Семинар-практикум : "Реализация образовательных областей в рамках ФГОС на тему "Песочная терапия"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему

Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, улучшает самочувствие взрослых и детей. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Песочная терапия- один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой, способ снятия внутреннего напряжения.

        Песочная терапия – это удивительный и эффективный метод психологической помощи.

Принцип “терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии.

        Техника «песочной терапии» возникла в рамках юнгианского аналитического подхода и во многом базируется на работе с символическим содержанием бессознательного как источником внутреннего роста и развития. Примерно в 40-х годах в Швеции появился «тест мира», разработанный Шарлоттой Бюлер, или так называемый «Erica метод», который до сих пор используется в Швеции как диагностический инструмент в детской психиатрии. В Швейцарии несколько позже в работе с детьми начала использоваться Техника Мира Маргарет Ловенфельд, взятая из «теста мира». В свою очередь, Дорой М. Калфф (Швейцария) из Техники Мира был разработан терапевтический метод — сэндплэй вначале для работы с детьми, но в дальнейшем этот метод начал использоваться и в работе со взрослыми.

        Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные педагоги - Санкт – Петербурского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия», Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии», Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь "особому" ребенку», Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии».

Песочная терапия в практике

Цели занятий, игровых упражнений (соответственно предмету ):

1.        Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность

2.        Развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений

3.        Развитие фонематического слуха, автоматизация звука в слогах, словах, обучение чтению

4.        Дифференциация, автоматизация звуков, обучение чтению и письму

5.        Совершенствование навыков и умений практического общения, используя вербальные и невербальные средства

6.        Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, творческого и критического мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания, способствуя проявлению эмпатии

7.        Снижение психофизического напряжения

8.        Актуализация эмоций

Задачи:

Образовательные:

1.        Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета

2.        Обучить умению отвечать на вопросы проблемно - поискового характера

3.        Обучить специальным движениям и их выполнение детьми

4.        Учить выстраивать композиции на песке по образцу

5.        Закрепить представления об окружающем мире

Развивающие:

1.        Развивать психические процессы (внимание, память)

2.        Развивать логическое мышление

3.        Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику

4.        Развивать умение действовать по инструкции

5.        Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности

Воспитательные:

1.        Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми

2.        Воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности

3.        Воспитывать слуховое внимание и память

4.        Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому

5.        Совершенствовать навыки позитивной коммуникации

6.        «Проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке

Методы и приёмы:

§   Дискуссии

§   Беседы

§   Игры – коммуникации

§   Экологические и исторические игры

§   Проективные игры

§   Познавательные игры

§   Элементы сказкотерапии

§   Музыкальное сопровождение

Песочная терапия способствует:

  • снятию как эмоционального, так и мышечного напряжения 
  •  профилактике и снижению импульсивности, излишней двигательной активности,
  • тревоги, агрессии, детских страхов 
  • формированию здоровой самооценки, уверенности в себе, раскрытию   личности,
  • развитию позитивной Я-концепции
  • развитию мелкой моторики, ощущений и координации 
  • развитию интеллекта, памяти, внимания, восприятия, речи, воображения 

  • исследованию и формированию отношений сотрудничества, навыка работы в группе 
  • развитию эстетического отношения к окружающему миру 
  • формированию и развитию эмоционального интеллекта (работа с чувствами) 
  • развитию чувства юмора 
  • снятию эмоционального напряжения 
  • развитию способности творчески самовыражаться
  •  развитию мелкой моторики, ощущений 
  • гармонизации внутреннего состояния 


Песочная терапия обращается к детской части, к внутреннему ребенку каждого человека, используя ее творческую и исцеляющую способность.

Песок помогает ребёнку или взрослому не только излечить свою душу и нервную систему, но и раскрыть свой внутренний творческий потенциал, даёт силы и энергию для интересной активной жизни!


Практическая часть

Что нужно для игры в песок?

         1.Водонепроницаемый деревянный ящик

Внутренняя поверхность (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой цвет. Таким образом, дно будет символизировать воду, а борта – небо. Размер ящика – 50 х 70 х 8см. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком.

2.Чистый, просеянный песок

3. «Коллекция» миниатюрных фигурок (высота их – не более 8 см)

В набор игрушек могут войти:

§   Человеческие персонажи

§   Животные (домашние, дикие, доисторические, морские и др.)

§   Транспорт (наземный, водный, космический, и др.)

§   Растения (деревья, кусты, цветы, овощи и пр.)

§   Естественные предметы (ракушки, веточки, камни, кости, яйца и пр.)

§   Сказочные герои (злые и добрые)

§   Бросовый материал (флаконы из – под духов, пробки)

§   Пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.)

Пять шагов организации игрового процесса

Первый шаг - демонстрация песочницы

Обычно мы говорим детям следующее. «Посмотрите, наша песочница заполнена песком наполовину, поэтому видны голубые борта. Как вы думаете, зачем это нужно? Действительно, борта символизируют небо. У песочницы есть еще один секрет, если мы с вами раздвинем песок, то обнаружим голубое дно. Как вы думаете, а это зачем нужно? Действительно, дно символизирует воду. Вы можете создать реку, озеро, море и даже океан. А с помощью кувшина с водой сухой песок легко превращается во влажный. Словом, здесь все подвластно вашей фантазии».

Второй шаг - демонстрация коллекции фигурок

Обычно мы говорим детям следующее. «Посмотрите здесь много самых разнообразных фигурок. Вы можете их рассмотреть, подержать в руках. Здесь есть и деревья, и дома, и люди, и многое другое. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, вы можете использовать разные фигурки»

Третий шаг - знакомство с правилами игр на песке

Очень часто педагоги задают такие вопросы. «Как научить детей бережному отношению к песку? Как запретить кидать песок в глаза товарищам? Как объяснить, что рушить созданное другими нельзя?» Действительно, игры с песком выдвигают значительное число ограничений, запретов. Чтобы избежать нравоучений, мы рекомендуем познакомить детей с правилами в контексте некоего ритуала, постоянно повторяющегося действия, в котором эти правила проживаются и проигрываются

Четвертый шаг - формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия

Этот шаг осуществляет сказочный герой (Песочный Человечек, Фея, черепаха Тортила и др). Он задает тему занятия, от его лица ведется увлекательный рассказ о каком-либо событии, он формулирует задания и загадывает загадки. Иными словами, весь образовательный материал преподносится детям этим сказочным персонажем. Он же ведет игровой процесс, контролирует его ход, резюмирует и анализирует результаты творческих работ, «коронует» и подбадривает каждого из ребят

Пятый шаг - завершение занятия, ритуал выхода

Завершая работу в песочнице, ребятишки разбирают свои постройки, расставляют игрушки на полки стеллажа; разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности



Предварительный просмотр:

Ритуал «входа» в Песочную страну:
Звучит музыка

Педагог: "Здравствуйте, дети! Я очень рада видеть вас. Мы с вами сегодня начнем знакомство с волшебной страной. Она необычная, песочная. Чтобы попасть в Песочную страну, нужно встать вокруг песочницы и взяться за руки. Вытяните руки над песочницей ладонями вниз. Закройте, пожалуйста, глаза и произнесите за мной заклинание: "

(Звучит музыка природы, инструментальная музыка)

В ладошки наши посмотри,

В них доброту, любовь найди

Чтоб злодеев побеждать,

Мало просто много знать

Надо быть активным,

Смелым, добрым, сильным

А еще желательно

Делать все внимательно!

Педагог: "Мы начинаем с вами путь по волшебной Песочной стране. Давайте с вами повторим правила поведения в песочной стране."

Дети: " Нельзя кусаться, драться, в глазки песком бросаться. Относить песок в другое место, пробовать на вкус")

Педагог: " Ну раз вы всё знаете, то можно отправляться в волшебную страну!"


Практическая часть

Педагог: " Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте ее отгадать!"

Кто-то ловко юркнул в норку,
Прихватив от хлеба корку
Знаешь ты ее малыш ,
Это серенькая...
(ответы детей)

Педагог:" Правильно! Это мышь! Давайте с вами сделаем домики для мышек. Как называют домики мышек? (норки)

1. «Норки для мышки»
Ребенок вместе со взрослым копает небольшие ямки — норки руками или совочком. Затем педагог обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, педагог берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее «мышка-норушка» пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек — зайчиков, лисят, медвежат и пр.
2.«Собери грибы» 

Педагог: Наши грибочки спрятались в песочке. Давайте их найдем и попытаемся вспомнить их название.(дети кладут руки на песок и повторяют слова за воспитателем)
«Ты корзину в лес бери,
 
Там грибы мне собери.
Удивишься ты, мой друг:
Сколько здесь грибов вокруг!
Рыжики, волнушки
Найди-ка на опушке!»
(Поочередно ребенок запускает руку в песок , ищет грибы, вместе вспоминаем их название. Количество грибов меняется с каждой игрой.)
3.«Загадка» 

Педагог:

Как не знаешь –

Голову ломаешь,

Как угадаешь –

Нос задираешь! (Загадка)

Сейчас я хочу проверить, как вы умеете разгадывать загадки.  Разгадывать мы будем их необычным способом.

Педагог закапывает какую-либо игрушку в песок. Ребенок должен ее найти, и на ощупь узнать: что это или кто это?(мелкие игрушки, пуговицы,  фантики и т.д.)
4.«Бусы для мамы» 

Педагог: Скоро приближается праздник. Может быть кто-нибудь знает, что это за праздник?( ответы детей)

Педагог: Правильно , праздник наших  бабушек, мам, сестёр. Международный женский день- 8 марта!

 Педагог :"Что же делать? Где взять бузы для красавицы моей?
Ничего, я постараюсь, и сложу их поскорей!»
 
С помощью мелких цветных камушек, ракушек, фасоли ребенок вместе с воспитателем выкладывает последовательно бусинки на песке.

Рефлексия занятия:

Педагог: Дети, сегодня мы с вами начали знакомство с волшебной страной. Узнали, какой песок на ощупь. У меня сейчас очень хорошее настроение: я много узнала нового. А что нового узнали вы? что больше всего понравилось в игре? (Ответы детей)

Ритуал «выхода» из Песочной страны        

В ладошки наши посмотри —

Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок,

Ты всем нам подрасти помог!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игровой деятельности при организации образовательных областей в рамках ФГОС ДО

Дошкольный возраст, как известно, является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функцион...

Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в интеграции образовательных областей в рамках ФГОС Рассказ сказки «Заюшкина избушка» для детей средней группы.

Сказка учит добро понимать, О поступках людей рассуждать, Коль плохой, то его осудить, Ну,а слабый - его защитить! Дети учатся думать, мечтать, На вопросы ответ получать. Каждый раз что-нибудь...

Отчет о реализации программы «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»

Повышение уровня мастерства педагогов - приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено...

КОНСПЕКТ образовательной деятельности по музыкально-творческому развитию с использованием элементов технологии «Кукляндия» в интеграции образовательных областей в рамках ФГОС «ДРУЖИМ С ТЕНЬЮ» для детей 6-7 лет группы общеразвивающей направленности

Одной из задач современного дошкольного образовательного учреждения является развитие личности ребенка, его творческой активности позитивной социализации.Данная методическая разработка поможет музыкал...

Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию с использованием элементов ТРИЗ в интеграции образовательных областей в рамках ФГОС для детей 5-6 лет группы общеразвивающей направленности: « Осень – волшебная пора»

Интеграция образовательных областей:  развитие речи, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.ЦельОбобщать и закреплять представления детей о характер...

«Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации образовательного процесса в рамках ФГОС и ФОП ДО» на период с 2023 по 2024 гг.

laquo;Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации  образовательного пр...