Роль декоративно - прикладного творчества в детском саду.
статья по теме

Михайлова Елена Владимировна

Роль декоративно – прикладного творчества в детском саду.

          Культуру любой нации невозможно представить без народного искусства, фольклора, традиционной культуры, народно – прикладного творчества, которые хранят в себе и передают жизненный опыт многих поколений; раскрывают духовность жизни народа, его мировоззрение, представление о красоте окружающего мира; отражают его моральные принципы; эстетические ценности, художественный вкус и являются частью его истории.

          Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть её культуры. Образы, передаваемые с помощью народных промыслов эмоционально насыщенны, поэтичны. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на богатом жизненном опыте, на художественных традициях, народное искусство является неотъемлемой частью жизни и культуры нашего народа, и , безусловно, способно благотворно влиять на формирование будущего человека. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть, понимать, чувствовать окружающий мир.

           К сожалению, в настоящее время наблюдается потеря интереса общества к своей народной культуре в силу элементарного отсутствия знаний и представлений. Мы живём там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления декоративной посуды, предметов быта и игрушек; у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством, подержать в руках подлинные изделия с городецкой, гжельской, хохломской росписью, дымковскую игрушку и т.д.

          Современные дети, и даже взрослые, особенно живущие в городах, очень поверхностно знакомы с нашей народной культурой. Как жили люди? Как работали и отдыхали? Как украшали свой быт? Какие были традиции? Безусловно, надо искать ответы на эти и подобные вопросы, что позволит восстановить связь времен и поколений, осознать себя как часть народной культуры, вернуть утраченные ценности.

          Народное искусство - достояние не только взрослых, но и детей, которые с увлечением играют с деревянными матрёшками, глиняными фигурками, большое распространение имеют деревянные ложки, плетёные корзины, половинки из лоскутов и т.д. Народное искусство по своей сути образно, красочно, доступно детскому восприятию, несёт в себе понятное содержание, раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира: это уже знакомые детям сказочные образы животных, орнаменты цветов, ягод, листьев, которые ребёнок видит вокруг себя постоянно. Все изделия, как деревянные, так и глиняные, с городецкой, хохломской, гжельской росписью, являются необходимыми атрибутами в детских садах не только для украшения интерьера, но и для непосредственного ознакомления с народным творчеством под руководством педагога, когда дети могут внимательно рассмотреть, нарисовать и слепить по образцам народных изделий.

          Обучение декоративно-прикладному творчеству дошкольников играет огромную роль и заключает в себе большой потенциал всестороннего развития ребёнка. На занятиях по декоративно-прикладному искусству у детей развиваются эстетическое восприятие окружающего мира, чувство прекрасного, творческая инициатива; расширяется сенсорный опыт, обогащается речь. У детей развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение. Знакомство с декоративно-прикладным искусством в детском саду важно при коллективных формах работы, что развивает у детей умение работать вместе, действовать согласованно, оказывать помощь друг другу. Развивается способность радоваться успехам как каждого воспитанника, так и достижениям всего коллектива группы.

          Таким образом, народное искусство в детском саду способствует всестороннему воспитанию личности ребенка, развитию его творческих способностей и заложенного потенциала; активно воздействует на духовное развитие дошкольника, на формирование патриотических чувств.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация - Декоративно-прикладное творчество в детском саду -

История возникновения народных промыслов. Выставка народных промыслов на базе детского сада. Беседа с детьми о росписи изделий. Творческая мастерская. Проведение дидактических игр. Праздник  " Яр...

НАРОДНО-ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ДЕТСКОМ САДУ

Декоративно-прикладное искусство является одним из фактов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребёнка, прививается любовь к своему кр...

Консультация для родителей. Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома.

Консультация для родителей . Декоративно - прикладное искусство в детском саду и дома....

Тематическое планирование кружка по декоративно-прикладному творчеству в детском саду "Волшебная мастерская"

Тематическое планирование кружка по декоративно-прикладному творчеству в детском саду...

«РОЛЬ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Порыв к творчеству может так же легко угаснуть,как и возник, если оставить его без пищи.К.Г. ПаустовскийЛичностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, ...

Консультация на тему: «Роль декоративно-прикладного творчества в детском саду»

Консультация на тему: «Роль декоративно-прикладного творчества в детском саду»Культуру любой нации невозможно представить без народного искусства, фольклора, традиционной культуры, народно...