Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию с использованием элементов ТРИЗ в интеграции образовательных областей в рамках ФГОС для детей 5-6 лет группы общеразвивающей направленности: « Осень – волшебная пора»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Гусейнова Бахар Багир кызы

Интеграция образовательных областей: 

 

развитие речи, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Цель

Обобщать и закреплять представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи

Познавательные:

  • развивать умение называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения;
  • закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и изменения в жизни животных и птиц;
  • закрепить навык образования прилагательных;

развивающие:

  • развивать познавательный интерес детей, их внимание и память через игры и упражнений;

воспитательные:

  • воспитывать у детей бережное отношение к природе;
  • развивать культуру речевого общения детей друг с другом и взрослыми;

здоровьесберегающие:

  • создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Словарная работа:

Волшебная, разноцветная, ранняя, поздняя, моросящая, пасмурная, ясная, дождливая, хмурая, зимующие, перелетные,  осадки, заморозки.

Демонстрационный материал

Картины разного времени осени, слайды животных

Оборудование

Телевизор, золотой «шарф осени», письмо, осенние листья, корзина с грибочками с заданиями, плакат с 2-мя кругами для игры  - «Перелётные и зимующие птицы», ларец с гостинцами, кукла – Незнайка.

Раздаточный материал

Наборы картинок с перелетными и зимующими птицами.

Методические приемы

Игровая ситуация, постановка проблемы, беседа – диалог, речевые игры, подвижная игра – «Купим мы с бабушкой», анализ, показ картинок с помощью  ИКТ для заданий, поведение итогов

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_v_starshey_gruppe_osen_-_volshebnaya_pora_.docx809.62 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное детское образовательное учреждение детский сад №73 комбинированного вида Красносельского района г. Санкт – Петербурга.

Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию с использованием элементов ТРИЗ в интеграции образовательных областей в рамках ФГОС

 для детей 5-6 лет группы общеразвивающей направленности

« Осень – волшебная пора»

Автор: Гусейнова Б. Б.,

воспитатель группы №7

г. Санкт - Петербург

2023г.

Интеграция образовательных областей: 

развитие речи, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Цель

Обобщать и закреплять представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи

Познавательные:

  • развивать умение называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения;
  • закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и изменения в жизни животных и птиц;
  • закрепить навык образования прилагательных;

развивающие:

  • развивать познавательный интерес детей, их внимание и память через игры и упражнений;

воспитательные:

  • воспитывать у детей бережное отношение к природе;
  • развивать культуру речевого общения детей друг с другом и взрослыми; 

здоровьесберегающие:

  • создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Словарная работа:

Волшебная, разноцветная, ранняя, поздняя, моросящая, пасмурная, ясная, дождливая, хмурая, зимующие, перелетные,  осадки, заморозки.

Демонстрационный материал

Картины разного времени осени, слайды животных

Оборудование

Телевизор, золотой «шарф осени», письмо, осенние листья, корзина с грибочками с заданиями, плакат с 2-мя кругами для игры  - «Перелётные и зимующие птицы», ларец с гостинцами, кукла – Незнайка.

Раздаточный материал

Наборы картинок с перелетными и зимующими птицами.

Методические приемы

Игровая ситуация, постановка проблемы, беседа – диалог, речевые игры, подвижная игра – «Купим мы с бабушкой», анализ, показ картинок с помощью  ИКТ для заданий, поведение итогов

Мотивация

Утром, после зарядки. На столе ваза с букетом осенних листьев. Незнайка: Я вам принёс красивый ВЕСЕННИЙ букет (Дети возражают).хотите назвать осенним, пусть будет осенний, всё равно, букет!(букет –то осенний!). А я не хочу назвать его осенним! В.: ребята. А как по другому можно назвать этот букет? (Золотой букет, как терем расписной, багряный, лиловый)а про какой букет можно сказать такие слова ? (Только про осенний букет ) Правильно, ребята, я хочу вам сказать интересную новость: сегодня к нам придёт гостья, которая расскажет нам про таких и других природных явлениях , которые происходит с её появлением в наших краях.

Организационный этап

Дети становятся полукругом лицом к гостям.

В.: Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришло много гостей. Скажите, а вы любите, когда к вам приходят гости? (Да). Давайте поздороваемся с нашими гостями.(Дети здороваются)

Вводный этап

В.: Но это, ещё не все гости. Ещё одна гостья ждёт нас в другой комнате, которая расскажет нам о чудесах, которые происходят с её приходом в наши края. Я сейчас вас с ней познакомлю.

В другой комнате открыто окно, занавеска усыпана осенними листьями, тропинка из осенних листьев. У окна лежит золотой шарф осени,  на нём письмо.

В.: Где же она? Окно почему-то открыто. А  какой красивый шарф! А тут ещё письмо какое-то лежит. Давайте откроем его.

В письме: «Дорогие ребята и Бахар Багировна, прошу меня извинить за мой поспешный уход. За мной прилетели птицы из лесу. Дело в том, что Медведице с пестуном срочно нужна моя помощь: надо много осенних листьев, чтобы устилать берлогу, чтобы будущим  медвежатам было уютно ранней весной . Поэтому мне пришлось вернуться в лес. Про мои чудесные проделки напомнят вам весёлые грибочки, а где они находятся, вам подскажут мои листья. И если вы выполните всё задания правильно, то при помощи моего волшебного шарфа получите от меня вкусные и полезные подарки. Любящая вас Осень.»

В. : Ребята, прежде чем посмотреть, что приготовила нам Осень, давайте поиграем в игру – «Части суток»,  я начну предложения, а вы их заканчивайте.

  • Спим мы ночью, а делаем зарядку…(Утром).
  • Завтракаем мы утром, а обедаем…(Днём).
  • Обедаем мы днём, а ужинаем…(Вечеров).
  • Ужинаем мы вечером, а спим…(Ночью).

Основной этап

В.: Теперь, нам надо найти грибочков и выполнять задания. А что подскажет нам, где грибочки? (Осенние листочки) По тропинке мы пойдём и грибочки найдём.

Ребята, у меня предложение: пока мы идем по тропинке с листочками, давайте обратим внимание на осенние картины.

Что вы видите на них?(Осень). Она во всех картинах одинаковая? (Нет). В первой картине она какая? (Тут листья ещё не везде пожелтели, есть еще зеленые) Да, ребята, потому, что тут осень только начинается, это время мы называем…(ранней осенью), правильно. здесь ещё погода ясная, солнечная. А во второй картине?( Золотая осень). И в правду, как будто всё усыпано золотом. Как красиво! Давайте  теперь  обратим внимание на третью картину. Что скажите? (Листьев на деревьях меньше,  на небе тучи, идёт дождь. Эта картина уже не такая весёлая). Да, ребята, это время поздней осени. В народе его называют еще Предзимье. А как вы думаете почему?( Природа готовится к зиме). https://otkritkis.com/wp-content/uploads/2021/12/%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8F%D0%B1%D1%80%D1%8C%D1%8D-1024x683-1.jpg

Конечно, вы слышали, как диктор по телевизору рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки, что это такое?

(Дождь, снег, град, туман!) А какая бывает погода осенью когда идет дождь… (Дождливая!). Когда холодно…(Холодная!). Когда пасмурно… (Пасмурная!).   Когда сыро… (Сырая!). Когда хмуро… (Хмурая!). Когда солнце светит… (Солнечная!) Когда ясно…

(Ясная!) Когда дует ветер… (Ветреная!)  А давайте, мы немного поиграем с ветром.

Физкультминутка

Ветер по лесу летал, (Руками машут)

Ветер листики считал. (Руками делают волну)

Вот дубовый, вот кленовый (Прыжки)

Вот рябиновый резной

Вот с березки золотой.

Вот последний лист с осинки (Показ рукой)

Ветер бросил на тропинку.

В: Вот и пришли мы с вами в конец тропинки с листочками. Где-то здесь и должны быть веселые грибочки. Давайте поищем.

Дети поднимают листья, а там корзиночка с грибочками.

В.: А вот и веселые грибочки Осени, а на них игры.

Посмотрим игру на первом  грибочке. Игра «Вот так звери». Надо угадать зверя по описанию. Если правильно угадаете, то он появится на экране нашего телевизора. Берите стулья сядьте полукругом перед экраном и слушайте внимательно.

Воспитатель читает описания животных поочерёдно, дети отгадывают, и на экране появляются картинки животных.

Игра. Вот так звери!                                         Вопросы:
1. Что за зверь лесной такой                    1. Что происходит с зайцами осенью?
Встал, как столбик, под сосной?             (Они меняют серую шубку в белый цвет )
И стоит среди травы –
Уши больше головы.

Всех боится зверь-трусишка.
Как зовут его? (Зайчишка)

2. Хожу в пушистой шубе,                  2. Что делают белочки осенью?
Живу в густом лесу.                              (делают запасы к зиме: собирают орешки,
В дупле на старом дубе                          жёлуди, сушат грибы).  
Орешки я грызу.(Белочка)

3. Догадайтесь, кто же это?
В шубку рыжую одета.
И не рыба, и не птица.
Это — хитрая... (Лисица)

4. Может белый быть и бурый,

Он густой гордится шкурой.

Любит рыбкою питаться

Или мёдом баловаться.

Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна.(Медведь)

5. У него иголочки,                                  3. А чем занимается ёжик осенью?  
Как в лесу на елочке.                            (Устилает свою норку мягким мхом и
Зверя лучше не тревожь!                      осенними листьями, и готовится к зимней
Он колючий. Это... (Ёж)                       спячке)

6. Он в лесу дремучем рос,
Серой шерстью весь оброс.
В зайцах вкусных знает толк
Злой голодный серый... (Волк)

7. Нор не роют,
Но зато плотины строят.
Все они одеты в шубы,
Инструмент не пилы – зубы. (Бобры)

В: Молодцы, ребята вы все верно отгадали и все звери появились. Давайте стулья обратно поставим в сторону, чтобы они нам не мешали. Посмотрим второй грибочек. А тут игра «Отдыхай-ка» . ребята, Осень предлагает немного отдохнуть. Давайте мы поиграем в игру «Купим мы с бабушкой»

Купим мы с бабушкой себе курочку: (2 раза)
Курочка по зернышкам «кудах-тах-тах».
 (стучим пальчиками по ладошке, как курочка клюет)

Купим мы с бабушкой себе уточку: (2 раза)
Уточка «у-тю-тю», 
(складываем пальчики клювиком)
Курочка по зернышкам «кудах-тах-тах».

Купим мы бабушка себе индюшонка: (2 раза)
Индюшонок «фалды-фалды», 
(показываем, как индюк хлопает крыльями)
Уточка «у-тю-тю», 
(складываем пальчики клювиком)
Курочка по зернышкам «кудах-тах-тах». 
(стучим по ладошке пальчиком)

Купим мы с бабушкой себе кисоньку: (2 раза)
Кисонька «мя
у-мяу», (гладим одной рукой другую руку)
Индюшонок «фалды-фалды», 
(показываем, как индюк хлопает крыльями )
Уточка «у-тю-тю»,
 (складываем пальчики клювиком)
Курочка по зернышкам «кудах-тах-тах».
 (стучим по ладошке пальчиком)

Купим мы с бабушкой себе собачонку: (2 раза)
Собачонка «ав-ав», 
(сложенные и большой пальцы «открываются» и «закрываются»)
Кисонька «мя
у-мяу», (гладим одной рукой другую руку)
Индюшонок «фалды-фалды», 
(показываем как индюк хлопает крыльями )
Уточка «у-тю-тю»,
 (складываем пальчики клювиком)
Курочка по зернышкам «кудах-тах-тах». 
(стучим по ладошке)

Купим мы бабушка себе поросенка: (2 раза)
Поросенок «хрюки-хрюки», 
(касаемся пальцем носа)
Собачонка «ав-ав», 
(сложенные и большой пальцы «открываются» и «закрываются»)
Кисонька «мя
у-мяу», (гладим одной рукой другую руку)
Индюшонок фалды-фалды(показываем как индюк хлопает крыльями )
Уточка а у-тю-тю(складываем пальчики клювиком)
Курочка по зернышкам «кудах-тах-тах». 
(стучим по ладошке)

Купим мы бабушка коровенку: (2 раза)
Коровенка «муки-муки», 
(показываем рожки)
Поросенок «хрюки-хрюки», 
(касаемся пальцем носа)
Собачонка «ав-ав», 
(сложенные и большой пальцы «открываются» и «закрываются»)
Кисонька «мя
у-мяу», (гладим одной рукой другую руку)
Индюшонок «фалды-фалды», 
(показываем, как индюк хлопает крыльями )
Уточка «у-тю-тю», 
(складываем пальчики клювиком)
Курочка по зернышкам «кудах-тах-тах». 
(стучим по ладошке)

Купим мы бабушка себе лошаденку: (2 раза)
Лошаденка «скоки-скоки», 
(одной ногой топаем, как конь бьет копытом)
Коровенка «муки-муки», 
(показываем рожки)
Поросенок «хрюки-хрюки» 
(касаемся пальцем носа)
Собачонка «ав-ав», 
(сложенные и большой пальцы «открываются» и «закрываются»)
Кисонька «мя
у-мяу», (гладим одной рукой другую руку)
Индюшонок «фалды-фалды» 
(показываем, как индюк хлопает крыльями )
Уточка «у-тю-тю» 
(складываем пальчики клювиком)
Курочка по зернышкам «кудах-тах-тах». 
(стучим по ладошке)

В: Отлично, ребята, здорово повеселились. Теперь давайте посмотрим, что же предлагает нам третий грибочек. А тут – игра про «Перелётных и зимующих птиц». Правила игры такие: надо разложить картинки птиц по кругам. В круг с солнышком - перелетных, а в круг со снежочком – зимующих. Ребята, а что за перелётные птицы? Почему их так называют? (Потому, что они зимой улетают в тёплые края). Правильно! А почему они улетают? (Потому, что зимой им нечем питаться) Почему? (Потому, что спрятались все насекомые; лягушки, рачки зарылись в ил на дне водоёмов и спят). Точно, давайте приступим. Каждый из вас берёт по одной птице, называет её, определяет какая эта птица – зимующая или перелётная – располагает в соответствующем кружочке.

Дети выполняют задание, вместе с воспитателем проверяют, всё ли правильно сделано, если есть ошибки, вместе исправляют.

Заключительный этап

В: Всё верно, ребята, вы справились со всеми заданиями. Вам понравилось, поиграть?. А что больше запомнилось? А что было самое трудное? Поднимите березовый листок, кому было легко выполнять задания;

рябиновый листок, кому было трудно;

дубовый листок, кому не понравилось на занятии.

О каком времени мы говорили?

Помните, Осень в письме говорила нам, если мы выполним все задания, то  получим вкусные и полезные подарки при помощи её волшебного шарфа. Давайте посмотрим. А вот и он! А что под ним? Пока мы выполняли задания, тут появился вот такой красивый ларец. Давайте посмотрим, что внутри ларца. А внутри сок из сочных, вкусных и полезных даров осени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст /с использованием здоровьесберегающих технологий/

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому  развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст/с использованием здоровье...

Интеграция образовательной деятельности музыка, познавательно-речевое развитие детей в подготовительной группе детского сада "Сила богатырская"

    Предварительная работа:•        Чтение сказок и былин: «Илья Муромец и Соловей разбойник», « Добрыня и ...

«Технологии использования элементов игры бадминтон в образовательной деятельности с детьми для развития координационных способностей дошкольников»

Бадминтон - спортивная игра, насыщенная разнообразными движениями и тактическими комбинациями. Упражнения и игры с ракеткой и воланом способствуют развитию таких физических качеств как быстр...

Конспект образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию с использованием элементов арттерапии на тему «Поможем ракушке»

Направление развития: художественно-эстетическое развитие.Возрастная группа: старшая.Цель: формирование положительного эмоционального настроя детей....

План-конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с использованием технологии ТРИЗ с дошкольниками в средней группе Тема: «Домик для животных». (конструирование из строительного материала)

Данный конспект направлен:на развивитие конструктивных способностей детей – умение огораживать небольшое пространство кирпичиками и пластинами, устанавливать их друг на друга вертикально и гориз...

Конспект образовательной деятельности по социально - коммуникативному развитию с использованием технологии ТРИЗ на тему «Противоречия»

Конспект ОД по социально-коммуникативному развитию с использованием технологии ТРИЗ на тему "Противоречия"...

КОНСПЕКТ образовательной деятельности по музыкально-творческому развитию с использованием элементов технологии «Кукляндия» в интеграции образовательных областей в рамках ФГОС «ДРУЖИМ С ТЕНЬЮ» для детей 6-7 лет группы общеразвивающей направленности

Одной из задач современного дошкольного образовательного учреждения является развитие личности ребенка, его творческой активности позитивной социализации.Данная методическая разработка поможет музыкал...