представления детей о характер...