Развитие интеллектуальных и творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе конструирования
консультация по конструированию, ручному труду (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Елена Викторовна Бондарева

«Игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру»

А.С. Макаренко

 

Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова constru ere , что означает создание модели, построение, приведение в определённый порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов.

Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определённого, заранее задуманного результата. Оно тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей.

Под детским конструированием принято понимать создание ребенком конструкций, моделей из различных материалов, которые и определяют вид конструирования: конструирование из строительного материала; конструирование деталей конструкторов; конструирование из бумаги, картона; конструирование из природного и бросового материала; конструирование из крупногабаритных модулей.

Типы конструирования

Выделяют два типа конструирования:

1. Техническое конструирование (из строительного материала; из деталей конструкторов; из крупногабаритных модульных блоков).

2. Художественное конструирование (из бумаги; из природного материала). Конструирование из бросового материала относится и к техническому и к художественному типу конструирования. Бросовый материал - это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии. О. Шлосс.

Этапы конструирования

В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа:

1. Создание замысла – это обдумывание и планирование процесса предстоящей практической деятельности — в представлении конечного результата, в определении способов и последовательности его достижения. Дети четырех лет уже могут идти от замысла к исполнению.

2. Исполнение замысла – это практическая деятельность, не является чисто исполнительской. Особенностью конструкторского мышления является сочетание и взаимодействие мыслительных и практических действий. Практические действия могут выступать как экспериментирование с материалом, связанное с выполнением замысла. Появляется интеллектуальная активность, связанная с увлеченным поиском вариантов решений. Замысел, в свою очередь, часто уточняется и изменяется в результате поисковых практических действий. Источником замысла детей является все окружающее: предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности, в первую очередь игра, и т.п.

 

Формы организации обучения дошкольников конструированию

Существуют разные формы организации обучения: по образцу, модели, схеме, условиям, теме, замыслу. Конструирование по образцу заключается в том, что детям предлагают образцы построек и показывают способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании. Использование образцов – это необходимый и важный этап обучения, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек (учатся выделять пространство для постройки, аккуратно соединять детали, делать перекрытия и т.п.). В качестве образца могут быть рисунки, фотографии, схемы, чертежи, модели. Детям можно предложить задания на преобразование образцов с целью получения новых конструкций. В этом случае ребенок должен создавать каждую последующую постройку путем преобразования предыдущей: например, диван перестроить в караульную будку, изображенную на рисунке, используя все детали набора. Таким образом, конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, является важным обучающим этапом, на котором можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности.

Конструирование по модели заключается в следующем. Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных ее элементов скрыто от ребенка (в качестве модели может выступать конструкция, обклеенная плотной белой бумагой). Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками является достаточно эффективным средством активизации их мышления. В процессе решения этих задач у детей формируется умение мысленно разбирать модель на составляющие ее элементы, для того чтобы воспроизвести ее в своей конструкции, умело подобрав и использовав те или другие детали. Конструирование по модели является усложненной разновидностью конструирования по образцу.

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Чтобы научить детей правильно «читать» схему постройки, надо предварительно с помощью взрослого соотнести ее с конкретным образцом постройки. Такой опыт помогает детям понять схему как средство ориентировки в особенностях реальных объектов. Дети испытывают трудности в выделении плоскостных проекций объемных геометрических тел (детали строительного материала). В результате такого обучения у детей развиваются образное мышление и познавательные способности.

Конструирование по условиям заключается в следующем. Детям не дают образец постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, подчеркивают практическое ее назначение (например, возвести через реку мост определенной ширины для пешеходов и транспорта, гараж для легковых или грузовых машин и т.п.). Задачи конструирования выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования. Однако для этого дети должны иметь определенный опыт: обобщенные представления о конструируемых объектах, умение анализировать сходные по структуре объекты и свойства разных материалов и др. Этот опыт формируется, прежде всего в конструировании по образцам и в процессе экспериментирования с разными материалами. Педагог стремится чаще предлагать детям такие конструктивные задачи, которые заставляли бы их думать, искать решения, пробовать.

Конструирование по замыслу, по сравнению с конструированием по образцу, обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как будут конструировать. Но создание замысла будущей конструкции и его осуществление – достаточно трудная задача для дошкольников: их замыслы неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности. Чтобы эта деятельность протекала как поисковый и творческий процесс, дети должны иметь обобщенные представления о конструируемом объекте, владеть обобщенными способами конструирования и уметь искать новые способы. Эти знания и умения формируются в процессе других форм конструирования – по образцу и по условиям. Конструирование по замыслу не является средством обучения детей созданию замыслов, оно лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее. При этом степень самостоятельности и творчества зависит от уровня имеющихся знаний и умений (умение строить замысел, искать решения не боясь ошибок и т.п.).

Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций («Птицы», «Город», «Животные» и т.д.), а они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта достаточно распространенная форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу – с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничивают определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме – актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику.

Основные приемы обучения конструированию

1. Показ воспитателем приемов изготовления конструкции или игрушки.

2. Объяснение задачи с определением условий, которые дети должны выполнить без показа приемов работы.

3. Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы.

4. Анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции.

 

На занятиях конструирования осуществляется развитие воображения, сенсорных и мыслительных способностей детей. При правильно организованной деятельности дети приобретают:

- конструктивно-технические умения (сооружать отдельные предметы из строительного материала – здания, мосты и т.д. или делать из бумаги различные поделки – елочные игрушки, кораблики и т.д.);

- обобщенные умения – целенаправленно рассматривать предметы, сравнивать их между собой и расчленять на части, видеть в них общее и различное, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей, делать умозаключения и обобщения.

Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений. Речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.), которые в других видах деятельности употребляются редко. Дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий – низкий, длинный – короткий, широкий – узкий, большой – маленький), в точном словесном указании направления (над – под, вправо – влево, вниз – вверх, сзади – спереди, ближе и т.д.).

Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность.

Развитие воображения и творческих способностей

Конструирование создаёт условия для развития воображения и творческих способностей детей. Дети должны как можно больше играть. Игра – это лучший вид деятельности для дошкольника, в котором развиваются творческие способности и воображение.

Дошкольникам должны быть доступны всевозможные конструкторы. Чем больше видов конструкторов предлагается ребенку, тем в большей степени развивается его творческое воображение.

Конструируя ребёнок совершенствует свои мыслительные процессы!

 

Список литературы

1. Урадовских Г. Художественное конструирование из деталей конструктора/ Г. Урадовских; // Дошкольное вспитание.-2005.-N 2 - С.15-22.

2. Парамонова Л.Творческое художественное конструирование//Дошкольное воспитание. - 2004. -№10. - 2005. №2

3. Кудрявцев В. Т. Воображение ребенка: Природа и развитие.// Психологический журнал. -2001. - том 22. - №6. - с. 64-76

4. О.М. Дьяченко Развитие воображения дошкольника. - М. .Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1996 г. -197 с.

5. Финкельштейн Б. Б. «Давайте вместе поиграем» Комплект игр с блоками Дьенеша. - Санкт – Петербург: ООО «Корвет», 2001. - 83 с.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 37 «Ягодка»

города Губкина Белгородской области

Развитие интеллектуальных и творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе конструирования

Подготовил:

педагог-психолог

МАДОУ «Детский сад

комбинированного вида

№ 37 «Ягодка»

Бондарева Е.В.

2022 год

«Игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру»

А.С. Макаренко

Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова constru ere , что означает создание модели, построение, приведение в определённый порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов.

Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определённого, заранее задуманного результата. Оно тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей.

Под детским конструированием принято понимать создание ребенком конструкций, моделей из различных материалов, которые и определяют вид конструирования: конструирование из строительного материала; конструирование деталей конструкторов; конструирование из бумаги, картона; конструирование из природного и бросового материала; конструирование из крупногабаритных модулей.

Типы конструирования

Выделяют два типа конструирования:

1. Техническое конструирование (из строительного материала; из деталей конструкторов; из крупногабаритных модульных блоков).

2. Художественное конструирование (из бумаги; из природного материала). Конструирование из бросового материала относится и к техническому и к художественному типу конструирования. Бросовый материал - это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии. О. Шлосс.

Этапы конструирования

В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа:

1. Создание замысла – это обдумывание и планирование процесса предстоящей практической деятельности — в представлении конечного результата, в определении способов и последовательности его достижения. Дети четырех лет уже могут идти от замысла к исполнению.

2. Исполнение замысла – это практическая деятельность, не является чисто исполнительской. Особенностью конструкторского мышления является сочетание и взаимодействие мыслительных и практических действий. Практические действия могут выступать как экспериментирование с материалом, связанное с выполнением замысла. Появляется интеллектуальная активность, связанная с увлеченным поиском вариантов решений. Замысел, в свою очередь, часто уточняется и изменяется в результате поисковых практических действий. Источником замысла детей является все окружающее: предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности, в первую очередь игра, и т.п.

Формы организации обучения дошкольников конструированию 

Существуют разные формы организации обучения: по образцу, модели, схеме, условиям, теме, замыслу. Конструирование по образцу заключается в том, что детям предлагают образцы построек и показывают способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании. Использование образцов – это необходимый и важный этап обучения, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек (учатся выделять пространство для постройки, аккуратно соединять детали, делать перекрытия и т.п.). В качестве образца могут быть рисунки, фотографии, схемы, чертежи, модели. Детям можно предложить задания на преобразование образцов с целью получения новых конструкций. В этом случае ребенок должен создавать каждую последующую постройку путем преобразования предыдущей: например, диван перестроить в караульную будку, изображенную на рисунке, используя все детали набора. Таким образом, конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, является важным обучающим этапом, на котором можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности.

Конструирование по модели заключается в следующем. Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных ее элементов скрыто от ребенка (в качестве модели может выступать конструкция, обклеенная плотной белой бумагой). Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками является достаточно эффективным средством активизации их мышления. В процессе решения этих задач у детей формируется умение мысленно разбирать модель на составляющие ее элементы, для того чтобы воспроизвести ее в своей конструкции, умело подобрав и использовав те или другие детали. Конструирование по модели является усложненной разновидностью конструирования по образцу.

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Чтобы научить детей правильно «читать» схему постройки, надо предварительно с помощью взрослого соотнести ее с конкретным образцом постройки. Такой опыт помогает детям понять схему как средство ориентировки в особенностях реальных объектов. Дети испытывают трудности в выделении плоскостных проекций объемных геометрических тел (детали строительного материала). В результате такого обучения у детей развиваются образное мышление и познавательные способности.

Конструирование по условиям заключается в следующем. Детям не дают образец постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, подчеркивают практическое ее назначение (например, возвести через реку мост определенной ширины для пешеходов и транспорта, гараж для легковых или грузовых машин и т.п.). Задачи конструирования выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования. Однако для этого дети должны иметь определенный опыт: обобщенные представления о конструируемых объектах, умение анализировать сходные по структуре объекты и свойства разных материалов и др. Этот опыт формируется, прежде всего в конструировании по образцам и в процессе экспериментирования с разными материалами. Педагог стремится чаще предлагать детям такие конструктивные задачи, которые заставляли бы их думать, искать решения, пробовать.

Конструирование по замыслу, по сравнению с конструированием по образцу, обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как будут конструировать. Но создание замысла будущей конструкции и его осуществление – достаточно трудная задача для дошкольников: их замыслы неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности. Чтобы эта деятельность протекала как поисковый и творческий процесс, дети должны иметь обобщенные представления о конструируемом объекте, владеть обобщенными способами конструирования и уметь искать новые способы. Эти знания и умения формируются в процессе других форм конструирования – по образцу и по условиям. Конструирование по замыслу не является средством обучения детей созданию замыслов, оно лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее. При этом степень самостоятельности и творчества зависит от уровня имеющихся знаний и умений (умение строить замысел, искать решения не боясь ошибок и т.п.).

Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций («Птицы», «Город», «Животные» и т.д.), а они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта достаточно распространенная форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу – с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничивают определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме – актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику.

Основные приемы обучения конструированию

1. Показ воспитателем приемов изготовления конструкции или игрушки.

2. Объяснение задачи с определением условий, которые дети должны выполнить без показа приемов работы.

3. Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы.

4. Анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции.

На занятиях конструирования осуществляется развитие воображения, сенсорных и мыслительных способностей детей. При правильно организованной деятельности дети приобретают:

- конструктивно-технические умения (сооружать отдельные предметы из строительного материала – здания, мосты и т.д. или делать из бумаги различные поделки – елочные игрушки, кораблики и т.д.);

- обобщенные умения – целенаправленно рассматривать предметы, сравнивать их между собой и расчленять на части, видеть в них общее и различное, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей, делать умозаключения и обобщения.

Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений. Речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.), которые в других видах деятельности употребляются редко. Дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий – низкий, длинный – короткий, широкий – узкий, большой – маленький), в точном словесном указании направления (над – под, вправо – влево, вниз – вверх, сзади – спереди, ближе и т.д.).

Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность.

Развитие воображения и творческих способностей 

Конструирование создаёт условия для развития воображения и творческих способностей детей. Дети должны как можно больше играть. Игра – это лучший вид деятельности для дошкольника, в котором развиваются творческие способности и воображение.

Дошкольникам должны быть доступны всевозможные конструкторы. Чем больше видов конструкторов предлагается ребенку, тем в большей степени развивается его творческое воображение.

Конструируя ребёнок совершенствует свои мыслительные процессы!

Список литературы

1. Урадовских Г. Художественное конструирование из деталей конструктора/ Г. Урадовских; // Дошкольное вспитание.-2005.-N 2 - С.15-22.

2. Парамонова Л.Творческое художественное конструирование//Дошкольное воспитание. - 2004. -№10. - 2005. №2

3. Кудрявцев В. Т. Воображение ребенка: Природа и развитие.// Психологический журнал. -2001. - том 22. - №6. - с. 64-76

4. О.М. Дьяченко Развитие воображения дошкольника. - М. .Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1996 г. -197 с.

5. Финкельштейн Б. Б. «Давайте вместе поиграем» Комплект игр с блоками Дьенеша. - Санкт – Петербург: ООО «Корвет», 2001. - 83 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных и творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.

Развитие коммуникативных способностей могут осуществляться по многим направлениям. Одним из них и является коллективная театрализованная деятельность. Это значит, что всем детям должны быть предоставл...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация: Статья посвящена вопросу развития творческих способностей детей в игре, в которой раскрыты различные подходы к пониманию способностей, рассмотрена взаимосвязь развития творческих способност...

Использование игровых технологий для развития интеллектуальных и творческих способностей у детей дошкольного возраста

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством развивающих игровых пособий: "Палочки Кюизинера"; "Логические блоки Дьеныша"; "методика раннего развития Никитина" ;" Разв...

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе организации культурно - досуговой деятельности».

laquo;Развитие творческих  способностей у детей дошкольного возраста в процессе организации культурно - досуговой деятельности»....

План самообразования: "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе аппликации

План самообразования на тему: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе аппликации. ...

Развитие интеллектуальных и творческих способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ через ЛЕГО игры

Лего – игры являются новым и актуальным направлением в коррекционно-образовательной работе с дошкольниками с ОВЗ. Использование Лего конструктора является хорошим средством для познавательного р...

Методическая разработка Педагогический проект по математическому воспитанию для детей дошкольного возраста (5-6 лет) «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования и робототехники»

Конструктор LEGO и программное обеспечение к нему предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследов...