Развитие коммуникативных и творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.
консультация на тему

Разакова Ольга Анатольевна

Развитие коммуникативных способностей могут осуществляться по многим направлениям. Одним из них и является коллективная театрализованная деятельность. Это значит, что всем детям должны быть предоставлены равные возможности для участия в инсценировке, независимо от способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рекомендации для педагогов...339.77 КБ

Предварительный просмотр:

987344.png                                                 МБДОУ – детский сад №501

                                                    Воспитатель

                                                    Разакова Ольга Анатольевна                      

                             

                                                                                                     

                                                                                   

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ

«Развитие коммуникативных и творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности» 

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают. Все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Кроме того, в последнее время многие дошкольники не посещают детские сады, а куклы Барби, Винкс, трансформеры и компьютеры не способны компенсировать отсутствие детского общества, без которого не возможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребенка. Сейчас такое время, когда о чем бы ни заговорили, будь то наука, промышленность, образование или искусство, все обрастает массой проблем. Да, наше время - время стрессов, резких взлетов и еще более резких падений в судьбах людей. Пресса, телевидение, фильмы, даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, атмосфера насыщена отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Все это обрушивается на незащищенное эмоциональное поле ребенка.

Как уберечь его от такой страшной разрушительной силы? Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, театрализованная деятельность многофункциональна, так же рекомендована в детских дошкольных учреждениях.

Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусства – музыки, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят сочувствие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. И главное оно способствует формированию личности ребенка, вырабатывая определенную систему ценностей, чувство ответственности за общее дело, вызывает желание заявить о себе в среде сверстников и взрослых.

Актуальность

Для детей дошкольного возраста характерна недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции, адекватной оценки своего места в мире взрослых и соответственно недостаточное развитие коммуникативных способностей и возможностей. Небольшой объем мимических и пантомимических средств, слабость артикуляционной и тонкой моторики и, наконец, довольно распространенные в настоящее время проблемы в развитии речевых функций также снижают коммуникативные возможности детей дошкольного возраста.

Для успешной работы по данной проблеме необходимо использовать творческий потенциал ребенка, опираясь на его природные склонности. Найти формы, которые способствуют формированию у детей дошкольного возраста навыков общения, чтобы понимать чувства других людей и адекватно на них реагировать.

Развитие коммуникативных способностей могут осуществляться по многим направлениям. Одним из них и является коллективная театрализованная деятельность. Это значит, что всем детям должны быть предоставлены равные возможности для участия в инсценировке, независимо от способностей. При таком подходе даже самые робкие меньше волнуются, выходя на сцену: «Детей много, я могу спрятаться за них».

Поэтому я поставила перед собой цель: создание условий для развития коммуникативных и творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.  Для работы выделила следующие задачи:

1.​ учить детей общаться в процессе театрализованной деятельности, используя формы монолога и диалога;

2​. способствовать проявлению творческих способностей; опираясь на возможности каждого ребенка;

3.​ развивать память, внимание, воображение;

4​. обогащать двигательный опыт ребенка новыми видами движений, средств выразительности в передаче образа;

5​. воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

6​. поощрять интерес к сценической деятельности.

Основная часть

Театрализованной деятельностью с детьми дошкольного возраста я занимаюсь уже много лет. Вначале я изучила опыт работы педагогов по данной теме, которые вносили что-то новое и интересное в театрализованную деятельность детей. Так же продумала формы работы для эффективного достижения поставленной цели. Я познакомилась с произведениями художественной литературы, рекомендованными для каждой возрастной группы и играми-драматизациями. Игра, как мы знаем, является основным видом детской деятельности, в процессе которой происходит формирование личности ребенка, закладываются основы коллектива сверстников. В своей работе особое значение придаю играм-драматизациям. В них дети объединены общими переживаниями; они учатся согласовывать свои действия, подчинять свои желания интересам коллектива. Дети не только воспроизводят образы любимых сказок, художественных произведений, но и вместе с ними радуются, волнуются, проявляют свои эмоции. Эмоции могут служить познанием мира, общения, насыщают жизнь красотой и богатством переживаний. Таким образом, театрализованная деятельность, важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Все это отражено в выбранном мною направлении в работе с детьми, т.е.: «Развитие коммуникативных и творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности».

Первое знакомство детей с играми-драматизациями началось с разными видами театров (пальчиковый, настольный, би-ба-бо, маски-шапочки). Привлечение детей к посильному участию в играх-драматизациях происходило на музыкальных занятиях. У детей появилось желание подпевать, вторить голосам, изображать какие-то движения в такт музыки. Я уделяла внимание самостоятельной художественной деятельности детей, учила разыгрывать знакомые сказки, народные песенки, потешки, небольшие занимательные сценки, используя игрушки и плоскостные фигурки, пальчиковый театр. Все это помогало подготовить детей к активному участию в театрализованной деятельности, так же явилось хорошим средством повышения эмоционального тонусаребят, развитию их общительности, стремлению принимать участие в общих затеях.

Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения, пауз, мелодий, темпа, изменения громкости голоса, тембра. Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено. Большое значение в общении имеет то, каким голосом мы говорим. Были подобраны упражнения, задания в игровой форме, для формирования речевых навыков. Созданы картотеки, которыми могут пользоваться специалисты, воспитатели, а также и родители. Картотеки находятся в игровых зонах: книжной, музыкальной, физкультурной по обучению грамоте.

Для более успешного овладения театральным мастерством необходимо формировать двигательные сценические навыки:

мимика и жесты, средствами которых можно передавать наиболее характерные черты персонажей;

пластика персонажа (умение вести куклу на руке, без ширмы; темп; ритм движений, плавность и резкость);

освоение техники действия с куклой за ширмой с учетом объема занимаемого персонажем сценического пространства;

овладение техникой взаимодействия нескольких кукол за ширмой, с учетом речевых и пластических характеристик;

проявление у детей творчества в создании образов.

Основу данной работы составляют специально организованные формы двигательной деятельности:

элементы логоритмики (движения, которые сочетаются речевым сопровождением);

пальчиковая гимнастика (игры и упражнения для пальцев рук);

артикуляционная гимнастика (стимулирующая функция речедвигательного аппарата);

дидактические игры на развитие сенсорики.

В своей работе применяем релаксацию, т.е. использовала особые упражнения, которые помогают расслабить мышцы рук, ног, лица, туловища, что позволяет успокоить детей и снять мышечное и эмоциональное напряжение. Использовала в работе курс специальных занятий, этюдов, упражнений на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка – психогимнастику.

Мною был разработан план работы студии на 2 года, включавший в себя 5 разделов.

1 раздел - « Театральная игра ». Работа этого раздела направлена на развитие игрового поведения, эстетических чувств, творческого отношения к делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях. Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры.

Общеразвивающие игры - готовят ребенка, как к художественной деятельности, так и способствуют более быстрой и легкой адаптации детей в школьных условиях и создают предпосылки для успешной учебы в начальных классах.

Специальные театральные игры – развивают главным образом воображение и фантазию, готовят детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом. Воображение и вера в этот вымысел – главная отличительная черта сценического творчества.

2 раздел – «Ритмопластика». Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

3 раздел. «Культура и техника речи». Это игры и упражнения направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи. Здесь же игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать рифмы.

4 раздел. « Основы театральной культуры».

5 раздел. « Работа над спектаклем» - является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя следующие темы:

  1. ​ Знакомство с пьесой.

     2​ .  От этюдов к спектаклю.

Основные правила раздела:

не перегружать детей;

не навязывать своего мнения;

не позволять другим детям вмешиваться в действия других;

предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.

Исходя из опыта работы, можно выделить 10 основных этапов работы с дошкольниками над спектаклем.

1 этап - выбор пьесы или инсценировки и обсуждение её с детьми. Предложить детям сочинить жизнь героев сначала пьесы, помогая разными вопросами. В процессе работы над спектаклем « Гуси- лебеди» возникли такие вопросы: В какие игры играли подружки с Настенькой? Зачем Бабе Яге нужны маленькие детки? Почему Иванушка не спрятался от гусей?

2 этап – деление пьесы на эпизоды. Дети пересказывают каждый эпизод и придумывают им название. Например: «отъезд родителей», «похищение ребенка», «встреча с яблонькой» и др.

3 этап – этот работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Сначала участниками становятся самые активные дети, постепенно вовлекаются в процесс все члены коллектива. Чувствуя поддержку педагога, дети действуют естественно и уверенно, а их речь становится разнообразнее и выразительнее.

4 этап – поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость), создание вместе с детьми эскизов декораций и костюмов.

5 этап - переход к тексту пьесы: отрывок повторяется много раз разными исполнителями, что позволяет детям довольно быстро выучить все роли. Уточняются обстоятельства каждого эпизода (где, когда, в какое время, зачем) и подчеркиваются мотивы поведения каждого действующего лица (для чего? с какой целью?). Дети оценивают игру разных исполнителей, а педагог намечает 2-3 исполнителя, способных справиться с конкретной ролью.

6 этап - это работа над ролью. Нельзя навязывать детям логику действия другого человека или свои образы, дети играют самого себя, основываясь на личном эмоциональном опыте и памяти, вспоминая ситуации из своей жизни, когда ему приходилось пережить чувства схожие с чувствами героя. Очень важно добиваться взаимодействия с партнерами, умения слушать и слушать друг друга и соответственно менять своё поведение.

7 этап – репетиции отдельных сцен спектакля в разных составах. Дети не должны повторять позы, жесты, интонации других исполнителей, а искать свои варианты. Учить размещаться по сцене, не сбиваясь, не загораживая друг друга.

8 этап – проходят репетиции всей пьесы целиком (1-3 раза) с использованием подготовленных для спектакля декораций, бутафорией и реквизитом, элементами костюмов, которые помогают в создании образа. Репетиция идет с музыкальным сопровождением. В процессе репетиции уточняется темпоритм спектакля, закрепляются обязанности детей в подготовке реквизита и смене декораций.

9 этап - генеральная репетиция в костюмах. Первые зрители педагоги - строгие и объективные. Премьера – дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля. И только на следующий день в беседе выясняется, насколько критически дети могут оценить свои успехи и неудачи. Педагог старается указать на промахи и недостатки, но в то же время похвалить детей и отметить удачные и интересные моменты выступления.

10 этап – заключительный. Это повторные показы спектакля в разных составах. Задача педагога – раскрыть индивидуальность ребенка, научить его искать свои выразительные средства. Для того, чтобы интерес к занятиям не ослабевал, чтобы в каждом из них дети видели смысл и могли реализовать полученные знания, берется театральная постановка. Это служит мотивацией и дает перспективу показа преобретенных навыков перед зрителем. Текст пьес, выбираемых для работы, является основой занятий и по развитию речи, и по сценическому мастерству. Из игр и этюдов постепенно создается спектакль. Работа над ним объединяет детей, дает понятие о чувстве партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений, помогает «перешагнуть» через «я стесняюсь», поверить в себя. И главное – это праздник, эмоции, восторг от участия в спектакле ведь играть в сказках и трудно, и безумно интересно.

Занятия провожу в музыкальном зале. Для выполнения творческих заданий используем мягкие объёмные модули различной конфигурации, а также фортепиано и аудиотехнику. Форма одежды облегченная и обязательно чешки. Занятие проводится один раз в неделю от 30 до 40 минут и индивидуальная работа с подгруппами один раз в неделю.

Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний, а соучастником педагогического процесса. В ходе занятия стремлюсь достичь продуктивного результата через коллективное творчество. Отмечаю и поощряю каждое удачное творческое решение, стремлюсь воспитывать в детях уверенность в свои силы.

Занятия строю по разным сценариям в зависимости от таких факторов, как время занятий, погодные условия, психическое состояние детей. Они могут начинаться с музыкальных или немузыкальных пластических упражнений или игр, либо с веселой скороговорки.

На занятиях дети играют, творят, создают, получают удовольствие от процесса, тем более что каждый из них играет именно того, кого он хочет. В том-то и дело, что без зрителей все мы прекрасные актеры. Но как поведет себя маленький артист в волнительны минуты, когда зал притих, и на него смотрят такие же дети, а главное - папа, мама, бабушка, дедушка... Ведь это им он хочет показать, что он умеет, на что он способен. Из робкого мальчика или капризной девочки он превращается в героя. Как светятся глаза моих ребят от счастья и чувства собственного достоинства - им аплодируют! Аплодируют родители.

Большое внимание уделяю взаимодействию с родителями моих подопечных. Беседую с ними, прошу присутствовать по мере возможности на детских выступлениях, обсуждать с детьми перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть. После спектакля обсудить с ребенком результат, отметить достижения и определить пути дальнейшего совершенствования.

Предлагаю родителям в домашних условиях, а педагогам в группе, помочь разыграть полюбившуюся сказку. Рассказывать в присутствии ребенка о его достижениях. Рассказывать ребенку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кинофильмов и т.п.

Постепенно у ребенка вырабатывается понимание театрального искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя».

Заключение

Итогом всей кропотливой работы является готовый спектакль. При этом отслеживается результат речевого и коммуникативного развития ребенка. С ребятами планируем показать такие спектакли: «Репка», «Сказка про двух козликов», проект «У лукоморья» Участниками студии « Веселый балаганчик» были показаны такие спектакли, как «Рукавичка», «Колобок». Драматизация сказки «Кот, дрозд и петух»

Предполагаемые умения и навыки к концу года:

Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.

Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.

Уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четверки.

Уметь коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или цепочке.

Находить оправдание заданной позе.

На сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия.

Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.

Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.

Уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении и разных позах

Знать и четко произносить в разных темпах 4-6 скороговорок вслух, шопотом и беззвучно.

Уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.

Уметь строить диалог на заданную тему, самостоятельно выбирая партнера.

Уметь подбирать рифму к заданному слову.

Уметь сочинять рассказ от имени героя.

Уметь составлять диалог между сказочными героями.

Уметь согласовывать свои действия с другими детьми, находить контакт в отношениях.

    Безусловно, при наличии определенных условий, планомерной работе, включение детей в театрализованную деятельность позволяет им в интересной форме с опорой на ведущий вид деятельности - игру, расширить свой коммуникативный опыт и опробывать его в этой деятельности. Ребенок начинает чувствовать, осознает, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми. Формируется думающий, чувствующий, любящий и активный человек, готовый к творческой деятельности в любой области.

Литература

1​ Давайте играть! Музыкальные игры и песни для детей младшего и среднего школьного возраста // Составитель И.В. Кошмина.

2​ Дзюба П.П. Сказка на сцене: сказки – мюзиклы, пасхальные и рождественские постановки/ П.П. Дзюба.- Ростов н/Д: Феникс,2005.-224с.: ил.- (сердце отдаю детям)

3​ Горохова Л.А., Макарова Т.Н. Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ:

4​ Интегрированные занятия / Под ред. К.Ю.Белой-М: ТЦ Сфера, 2005.-64с- ( Программа развития).

10​ Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар.- М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС,2004.-160с.: ил.-(Театр и дети).

C:\Users\На всякий случай!\Desktop\DSCF0887.JPG

«Немножко поиграли» - психогимнастика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для детей дошкольного возраста характерна недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции, адекватной оценки своего места в мире взрослых и соответственно недоста...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация: Статья посвящена вопросу развития творческих способностей детей в игре, в которой раскрыты различные подходы к пониманию способностей, рассмотрена взаимосвязь развития творческих способност...

Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности

Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности...

Семинар-практикум для педагогов: «Развитие коммуникативных и творческих способностей у детей дошкольного возраста с ОНР»

laquo;Развитие коммуникативных и творческих способностейу детей дошкольного возраста с ОНР»  Цель: Повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах развития коммуникативно...

Семинар – практикум для педагогов на тему: «Развитие коммуникативных и творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством работы с книгой»

В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видео...

Развитие интеллектуальных и творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе конструирования

laquo;Игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру»А.С. М...