«Знакомство детей с народным календарём»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Знакомство с народным календарём.
     Почти каждый день народного календаря чем-то значим, посвящён памяти того или иного святого. Мы на этом внимание не акцентируем, а рассказываем детям лишь о том, чем тогда занимались предки (какую работу начинали или заканчивали в этот день в поле, саду, огороде), какие примечали события в природе и т.д. Приметы, основанные на тонких наблюдениях наших предков, знать не грех сегодня не только сельскому жителю, но и горожанину. В процессе общения с детьми включаем в свою речь подходящие народные прибаутки, пословицы, заклички, поговорки, которые совершенно естественно входят в активный словарь ребят.Знакомство с народным календарём.

     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_detey_-_kopiya.pptx2.73 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация на тему « Знакомство детей с народным календарём» Педагоги ГБДОУ детский сад № 76 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга: учитель-логопед :Махова Е.В. воспитатели: Балашова Н.А. Красавчикова Т.Е. 2014год.

Слайд 2

Знакомство с народным календарём. Почти каждый день народного календаря чем-то значим, посвящён памяти того или иного святого. Мы на этом внимание не акцентируем, а рассказываем детям лишь о том, чем тогда занимались предки (какую работу начинали или заканчивали в этот день в поле, саду, огороде), какие примечали события в природе и т.д. Приметы, основанные на тонких наблюдениях наших предков, знать не грех сегодня не только сельскому жителю, но и горожанину. В процессе общения с детьми включаем в свою речь подходящие народные прибаутки, пословицы, заклички , поговорки, которые совершенно естественно входят в активный словарь ребят. Сообщали детям о некоторых приметных днях, проводили слушание народных песен, разучивали хороводы соответствующей тематики, тем самым обогащали воспитанников знаниями о культуре русского народа, его традициях. Знакомство с народным календарём проходило и через творчество: рисование, лепка, аппликация, соответствующих тематике дня в народном календаре. Ребёнок, работая на заданную тему, ещё раз переживает свои впечатления от услышанного и увиденного ранее, лучше запоминает полученную информацию

Слайд 3

В соответствии с тематикой календарного дня мы предлагали ребятам заняться совместной или самостоятельной деятельностью (составление букетов и гербариев, расчистке участка от опавших листьев, уход за комнатными растениями, утеплении клумб на участке, определить в какую сторону дует ветер, где и почему быстрее опадает листва и т.п.). Это побуждает к поиску оптимальных решений для выполнения работы, а также способствует расширению наглядной основы процесса обучения. Таким образом, закрепляли у детей знания об окружающей природе, знакомили с обычаями нашего народа, воспитывали чувство ответственности за тот кусочек земли, на котором мы живём.

Слайд 4

2 октября - Зосима-пчельник К этой дате укрывали на зиму ульи, убирали их в ольшаник. Пчеловоды заботились о пчёлах. «Так как пчелиный промысел считается одним из тех, которые требуют нравственной чистоты и праведной жизни », „Дай, Зосима, чтобы пчелки водились, мед носили и не умирали" — так, повторяя за родителями слова , шепчут крестьянские дети. На этот праздник народ придумывал пословицы и поговорки: Яблоньку за яблочки любят, пчелку — за мед. Масло сласно , а мед лучше. С медом и долото проглотишь. С медом и ошметок съешь. Медок сладок в меру. Сладок мед, да не по две ложки в рот. Для ознакомления детей и родителей с данной теме, мы поставили перед собой следующие задачи: 1. Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через знакомство с народным календарём. 2. Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, через проведение русских народных подвижных игр, конкурсов, знакомство с календарными праздниками их обычаями и традициями. 3. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детей. 4.Способствовать формированию у детей эмоционально-чувственного, осознанного восприятия образов устного народного творчества (потекши, заклички , пословицы, поговорки, загадки, считалки); Результат работы: Изготовление поделок детьми совместно с родителями.

Слайд 6

Знакомство с «Народным календарём» дает возможность, как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию, трудолюбие, мастерство, изобретательность, правдивость и др. Результатом изучения «Народного календаря» станет восприятие детьми народной культуры как целостного мира, где главным являются идеи борьбы добра со злом и утверждения красоты и гармонии жизни. Приобщая ребёнка с раннего возраста к культуре родного народа, мы будем способствовать возрождению «специфической» и культурной памяти поколений, утверждению в сознании ребёнка место своего «я» в системе «семья», «род», «народ», «человечество» Знакомство с « Народным календарём» позволяет развивать индивидуальные творческие способности воспитанников, их исполнительские качества, артистизм. Кроме того, дети получат возможность попробовать свои силы в области народного декоративно-прикладного искусства, что будет способствовать развитию их творческого потенциала и творческому самовыражению. Перспективное планирование представляет собой интегрированную совместную деятельность, которая позволяет детям получать и дополнительную информацию по изучаемым в группе различным областям (знакомство с художественной литературой, , музыка, конструирование, рисование др.).

Слайд 7

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЗНАКОМСТВУ С НАРОДНЫМ КАЛЕНДАРЁМ. «2 ОКТЯБРЯ- ЗОСИМА» 1.Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественное - эстетическое развитие. 2.Тема: Зосима- заступник пчёл. Пасечники убирали улья на зиму. Улья в погреб ставь- праздник мёда правь. В этот день устраивали лакомый стол, готовили медовые блюда. 3.Материалы и оборудование, литературно-музыкальное сопровождение: Иллюстрации, игрушки по теме, диски с записями народного гулянья, сувениры. 4.Планируемые результаты уровня интегративных качеств: Выражают свои эмоции при прочтении стихов, пословиц, поговорок, загадок закличек о пчёлах, разгадывание ребусов. 5.Организация совместной деятельности по направлениям: 5.1. Рассматривание иллюстраций о пчёлах, чтение публикаций о «Зосима» из интернета. Знакомство с народными приметами «Народный календарь- осень» 5.2. Разучивание народных пословиц поговорок , закличем про грибы. 5.3. Изготовление поделок детей и взрослых на тему « Зосима- заступник пчёл»

Слайд 12

Одной из задач по осуществлению данного направления является привлечение родителей в воспитательно - образовательный процесс. Мы проводим русские народных подвижные игры. В папках передвижках подбираем рекомендации по приготовлению праздничного стола, знакомим с календарными праздниками, обычаями и традициями русского народа. Всё это формирует у детей интерес к освоению художественного пространства, в котором переплелись прошлое и настоящее, возникло много нового и сохранились различные пласты художественного наследия народа, развивает способности детей средствами всех видов народного искусства. Интеграция художественного содержания как путь формирования художественно-творческих способностей детей предоставляет им возможность ярче проявить себя в том, или ином виде детской деятельности. Для привлечения родителей к приобщению детей к русской народной культуре используем такие формы работы, как анкетирование, беседы, совместные праздники, посиделки, выставки, конкурсы, оказывается консультативная помощь. Взаимодействие с семьёй проводится по принципу активного вовлечения родителей в жизнь детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по знакомству детей с народной игрушкой

Материал содержит разработку  комплексного занятия по знакомству детей старшего дошкольного возраста с народной игрушкой...

по теме: «Русская народная музыка, как средство знакомства детей с народной культурой и традициями»

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние и...

Консультация для педагогов ДОУ. Тема: «Русская народная музыка, как средство знакомства детей с народной культурой и традициями»

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние и...

Знакомство детей с народным творчеством через знакомство с игрушкой - матрешкой.

Материал открытого занятия по народно - прикладному творчеству во второй младшей группе. В формате интегрированного занятия идёт знакомство детей с русской матрёшкой.На занятии сочетаются позновательн...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему: «Знакомство детей с народным костюмом Ивнянского края села Выезжее»

В конспекте содержится материал по знакомству детей старшего дошкольного возраста с Русским народным костюмом Ивнянского края. Дети в игровой форме знакомятся с элементами женского и мужского костюма....

Консультация для педагогов ДОУ «Русская народная музыка, как средство знакомства детей с народной культурой и традициями»

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние и...

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе лепки и знакомства детей с народными промыслами

Первоначальный процесс приобщения детей к художественной культуре своего народа необходимо строить на хорошей эмоциональной основе. Удивление, восхищение, радость от общения с таким искусством - чувст...