ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «Страницы семейного альбома» «Наши любимые занятия»
проект (старшая группа) на тему

Ступакова Татьяна Николаевна

Этот проект показывает, что воспитание детей в семье и детском саду должно преследовать единые цели и задачи: стремление реализовать в совместной деятельности комплексный подход к воспитанию и развитию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stupakova_proektnaya_deyatelnost.docx31.64 КБ

Предварительный просмотр:

бюджетное дошкольное образовательное учреждение г.Омска

"Детский сад №349 общеразвивающего вида"

ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

«Страницы семейного альбома»

«Наши любимые занятия»

Воспитатели:   Ступакова Т. Н.      

Машалова Е. С.

г. Омск-2012

Тема  проекта « Наши любимые занятия».

Итоговые мероприятия  "Семейные посиделки", творческие  работы  «Наши любимые занятия».

Выбор темы проекта.

«Семья – это та самая среда, в которой человек учится и сам творит добро»                              

                                                                                                                  В.А.Сухомлинский

  Важным фактором личностного развития ребёнка является удовлетворение его потребности в положительных эмоциональных контактах с близкими людьми. В первую очередь – с родителями.

  Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Воспитание детей в семье и детском саду должно преследовать единые цели и задачи: стремление реализовать в совместной деятельности комплексный подход к воспитанию и развитию детей.Если родители и педагог, объединяя свои усилия, обеспечат ребенку двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь и дома и в детском саду, они помогут развитию общих и специальных способностей у детей.

  Детский сад является первым воспитательным учреждением, с которым вступают в контакт родители. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. В настоящее время ощущается дефицит общения родителей с детьми.Проведенное анкетирование "Семья глазами ребенка" показало, что 72% детей предоставлены сами себе в выходные дни: рисуют, смотрят телевизор, играют в компьютер. Только 28% семей планируют совместный отдых. Педагоги ДОУ всеми силами стараются устранить дефицит общения родителей с детьми. Взаимодействие педагога с семьями воспитанников проходит в содержательных и интересных формах. На смену собраниям приходят семейные посиделки и семейные экскурсии, творческие мастерские, совместные досуги, праздники, и многое другое.

   Удачной находкой в работе с родителями  оказался метод проектов.

   Наш проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека. О семейных традициях и их развитии в современных условиях,  проект поможет создать и реализовать систему сотрудничества детского сада и семьи по развитию способностей детей дошкольного возраста. Ведь семья для ребенка – это источник общественного опыта, здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.

 Хочется надеется, что наши усилия не пройдут даром и современная семья будет оставаться важнейшим институтом воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Цель проекта:

Сохранение и укрепление внутрисемейных связей, обеспечение успешной и полноценной социализации детей в процессе их активного сотрудничества с педагогами, родителями и ближайшими родственниками.

Задачи:

1.Помочь ребенку осознать примечательные  особенности каждого члена семьи и уникальность        сочетания  этих особенностей как основы самоценности и неповторимости  семьи.

2. Воспитывать у детей заботливое отношение к близким людям, желание помочь им.

3. Развивать способности детей

4. Расширить представления родителей о разнообразных возможностях развития способностей своих    детей.

5. Активизировать участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.

6. Реализовать в совместной деятельности комплексный подход к воспитанию и развитию детей                              

Вид проекта: 

долгосрочный,творческий

Время реализации проекта:  2011 - 2012гг

Участники проекта: дети группы, родители, воспитатели

Подготовительная работа:

  • Знакомство с народными играми и традициями.
  • Беседы, ситуационные разговоры, рассказы по теме праздника
  • Чтение художественной литературы  Е. Благина «Посидим в тишине», Б. Емельянов «Мамины руки», Чтение сказок «Дикие лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», ненецкой сказки «Кукушка», А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»,  Л. Толстой «Рассказы для маленьких детей», А. Барто «Разлука».
  • Игры-драматизации по рассказам.
  • Рассматривание портретов и картинок по теме
  • Рисование «Мамин портрет», «Профессии семьи»
  • Создание страниц семейного альбома «Наши любимые занятия», «Семейный герб»

Планирование проекта:

Лексическая тема

недели

Содержание

Детский сад

 (сентябрь)

Мой дом-моя семья

(октябрь)

Неделя хороших поступков

(в течение года)

Знать свое имя, отчество,фамилию, возраст. Крылатые имена в пословицах, поговорках. Совершенствовать умение детей свободно ориентироваться в помещение детского сада. Вспомнить имя и отчество сотрудников детского сада, их функции. Рассказ детей о своем любимом занятии в детском саду, группе (любимая игра, игрушка, занятие в центрах развития) по схеме. Знать центры развития в группе, что в них интересного.

Любимые занятия детей дома(домашний уголок, что в нем, как играет, с кем). Любимые семейные занятия, семейные традиции. Развить интерес детей к жизни своих родителей: любимые занятия мамы и папы. Начало оформления странички и выставки в семейном уголке «Наши любимые занятия».

Уметь понимать эмоциональное состояние близких, выражающееся в особенностях мимики, жестов, действий, интонации голоса:  радость , симпатия, усталость, печаль, огорчение, одобрение, любовь. Относиться к старшим в зависимости от их эмоционального и физического состояния. Понимать, как поддерживают родственные связи, переписка, посещение, звонки…  Как появляются в семье забота, уважение друг к другу, любовь. Знать культурные традиции семьи, любимые занятия членов семьи. Пополнение выставки в семейный уголок «Наши любимые занятия». Оформить странички « Семейный герб»

Лексическая тема

Содержание

Труд людей. Профессии.

(февраль - март )

"Наши руки не для скуки"

( в течение года)

Растительный мир

(октябрь - ноябрь)

Моя Родина

(апрель - май)

Дни недели, будние и выходные дни, особенности жизни человека в будние и выходные дни. Любимые занятия родителей в детстве, связанны ли они с их профессией. Пополнение выставки в семейный уголок. Осмысление детьми своих желаний и деятельности: планирование, удовлетворение результатами, анализ неудач, относительность достижений. Разговор о любимых занятиях бабушек и дедушек.

Разнообразные предметы, сделанные руками детей, мам, пап, бабушек и дедушек (вязание, вышивка, поделки из дерева, фотографии, выжигание, плетение и т. д.)

Разговор о любимом занятии родных: цветоводство, огородничество, садоводство. Как помогают дети. Подготовить выставку "Что нам осень подарила" (большие красивые овощи и фрукты, забавных форм, экзотические сорта, осенние ягоды, экибаны из выращенных цветов)

Знать свой город, страну, символику страны. Фотовыставка любимых мест в городе. Уметь составлять описательный рассказ о достопримечательностях города. Ввести понятие "земляк". Экскурсии по городу.

 

 

 Предполагаемый результат

  •  Владеть понятием «Семья».
  •  Знать информацию о своей семье, профессии родителей.
  •  Составлять рассказы о своей семье.
  •  Проявлять заботу и уважение ко всем членам семьи.
  • ­ Знание народных игр, традиций, пословиц и поговорок.

Продукт проектной деятельности

  •  Творческая выставка "Мастерим с родителями"
  •   Выпуск каждой семьи газеты "Моя семья"
  •  Организация выставки "Наши любимые занятия"
  •  Создание страниц семейного альбома "Наши любимые занятия"
  •  Рисование "Мамин портрет", "Профессии семьи"

Презентация проекта

"Семейные посиделки"

Этапы проекта

1 этап. Подготовительный

Составление паспорта проекта.

Подбор детской художественной литературы для чтения детям.

Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

2 этап. Выполнение проекта

Проведение с детьми бесед.

Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр, спортивного развлечения.

Чтение художественной литературы детям (заучивание стихов, загадывание загадок по теме).

Рассматривание картин, рисование рисунков, выпуски газет.

3 этап. Результаты

Газеты «Моя семья»

Выставка «Наши любимые занятия»

Развлечение Семейные посиделки»

Совместное родительское собрание «Развитие детской одаренности»

Экскурсия на кондитерскую фабрику

Выставка совместных поделок

Реализации проекта

Разделы программы

Виды детской деятельности

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевая игра «Дом», «Семья»; "Дочки-матери", «Детский сад", и т.д.

Игры-драматизации по произведениям: «Репка», «Красная шапочка», «Гуси-лебеди» и пр.

Настольно-печатная игра «Моя квартира».

Д/и «Мамины помощники»

Социальное развитие

Тематические занятия по Конвенции о правах ребёнка.

Права и обязанности в семье.

Выпуск каждой семьёй газеты «Наша семья»

Выставка  «Наши любимые занятия»

Экскурсия на  фабрику тортов

Совместное развлечение «Семейные посиделки"

Экскурсия в Парк Победы

Речевое развитие

Творческое рассказывание детей по темам «Выходной день в моей семье», «Мои близкие», «Наши любимые питомцы», «Лето на даче», «Наше путешествие», «Мир семейных увлечений», «Чем я занимаюсь дома», «Как я помогаю дома».

  Беседы с детьми «Где и с кем я живу?», «Как и чем можно порадовать близких», «Мои близкие», «Наши любимые занятия»

Здоровье и физическое развитие        

 Конкурс семейных комплексов утренней гимнастики, закаливающих процедур.

Совместные туристические походы «В бассейн идём вместе».

Конкурс «Любимое блюдо моей семьи», составление книги «Семейные рецепты».

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Мир, в котором мы живём

Классификация (мебель, посуда, бытовая техника, продукты питания).

Географические представления. Составление плана-схемы «Мой дом»

Природа

Коллажи «Домашние любимцы».

Составление семейных альбомов «Комнатные растения», «Что растёт у нас на даче».

Начала грамоты        

Математика «Рост и возраст членов семьи», совместная игра детей и родителей «Семейный бюджет».

Составление словарика имён членов семьи «Что означают имена»

Конструирование

«Дом моей мечты», «Дачный домик», «Домашние работы».

Плоскостное моделирование – составление сюжетов из мозаики на семейную тематику.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Художественная  литература

Пословицы и поговорки о семье.

Чтение сказок «Дикие лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», ненецкой сказки «Кукушка».

Выборочное чтение: А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»,  Л. Толстой «Рассказы для маленьких детей»,

Б. Емельянов «Мамины руки»,  «Мамино горе», А. Барто «Разлука».

Заучивание: Е Благинина «Посидим в тишине».

ИЗО и дизайн

Рисование «Моя семья», «Семейные портреты», «Мы на отдыхе», «Мой дом»  

Выпуск семейных газет.

Составление икебан, букетов, панно, коллажей из природного материала (с участием родителей)

Выставки «Наши любимые занятия».

Театр

Совместное посещение семьями театров.

                    Формы работы

РОДИТЕЛИ

ДЕТИ

1.Игровой семинар.

2.Родительское собрание.

3.Консультации: групповые и индивидуальные.

4.Развлечение.

1. Совместная образовательная деятельность детей и воспитателя.

2.Экскурсии.

3. Выставки.

 

Завершение проекта.

     В результате реализации проекта расширили сведения детей о семье (знают имена, отчества родителей, профессию, место работы членов семьи, увлечение); создали атмосферу общности интересов в организации образовательной деятельности. Создали  уголок развивающих игр . Оформили альбомы детских рисунков "Наши любимые занятия", дети стали внимательнее относиться к родным.

  Разнообразие форм взаимодействия ДОУ и семьи позволило заинтересовать родителей и активно включить их в воспитательно-образовательный процесс.На практике мы убедилась, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с родителями, а родителям лучше понять своего ребенка, строить правильное общение с ним.

  Проект повлиял и на нас, педагогов. Он заставил нас заниматься самообразованием, поднимает на более высокий уровень прфессионализма, организует учебно - воспитательную деятельность. Самое главное, чтобы наши усилия и полученные результаты нашли свое развитие в будущем наших детей.

Литеатура:

1."Семья". М. А. Дозорова, Н. В. Кошлева. Москва 2008.

2. Потапова Татьяна. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет.

3. "Родительские собрания в детском саду". С. В. Чиркова. Москва 2011.

4. "Общение с родителями: зачем, как?" Е. П. Арнаутова, В. М. Иванова. Москва 1999.

5. "Детский сад и семья" Т. А. Маркова. Москва 1996.

6. "Проектная деятельность старших дошкольников" В. Н. Журавлева. Волгоград 2011.

7. "Программа воспитания и обучения в детском саду. От рождения до школы" Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. Москва 2010.

Конспект совместной образовательной деятельности детей, родителей и воспитателей

«Семейные посиделки»

                                                                               старшая группа №1

                                                                                Воспитатели:  Ступакова Т. Н.

                                                                                                         Машалова Е. С.

Цель:

Усиление сплоченности между родителями и детьми. Развитие взаимопонимания. Установление связи между поколениями.

Ход

В: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня у нас праздник семьи. И мы рады приветствовать всех, кто пришёл на наши "Семейные посиделки". Тех, кто пришёл, чтобы принять участие в конкурсах, и тех, кто разделит с нами хорошее настроение. Добро пожаловать на праздник!

-Праздник - сложная задача,

Пусть сопутствует удача,

Если всё уже готово,

Пусть ребята молвят слово!

 (Дети читают стихи)

-Добрый день и поклон,

Гости дорогие.

Собрались со всех сторон

Наши все родные,

Я смотрю на ваши лица,

Хорошо, отрадно мне,

Словно я в огромной дружной семье!

-Как у нас весело,

Как у нас дружно,

Встретить таких друзей

Важно и нужно.

Мы друзьям конечно рады,

Хмурых нам друзей не надо!

У нас на празднике веселье:

Испытываем ловкость и уменье!

В: Ребята, мы с вами уже говорили том, что в каждой семье есть свои традиции. И одной из самых приятных были совместные семейные игры. И в одну из них мы сейчас поиграем. Ребята приглашайте своих родителей, бабушек и дедушек...

  П/и "С мячом по кругу"

В: Молодцы! Показали всю свою ловкость и умение, да и к тому же здорово повеселились.     Именно такими здоровыми были игры дома и на улице. Ну а вечерами взрослые и дети часто читали вместе книги, вышивали, вязали. Еще одним из любимых занятий была лепка пельменей или вареников,за огромным столом, где можно было к тому же посекретничать что - то обсудить. Давайте попробуем немного заглянуть в прошлое...  

 Игра "Лепим вареники" (2 ребенка, 2 мамы)

В: Какие аппетитные вареники с начинкой, но они никогда бы не получились без помощи мамы, ведь именно у нее самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У нее самое чуткое и доброе сердце, оно никогда не останется равнодушным и с удовольствием поможет.

Сценка "Три мамы" ( 3 девочки )

В центре зала или на сцене стол, три стула.

 На одном из стульев сидит кукла.

 (На столе блюдо с четырьмя ватрушками).

Воспитатель:

 Наши дети так упрямы!

 Это каждый знает сам.

 Говорят им часто мамы,

 Но они не слышат мам.

 Танюша под вечер

 С прогулки пришла

 И куклу спросила:

Входит Таня, подходит к столу и присаживается на стул, куклу берет на руки.

Таня:

 Как, дочка, дела?

 Опять ты залезла под стол, непоседа?

 Опять просидела весь день без обеда?

 С этими дочками просто беда,

 Скоро ты будешь, как спичка, худа.

 Иди-ка обедать, вертушка!

 Сегодня к обеду ватрушка!

Воспитатель:

 Танюшина мама с работы пришла

 И Таню спросила:

Входит мама, садится на стул около Тани.

Мама:

 Как, дочка, дела?

 Опять заигралась, наверно, в саду?

 Опять ухитрилась забыть про еду?

 Обедать кричала бабуся не раз,

 А ты отвечала: сейчас да сейчас.

 С этими дочками просто беда,

 Скоро ты будешь, как спичка, худа.

 Иди-ка, обедать, вертушка!

 Сегодня к обеду ватрушка!

Воспитатель:

 Тут бабушка — мамина мама — пришла

 И маму спросила:

Входит бабушка с палочкой, подходит к столу и садится на третий стул.

Бабушка:

 Как, дочка, дела?

 Наверно, в больнице за целые сутки

 Опять для еды не нашлось ни минутки,

 А вечером съела сухой бутерброд.

 Нельзя же весь день сидеть без обеда.

 Уж доктором стала, а все непоседа.

 С этими дочками просто беда.

 Скоро ты будешь, как спичка, худа.

 Иди-ка обедать, вертушка!

 Сегодня к обеду ватрушка!

Все едят ватрушки.

Воспитатель:

 Три мамы в столовой сидят,

 Три мамы на дочек глядят.

 Что с дочками сделать упрямыми?

Все трое: Ох, как не просто быть мамами!

В: Материнская любовь - основа и источник жизни на земле. Быть матерью это   огромное счастье, но и огромная ответственность. Цените своих матерей, дарите им минуты радости, будьте заботливы и всегда помните, что мы всеперед ними в неоплатном долгу.

Сколько бы ни было тебе лет, 5 или 15, тебе по-прежнему нужна будет мама, ее ласка, ее взгляд. И сегодня в нашем зале присутствуют семьи, в которых есть любимые бабушки и мамы, и желающие рассказать о своих традициях и любимых занятиях...

 Рассказывают о своих семьях (Коломенцев Даня с мамой, Козина Таисия с мамой, Старченко Рита с мамой).

В: Ребята, кто в семье занимается наведением порядка?...

Давайте покажем, как это бывает.

Игра "Порядок в доме"

(Раскиданы предметы для ванной и кухни, кто вперед правильно разложит ).

В: порядок навели, все дела сделаны, можно и в сказку поиграть.

Игра "Соберись в сказку"

(Перепутаны герои сказок "Теремок" и "Репка", дети выбирают свох героев).

В: сказки мы знаем хорошо, а знаете ли вы пословицы и поговорки о семье?

Ребята, родители называют пословицы.

В: Молодцы. Какие же творческие, интересные, добрые семьи у нас в гостях. А вся доброта в семье идет от бабушки, мамы, ведь мама самое прекрасное слово на земле. Это первое слово, которое произносит человек звучит оно на всех языках одинаково нежно. Именно поэтому мы дарим нашим мамам эту песню...

Песня "Мама"

Мама - первое слово,

 Главное слово в каждой судьбе.

 Мама жизнь подарила,

 Мир подарила мне и тебе.

Так бывает - ночью бессонною

 Мама потихоньку всплакнет,

 Как там дочка, как там сынок ее -

 Лишь под утро мама уснет.

 Мама - первое слово,

 Главное слово в каждой судьбе.

 Мама землю и небо,

 Жизнь подарила мне и тебе.

Так бывает - если случится вдруг

 В доме вашем горе-беда,

 Мама - самый лучший, надежный друг -

 Будет с вами рядом всегда.

Мама - первое слово,

 Главное слово в каждой судьбе

 Мама жизнь подарила,

 Мир подарила мне и тебе.

Так бывает - станешь взрослее ты

 И, как птица, ввысь улетишь,

 Кем бы ни был, знай, что для мамы ты -

 Как и прежде, милый малыш.

Мама - первое слово,

 Главное слово в каждой судьбе

 Мама жизнь подарила,

 Мир подарила мне и тебе.

 Родительское  собрание "Развитие детской одаренности".

Творческие  работы  «Наши любимые занятия».

Цель:

Установление сплоченности между родителями и детьми. Развитие взаимопонимания, расширение представлений детей о жизни их семьи.

Ход:

Дети и родители работают совместно. Задача родителей - в процессе рисования рассказать о своих любимых занятиях, о любимых занятиях бабушек и дедушек.

Консультация для родителей.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ

Постепенно дети привыкают играть самостоятельно. Богатство впечатлений, доступных их пониманию, помогает им придумывать более сложные сюжеты, включать в игру разнообразные игрушки и другие предметы, которыми им разрешают пользоваться. Однако руководство детской игрой со стороны взрослых, внимание к ней сохраняет для ребенка свою значимость. Мать или кто-нибудь из старших в семье может помочь детям выбрать тему для игры, напомнив им какое-нибудь интересное событие, которое произошло недавно, например, посещение детского городка, представление в театре новогодней елки. Дети с удовольствием реконструируют это событие в игровой форме. Это очень важные игры, так как они выявляют интересы ребенка, развивают его моторику, память, воображение, стимулируют творчество.

В тех случаях, когда ребенку предоставлены самостоятельность и инициатива, у него формируется умение разрешать возникшие трудности своими силами. Не следует злоупотреблять подсказками в игре, так как в этом случае роль ребенка слишком пассивна, исполнительна. Это ведет к развитию отрицательных качеств — пассивности, неуверенности, безразличия.

Маленький ребенок впитывает в себя впечатления, которые получает из окружающей жизни — и хорошие и плохие. Он наблюдает неблаговидные поступки, слышит грубые слова, становится свидетелем неуважительных отношений людей между собой. Он вынужден давать какие-то оценки наблюдаемому. Но для этого он не обладает достаточным опытом и знаниями. Вместе с тем любознательность и жизненная активность «толкают» его все попробовать в своем поведении. Не понимая правильной нравственной основы данных явлений, ребенок переносит их в игру. Очень важно помочь ему разобраться в ситуации и сформировать у него правильные модели поведения.

В этот период важно расширять игровое поведение, направленное на формирование трудовых навыков. Предложите ребенку сделать на подоконнике сад для куклы из комнатных цветов, но ухаживать за цветами он будет по-настоящему. Ребенок с удовольствием откликнется на идею починить кран с папой (помочь подержать инструменты) или с мамой сготовить суп, пирожки или котлеты, вытереть пыль, подмести пол, забить гвоздик, починить игрушку, выполняя доступные ему операции под контролем взрослого. Для ребенка это будет игра, и поэтому не надо его «заставлять», а вызвать интерес последствиями (например, вымыть руки кукле и накормить ее приготовленным обедом).

  Несколько сюжетных игр, которые можно использовать для возраста 5—б лет, направленных на комплексное развитие моторики, внимания, памяти, воображения в активной творческой деятельности, поведенческих моделей. В некоторые из игр можно включать и детей четырех лет, но это зависит от развития ребенка. Главное — чтобы ему было интересно. Нельзя вынуждать ребенка выполнять игру через силу или предъявлять ему задачи чрезмерной для него трудности. На этом этапе важно включать в игру ребенка такие формы поведения, в которых он должен элементарно прогнозировать последствия. Кроме того важно сопровождать их развернутой информацией. Дети в этом возрасте очень чувствительны к человеческой речи, так как это период ее активного развития. Поэтому игры детей должны сопровождаться развернутой речевой формой. В ней закрепляются сюжет и правила игры, формируются предметные связи и логические последствия. Вместе с тем игра должна быть образной, ориентированной на эмоциональное восприятие ребенка. Как, например, следующая игра.

1. Игра «Истории о шарике».

Для игры используется воздушный шарик.«Посмотри, это воздушный шарик. Смотри, какой он красивый.Давай сочиним с тобой сказку про воздушный шарик. Расскажи, где путешествовал воздушный шарик, что он видел, с кем встретился, что узнал. Начали?» (Если дети неактивны, то взрослый может начать сочинять сказку сам:Жил-был воздушный шарик. Шарик был привязан на длинной ниточке, но он был очень веселый и очень любопытный. И однажды решил воздушный шарик отправиться путешествовать. Он оборвал свою ниточку и...)

2. Игра «Плохой мальчик (девочка)».

Ребенку предлагается вспомнить, как ведет себя плохой мальчик (девочка), и изобразить это поведение. Затем задать вопросы:

— Маме (папе, бабушке и т.д.) понравится такое поведение? Почему?

— Друг (подружка) захочет с тобой играть, если ты будешь себя так вести? Почему?

— Деду Морозу (или любимой игрушке) понравится это поведение? Почему?

— Тебе самому нравится такой мальчик (девочка)? Почему?

Когда ребенок ответит на эти вопросы, попросите его показать, как ведет себя хороший мальчик (девочка). И вновь задать вышеприведенные вопросы. (Как вариант этой игры можно предложить ребенку поведение плохого или хорошего мальчика с помощью куклы или мишки. Иногда это целесообразно провести в два этапа. Вначале ребенок показывает плохое или хорошее поведение на игрушке, а затем изображает сам).

  Подборка игр для детей пяти – шести лет.

Эти игры направлены на развитие эмоциональной сферы  ребенка. Игры познавательные, ролевые и направлены на развитие речи ребенка.

☺ Игра «Папа - мама»

Ребенку предлагается представить, что он папа (а если девочка, то мама).

— И мама, и папа целый день заняты. У них много дел. Если ты папа, то какие ты будешь делать дела?

— А теперь подумай, что бы ты еще обязательно стал делать, если бы был папой, но только то, что твой папа не делает.

— Теперь, когда ты попробовал себя в роли папы, подумай и скажи:

— Если бы папа мог ответить на любой твой вопрос, что ты у него спросил бы про самого себя? Чем больше ты задашь вопросов, тем лучше.

— А какие вопросы задаст тебе папа?

Соответственно, папу можно «заменить» на маму.

☺ Игра «Солнышко»

Очень важно провоцировать у ребенка положительные эмоции. Для этого хорошо использовать игру «Солнышко». Предложите детям изобразить солнышко. Самое главное условие, чтобы они улыбались, как солнышко. Затем похвалите их и скажите, что в комнате стало намного светлее, потому что ее освещали «солнышки».

☺ Игра «Дракон»

В этой игре дети развивают свой положительный запас слов. Для того, чтобы подготовится к этой игре, необходимо сделать дракона с большим количеством страшных зубов. Например, это может быть рисунок (достаточно большой) или картонное изображение головы дракона у которого в пасти с помощью спичек (а еще лучше маленьких конфет) поставлено много «зубов».

Детям рассказывается сказка. «На сказочный город напал страшный зубастый Дракон. Для борьбы со страшным драконом есть одно волшебное средство. Он страшно боится хороших слов на букву Д. С этой буквы начинается слово ДОБРЫЙ. Когда произносится хорошее слово на букву Д, у дракона выпадает один зуб. Помоги жителям города справиться со страшным драконом, вспомни как можно больше хороших слов на букву Д».Когда ребенок называет слово на букву Д (хорошее, а не «дурак»), то он получает право заштриховать один зуб (если рисованный вариант) или вытащить одну спичку, конфету. Выигрывает тот, кто заштриховал больше зубов, получил больше спичек или конфет.

☺ Игра «Слова»  Прочитайте ребенку следующий текст.

 «Есть слова плохие, и есть хорошие. Один мальчик растерял все хорошие слова, и остались у него одни плохие (зараза, дурак, какашка и тому подобные). И тогда мама отвела мальчика к доктору. Доктор осмотрел мальчика и сказал, что мальчик сам должен искать потерянные хорошие слова и заменять ими плохие. Помоги мальчику и найди как можно больше хороших слов, которые можно использовать в разговоре с друзьями».

— Какое самое лучшее слово ты нашел?

— Придумай самое лучшее приветствие.

— А теперь скажи самое доброе прощание.

☺ Игра «Смешная сказка»

Можно придумать очень смешную сказку. Для этого предложите ребенку слова, которые перечислены ниже, и сочините с ним сказку, таким образом, чтобы эти слова были в сказке главными. (БАБУШКА, ДЕДУШКА, КОЛОБОК, ЛИСА, ФУТБОЛ).

Для группы детей можно придумать совместную сказку, когда каждый придумывает свой «кусочек» сказки по очереди.

☺ Игра «Я дарю тебе подарок»

 Все дети выстраиваются в шеренгу, и каждый придумывает, какой подарок он собирается подарить соседу справа. С помощью мимики и жестов и незначительной словесной подсказки, но не называя прямо «подарок», он демонстрирует его игроку справа. Как только тот угадал «подарок» правильно, то начинает «преподносить» свой «подарок» следующему игроку справа, и так, пока не дойдут до конца шеренги. Последний «дарит» свой «подарок» первому игроку. Победителем становится тот, чей подарок был самый лучший, и тот, кто угадал свой подарок быстрее всех. Но в этой игре необязательно выбирать победителя. Дети получают искреннее удовольствие от самого процесса игры.

☺ Игра «Волшебная шляпа».   Берут старую шляпу, и из нее делают «волшебную». Взрослый вместе с ребенком повязывают на шляпу или прикрепляют к ней красивые банты, цветы, блестки. Затем подбирают игрушки, которые можно спрятать под шляпу таким образом, чтобы какой-то элемент игрушки (хвост, лапка, кусочек платья куклы и т.д.) высовывался из-под шляпы. Детям предлагается угадать, кто сидит под шляпой.

 «У доброго волшебника есть Волшебная Шляпа. Посмотри на нее».Когда Волшебник говорит заклинание, то под шляпой появляются разные животные.  Задача детей — определить, что спрятано под шляпой.

Консультация для родителей

"Как развивать ребенка, не отрываясь от домашних дел?"

   Не секрет, что значительную часть времени мамы проводят на кухне. Кухня может стать местом для задушевных, доверительных разговоров, для шуток и веселья. Кроме того, кухня – отличная «школа», где ребенок приобретает полезные навыки, знания. Разумеется, требуется особые меры предосторожности, чтобы защитить ребенка от ожогов, ударов током, отравлений и острых предметов. Но если вы позаботитесь о безопасности, то получите еще один шанс приятно и с пользой провести время.

    Дети с плохой развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегнуть пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они чувствуют себя несамостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.

   Для занятия по формированию сложных скоординированных движений руки можно дать следующие рекомендации:

  Скорлупка от вареных яиц послужит прекрасным материалом для детской аппликаций. Раскрошите ее на кусочки, которые ребенок может легко брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина – это фон, а затем предложите ребенку выкладывать рисунок или узор из скорлупы.

   Увлекательными могут быть игры с тестом. Тесто для этого нужно не обычное, а соленое (после высыхания оно делается словно камень). Поделки из него хранятся очень долго, ими можно играть. Рецепт приготовления теста прост: 2 стакан муки, 1 стакан соли, 1 стакан воды (ее можно подкрасить), 2 столовые ложки растительного масла – все смешать, чуть подогреть, и получится мягкий комок. Лепите все, что захочется!

  Поставьте перед ребенком небольшое блюдце, в котором смешаны горох, рис и гречка, и попросите помочь вам их перебрать.

  Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов можно выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.

  Тонкие кусочки хлеба, сыр, колбаса – вот она, долгожданная тишина, а «умелые ручки» создадут необыкновенные бутерброды.

  Разложите на кухне несколько предметов. Дайте ребенку щипцы и попросите перенести все эти предметы в пустую коробку. Следите, чтобы он ничего не уронил.

  Из сухого завтрака «Колечки» могут получиться отличные бусы и браслеты.

  Ряд игр и упражнений для общего речевого развития детей, воспитания звуковой культуры речи, подготовки детей к обучению грамоте

  На кухне хорошо изучать новые звуки и вкусы, благо здесь всегда есть возможность постучать, позвенеть, понюхать, попробовать… Можно вместе посмотреть и послушать, как льется или капает вода из крана, как по-разному звенит чайная ложка в пустом стакане и чашке с водой, как громко пересыпается в стеклянный стакан горох и тихо манка. Попросите ребенка отвернуться и на слух определить, что вы сейчас делаете.

  Вместе с ребенком попробуйте приготовить необычный ужин: в названии блюд должен быть звук [С]. Что можно приготовить? Салат, сырники, суп, морс. Придумайте меню с названиями блюд, где встречаются другие звуки.

  Покажите ребенку продукты, которые вы купили в магазине, и пусть он перечислит те из них, в названия которых есть звук [Р].

  Как одним словом назвать прибор, который варит кофе? (Кофеварка.) Режет овощи? (Овощерезка.) Мелет кофе? (Кофемолка.) Выжимает сок? (Соковыжималка.)

  Какой сок получается из яблок (яблочный), груш (грушевый), слив (сливовый), вишни (вишневый), моркови (морковный), лимонов (апельсиновый) и т.д.? и, наоборот – из чего получается апельсиновый сок?

 Используя фрукты и овощи, можно научить ребенка узнавать и различать предметы на ощупь и по вкусу. Особой любовью пользуется шутка «Закрой глаза – открой рот». Пусть ребенок с закрытыми глазами определит, что вы ему предложили: кусочек яблока, банана, лимона. Можно поменяться ролями, и, уж если вы ошибетесь, бурный восторг ребенка вам гарантирован.

Подборка пословиц и поговорок о семье.

Брат брата не выдаст.

Братская любовь крепче каменной стены.

В гостях хорошо, а дома лучше.

В дружной семье и в холод тепло.

В недружной семье добра не бывает.

В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.

В семье разлад, так и дому не рад.

В семье согласно, так идет дело прекрасно.

В хорошей семье хорошие дети растут.

Везде хорошо, но дома лучше.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Где мир да лад, там и Божья благодать.

Где совет — там и свет, где согласье — там и Бог.

Густая каша семьи не разгонит.

Двойня — и счастья вдвое.

Дерево держится корнями, а человек семьей.

Для внука дедушка — ум, а бабушка — душа.

Доброе братство лучше богатства.

Дом согревает не печь, а любовь и согласие.

Дома все споро, а вчуже житье хуже.

Дочерьми красуются, сыновьями в почете живут.

Дружная семья не знает печали.

Жизнь родителей в детях.

За общим столом еда вкуснее.

Земля без воды мертва, человек без семьи — пустоцвет.

И ворона воронят хвалит.

Каков брат, такова и сестра.

Когда нет семьи, так и дома нет.

Куда мать, туда и дитя.

Лучших братьев и сестер не бывает.

Любовь братская крепче каменных стен.

Любовь да совет — там горя нет.

Любящая мать — душа семьи и украшение жизни.

Мать всякому делу голова.

Мать кормит детей, как земля людей.

Мы родные: ваши собаки ели, а наши на ваших через плетень глядели.

На что и клад, когда в семье лад.

Намеки да попреки — семейные пороки.

Не будет добра, коли в семье вражда.

Не прячь свои неудачи от родителей.

Нет добра, коли меж своими вражда.

.Отец наказывает, отец и хвалит.

Отца с матерью почитать — горя не знать.

При солнышке тепло, при матери добро.

Родителей чти — не собьешься с истинного пути.

Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.

Свои люди — сочтемся.

Свой дом — не чужой: из него не уйдешь.

Свой своему не враг.

Семейное согласие всего дороже.

Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.

Семьей дорожить — счастливым быть.

Семьей и горох молотят.

Семья без детей, что цветок без запаха.

Семья — опора счастья.

Семья дает человеку путевку в жизнь.

Семья крепка ладом.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Сердце матери греет лучше солнца.

Сердце матери отходчиво.

Согласие да лад — в семье клад.

Согласье в семье — богатство.

Старший брат как второй отец.

Счастье родителей — честность и трудолюбие детей.

Терпенью матери нет предела.

У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед.

У милого дитяти много имен.

Хоть тесно, да лучше вместе.

Чего не хочешь сестре и брату, того не желай и своим обидчикам.

Человек без братьев и сестер — одинокое дерево.

Человек без семьи, что дерево без плодов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий развления в старшей группе " Бабушки и Дедушки - наши любимые друзья"

Сценарий развлечения " Бабушки и Дедушки - наши лучшие друзья"...

Конспект НОД по формированию духовно – нравственного воспитания, с использованием игровых, исследовательских технологий в старшей группе «Фотографии семейного альбома».

Увлекательная игра, рассказы детей из личного опыта о своей семье, воспитание в детях любви и уважения кчленам своей семьи....

Конспект открытого занятия для молодых педагогов НОД по развитию речи в старшей группе «Мы расскажем, о нашей любимой мамочке».

Конспект открытого занятия для молодых педагогов НОД по развитию речи в старшей группе «Мы расскажем, о нашей  любимой мамочке». Цель: Воспитывать у детей чувство любви и уважени...

Проект в старшей группе ко дню матери "Мамочка любимая, самая красивая"

-Сформировать представление детей о роли мамы в их жизни, через раскрытие образа матери в поэзии, в живописи, музыке, художественной литературе.-Развивать коммуникативные навыки у детей, способствоват...

Проект в старшей группе"Изготовление книжки - малышки "Мои любимые сказки"

Мною разработан проект по созданию книжки-малышки в старшей группе. Что навело нас на это, можно узнать, прочитав материал....

Образовательный проект в старшей группе, познавательно – творческого характера «Мамочка любимая, самая красивая»

Данный проект направлен на приобщение детей к общечеловеческим ценностям, любви к самому близкому и родному человеку – маме, через интегрированный подход образовательных областей.Вид проекта: по...

Проект в старшей группе ко Дню матери «Мамочка любимая моя!»

Проект в старшей группе ко Дню матери «Мамочка любимая моя!»...