Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников, основанный на любви к малой Родине Кубани.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Гладских Татьяна Викторовна

Патриотическое воспитание очень актуальная тема в наше время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx34.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное бюджетное учреждение детский сад № 44

                    муниципального образования Кореновский район.

                                   

                             

                               ТЕМА: «ВОСПИТАНИЕ

   ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У СТАРШИХ

       ДОШКОЛЬНИКОВ, ОСНОВАННЫХ НА

         ЛЮБВИ К МАЛОЙ РОДИНЕ КУБАНИ».

                                         Автор опыта: Гладских Татьяна Викторовна

                                                               Воспитатель МДОБУ детский сад № 44.

                                                    ст.Платнировская

                                                         2014-2015гг.

                                              Содержание:

1.Аннотация……………………………………………………………………….3

2.Рецензия…………………………………………………………………………4

3.Список использованной литературы………………………………………….8

4.Приложение…………………………………………………………………….9

5.Фотоприложение………………………………………………………………16

                                                     АННОТАЦИЯ

                      ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

      НА ТЕМУ: «ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ

     У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ОСНОВАННЫХ НА ЛЮБВИ К МАЛОЙ

                                              РОДИНЕ КУБАНИ».

               ВОСПИТАТЕЛЯ: ГЛАДСКИХ ТАТЬЯНЫ ВИКТОРОВНЫ

            Данный опыт работы рассчитан на педагогов старшего дошкольного возраста.

           В данной работе представлены средства решения проблемы по воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

          Актуальность данной проблемы состоит в воспитании патриотических чувств, любви к малой Родине, близким людям, станице.

           В приложении представлены: серия занятий по патриотическому воспитанию, консультации, беседы с родителями, экскурсии в мини- музей «Казачья хата», организованный в дошкольном учреждении.

Цель данного опыта: рассчитан для педагогов старшего дошкольного возраста.

   В ланной работе представлены средства решения проблемы по воспитанию патриотических чувст у детей старшего дошкольного возраста, путём различных форм обучения: открытые занятия, беседы, консультации, экскурсии.

   В приложении представлены: серия занятий по патриотическому воспитанию для старших дошкольников, консультации, беседы, экскурсии, памятки для родителей, консультации для родителей.

                      Актуальность проблемы:

1.Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста;

2.Воспитание любви к малой Родине, путём знакомства с историческим прошлым и настоящим Кубани.

                                                          Технология опыта.

Актуальность исследования. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста- одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родной станице, краю, родной стране.

   Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной станице проявляются у него в чувстве восхищения своим городом, станицей, краем, страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей со своей станицей, краем, страной.

       Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только в том случае, если сам воспитатель будет знать историю своей страны, любить её.

      «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, так как воспитательная сила изливается из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был продуман, не может заменить личности в деле воспитания,»- эти слова К.Д.Ушинского в полной мере относятся к воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Всё это проявляется в беседах с детьми, на занятиях, прогулках, экскурсиях, консультациях для родителей.

      Знакомство дошкольников с родным краем, станицей, страной- процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно добиться только систематической работой, и эта работа, в основном, должна проходить вне занятий.

      Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.

       Воспитывать любовь к Родине, родному городу- значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребёнка.

        Родина, Отчизна, Отечество, Отчий край. Так называют люди ту землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Необходимо помочь ребёнку открыть это чудо, приобщая его к природе, быту, истории, культуре родного края. Знакомясь с малой Родиной, ребёнок начинает любить её и сохраняет чувства привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать её, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня, и тем яснее представят будущее. Человек, любящий Родину, не способен на предательство, преступление. А это так важно в наше время.

   Родина, Россия, родная природа- эти слова неотделимы. Любовь к своей стране невозможна без любви к природе и истории своего края. А край этот уникальный- ибо нет у нас в России уголка, где бы так близко соседствовали пейзажи различных климатических зон, со всем богатством растительного и животного мира.

                                    Высокие горы, степные просторы,

                                           Лазурного берега грань.

                                         Леса и поляны, сады и лиманы-

                                             Всё это вместила Кубань!

     Есть на белом свете синие леса, есть холодные величественные вершины, а у нас- южное, тёплое море и звонкая степь, наполняющая золотыми лучами солнца и серебристым пеним жаворонков. Кубанскую землю омывают два моря –Чёрное и Азовское. «Кубань, Кубань, жемчужина России в оправе синих двух морей».

     Необъятным зелёным ковром раскинулась Кубань, степь без конца и без края. Это сплошная курортная зона. Здесь ласковое солнце, масса субтропической растительности. Природа нашего края уникальна, ибо нет такого уголка на земле, где бы так близко соседствовали пейзажи различных климатических зон со всем богатством растительного и животного мира.

      Кубанская земля завораживает чистотой горных рек, терпким запахом луговых трав, пение жаворонков. Тоскливым голосом куликов, перепелов. Как не вспомнить щебетание ласточки на крыше родительского дома, и всплеск крыльев белых лебедей на степной речке, и крик чаек.

             И совсем теряешь голову от медового запаха подсолнухов.

            Рядом с полями дремлют скидоские курганы, они всё ещё сохраняют царственный вид.

      Встают перед глазами страницы истории древнего края, где ближние и дальние времена, старое и новое переплетались, дополняя друг друга, обостряя нашу любовь к родной земле.

                                   Шлём тебе, Кубань родимая,

                                     До сырой земли поклон.

       В прошлом веке, когда впервые прозвучали эти строчки гимна кубанских казаков, которые они называли песней- молитвой, офицеры и казаки во время её исполнения снимали папахи и низко кланялись.

     И чем дальше уходит время, тем ближе сердцу подвиги и дела тех, кто сотворил эту песню и вписал незабываемые строки в историю нашего края.

     Тамань - первый населённый пункт Кубани, который обзавёлся собственным гербом. Он был утверждён 30 ноября 1848 года.

      Герб Краснодара изображён на щите. Все детали герба помещены на ярко- зелёном фоне, это должно было подчёркивать, что Краснодар- город цветов, зелени, садов. Все детали герба украшала цветущая ветка яблони.

      Осенью 1991 года Кубанская Казачья Рада утвердила песню К.Образцова в качестве воинского гимна возродившегося кубанского казачества. А в 1995 году песня стала гимном Краснодарского края.

      Согласно статье 7 закона «О символах Краснодарского края», даёт описание флага: «Флаг Краснодарского края представляет собой прямоугольное полотнище из трёх разноцветных горизонтальных полос: верхней- синего, средней- малинового и нижней- зелёного цвета. В центре флага расположен герб Краснодарского края, выполненный в одноцветном варианте- золотым цветом».

       Земля- матушка! Это присловье часто можно было слышать в кубанских хуторах или станицах. В нём отразилось особое отношение казаков к земле, убеждение в нерасторжимом слиянии человека и природы. Земля кормила, она была основой хозяйства. Имея собственный пай, казак чувствовал себя свободным. Обращение с землёй становилось поистине сыновним: бережливым, трепетным. Степные районы северо- восточной части Краснодарского края являются основной зоной выращивания зерновых культур, крупных массивов пшеницы- озимой и яровой. Казаки благоговейно относились к хлебу не только за столом- после еды не оставалось  крошек!- но и в поле, ещё во время уборки урожая. На поле снопы передавали из рук в руки: тот, кто был на повозке, не «пуляя» их, а укладывая осторожно, как живое существо, соблюдая порядок- колосками внутрь.

     Свою историю казаки знали и почитали. Кропотливо и бережно хранили всё, что имело к ней отношение. Как бы они ни жили- бедно или богато, но в любой дореволюционной станице не было хаты без святого угла. Святой угол простой казачьей хаты становился началом истории рода, семьи. Где жизнь каждого казака переплеталась с историей страны и приобретала свой особый смысл.

    Турлучные и саманные жилища возводились сообща, крыши камышом. Украшением жилища служили деревянные карнизы, наличники с резьбой, чаще рельефной или сквозной. Для украшения крыши на гребне устанавливались «коньки». На новоселье приглашали священника, кучу гостей и родственников.

    Ничто так ярко не отражало характер и хозяйскую жилку казака, как его двор. Если он не был широким, просторным- значит, хозяин уже думал о постройке новых хат, где будут жить взрослые сыновья.

      Невозможно представить жизнь казака без коня. Мальчишек с пяти лет знакомили с конём. А в семь лет они уже свободно ездили. Подойдёт срок службы казака и унесёт его верный конь в далёкие края: может в турецкую сторону, может, к холодным скалам Дагестана или островерхим крышам Померании. Но всегда и везде будет помнить  тропинку детства, что проторил босыми ногами по белесой, тугой траве на зорьке.

     Станичный атаман постоянно обращался к совету старейшин. Не каждый удостаивался чести быть приглашённым в его состав. Учитывалось здесь многое: и пожилой возраст, и безупречная воинская служба, и награды, и примерное ведение хозяйства. Уважительное отношение к старшим было принято и в семье. Казаки издавна считали. Что старик в доме- лицо почитаемое, воля его- закон для всех. Слово отца в доме было главным, без него не начинали даже есть.

      Такое уважение к старшим было золотым стержнем, который крепил и держал всю семью изнутри. К родителям дети почтительно обращались на «вы». Авторитет отца и матери считался непререкаемым. Они были постоянным примером для детей. Им подражали, их возвышали, старались быть похожими на них: «мамаша сказала», «папаше не понравится такое»- эти слова слышались в каждом доме изо дня в день.

     Уже во второй половине 19 века, по наблюдению Ф.А.Щербины, у казаков «почти исчезло принудительное заключение браков; вообще в семейном быту стало развиваться личностное начало».

     Казаки редко хвалили своих детей, считая, что человека хвалит его работа. Дети слышали всего два слова: «хорошая работа!».

     Старшие, в свою очередь, заботились не только о хозяйственном благополучии. Но и о том, чтобы все в доме жили дружно, мирно. Казаки воспитывали детей в строгости, в работе и заботе о ближнем.

     В осенний и зимний период, когда работы было поменьше, ребята присматривали за домашней птицей, животными; девочки рукодельничали: вышивали рушники, пряли пряжу, ткали домашнее полотно.

     Историк Ф.А.Щербина отмечал: «В среде населения тлела, как искра. Потребность к грамоте». В 1803 году на Кубани была открыта официальная первая казачья школа.

    Неоценимую помощь в изучении устного народного творчества оказывают старожилы, сохранившие светлый ум, прекрасную память и редкий дар сказительства. Где спокойно, а где и со слезами на глазах вспоминают они о своём далёком детстве, листают страницы жизни и быта своих родичей- казаков. Непритязательные их рассказы свидетельствуют о том, что устное народное творчество кубанцев не иссякло в прошлом, а продолжается и в наши дни. Творчество это на редкость разнообразно, оно охватывает многие жанры: устные рассказы, сказки, бытовые и военные песни, пословицы, загадки, былины и легенды. В них живёт трепетная душа народа, запечатлённая в слове историческая память, желание передать потомкам всё самое доброе и заветное.

      Многие из них дошли до нас в трудах первых кубанских историков. Фундаментальные исследования И.Д.Попко «Черноморские казаки в их гражданском и воинском быту» и Ф.А.Щербины «История Кубанского казачьего войска».

     Казаки- участники многих исторических событий, стремились воспеть их. Ни в одной из песен наши предки не любуются своими успехам. Не превозносят свои заслуги, считая ратное дело эпизодом, без которого не будет побед. Нигде в песне мы не найдём насмешки над врагом или его унижение, наоборот, везде уважение к его смелости, удали, бесстрашию:

                     «Каждый воин рад стараться

                      Постоять против врага,

                      В руки турку не даваться

                      Не сдаваться никогда»

             (песня «Гарнизон наш в Баязете»).

     Таким образом, я считаю, что тема по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста является актуальной.

                              Список использованной литературы.

1.Л.М.Данилина «Хотим под мирным небом жить», ООО РНЦ «Мир Кубани», г.Краснодар, 2005г.

2.Л.А.Кондыркинская, «С чего начинается Родина».

3.А.В.Маслов «Кубанская старина», ООО РНЦ «Мир Кубани», г.Краснодар, 2007г.

4.В.И.Натарова, «Моя страна», ТЦ «Учитель», Воронеж, 2005г.

 

                                           

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания у старших дошкольников интереса и любви к малой родине на основе ознакомления с родным краем "Краеведческая азбука"

Программа «Краеведческая азбука» — это обобщенный опыт работы педагога по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию дошкольников через организацию в группе краеведческой работы.Дан...

Перспективный план по воспитанию патриотических чувств у старших дошкольников.

Методы и формы работы с детьми по патриотическому воспитанию.Перспективный план на год для детей старшей группы.Преспективный план на год для детей подготовительной группы....

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

олимпийские игры как средство воспитания патриотических чувств у старших дошкольников...

Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с геральдикой и родословной

Значение геральдики в патриотическом воспитании дошкольников нельзя недооценивать. Осознание неповторимости родной страны, края, даже небольшого города, его значения в истории государства, чувство гор...

Проект «Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников посредством ознакомления с «малой Родиной».

Характеристика проекта:По доминирующей в проекте деятельности – познавательныйПо характеру содержания: ребенок, социальное окружение, исторические и культурные ценности села.По характеру контакт...

Программа воспитания у старших дошкольников интереса и любви к малой родине на основе ознакомления с родным краем "Краеведческая азбука"

Программа «Краеведческая азбука» — это обобщенный опыт работы педагога по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию дошкольников через организацию в группе краеве...

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста через знакомство с малой Родиной

      Дошкольное детство – пора открытий. Задача взрослых помочь ребёнку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию нрав...